ФГОС "Начальная школа XXI века". Окружающий мир.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Образовательная программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), основной общеобразовательной программы МКОУ «Ястребовская СШ» базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, примерной образовательной программой НОО, плани¬руемыми результатами начального общего образования, авторской программы Н.Ф. Виноградовой. Окружающий мир. УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
Программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Н.Ф. Виноградова, Калинова Г.С. Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014
Тетрадь: Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. Учимся познавать мир: 4 класс: Рабочая тетрадь №1, № 2 общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2014.
Форма контроля обучающихся по предмету – тест, самостоятельная работа, контрольная работа, проверочная работа, проекты, практическая работа, сообщение, пересказ, презентации, индивидуальные задания.
Промежуточная аттестация за курс окружающего мира в 4 классе проводится в форме комплексной контрольной работы.
Основная цель обучения – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_4_kl.doc | 444 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
- Предметные результаты обучения:
Человек и природа
Базовый уровень (выпускник научился)
1. Различает (узнает) изученные объекты и явления живой и неживой природы
2. Описывает на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделяет их основные существенные признаки
3. Сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводит простейшую классификацию изученных объектов природы
4. Проводит несложные наблюдения и ставит опыты, используя простейшее оборудование и измерительные приборы
5. Следует инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов
6. Использует естественно-научные тексты с целью поиска извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний
7. Использует различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска необходимой информации
8. Использует готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов
9. Обнаруживает простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использует их для объяснения необходимости бережного отношения к природе
10. Определяет характер взаимоотношений человека с природой, находит примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека
11. Понимает необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения
12. Использует знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)
1. Осознает ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдает правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе
2. Пользуется простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполняет режим дня, правила рационального питания и личной гигиены
3. Выполняет правила безопасного поведения в природе, оказывает первую помощь при несложных несчастных случаях
Человек и общество
Базовый уровень (выпускник научился)
1. Различает государственную символику РФ
2. Описывает достопримечательности столицы и родного края
3. Находит на карте РФ, Москву – столицу России, свой регион и его главный город
4. Различает прошлое, настоящее, будущее
5. Соотносит основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком
6. Находит место изученных событий «на ленте времени»
7. Используя дополнительные источники информации, находит факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков
8. На основе имеющихся знаний отличает реальные исторические факты от вымыслов
9. Оценивает характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.)
10. Использует различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний
11. Соблюдает правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимает необходимость здорового образа жизни
Повышенный уровень (выпускник получил возможность и научился)
1. Осознает свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами
2. Ориентируется в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивает их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы
3. Наблюдает и описывает проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны
4. Проявляет уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми сверстниками в официальной обстановке школы.
Метапредметные результаты обучения:
формирование УУД к концу 4 года обучения:
Название раздела | УУД |
Человек – живое существо (организм) | характеризовать человека как живое существо, организм; раскрывать особенности деятельности различных органов; объяснять особую роль нервной системы в организме; |
Твоё здоровье | раскрывать принципы здорового образа жизни, объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя; различать ядовитые грибы и растения; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; |
Человек – часть природы | характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного; устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка; |
Человек среди людей | различать положительные и отрицательные качества человека; приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др. характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми. |
Человек и общество, в котором он живёт. Родная страна от края до края. | описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон; моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв; находить на карте равнины и горы России (своего края); выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям); обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников; описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России. |
Человек – творец культурных ценностей. | ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами; составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства; называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена); называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; |
Человек – защитник своего Отечества. | называть имена наиболее известных правителей Древней Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры; составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания. |
Гражданин и государство. | характеризовать права и обязанности граждан России; обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек — живое существо (организм) (16 ч)
Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Её значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Её органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Её органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Её органы. Кровь, её функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье (12 ч)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Человек — часть природы (2ч)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребёнка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребёнка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Человек среди людей (5 ч)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного человека.
ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.
Родная страна от края до края (10 ч)
Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыни, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.
Россия, и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).
Человек – творец культурных ценностей (12ч)
Что такое культура? Ценности культуры. О чём рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Фёдоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублёв. Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой и др.).
Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Человек — защитник своего Отечества (5 ч)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха». Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу Родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Экскурсии. В биологический (краеведческий), художественный музей, музей художника, писателя, композитора.
Практические работы. Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).
