Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса программа "Гармония"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Представлена рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_kl.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№5 Г.ТАЙШЕТА
«Рассмотрено» Руководитель МО
___________/ ___________ Протокол №1 от «___» _________ 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/ ___________
«_____» _________ 2016г. | «Утверждено» Директор школы ___________/Л.В.Головня «_____»___________ 2016г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1-4 класса
(базовый уровень)
Учитель Байкова Алена Юрьевна
Рабочая программа составлена на основе
Примерной государственной программы по окружающему миру для общеобразовательных школ О. Т. Поглазовой по УМК «Гармония».Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011г.
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357;
-Федерального перечня учебников, утверждённых, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- учебного плана МКОУ СОШ № 5 г.Тайшета на 2016/2017 учебный год;
- Примерной государственной программы по окружающему миру для общеобразовательных школ О. Т. Поглазовой по УМК «Гармония».Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2011г.
Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Общая характеристика учебного предмета
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы, о природных сообществах и природных зонах, о сезонных изменениях в природе и в жизни человека. Изучают свойства воздуха, воды, почвы, веществ, необходимых для всего живого на Земле, обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о развитии растительного организма, о стадиях развития некоторых групп животных, о том, как функционирует и развивается организм человека, от чего зависит его здоровье.
Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, на социальные объекты, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. В учебниках внимание учащихся на этот вид деятельности обращено специальным значком «изучай родной край». Предусмотрено выполнение краеведческих проектов во внеурочное время, что способствует и разумному отдыху детей.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире.
Большое внимание уделяется выявлению изменений в окружающем мире, связанных с жизнедеятельностью человека, в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий и прогулок к памятникам зодчества и современной архитектуры, в парки, в музеи. Обязательны при этом кратковременные прогулки (1 и 2 классы) и предметные или комплексные экскурсии (3 и 4 классы) для изучения объектов природы или творений человека в их естественных условиях.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Формы организации учебного процесса при реализации интегрированного курса «Окружающий мир» могут быть разнообразными: дидактические игры, уроки в музеях, на пришкольном участке, в парке, на улицах города или поселка и др.; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-то гипотез; уроки-путешествия, уроки-заседания экологического совета, уроки-конференции. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 учебных часов, из расчёта два часа в Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир».
.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей .
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них | Занятия по «Основам духовно- нравственной культуры народов России», вопросы охраны труда, здоровьесбережения, основы безопасности жизнедеятельности, исторические аспекты предмета и развитие практических навыков по информатике | |
Теоретическое обучение | Практические и творческие работы, проектная деятельность | ||||
1 класс | |||||
1111 | «Твои первые уроки» | 14 часов | 12 часов | 2 часа | Здоровьесбережение. Разучивание физминуток. Правила безопасного поведения в школе, дома, во дворе. Правила для учащихся. |
22 | «Окружающий мир и его изучение» | 8 часов | 6 часов | 2 часа | Вопросы здоровьесбережения и безопасного поведения. История изучения окружающего мира |
33 | «Разнообразие и красота растений» | 15 часов | 12 часов | 3 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуры. Стихи, песни о деревьях, цветах. История развития ботаники |
44 | «Разнообразие грибов» | 3 часа | 2 часа | 1 час | Правила безопасного сбора грибов. Съедобные и несъедобные грибы. |
55 | «Разнообразие и красота животных» | 18 часов | 15 часов | 3 часа | Красная книга. Вопросы охраны животного мира. Правила безопасного поведения при общении с животными |
66 | «Творения людей вокруг тебя» | 8 часов | 6 часов | 2 часа | Народные промыслы. Знакомство с различными русскими народными промыслами. |
| 66 часов | 53 часа | 13 часов | ||
2 класс | |||||
11 | «Человек и его здоровье» | 10 часов | 8 часа | 2 часа | Вопросы здоровьесбережения. Охрана здоровья. Правила безопасного поведения. Охрана труда |
22 | «Человек и общество» | 8 часов | 6 часов | 2 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуры русского народа. Поиск информации в различных источниках по заданной теме. |
33 | «Природные тела и явления» | 29 часов | 20 часов | 9 часов | Вопросы охраны труда и безопасного поведения. Поиск информации в сети Интернет |
44 | «Наша Родина -Россия» | 10часов | 8 часов | 2 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуры русского народа. Поиск информации в различных источниках по заданной теме. |
