Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Бигдай Елена Алексеевна

Тема: Времена года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_poznaniya_mira_na_temu_vremena_goda.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Времена года.

Цели: формировать знания учащихся  о временах года и их отличительных признаках.

Задачи:

- расширить представление о временах года;

- учить наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи в природе;  

- развивать наблюдательность, внимание,  память, устную речь, навыки критического мышления (анализировать, делать выводы);  

- способствовать увеличению словарного запаса.

ОБОРУДОВАНИЕ: значки-эмблемы для деления на группы, картинки –таблички на столах (снежинка, лист дерева, ручей, цветок), разрезанные картинки (времена года), картинки для каждого ученика с номерами от 1 до 4, таблицы на столы от 1 до 4, постеры для работы в группах, карточки с названиями месяцев и времен года, шляпа, музыкальная физминутка, рисунок «?»,

музыкальные произведения из альбома П.Чайковского “Времена года”, слайдовая презентация  «Времена года».

Этапы урока

Таксономия учебных задач по Блуму (уровень)

Учебное задание

1

Знание

1. Формулирование темы и цели урока.

1.1 Целеполагание

Актуализация опорных знаний. Фронтальная работа

Прием ТРКМ «Мозговой штурм».

- Что такое окружающий мир?

- Какая бывает природа?

- Что мы относим к живой природе? – Что относим к не живой природе?

- Одинакова ли природа круглый год?

Подведение к теме урока.

Сегодня к нам на урок пришел Вопросительный знак ?.

Он предлагает отгадать загадку, чтобы вы узнали, о чем будете сегодня говорить, слушайте внимательно.. Загадка..

«У папочки – годочка

Четыре славные дочки

Первая седая

Вторая молодая

Третья с цветами

Четвертая с дождями».

 (Времена года)

(Выслушав ответы детей, формулируется цель урока).

Тема урока высвечивается на слайде

Определение цели урока.

2

Понимание

2.Восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

На столах расположены большие таблички с картинками: снежинка, желтый лист дерева, ручеёк, цветок.

Деление учащихся на группы по значкам с рисунками: 1 группа- жёлтый лист дерева, 2 гр. - снежинка, 3 гр.- ручеек, 4 гр. -цветок.

- По моей команде:

сядьте за стол те, у кого в руках значок «листок»;

сядьте за стол те, у кого в руках  значок «снежинка»;

сядьте за стол те, у кого в руках значок «ручеёк»;

сядьте за стол те, у кого в руках значок «цветок».

У каждого члена каждой группы есть свой порядковый номер (от 1 до 4)

Какое время года обозначают ваши карточки с рисунками? Объясните.

Работа в группах. Собрать разрезанную картинку. Переверните карточку, перед вами  картинка. Чем картинка  похожа и чем отличается от большой картинки? ( есть номер, меньше размером) 

Приём ТРКМ «Джигсо»

Рассмотрите картинку (у каждого ребенка в группе одинаковая маленькая картинка). (1 мин.)

1 группа рассматривает картинку «Осень»;

2 группа рассматривает картинку «Зима»;

3 группа рассматривает картинку «Весна»;

4 группа рассматривает картинку «Лето»;

Работа в парах. Расскажи соседу, что вы видите на картинке. Какие признаки вашего времени года изображены на картинке?

-Задайте друг другу вопросы по картинке. (2 мин.)

Работа в группах. Расскажите о времени года в группе. (2 мин.)

А теперь наш  ? хочет, чтобы вы пересели и образовали новые группы.

- Все первые номера на «раз, два, три» за первый стол ( на столах номера от 1 до 4);

вторые номера – за 2-й стол;

третьи номера – за 3-й стол;

четвертые номера – за 4-й стол.

Работа в группах. Расскажите ребятам в новой группе с помощью картинок о времени года, сходным с вашим значком. (3 мин.) по плану:

  1. Высота солнца над горизонтом;
  2. Погода, температура воздуха, осадки;
  3. Природные явления;
  4. Изменения в жизни растений;
  5. Изменения в жизни животных;
  6. Одежда человека в данный период;
  7. Труд человека.