Гражданин и государство (3 ч)
Россия – наша Родина. Русский язык – государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календ-е сроки | № урока | Тема урока | Планируемые результаты | Виды деятельности учащихся/форма контроля | |||
План | Факт | Освоение предметных знаний | УУД | ||||
1 | Организм человека. Нервная система | Коллективное составление схемы «Человек – живое существо» с опорой на знания учащихся. Дополнение схемы «Человек – живой организм» в рабочей тетради. Просмотр и обсуждение презентации «Нервная система». Составление вывода о роли нервной системы в деятельности человека. Сравнение своего вывода с текстом учебника на стр. 6 – 10. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Объяснять особую роль нервной системы в организме. Регулятивные: самоконтроль выполнения учебной задачи. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Работа в рабочей тетради (Р.Т.) на стр.3 -4. Выполнение заданий рубрик «Вспомни», «Обсудим вместе», «Сделаем вывод», «Этот удивительный мир». | Самостоятельная работа в Р.Т. | ||
2 | Двигательная система организма | Высказывание предположений: «Каким было бы тело человека, если бы не имело костей? Чтение и обсуждение текстов учебника на стр. 11 – 13, сравнение своего вывода. | Познавательные: выделение признаков различия; подготовка вывода, обобщение. Регулятивные: сравнение своих выводов с текстом. Коммуникативные: правила участия в диалоге. Личностные: оценка взаимодействия в совместной деятельности. | Работа с рубриками «Обсудим вместе», «Этот удивительный мир», «Сделаем вывод». Подготовка сообщений об охране опорно-двигательной системы. | Текущий | ||
3 | Двигательная система организма | Работа со схемами, рисунками учебника, обсуждение заранее подготовленных небольших сообщений об охране опорно-двигательной системы. Чтение и обсуждение текстов учебника на стр. 14 – 17, сравнение своих выводов. Работа в группах «Укрепляем осанку» (презентация) | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: определение главной мысли в тексте; составление рассказа-рассуждения. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Сообщения учащихся «Кости и мышцы необходимо укреплять». Работа в Р.Т. на стр. 5, практическая работа: комплекс упражнений для укрепления осанки. | Самооценка в Р.Т. | ||
4 | Пищеварительная система | Дискуссия «Почему человек должен питаться?» Сравнение выводов с текстом учебника на стр. 18 - 19. Работа с рисунком-схемой «Пищеварительная система». Рассказ - рассуждение «Как пища переваривается?» | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Просмотр и обсуждение презентации «Пищеварительная система». Работа в Р.Т. на стр. 6 – 7. | Самостоятельная работа в Р.Т. | ||
5 | Пищеварительная система | Заслушивание рефератов учащихся «Значение питания в жизни растений, животных, человека». Работа с текстом учебника на стр. 19 - 21. Работа в группах: составление памятки «Уход за зубами и полостью рта», «Как беречь зубы». | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Составление памятки в группах, презентация её классу. Работа в Р.Т. на стр. 8 – 9. Сделать проекты: «Может ли организм человека жить без витаминов», «Почему люди болеют цингой». | Проекты | ||
6 | Дыхательная система | Работа с текстом и иллюстрациями: чтение и обсуждение текста «Как работает дыхательная система. Как беречь дыхательную систему» на стр. 21 – 24. Работа в парах: составление памятки «Охрана органов дыхания» (с опорой на иллюстративный материал). | Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Опыт «Измерение давления». Работа в Р.Т. на стр.10. | Самостоятельная работа в Р.Т. | ||
23.09 | 7 | Кровеносная система | Учебный диалог: «Почему кровеносную систему называют транспортной?» (на основе высказанных предположений). Рассказ-рассуждение на основе высказанных предположений. Чтение и пересказ текста «Кровь и её значение» на стр.24 – 27. | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Опыт: «Измерение пульса». Работа с текстом рубрики «Этот удивительный мир». | Самооценка | |
26.09 | 8 | Кровеносная система | Пересказ текста «Этот удивительный мир» с опорой на рисунки. Чтение и обсуждение текста «Сердце - главный орган кровеносной системы» на стр. 27 – 28. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Работа в Р.Т. на стр. 12 – 13. | Самоконтроль | |
30.09 | 9 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества | Работа с рисунком-схемой: рассказ-рассуждение «Выделительная система». Сравнение самостоятельно составленного текста (на основе рисунка-схемы) с текстом учебника на стр. 29 – 30. К органам выделения относятся: почки, мочеточники, мочевой пузырь. | Познавательные: «чтение» информации, представленной на рисунках-схемах. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Решение логической задачи: «Почему при обследовании больного делают анализ его мочи?» Работа в Р.Т. на стр. 13 – 14. | Взаимоконтроль | |
03.10 | 10 | Кожа | Чтение текста «Как «работает» кожа» на стр. 30 - 33. Формулировка вывода: кожа защищает наш организм от перегрева и переохлаждения, от проникновения вредных веществ и микробов. Кожа удаляет вместе с потом ненужные для организма вещества. | Познавательные: высказывание предположения, анализ, выделение главной мысли текста, обобщение, оформление вывода. Регулятивные: представление информации в «свёрнутом» виде (памятка). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Чтение текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа в парах: составление памятки «О коже нужно заботиться» | Самостоятельное составление памятки | |
07.10 | 11 | Зрение | Учебный диалог: обсуждение высказанных гипотез по вопросу «Почему поэт связывает слова «Я живу» с органами чувств человека?» Опыт: «Рассмотрим предметы». Какие зрительные впечатления мы получили? Какие признаки предметов увидели? Обсуждение вывода «Глаза – органы зрения, наши «окна» в мир». Чтение и обсуждение текста «Зрение» на стр. 35 – 37. Работа в парах: подготовка памятки «Береги глаза». | Познавательные: характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов. Регулятивные: самоконтроль правил поведения в житейских ситуациях. Коммуникативные: правила участия в учебном диалоге. Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. | Опыт: «Рассмотрим предметы». Составление памятки «Береги глаза». Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа в Р.Т. на стр. 15 – 16. | Взаимопроверка | |