55 | «Человек - творец» | 11 часов | 8 часов | 3 часа | Народные промыслы. История возникновения различных ремёсел |
66 | Итого | 68 часов | 50 часов | 18 часов | |
3 класс | |||||
11 | «Изменения в природе и жизни человека» | 8 часов | 6 часов | 2 часа | Вопросы здоровьесбережения. Охрана здоровья. Правила безопасного поведения. Охрана труда |
22 | «Сезонные изменения в природе. Осень» | 4 часа | 2 часа | 2 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуры русского народа. Поиск информации в различных источниках по заданной теме. Оформление сообщения |
33 | «Тела, вещества и их свойства» | 15 часов | 12 часов | 3 часа | Вопросы охраны труда и безопасного поведения. Поиск информации в сети Интернет. Представление сообщения в печатном виде |
44 | «Зимние изменения в природе и в жизни человека» | 6 часов | 4 часа | 2 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуры русского народа. Поиск информации в различных источниках по заданной теме. Оформление сообщения. Иллюстрирование работы. |
55 | «Организм человека и его здоровье» | 11 часов | 8 часов | 3 часа | Вопросы здоровьесбережения. Охрана жизни и здоровья. |
66 | «Весенние изменения в природе. Развитие животных и растений» | 12 часов | 8 часов | 4 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуры русского народа. Поиск информации в различных источниках по заданной теме. Оформление сообщения. Иллюстрирование работы. Оформление работы в виде реферата |
77 | «Изменение культуры и быта наших предков» | 12 часов | 8 часов | 4 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуре русского народа. Посещение краеведческого музея |
68 часов | 48 часов | 20 часов | |||
4 класс | |||||
11 | «Ориентирование во времени и в пространстве» | 7 часов | 5 часов | 2 часа | Вопросы здоровьесбережения. Охрана здоровья. Правила безопасного поведения. Охрана труда. Умение ориентироваться в лесу |
22 | «Способы изображения предметов окружающего мира» | 9 часов | 7 часов | 2 часа | История возникновения топографических карт. Умение ориентироваться по плану и карте |
33 | «Природные богатства России» | 8 часов | 6 часов | 2 часа | Занятия по основам духовно-нравственной культуры русского народа. Вопросы безопасности, охраны труда |
44 | Природные зоны и природные сообщества | 11 часов | 9 часов | 2часа | Вопросы охраны природы. Экологическое воспитание |
55 | «Важнейшие события в истории России» | 21 час | 15 часов | 6 часов | История развития государства Российского. |
66 | «Материки, океаны, страны и народы Земли» | 12 часов | 8 часов | 4 часа | Великие путешественники. История великих открытий. Привлечение к урокам ресурсов Интернет. Безопасное поведение на летних каникулах |
Итого: | 68 часов | 50 часов | 18 часов | ||
Итого: | 270 часов | 200 часов | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Дата | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Проектная деятельность | Формы контроля |
Твои первые уроки | 14 | |||||
1 | День знаний. | 1 | Учатся принимать учебную задачу. | Краткосрочный индивидуальный проект «Мой маршрут от дома до школы и обратно» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
2 | Путешествие по школе. ОБЖ: Что такое безопасность и что такое чрезвычайная ситуация. | 1 | Моделируют различные формы поведения в помещениях школы. Оценивают поведение учеников, изображённых на рисунках; выполняют задания из рабочей тетради. | Среднесрочный коллективный проект «Моя безопасность» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
3 | Школьные принадлежности. | 1 | Учатся организовывать свое рабочее место в школе и дома; отгадывают загадки и объединяют предметы в группы ( школьные принадлежности, игрушки); узнают, каким должен быть школьный портфель, что и как в него складывать. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Моя безопасность» | Фронтальный устный опрос | |
4 | Правила поведения в школе. | 1 | Собирают информацию, рассматривая рисунки, учатся составлять их описание; выполняют задания из рабочей тетради. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Моя безопасность» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
5 | Условные знаки. | 1 | Учатся заменять условными знаками предметы, действия с ними, природные явления, анализируют изображенные условные знаки. | Индивидуальный краткосрочный проект «Мой маршрут от дома до школы и обратно. Дорожные знаки» | Фронтальный устный опрос | |
6-7 | Безопасный путь. | 2 | Осваивают правила безопасного поведения на улице; моделируют условные знаки, изготавливают светофор; выполняют задания в рабочей тетради. | Индивидуальный краткосрочный проект «Мой маршрут от дома до школы и обратно» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
8 | Экскурсия (прогулка на пришкольный участок). | 1 | Знакомятся с объектами и правилами поведения в школьном дворе; осваивают правила безопасного поведения на улице. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Моя безопасность» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
9 | Уроки общения. | 1 | Моделируют поведение в общественных местах, в транспорте, на природе; оценивают поведение своё и окружающих людей | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Моя безопасность» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
