Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Что такое минералы"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: окружающий мир

Класс: 3-2

Тема урока: Что такое минералы

Цель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, их применением; учить различать составные части гранита
Планируемые результаты:

ü Предметные: познакомиться с понятием «минералы»; разнообразием минералов, их практическим использованием; получат представление о минералах как составных частей горных пород; познакомятся о том из каких минералов состоит гранит

ü  Личностные: видеть красоту искусства и природы

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов: Окружающий мир: 3 класс: 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы,  карточки, презентация, картинки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_1.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Окружающий мир

Челябинск, 2016

Предмет: окружающий мир

Класс: 3-2

Тема урока: Что такое минералы

Цель урока: познакомить учащихся с горными породами и минералами, их применением; учить различать составные части гранита
Планируемые результаты:

  • Предметные: познакомиться с понятием «минералы»; разнообразием минералов, их практическим использованием; получат представление о минералах как составных частей горных пород; познакомятся о том из каких минералов состоит гранит
  • Личностные: видеть красоту искусства и природы

Тип урока: получение новых знаний

Оборудование: учебник О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов: Окружающий мир: 3 класс: 2 часть, тетрадь для самостоятельной работы,  карточки, презентация, картинки

Этапы урока. Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент.

словесный, наглядный.

1 мин

Встали подравнялись, настроились на урок . Проверьте свою готовность к окружающему миру. Учебник, тетрадь, ручка.

Готовить рабочее место.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

2

Проверка домашнего задания;

Словес.:ответы на вопрос,практический.

7 мин

Давайте проверим домашнюю работу.

Решив не большой тест. За который получите оценку.

1)Из чего состоит верхний твердый слой Земли?

А) гранит

Б) базальт

В) горные породы
2) Какие бывают горные породы?

А) осадочные

Б) торфяные

В) магматические

Г) горные

3) Какую роль играет солнце в разрушении горных пород?

(днем под палящими лучами солнца горные пароды нагреваются, а ночью наоборот охлаждаются что ведет к разращению породы)

4)Можно ли сказать, что осадочные горные породы образуются из магматических или вулканических?

А) да

Б) нет

5) От чего образуется торф?

А) ива, камыш

Б) мох, сфагнум

В)ромашка, одуванчик

Взаимопроверка

Правильно сформулировать ответ  на вопрос.

Рассказывать домашнее задание.

Выполнять задание

Проверять соседа

П:строят речевое высказывание.

3

Мотивационный.

7 мин

 - Откройте оглавление учебника. Какую тему изучали                                                            

Прочитайте тему сегодняшнего  урока. Назовите страницу учебника.                                                        Определите цели урока, используя опорные слова.  (узнать познакомиться закрепить)

Основная цель урока - узнать, из чего состоят различные горные породы.

Отрывать учебник

Определять цели и пути их достижения.

Р:принимают и сохраняют учебную задачу.

5

Решение учебных задач

Физ минутка

14 мин

 Давайте откроем учебник с 12.
Читаем по цепочке.
Из чего состоят сами твердые горные породы. Это зерна минералов. Минерал это –природное тело, образующееся в глубинах и на поверхностей земли, входящее в состав горных пород. У каждого минерала свои особые свойства: свое имя, свой химический состав и облик. Минерал в горной породе как отдельный человек в толпе: у него свое «лицо», «характер», «одежда». Безгранично царство минералов. Известно более 3 тыс минералов и минеральных видов. Некоторые горные породы имеет в своем составе только 1 минера: кварцевый песок, например, состоит из кварца, известняк из кальцита.
Слово «гранит» произошло от слова «гранум» - зерно. Объясните, почему гранит получил такое название. Обратите внимание на то, что в граните зерна отличаются друг от друга цветом, блеском, размерами.
Рассмотрите кусочек гранита. Что вы наблюдаете? Это полевой шпат, от его окраски зависит цвет гранита.
Какие еще зернышки вы видите, это кварц.
Есть в граните частичке в виде блестящих пластинок – слюда.
Посмотрите на слюду, кварц, полевой шпат.
Чаще всего гранит залегает глубоко в земле, но в некоторых случаях он выходит на ее поверхность и образует целые горы. Гранитные камни нередко встречаются на полях, лугах и в лесах. Иногда их так много, что они мешают обрабатывать землю.
Как вы думаете получиться ли разъединить частички гранита?
Правильно, гранит очень прочный камень.
Прочитайте по цепочке текст в учебнике
стр 14, 15.
Обратите внимание на многочисленность минералов, которые различаются тем, из каких частиц(молекул и атомов) состоят и как расположены эти частицы.
Рассмотрите минералы на рисунках.  Какие вы видели в природе?
Все вы видели ювелирные изделия. Чем они украшены?
В древние времена драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» было давно всем камнем красного цвета. Все зеленые камни назывались изумрудами. А все голубые – сапфирами. Позже заметили, что некоторые драгоценные камни тверже других и дольше сохраняются. Ученые установили, что ценность камня зависит не только от его цвета, блеска и редкости, но и от твердости. Слово «драгоценный»  можно использовать только по отношению к четырем особенно ценным камням – алмазу, рубину, изумруду, сапфиру.
Остальные камни относятся к полудрагоценным. Многие минералы имеют цвет и блеск. Почти все минералы твердые и прочные. Самую высокую твердость имеет алмаз. Если провести им по поверхности любого камня, он оставит след. Обработанные и отшлифованные алмазы называют бриллиантами. Они в тысячи раз тверже, чем самые прочные граниты и базальты. Из алмазов делают резцы для твердых сплавов. Загадка алмаза в том, что при нагревании выше 1850  градусов он теряет свою твердость и превращается в хрупкий, мягкий

графит - как бы в свою противоположность

Открывать учебник

Читать по цепочке

Отвечать на вопросы

Слушать учителя

Слушать учителя

Рассматривать

гранит

Рассматривать другие горные породы

Слушать  текст

Отвечать на вопрос

Читать по цепочке текст

Рассматривать минералы на рисунке

Отвечать на вопрос

Слушать учителя

Слушать учителя

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

П:Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Р:Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

К: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

6

Итог урока

4 мин

Какие цели мы ставили?

Какие минералы вам известны?

Чем различаются минералы?

Отвечать на вопрос

7

Домашнее задание

1 мин

Читать стр 12-15

Записывать д.з

8

Рефлексия

2 мин

- Сотни лет люди изучают минералы и горные породы,  сотни лет они верно служат человеку, но еще много  в мире камня неясного, спорного, загадочного.  

 Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели   бы поделиться дома?

Что вызвало затруднение?                                                                              

Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя     - Сегодня на уроке мы...

Я довольна вами, вы порадовали меня своими ответами. Много кто из вас получил хорошие отметки.

  Спасибо за урок, урок окончен.

Проводить рефлексию
Оценивать себя.

Р:Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы" школа России ФГОС

сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс " Минералы"

Конспект урока по ФГОС по окружающему миру 4 класс "Минералы"...

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие птицы?"

Данный урок формирует у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями, знакомит с особенностями строения, с местами обитания....

План-конспект урока по окружающему миру «Что такое хвоинки?» УМК «Школа России» Класс: 1

Цель:         Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений,  научить  по  хвое  определять  породу  дерева.        ...