10.10 | 12 | Слух | Дидактическая игра «Угадай, откуда звук». Рассказ учителя «Как устроено ухо человека?» с опорой на презентацию. Учебный диалог: обсуждение гипотез – почему нужно выполнять эти правила. Работа с текстом учебника на стр. 39 – 40. | Познавательные: анализ, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Пересказ текста рубрик «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». | Текущий | |
14.10 | 13 | Обоняние | Беседа: «Что такое обоняние» (на основе имеющихся представлений). Опыт: «Проверим своё обоняние». Работа с рисунком-схемой «Как мы чувствуем запахи?» Чтение и анализ текста учебника на стр. 41 – 42. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Опыт: «Проверим своё обоняние». Работа с рубрикой «Обсудим вместе». | Текущий | |
17.10 | 14 | Вкус | Опыт: «Проверим свой вкус». Чтение и обсуждение текста «Сколько вкусов различает человек?». Чтение и анализ текста учебника на стр. 42 – 44. Оживление опыта детей: гигиена питания, профилактика простудных и желудочно-кишечных заболеваний. Обсуждение проблемы: «Связано ли дыхание и пищеварение с обонянием и вкусом?» | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Опыт: «Проверим свой вкус». Работа в Р.Т. на стр. 17 – 18. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
21.10 | 15 | Осязание | Работа с рисунком-схемой. Учебный диалог: «Осязание» (на основе высказанных предположений). Чтение и анализ текста учебника на стр. 44 – 45. Вывод: сигнал от органов чувств подаётся по нервам в мозг, который анализирует поступивший сигнал, и у человека возникает соответствующее ощущение. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Сообщения учащихся: «Органы чувств человека». Составление памятки «Как беречь органы чувств» | Самостоятельная работа | |
24.10 | 16 | Эмоции | Учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?» Чтение текста «Эмоции» на стр. 47 – 48, выделение главной мысли. Ролевая игра (работа в группах): разыгрывание житейских ситуаций «Двойка», «Приезд гостей», «Праздник» (по выбору детей). | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: правила учебного диалога. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка эмоциональных реакций на житейские ситуации. | Опыт: «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». | Текущий | |
28.10 | 17 | От простых эмоций к чувствам | Рассказ учителя «От эмоций к чувствам». Составление рассказа-повествования по картине В. Перова «Тройка» по коллективно составленному плану. Работа в группах: составление памятки «Учимся владеть собой». Чтение и анализ текста на стр. 49 – 52. Вывод: человек в состоянии управлять своими эмоциями и чувствами. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде (памятка). Регулятивные: контроль выполнения ролевых действий в ролевой игре. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Работа в Р.Т. на стр. 18 – 21. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
31.10 | 18 | Обрати внимание на внимание | Учебный диалог: обсуждение житейских ситуаций на тему «Когда внимание начинает «работать»?» Формулирование вывода: «Что такое внимание». Задание на развитие внимания (по рисункам учебника). Работа в парах: обсуждение альтернативных суждений. Чтение текста в учебнике на стр. 53 – 54. | Познавательные: высказывание и обоснование предположений, формулирование вывода. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. | Работа в Р.Т. на стр. 21. Задание на самооценку: «Всё ли удалось нам в совместной работе?» | Взаимооценка | |
11.11 | 19 | Помни о памяти | Учебный диалог: обсуждение высказанных предположений «Зачем человеку память?». Чтение текста на стр. 55 – 56 и выделение его главной мысли. Задание на выбор альтернативного суждения: как лучше запоминать. Работа в группах: составление памятки «Развивай память!» | Познавательные: составление плана пересказа, представление информации в «свёрнутом» виде (памятка). Регулятивные: самоконтроль выполнения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге. | Работа в Р.Т. на стр. 22. Анализ шмуцтитула: о чём ты узнал, на какие вопросы можешь ответить, о чём тебе ещё хотелось бы узнать. | Текущий | |
14.11 | 20 | Правила здоровой жизни. Здоровье человека | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь, на какие вопросы ответишь. Учебный диалог: обсуждение ответов на вопрос: «Какие условия нужно соблюдать при составлении режима дня?» Составление текста по последовательной серии иллюстраций. Обсуждение вывода: «Что важно учесть при выполнении режима дня?» Чтение и пересказ текста рубрики «Здоровый человек – здоровый сон» на стр. 58 – 64. | Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Работа в Р.Т. на стр. 22 – 23. | Взаимоконтроль | |
18.11 | 21 | Правила здоровой жизни. О правильном питании | Учебный диалог: «Какие правила нужно соблюдать при правильном питании?». Чтение и анализ текста учебника на стр. 65 – 66. Работа в парах: составление памятки «Правила рационального питания» (на основе иллюстративного материала). | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Чтение и пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». Работа в Р.Т. на стр. 23 – 24. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
21.11 | 22 | Правила здоровой жизни. Правила закаливания | Учебный диалог: обсуждение правил закаливания (на основе текста учебника). Составление текста по иллюстрациям учебника. Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Самостоятельное изучение текста «Можно ли снять усталость?» Составление правил для снятия усталости. Практическое задание: выполнение упражнений на снятие усталости. Чтение и анализ текстов учебника на стр. 67 – 71. | Познавательные: раскрывать принципы здорового образа жизни. Регулятивные: самооценка взаимодействия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Работа в Р.Т. на стр. 24 – 25. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
25.11 | 23 | Поговорим о вредных привычках. Курение и спиртное – опасно для здоровья | Учебный диалог: «Поговорим о вредных привычках», чтение и обсуждение текстов «Курение опасно для здоровья», «Осторожно - спиртное», «Забава, которая приводит к смерти». Работа с рисунками - схемами в учебнике. Составление рассказа по теме «Вредные привычки». Чтение и анализ текста учебника на стр. 72 – 73. | Познавательные: анализ, обобщение, представление информации в свёрнутом виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье | Работа в Р.Т. на стр. 25 – 26. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