10 | Классный коллектив. | 1 | Учатся высказывать свои суждения, объясняют смысл пословиц о дружбе. | Работа над среднесрочным коллективным проектом «Моя безопасность» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
11 | Уроки вежливости. | 1 | Учатся использовать вежливые слова. | Текущий. Фронтальный устный опрос | ||
12-13 | Уроки здоровья. | 2 | Рассматривают иллюстрации, высказывают свои суждения. Называют части тела человека. Подбирают блюда для завтрака, обеда и ужина, одежду для разных случаев. | Защита проекта «Моя безопасность» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
14 | Режим дня школьника. | 1 | Изготовление модели стрелочных часов; соотносят время и свои действия в течение дня; выполняют задания в рабочей тетради. | Краткосрочный индивидуальный проект «Мой режим дня» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
Окружающий мир и его изучение | 8 | |||||
15 | Признаки предметов | 1 | Определяют, какой предмет спрятан в «волшебном мешочке» без органов зрения. Составляют загадки о предметах, используя их отличительные признаки. | Выбор темы проекта «Я познаю мир» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
16 | Сходства и различия предметов. Объединение предметов в группы. | 1 | Учатся сравнивать предметы, находить сходства и различия. Объединяют предметы в группы, определив основной сходный признак. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Я познаю мир» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
17 | Органы чувств – верные помощники в познании мира. ОБЖ: Как правильно переходить дорогу. | 1 | Учатся добывать знания об окружающих предметах с помощью глаз, ушей, рук. Носа, языка (определять форму, размер, расположение, звук, качество поверхности и др.) Анализируют ситуативные задачи «Мы на дороге». | Работа над среднесрочным групповым проектом «Я познаю мир» | Тематический. Самостоятельная работа. | |
18 | Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты. ОБЖ: Наши верные друзья на улицах и дорогах. | 1 | Учатся отличать природные объекты и изделия человека, различать живое и неживое. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Я познаю мир» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
19 | Способы изучения окружающего мира . | 1 | Учатся ставить задачи для наблюдений за объектами и явлениями окружающего мира. Пробуют задавать вопросы по картинке. Проводят первый простой опыт (какие предметы плавают). | Работа над среднесрочным групповым проектом «Я познаю мир» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
20 | Живая и неживая природа. | 1 | Высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Я познаю мир» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
21 | Обобщающий урок «Как изучают окружающий мир». | 1 | Проверяют свои знания и умения. Учатся обобщать «открытые» ранее знания и умения. Применяют полученные знания на практике, работают с разрезными карточками. | Защита проекта «Я познаю мир» | Тематический. Самостоятельная работа. | |
22 | Экскурсия (на пришкольный участок ). | 1 | Наблюдают и описывают осенние изменения в природе. Собирают природный материал для последующего изучения. | Текущий. Фронтальный устный опрос | ||
Разнообразие и красота растений | 15 | |||||
23 | Многообразие растений. Условия их жизни. | 1 | Анализируют стихотворение, высказывают свои предположения. Сравнивают растения, находят сходства и различия между ними. Работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради. | Выбор темы среднесрочного группового проекта «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
24 | Строение растений. | 1 | Учатся добывать информацию из рисунка-схемы, составлять модель растения (травянистого, цветкового). Сравнивают листья, корни, плоды разных растений (по рисункам, разрезным карточкам, по комнатным растениям, по листкам гербария). отражают полученные знания с помощью рисунка. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
25 | Какими бывают растения. Деревья, их строение, разнообразие. | 1 | Анализируют собственные наблюдения за растениями и их развитием. высказывают свои предположения о свойствах живого существа и аргументируют их. Выполняют практическую работу (сажают семена гороха или огурца) и творческую работу (сочиняют научную историю) Сравнивают деревья, находят сходства и различия, выделяют существенный признак дерева. Анализируют рисунок-схему дерева и определяют его части, составляют модель дерева. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
26 | Кустарники, их строение, разнообразие. | 1 | Знакомятся с разнообразием кустарников и учатся их различать. Анализируют высказывания учащихся и аргументируют своё мнение. Работают с разрезными карточками. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. | |
27 | Лиственные деревья, разнообразие их листьев. | 1 | Сравнивают листья деревьев, находят между ними сходства и различия. определяют основной признак группы лиственных деревьев. моделируют простые и сложные листья. Анализируют стихотворение. проверяют свои выводы. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
28 | Хвойные деревья, их разнообразие. | 1 | Сравнивают хвойные деревья: их хвою, прикрепление к ветви, шишки. Работают с разрезными карточками: классифицируют деревья. Выполняют задания в рабочей тетради. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный опрос | |