28.11 | 24 | Поговорим о вредных привычках. Забава, которая приводит к смерти | Составление плана-ответа «Вредные привычки». Оформление вывода в виде плаката: «Что вносят в жизнь человека вредные привычки?» Чтение и анализ текста учебника на стр. 74 – 75. Работа в группах: защита своего проекта. | Познавательные: объяснять вред курения, наркотиков, алкоголя. Регулятивные: «чтение» информации, отражённой на рисунках-схемах; представление графической информации в виде текста. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Составление проекта «Вредные привычки» (серия плакатов). | Проект | |
02.12 | 25 | Когда дом становится опасным | Учебю диалог: обсуждение предположений о возможных причинах возникновения пожара. Чтение и обсуждение главной мысли стихотворения С. Маршака «Пожар». Работа с иллюстративным мат-м: составление рассказа-рассуждения. Работа в парах: составление памяток «Правила поведения при пожарах», «Как уберечь себя на пожаре». Рассказ учителя «Острые предметы – это опасно». Игра-упражнение «Как пользоваться газовой плитой». Уч. диалог: обсуждение предположений «Может ли комп-р повредить здоровью?» Чтение текста на стр. 76 – 83. | Познавательные: «чтение» информации, отражённой на иллюстрациях, представление графической информации в виде текста, представление информации в «свёрнутом» виде. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Работа в Р.Т. на стр. 26. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
05.12 | 26 | Какие опасности подстерегают нас на дороге | Беседа (повторение пройденного): обсуждение вопросов «Какие правила поведения на улице ты знаешь?», «Зачем нужны знаки дорожного движения?». Обсуждение высказанных предположений: «Почему часто в дорожные происшествия попадают дети?». Обсуждение жизненных ситуаций «Улица полна неожиданностей». Работа в группах: придумать подписи к рисункам. Чтение и анализ текстов учебника на стр. 84 – 87. | Познавательные: анализ жизненных ситуаций, оформление вывода, обобщение. Регулятивные: контроль выполнения роли в сюжетно-ролевой игре. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Ролевая игра-упражнение: «Сигналы регулировщика». | Текущий | |
09.12 | 27 | Если случилась беда | Чтение и анализ текста в учебнике «Помощь при травме» на стр. 88 – 90. Игры-упражнения «Помощь при травме». Самостоятельное подведение итога урока: необходимо знать правила поведения, если случилась беда. | Познавательные: конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Работа в Р.Т. на стр. 27 | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
12.12 | 28 | Что нужно знать о болезнях | Чтение и анализ текстов учебника на стр. 90 – 98. «Если гроза застала тебя на прогулке» и выделение главной мысли. Рассказ учителя: «Бывают ли животные опасными?» (с использованием видеофильма). Работа в группах: выбор и пересказ текста («Если тебя укусила пчела», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения»). | Познавательные: различать ядовитые грибы и растения. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости беречь своё здоровье. | Чтение и пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир». | Текущий | |
16.12 | 29 | Чем человек отличается от животного | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Учебный диалог: обсуждение высказанных предположений по вопросу «Чем человек отличается от животных?» (на основе иллюстраций учебника). Чтение и обсуждение текста «Человек умеет думать и говорить» на стр. 100 – 104. Рассказ-рассуждение: «Значение речи в жизни людей» (на основе «чтения» рисунков учебника). | Познавательные: характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Проверочная работа по теме «Чем человек отличается от животного» в Р.Т. на стр. 28. | Проверочная работа. | |
19.12 | 30 | От рождения до старости | Учебный диалог: обсуждение высказанных суждений на тему «Почему древние люди сравнивали возраст человека с временами года?». Рассказ-рассуждение: «Какие «победы» одерживает ребёнок в детстве?» (на основе иллюстраций учебника). Чтение информации, представленной в таблице. Чтение текстов учебника на стр. 105 – 107. | Познавательные: устанавливать последовательность этапов развития человека. Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям. | Опыт: «Измерение роста и веса младшего школьника» | Текущий | |
23.12 | 31 | Почему пожилым людям нужна твоя помощь | Обсуждение проблемы: «Может ли ребёнок стать человеком, воспитываясь среди животных?» Составление плана текста «Почему пожилым людям нужна твоя помощь». Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассказ-описание по картине В. Васнецова «С квартиры на квартиру». Рассказы из личного опыта «Как я помогаю в семье?» | Познавательные: характеризовать условия роста и развития ребёнка. Регулятивные: самооценка жизненных ситуаций; самоконтроль участия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости внимательного отношения к окружающим людям. | Чтение и пересказ рассказа Л. Толстого «Дед и внучек». Работа в Р.Т. на стр. 29. | Текущий | |
26.12 | 32 | Поговорим о доброте | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ответишь. Учебный диалог: обсуждение жизненных ситуаций с нравственных позиций (почему герои так поступили). Задание на объяснение смысла крылатых выражений: «Добрый человек придёт, словно свету принесёт», «Делай добро и не жди награды», «Злой плачет от зависти, а добрый – от радости», «Злой человек, как уголь: если не жжёт, то чернит». | Познавательные: различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости. Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, самооценка отношения к окружающим людям. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости доброго отношения к окружающим людям. | Творческое задание для подведения итога урока: «Добрыми бывают как чувства, так и поступки. Добрые поступки связаны с такими качествами человека, как внимательность, неравнодушие, отзывчивость». Доказать примерами. | Текущий | |
13.01 | 33 | Поговорим о справедливости, трудолюбии, смелости | Учебный диалог: обсуждение качеств героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина. Работа в группах: оценка жизненных ситуаций (кого из героев можно назвать справедливым). Задание на оформление вывода: «Кого называют справедливым». Чтение и обсуждение текста «Первый подвиг Геракла». Учебный диалог: обсуждение проблемы «Смелость – это отсутствие страха или умение его преодолевать?» | Познавательные: «чтение» информации, представленной в рисунках, перевод в текст; «чтение» информации, выраженной в художественном тексте. Регулятивные: самооценка участия в совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости справедливого отношения к окружающим людям. | Составление плана ответа по теме «Что такое справедливость». Объяснение смысла пословицы «Смелость города берёт». | Текущий | |
16.01 | 34 | Умеешь ли ты общаться? | Учебный диалог: обсуждение жизненных ситуаций и событий, изображённых в художественных произведениях. Чтение и анализ текстов учебника на стр. 128 – 138. Работа в парах: составление памятки «Если в дверь позвонили». | Познавательные: характеризовать правила безопасности при общении с чужими людьми. Регулятивные: оценка жизненных ситуаций, событий, художественных произведений. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание необходимости толерантного отношения к окружающим людям. | Пересказ текста «Избегай общения с незнакомыми людьми». | Памятка | |
20.01 | 35 | Природные зоны России. | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Учебный диалог: обсуждение предположений, почему большинство животных Арктики имеют белую или очень светлую окраску. Чтение и обсуждение текстов учебника на стр.6 – 10, сравнение своих предположений с текстом. | Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Составление тезисов (основных мыслей) по тексту рубрики «Знакомься: наша Родина». | Текущий | |
23.01 | 36 | Природные зоны России. Арктика | |||||
27.01 | 37 | Природные зоны России. | Учебный диалог: для чего полярной сове густой перьевой покров, почему полярная ива достигает 5 метров в длину, а не в высоту. Чтение и обсуждение текстов учебника на стр. 11 – 17, сравнение ответов с материалом текстов. Выделение главных (существенных) признаков зоны, труда и быта населения тундры. | Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | Задание на сравнение: картины Арктики и тундры (с опорой на презентацию) | Текущий | |
30.01 | 38 | Природные зоны России. Тайга. Смешанные леса | Чтение и обсуждение текста «Тайга». Работа в группах: составление плана-пересказа текста рубрик «Знакомься: наша Родина», «Этот удивительный мир», «Жил на свете человек». Чтение и обсуждение текста «Зона смешанных и широколиственных лесов» на стр. 26 – 30. Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные тайги и смешанных лесов». | Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон. Регулятивные: анализ своего отношения к природе; подготовка презентации по теме. Коммуникативные: правила взаимодействия при групповой совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | Подготовка презентации к теме «Тайга» или «Смешанные леса» (по выбору). Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2. | Самостоятельная работа | |
03.02 | 39 | Природные зоны России. Степь | Работа в группах: подготовка вывода «Особенности степи как природной зоны» (на основе чтения текста и анализа иллюстраций, а также справочной литературы). Оценка своей деятельности в группе. Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные и птицы степи». Материал в учебнике на стр. 30 – 32. | Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: оценка своего участия в совместной групповой деятельности; подготовка презентации по теме. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | Подготовка презентации к теме «Степь». Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2. | Самооценка | |
06.02 | 40 | Природные зоны России. Пустыня | Работа в группах: подготовка вывода «Особенности пустыни как природной зоны» (на основе чтения текста и анализа иллюстраций, а также справочной литературы). Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные и птицы пустыни». Материал в учебнике на стр. 32 – 34. | Познавательные: высказывание предположения; установление причинно-следственных связей; анализ и сравнение. Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | Подготовка презентации к теме «Пустыни». Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2. | Самооценка | |
10.02 | 41 | Природные зоны России. Влажные субтропики. Проверочная работа | Работа в группах: подготовка вывода «Особенности влажных субтропиков как природной зоны» (на основе чтения текста и анализа иллюстраций, а также справочной литературы). Оценка своей деятельности в группе. Упражнение на классификацию: заполнение таблицы «Животные и птицы влажных субтропиков». Материал в учебнике на стр. 34 – 35. | Познавательные: описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон. Регулятивные: составление тезисов по тексту, выделение главных мыслей. Коммуникативные: правила взаимодействия в совместной деятельности. Личностные: экологические представления об охране природы человеком. | Подготовка презентации к теме «Влажные субтропики». Работа с картой «Природные зоны России» на стр. 8 – 9 в Р.Т. №2. Выполнение заданий «Проверь себя» в Р.Т. на стр. 10 – 13. | Проверочная работа | |
13.02 | 42 | Почвы России. Почва – среда обитания растений и животных | Учебный диалог: что такое почва (анализ текста учебника на стр. 37 – 39 и результатов опыта). Обсуждение проблемы: «Есть ли в природе вредные существа» (на основе текста рубрики «Этот удивительный мир»). Рассказ учителя: «Почему почва нуждается в охране». | Познавательные: моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв. Регулятивные: анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание положения «вредных живых существ в природе не бывает». | Опыт: состав почвы. Работа в Р.Т. на стр. 13 – 14. | Самостоятельная работа | |
17.02 | 43 | Рельеф России | Учебный диалог: обсуждение истинности высказывания «Правомерны ли слова: «Россия – страна великих равнин»?» Работа с картой: описание местонахождения Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Анализ текста «Восточно-Европейская равнина»: характеристика понятий «рельеф», «равнина». Чтение и обсуждение текста «Урал – каменный пояс» на стр. 40 – 50. | Познавательные: находить на карте равнины и горы России (своего края). Регулятивные: «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Работа в Р.Т. на стр. 15 – 19. Работа с текстом рубрики «Жил на свете человек». | Практическая работа с картой | |
20.02 | 44 | Как возводили города | Работа с рубрикой «Вспомни»: от каких слов произошло слово «город», в каком веке (при каком царе) началось строительство городов в Сибири. Чтение и анализ текста (стр.51 – 58) «Как выбиралось место для строительства города»: характеристика города как населённого пункта. Обсуждение проблемы: «Каковы причины выбора места для основания города». Обсуждение сообщений учащихся (подготовленных дома). Работа в парах: высказывание суждений на тему «Почему улицы так называются?» (на примере одного названия). | Познавательные: выделять особенности кремлёвских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям). Регулятивные: правила совместной деятельности в парах, оценка деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Презентация сообщения «Кремлёвские города» (с презентацией). Сообщение «История моей улицы». | Сообщения | |