29 | Разнообразие ягодных растений. ОБЖ: Мы - пассажиры. | 1 | Извлекают информацию из иллюстративного материала учебника, читают текст, отгадывают и загадывают загадки, анализируют рисунки; обсуждают экологические проблемы, связанные с ягодными растениями, работают с разрезными карточками. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
30 | Обобщающий урок «Растения, их многообразие». | 1 | Отвечают на вопросы учителя, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Тематический. | |
31 | Удивительные растения мира. Экскурсия. | 1 | Актуализируют свои знания о растениях мира. Работают с художественным текстом (сказка, стихотворение), извлекая из него научную информацию. Распределяют работу по изготовлению модели (в виде аппликации) выбранного растения и подготовке сообщения о нём. Обсуждают отношение людей к дикорастущим растениям и экологические проблемы, связанные с их деятельностью. Знакомятся с растениями родного края, которые занесены в Красную книгу России. | Текущий | ||
32 | Контрольный урок. (что мы узнали об окружающем мире в первом полугодии). | 1 | Выполняют контрольную работу в рабочей тетради, проверяют и оценивают её результаты, восполняют пробелы в знаниях. | Итоговый | ||
33 | Культурные растения. | 1 | Обсуждают значение культурных растений в жизни человека. высказывают предположения, выявляют существенные признаки, анализируют рисунки, работают с разрезными карточками, выполняют практическую работу (сеют семена на рассаду). | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
34 | Растения сада и огорода. | 1 | Анализируют рисунки, описывают плоды разных растений, работают с разрезными карточками, лепят из пластилина фрукты и овощи. | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Тематический. | |
35 | Растения поля. Зерновые культуры. | 1 | Работают с натуральными предметами (колоски и зёрна растений, изделия из них), с гербарием. Обсуждают значение хлеба в жизни человека и необходимость бережного отношения к нему. Знакомятся с разными профессиями людей, которые выращивают культурные растения и изготовляют из них продукты питания, одежду. Организуют выставку «Это всё сделано из растений». | Работа над групповым среднесрочным проектом «Растения вокруг нас» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
36 | Дикорастущие растения. Комнатные растения. | 1 | Актуализируют свои наблюдения за декоративными растениями, наблюдают комнатные растения, сравнивают их, описывают. Работают с разрезными карточками, выполняют практическую работу по уходу за комнатными растениями. Готовят краткие сообщения о декоративных растениях. | Защита проекта «Растения вокруг нас» | Текущий. | |
37 | Обобщающий урок «Растения и человек». | 1 | Обобщают знания, «открытые» ими при изучении растений; обсуждают отличия дикорастущих растений от культурных; делают краткие сообщения о выбранном культурном растении; выполняют тестовые задания. | Итоговый. | ||
Разнообразие грибов | 3 | |||||
38 | Грибы, их многообразие. | 1 | Наблюдают разные грибы (картинки, муляжи, настоящие шампиньоны), находят их сходства и различия. Работают со схемой, выделяют части шляпочного гриба. Сравнивают растения и грибы. Анализируют высказывания одноклассников, дополняют выводы, данные в учебнике. | Выбор темы среднесрочного группового проекта «Лепка, рисование, моделирование грибов» | Текущий. Фронтальный опрос | |
39 | Съедобные и ядовитые грибы. | 1 | Находят различия в строении грибов, отличительный признак ядовитых грибов. Обсуждают правила сбора грибов. Составляют памятки безопасности. Работают с разрезными карточками и выполняют задания в рабочей тетради. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Лепка, рисование, моделирование грибов» | Текущий. Фронтальный опрос | |
40 | Удивительные грибы. | 1 | Наблюдают внешние особенности грибов, описывают их отличительные признаки. Наблюдают под лупой плесень. Обсуждают значение микроскопических грибов в природе и в жизни человека. Лепят из пластилина шляпочные грибы, дают им характеристику. | Защита проекта «Лепка, рисование, моделирование грибов» | Текущий. | |
Разнообразие и красота животных | 18 | |||||
41 | Многообразие животных. | 1 | Анализируют стихотворение, приводят примеры (конкретизируют) животных, о которых в нём говорится, рассматривают иллюстрацию к нему; работают в паре - размышляют, чем различаются животные, как они связаны с растениями, чем животные отличаются от растений и грибов, описывают выбранное животное; проверяют свои выводы, предлагают дополнения к ним; выполняют задания в рабочей тетради, наблюдают животных по заданию учителя, сочиняют историю по картинкам. | Выбор темы проекта «Наши питомцы» | Тематический. | |
42 | Млекопитающие, их разнообразие. | 1 | Рассматривают картинки с изображением животных, находят сходства и различия, высказывают предположения о признаках, по которым можно объединить изображённых животных в одну группу, какой признак является главным для млекопитающих, узнают животных по их отличительным признакам, рассуждают о правилах правильного поведения с дикими животными; работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради, | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
43 | Многообразие птиц.