24.02 | 45 | Россия и её соседи. Япония и Китай | Рассказ учителя: «Япония – Страна восходящего солнца». Просмотр и анализ презентации. Чтение и пересказ текста учебника на стр. 59 – 61. Работа в парах: сравнение портретов (китаец, русский), описание внешнего вида людей разных национальностей. Чтение текста «Китай – страна природных контрастов», просмотр презентации. Составление плана рассказа-рассуждения. | Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России. Регулятивные: «удержание» учебной задачи при выполнении творческого задания. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей. | Творческое задание (воображаемая ситуация): «Чем меня поразил город Токио?» (с опорой на иллюстративный материал). | текущий | |
27.02 | 46 | Россия и её соседи. Финляндия. Королевство Дания | Игра – путешествие: « Финляндия и Королевство Дания»; работа в группах - сообщение о стране по одной из выбранных тем («Финляндия – северный сосед», «Столица Финляндии», «Финский Санта-Клаус», «Дания – островное государство», «Столица Дании», «Великий гражданин Дании – Х.К. Андерсен») с использованием карты и справочной литературы. Оформление вывода по теме. | Познавательные: обобщать информацию о странах – соседях России, полученную из разных источников. Описывать особенности природы, культуры, труда и быта людей стран – соседей России. Регулятивные: «чтение» информации, представленной в иллюстративном виде, в графическом виде (карта), с энциклопедическими словарями. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к народам других стран и людям разных национальностей. | Создание проектов в результате игры - путешествия. | Проекты | |
03.03 | 47 | Из истории письменности. Человек и культура. Что такое культура? | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. «Чтение» схемы, работа с иллюстративным материалом. Учебный диалог: обсуждение проблемы, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Чтение и анализ материала учебника на стр. 70 – 71. Рассказ «Чем я люблю заниматься?» | Познавательные: высказывание предположений; характеристика понятий «ценность», «культура»; обобщение, анализ. Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: отношение к культуре родной страны. | Просмотр презентаций учащихся «Памятники культуры нашего города». | Презентации учащихся. | |
06.03 | 48 | Образование – часть культуры общества. О первых школах и книгах | Высказывание предположений: «Кто такой летописец» (на основе картины В. Васнецова «Нестор - летописец» и справочной литературы). Сравнение собственных высказываний с текстом учебника на стр. 71 – 75 «Летопись – рукописная книга». Работа в группах: представление текста в зашифрованном знаковом виде (пиктограммы). «Чтение» пиктограмм. Чтение и анализ произведения Р. Киплинга «Как было написано первое письмо». | Познавательные: ориентироваться в понятии «культура», наполнять его характеристику конкретными примерами. Регулятивные: оценка своих познавательных возможностей и совместной деятельности (сравнение её цели и полученного результата). Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: отношение к культуре родной страны. | Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Работа в Р.Т. на стр. 24. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
10.03 | 49 | Образование – часть культуры общества. Первая печатная «Азбука» | Обсуждение предположения: можно ли представить современное общество без образованных людей. Чтение и обсуждение текста «О первых школах и книгах» на стр. 76 – 81, объяснение смысла указа князя Владимира «…посылал собирать детей и отдавать их в обучение книжное». Составление плана рассказа «Особенности первых школ в России». Рассказ учителя: «Владимир Мономах» и его «Поучение». | Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | Чтение и пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир», составление рассказа-описания по картине «Школа в Московской Руси». Подготовка сообщения «Первая «Азбука»». Работа в Р.Т. на стр. 25. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
13.03 | 50 | Чему и как учились в России при Петре I | Обсуждение вывода: «Особенности образования в эпоху Петра I». Анализ и сравнение учебных планов: современного и XVIII века. Обсуждение предположения: «Почему Пётр I уделял особое внимание подготовке моряков». Чтение и анализ текста «Чему и как учились в России при Петре I?» на стр.81 – 83. | Познавательные: называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена). Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | Самостоятельное чтение и пересказ текста «Михаил Васильевич Ломоносов» на стр. 84 – 85. Сообщение (презентация) о М.В. Ломоносове. Работа в Р.Т. на стр. 27 – 28. | Пересказ, презентации, работа в Р.Т. | |
17.03 | 51 | Русское искусство до XVIII (18) века. Художественные ремёсла в Древней Руси | Работа с иллюстрациями: «Рассмотри иллюстрации, опиши внешний вид Покровского собора. Объясни, почему собор вызывает восхищение у зрителей». Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Учебный диалог: обсуждение предположений, можно ли отнести предметы художественных ремёсел к произведениям искусства. Чтение и анализ текстов учебника на стр. 86 – 91. | Познавательные: составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | Работа с иллюстрациями: описание произведений художественного искусства Древней Руси. Индивидуальные задания: подготовить сообщения о кукольном театре и скоморохах. | Презентация «Ремёсла Древней Руси» | |
20.03 | 52 | Русское искусство до XVIII (18) века. Музыка в Древней Руси. Скоморохи - первые артисты на Руси | Работа с рубрикой «Вспомни»: что такое фольклор?», «Какие фольклорные произведения ты знаешь? Чтение и пересказ текста «Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси, текста рубрики «Этот удивительный мир». Чтение и анализ текстов учебника на стр. 91 – 95. Разыгрывание сценок из обрядовых игр. Сообщения детей о кукольном театре и скоморохах. | Познавательные: высказывание предположений; анализ, установление причинно-следственных связей; сравнение. Регулятивные: анализ решения учебных задач. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: уважение к культуре и истории родной страны. | Рассказ-описание «Гусляры» (на основе картины В. Васнецова «Гусляры»). Работа в Р.Т. на стр. 28 – 30. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
03.04 | 53 | Искусство России до XVIII (18) века. Архитектура. Живопись. Театр | Учебный диалог: обсуждение предположений, справедливы ли слова «Архитектура – застывшая музыка». Обсуждение вопросов: какие архитектурные сооружения, кроме церквей и соборов, появились в XVIII веке? Чем похожи и чем различаются архитектурные сооружения этого времени? Государственный публичный театр - театр доступный для всех. Чтение и анализ текстов на стр. 96 – 103. | Познавательные: высказывание предположений; анализ, сравнение, характеристика понятий «портретист», «Крепостной художник», «парадный портрет», «ярлыки», «охотные смотрельщики». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям архитектуры и искусства. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям искусства. | Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Рассказ- описание парадного портрета Екатерины II. | Пересказ | |
07.04 | 54 | Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Александр Сергеевич Пушкин | Работа с рубриками «Обсудим вместе» и «Вспомни». Учебный диалог: обсуждение предположений, почему XIX век называют «золотым веком русской культуры». Обсуждение проблемного вопроса: «Как мы понимаем слова К. Паустовского о Пушкине: «Читая Пушкина, читая его сказки, мы с полным правом можем гордиться тем, что мы дети страны, давшей миру одного из самых пленительных и певучих поэтов…»?» Чтение и анализ текста на стр. 104 – 106. | Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | Работа в рабочей тетради на стр. 31 – 32. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
10.04 | 55 | Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Поэты и писатели XIX (19) века | Чтение и обсуждение текста «Поэты и писатели XIX века». Работа в группах: составление небольшого сообщения о поэте или писателе XIX века (по выбору) с использованием текстов учебника стр. 107 – 112 и справочной литературы. Работа с рубриками «Этот удивительный мир», «Обсудим вместе». Выразительное чтение отрывков из произведений поэтов и писателей. | Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | Работа в рабочей тетради на стр. 32 – 33. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
14.04 | 56 | Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Композиторы XIX (19) века. | Работа с рубрикой «Обсудим вместе»: может ли человек жить без музыки? Рассказ учителя с опорой на презентацию «Композиторы XIX века», слушание музыки М. Глинки, («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Камаринская»). Сравнение музыки с народной. Слушание музыки к балету «Щелкунчик» П. Чайковского. Рассказ о событиях, происходящих в сказке. Рассказ-рассуждение «Почему я люблю музыку композитора…». | Познавательные: называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох; характеризовать понятия «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | Подготовка сообщений «Художники XIX века» (по выбору, с презентацией). Работа в Р.Т. на стр. 33 – 34. | Самостоятельная работа в Р.Т. | |
17.04 | 57 | Золотой век русской культуры – XIX (19) век. Художники XIX (19) века. | Просмотр презентации «Великие художники XIX (19) века. Слушание сообщений учащихся о художниках. Чтение и обсуждение текста «Товарищество передвижных выставок». Работа с рубриками «Картинная галерея». Выполнение заданий к рубрикам. Работа со словарём в учебнике на стр.165 – 170. | Познавательные: высказывание предположений; сравнение, обобщение, характеристика понятий «золотой век русской культуры», передвижники». Регулятивные: оценка своего отношения к произведениям литературы и искусства; анализ совместной деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: интерес и уважение к произведениям литературы и искусства, осознание своей принадлежности к великой русской культуре. | Пересказ текста рубрики «Жил на свете человек». Работа в Р.Т. на стр. 34 с последующей самооценкой своей работы. | Самооценка | |
17.04 | 58 | Искусство России XX (20) века. Проверочная работа | Учебный диалог: обсуждение предположений об особенностях произведений живописи XX века (на основе презентации). Заочное путешествие по Москве (с опорой на иллюстрации и текст учебника). Работа в группах «Наши любимые детские писатели». Выполнение проверочной работы по разделу «Человек – творец культурных ценностей» | Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Регулятивные: мотив изучения данного раздела; оценка своей любимой деятельности. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: идентификация себя с культурой родного народа. | Проверочная работа по заданиям Р.Т. на стр. 35 – 36. Подготовить материал о князе Владимире Мономахе (по желанию) | Проверочная работа | |
21.04 | 59 | Героические страницы истории нашей Родины. Как Русь боролась с половцами | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Просмотр и обсуждение презентации, подготовленной учителем. Чтение и анализ текста «Как Русь боролась с половцами» на стр. 134. Работа с иллюстрациями учебника. Поиск: нахождение места сражения на карте. Сообщения учащихся о князе Владимире Мономахе. | Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | Работа с картой. Подготовить сообщения об Александре Невском (по желанию) | Индивидуальные задания | |
24.04 | 60 | Героические страницы истории нашей Родины. Как русские воины победили шведских рыцарей | Чтение и анализ текста учебника на стр. 135 – 136. Рассм-ние иллюстраций с изображением воинского снаряжения и доспехов рыцарей-крестоносцев и русских воинов-дружинников. Работа с рубрикой «Картинная галерея» - рассматривание иллюстрации, составление по ней словесного портрета Александра Невского. Работа с картой: описание схемы боя А. Невского со шведскими захватчиками. Выступления учащихся с подготовленными сообщениями об Александре Невском. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | Выполнение заданий в Р.Т. на стр. 37, работа с контурной картой. | Самостоятельная работа по карте | |
28.04 | 61 | Промежуточная аттестация | |||||