| 1 | Выполняют задания 5, 6 из рабочей тетради; выясняют, чем птицы отличаются от млекопитающих, рассматривая картинки на с.40 учебника, работают с разрезными карточками; учатся различать птиц, размышляют о среде обитания и способах питания птиц, наблюдают клювы, ноги, перья птиц, их образ жизни, слушают записи звуков, издаваемых птицами, моделируют выбранную птицу. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Текущий. Фронтальный опрос | |
44 | Размножение птиц. | 1 | Наблюдают, работают с разрезными карточками, выделяют основную информацию из прослушанного текста, сравнивают вид самки, самца, гнёзда птиц; выполняют задание из рабочей тетради, моделируют по выбору гнездо птицы. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Тематический. | |
45 | Удивительные птицы. ОБЖ: Где можно и нельзя играть. | 1 | Собирают информацию о птицах по рисункам, своим наблюдениям, анализируют задумки художника, узнают птиц по описанию, предполагают, почему не все птицы улетают в тёплые края, решают логическую задачу, размышляют о том, как помочь птицам зимой, выполняют тест. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
46 | Многообразие насекомых. | 1 | Разгадывают загадки, выделяя отличительные признаки животных, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради, моделируют насекомое. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Текущий. | |
47 | Общественные насекомые. | 1 | Актуализируют свои наблюдения, знания о жизни пчёл и муравьёв, анализируют рисунки, учатся выделять основную мысль из прослушанного или прочитанного текста, рассуждают о правилах безопасного поведения с пчёлами и муравьями, о бережном к ним отношении, выполняют задания в рабочей тетради. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Тематический. | |
48-49 | Жуки и бабочки. | 2 | Отбирают нужную информацию из рисунка, текста, собственных наблюдений, составляют правила поведения в природе, выполняют задания в рабочей тетради, сочиняют историю о развитии бабочки. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
50 | Рыбы, их многообразие. | 1 | Выделяют основной признак рыб, сравнивают строение рыбы с другими животными, находят части тела рыб по рисунку-схеме, описывают рыб, исследуют и моделируют строение рыбы, работают с разрезными карточками, выполняют задания в рабочей тетради. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
51 | Аквариумные рыбы. ОБЖ: Правила поведения на воде в осеннее и весеннее время года. | 1 | Узнают рыб по описанию, выделяют их отличительные признаки, анализируют названия рыб и предполагают их этимологию, наблюдают аквариумных рыб, описывают их повадки; анализируют рисунок и рассуждают о неправильном поведении людей на водоёмах, составляют советы по безопасному поведению детей на берегах водоёмов; готовят небольшие сообщения об аквариумных рыбках. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Тематический. | |
52 | Земноводные и пресмыкающиеся, их разнообразие. | 1 | Рассматривают иллюстрации, находят сходства и различия между земноводными, выделяют основной признак, отличающий их от других животных; сравнивают земноводных между собой, находят сходства и различия; вспоминают непосредственные наблюдения земноводных в природе; читают текст, находят информацию и кратко её пересказывают, отвечая на вопросы, обобщают полученную информацию, делают выводы; рассуждают о пользе земноводных, о бережном отношении к этим животным; выполняют задания в рабочей тетради, решают логические задачи, работают с разрезными карточками, делают макет лягушки. Узнают животных на иллюстрациях, сравнивают их, актуализируют собственные наблюдения и знания о пресмыкающихся, сравнивают их с земноводными, находят их сходства и различия; читают текст, выделяя нужную информацию, отвечают на поставленные вопросы, конкретизируют содержание примерами животных, обитающих в родном крае; обсуждают правила безопасного поведения с разными пресмыкающимися; решают логические задачи, составляют подобные задачи на основе иллюстраций ; выполняют задания в рабочей тетради, | Работа над среднесрочным групповым проектом «Наши питомцы» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
53 | Древние пресмыкающиеся. | 1 | Делают макеты динозавров, готовят о них сообщения. Обобщают знания «открытые» ими при изучении этих групп животных; работают с загадками, разрезными карточками, выполняют тест в рабочей тетради, слушают и обсуждают сообщения о динозаврах. | Текущий. | ||
54-55 | Домашние животные, их значение в жизни человека. Домашние питомцы. | 2 | Распределяют животных на домашних и диких, находят различия в условиях их жизни, выделяют группы животных, которых одомашнил человек; рассуждают о пользе домашних животных, о необходимости заботиться о них: кормить, поить, строить им жилище, наводить в нём чистоту; наблюдают за домашними питомцами и рассказывают о них одноклассникам, делают вывод об ответственном отношении к животным, которых приручили. | Защита проектов «Наши питомцы» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
56 | Обобщающий урок «Что мы узнали о животных». | 1 | Выполняют работу в рабочей тетради, оценивают свои знания и умения, восполняют пробелы. | Итоговый. | ||
57 | Экскурсия ( в зоопарк, палеонтологический музей, дельфинарий). | 1 | Тематический | |||
58 | Красная книга. | 1 | Актуализируют собственные наблюдения и знания о редких растениях и животных своей местности; читают текст, отвечают на вопросы; рассматривают и «озвучивают» картинки в повествовательной и диалоговой формах; знакомятся с редкими растениями и животными мира, рассматривая форзацы 1 и 2 частей учебника; обсуждают и оценивают деятельность людей по уничтожению и сохранению многообразия растительного и животного мира Земли, дают оценку своим действиям, намечают план помощи взрослым. | Тематический | ||
Творения людей вокруг тебя | 8 | |||||
59 | Дерево в жизни человека. | 1 | Обсуждают значение деревьев в природе и в жизни человека; знакомятся с изделиями из древесины и способами их сохранения; разрешают нравственную коллизию: какое дерево важнее- живое или срубленное; рассуждают о необходимости экономного использования бумаги и возможности ее вторичного использования. | Выбор темы проекта «Твой дом и двор» | Тематический. | |
60 | Народное творчество (экскурсия в музей прикладного искусства). | 1 | Знакомятся с изделиями народных мастеров. Пробуют создать свое изделие . | Работа над среднесрочным групповым проектом «Твой дом и двор» | Итоговый. | |
61 | Национальные традиции в изделиях разных народов (экскурсия в краеведческий музей). | 1 | Знакомятся с национальными традициями разных народов. Рассуждают о важности уважительного отношения к традициям разных народов. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Твой дом и двор» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
62 | Мир увлечений людей. коллекционирование. | 1 | Рассказывают о своих увлечениях, показывают свои коллекции. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Твой дом и двор» | Тематический. | |
63 | Среда обитания- наш общий дом. Твой дом и двор. | 1 | Рассуждают о своем участии в сохранении чистоты и красоты своего дома и т. д. Проводят посадку клумбы в школьном дворе. | Работа над среднесрочным групповым проектом «Твой дом и двор» | Текущий. Фронтальный устный опрос | |
64 | Родной город (село, край), его памятные места. (Экскурсия по родному городу, селу) | 1 | Наблюдают достопримечательности родного края | Текущий. | ||
65 | Памятники культуры. Бережное отношение к ним | 1 | Учатся бережно относиться к старинным зданиям, восхищаются творениями великих зодчих России. | Защита проекта «Твой дом и двор» | Текущий | |
66 | Итоговый контрольный урок (Что мы узнали об окружающем мире, чему научились в 1 классе) | 1 | Выполняют итоговую работу в рабочей тетради, оценивают её, анализируют результаты своей учёбы в 1 классе. | Итоговый. |
Лист внесения коррективов в рабочую программу
№ п/п | Дата внесения | Изменения, которые внесены | Основание для внесения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...