05.05 | 62 | Героические страницы истории нашей Родины. Битва на Чудском озере | Слушание рассказов и сообщений учащихся на тему «Русский полководец Александр Невский». Чтение и анализ текста «Битва на Чудском озере» на стр. 136 -137. Рассматривание иллюстрации с изображением сражения на Чудском озере; схемы Ледового побоища; слушание записи фрагментов кантаты для хора и оркестра «Александр Невский» С. С. Прокофьева. Объяснение смысла слов А. Невского «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет» | Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | Выполнение заданий в Р.Т. на стр. 37 – 38, работа с контурной картой. | Самостоятельная работа | |
12.05 | 63 | Героические страницы истории нашей Родины. Куликовская битва | Разгадывание кроссворда по изученной теме. Чтение и анализ текста учебника на стр. 138 – 140. Работа с рубрикой «Обсудим вместе»: почему русские воины сожгли за собой мосты? Пересказ текста «Куликовская битва» от первого лица (воображаемая ситуация – представь, что ты был участником Куликовской битвы). Работа с лентой времени: даты великих событий. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | Работа с рубрикой «Картинная галерея»: продолжение рассказа по иллюстрации. Подготовить сообщения «Партизанская война 1812 года» | Самостоятельная работа | |
15.05 | 64 | Героические страницы истории нашей Родины. Отечественная война 1812 года | Чтение и анализ текста «Отечественная война 1812 года» на стр. 140 – 143. Рассказ-повествование «Основные сражения Отечественной войны 1812 года». Чтение и пересказ текста рубрики «Жил на свете человек» (стр. 142). Составление рассказа-описания «Василиса Кожина» (по картине А. Смирнова). Сообщения учащихся «Партизанская война 1812 года». Просмотр презентации и чтение отрывков из произведения М.Ю. Лермонтова «Бородино». Работа в парах с дополнительным материалом: объяснение слов из приказа Кутузова. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | Работа в Р.Т. на стр. 38 – 39. Подготовить сообщения - презентации «Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов». | Самостоятельная работа | |
19.05 | 65 | Героические страницы истории нашей Родины. Великая Отечественная война 1941–1945 годов | Работа с рубрикой «Вспомни». Рассказы учащихся о том, что они знают о Великой Отечественной войне. Слушание песни композитора А. В. Александрова на слова поэта В. И. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная». Рассказ учителя с использованием презентации «Великая Отечественная война 1941–1945 годов». Чтение и анализ текста учебника на стр. 144 – 149. | Познавательные: составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть их даты. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | Работа с рубриками учебника «Жил на свете человек» и «Картинная галерея». Подготовить материал «Герои живут рядом» и «Памятники войны в городе». | Сообщения учащихся | |
22.05 | 66 | Героические страницы истории нашей Родины. Всё – для фронта, всё – для победы! | Чтение и анализ текстов учебника на стр. 150 – 154. Работа с материалами рубрик «Знакомься: наша Родина», «Картинная галерея», «Жил на свете человек». Работа в группах: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. Включение в летопись материалов о героях нашего города, своих родственниках. | Познавательные: установление причинно-следственных и временных связей; анализ, сравнение, обобщение. Регулятивные: мотив изучения темы, анализ и оценка участия в учебном диалоге. Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: осознание долга человека защищать своё Отечество от врагов. | Проектная деятельность: создание летописи Великой Отечественной войны с подбором иллюстративного материала. Работа в Р.Т. на стр. 39 – 41. | Проект | |
26.05 | 67 | Мы живем в Российском государстве. Права и обязанности граждан | Анализ шмуцтитула: о чём ты узнаешь в этом разделе, на какие вопросы ты ответишь. Работа с рубрикой «Обсудим вместе». Беседа «Мы живём в Российском государстве». Игра «Спрашиваем – отвечай» (что ты знаешь о своём народе). Рассказ учителя «Права и обязанности граждан России». Чтение и анализ текстов на стр. 156 – 159. | Познавательные: характеризовать права и обязанности гражданина России. Регулятивные: характеристика понятий «государство», «органы власти», «государственный язык», «патриот». Коммуникативные: правила ведения учебного диалога при работе в группе. Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства. | Самостоятельная работа в Р.Т. на стр.41 – 42. | Самостоятельная работа | |
68 | Символы государства | Чтение и анализ текстов учебника на стр. 160 – 164. Обсуждение проблемы: «Кого называют патриотом». Просмотр презентации «Символы нашего государства». Работа с иллюстративным материалом: сравнение и описание символов России. Слушание гимна России. Работа с заданиями контрольной работы. | Познавательные: обобщать информацию, полученную в разных информационных средствах. Регулятивные: анализ и оценка выполнения учебных заданий. Личностные: идентификация себя с принадлежностью к государству, российскому народу; уважение к символике государства. | материалы рабочей тетради на стр. 43 – 46. |
8. Материально-техническое обеспечение
Компьютер
Проектор
Принтер
Сканер
Интерактивная доска
Нетбуки
Наушники
Диктофон
Микроскопы
Цифровой фотоаппарат
Цоры: «Кирилл и Мефодий», диски по предметам, тренажёры
Интернет ресурсы
Плакаты, словари, тетради тренажёры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование по литературному чтению 1 класс ФГОС,"Начальная школа 21 века"
№ П/ПСодержаниеЧасыДата по плануДата по фактуУчебно-наглядное оборудованиеОсновные виды учебной деятельности Добуквенный период13 1Введение понятия «...
Рабочая программа по русскому языку во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века
В работе содержатся: пояснительная записка, содержание, оценка знаний, тематическое планирование, планируемые результаты ....
Рабочая программа по окружающему миру во 2 классе ФГОс Начальная школа 21 века
В программе содержится тематическое планирование, пояснительная записка, содержание программы, система оценки достижений учащихся...
рабочая программа по литературному чтению во 2 классе ФГОС Начальная школа 21 века
Содержит пояснительную записку, содержание программы, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности организации контроля....
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс ФГОС Начальная школа 21 века
Календарно-тематическое планирование по математике 1 класс ФГОС Начальная школа 21 века...
Рабочая программа 3 класс ФГОС Начальная школа 21 века
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных стандартов....
ФГОС "Начальная школа XXI века". окружающий мир 4
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, примерной образовательной программы начального общег...