- Если вы испытываете затруднение, то поднимите карточку красную карточку  «Помощь». Тогда к вам подойдёт эксперт (одарённый ребенок в предмете «Познание мира») и поможет вам.

3

Применение

Игра «Четвёртый лишний» или «Это бывает редко». Фронтальная работа. (1 мин.)

Цель игры: найти лишнее время года, его признак, месяц и обосновать свой ответ.

Учитель читает строчку из четырех слов, дети выбирают лишнее.

  1. Капель, ручей, мороз, просыпается медведь от спячки;
  2. Купание в реке, буран, жара, загар;
  3. Жара, метель, снег, шуба;
  4. Листопад, уборка урожая, сосульки, птицы улетают в тёплые края.

Игра «Угадай»  Фронтальная работа (2 мин.)

О каком времени года говорится в этих описаниях? Объясни свой выбор.

Тает снег, становится теплее, на деревьях появляются первые листочки, птицы возвращаются с юга, дни становятся длиннее.

Дует холодный ветер. Дни становятся короче, а ночи длиннее, земля покрывается снегом, деревья стоят без листьев. Люди надевают теплую одежду.

Часто идут дожди, небо закрыто тучами. Птицы

улетают на юг, дикие звери готовятся к зиме. С деревьев опадают листья.

Стоят жаркие дни, летают бабочки, стрекозы, можно купаться, загорать. В лесу много ягод, цветов.

4

Анализ

Музыкальная физминутка. (1 мин.)

Работа в группах. Кластер «Виноградная гроздь» Распределите  все месяцы года по сезонам.

(2 мин.)

Слайд. Проблемный вопрос для всех учащихся: Какой скрытый смысл имеет фраза «Весной рождается надежда»?

Наш ? решил проверить вас, как вы усвоили тему урока. Он предлагает вам прослушать рассказ о лете в лесу. Но нужно быть очень внимательными, слушая его рассказ, в нем содержатся ошибки. Как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши. Я прекращаю рассказ, а вы исправляете ошибку.

« Ну вот наконец-то и в мой лес лето пришло. Ух, ну и жарко же стало, температура- минус 35 градусов. Солнце высоко поднимается над горизонтом и хорошо прогревает землю. А у скворца, представляете, вылупились птенцы. А вчера я решил помочь рыбкам и сделал для них лунки во льду, чтобы им легче дышалось. А еще убрал опавшие листья, чтобы разбудить Михаила Потапыча из зимней спячки. Вот такая вот история.  

(2 мин.)

5

Синтез

Работа в группах. (4 мин.) Нарисуйте свою картину такую, чтобы встретились все четыре времени года. Помните, что сначала вы должны предложить друг другу свои идеи. Послушать друг друга и выбрать наиболее интересные версии. Распределить, кто, что или кого будет рисовать и в каком месте на постере.

Дети рисуют под музыку  П.Чайковского “Времена года”

Презентация работы каждой группы по очереди.

Взаимооценивание. Приём  «Что есть хорошо?»

- Можете сказать, что считается «хорошей» работой?»

 -Можете  ли вы определить,  является ли  работа другой группы «хорошей»?

-  Какие «плюсы» вы отмечаете в работе? Какие «минусы»  вы отмечаете в работе?

 (2 мин.)

Во время работы в  гриуппах даю задание одаренному ученику: «Сочинить небылицу о временах года, используя слова: зима, весна, лето, осень, встреча, веселье». Добавить любые другие слова.

Презентация работы одарённого ученика.

6

Оценка

Работа в группах. (3 мин.)

1 и 2 группы.

Задание: Представьте, что на Земле будет всегда только зима. Других времен года вообще не будет. Что тогда произойдет с планетой,  с людьми, с животными, с растениями?

Поделитесь со своими предположениями.

3 и 4 группы.

Задание: Представьте, что на Земле будет всегда только лето. Других времен года вообще не будет. Что тогда произойдет с планетой,  с людьми, с животными, с растениями?

Поделитесь со своими предположениями.

Презентация работы групп.

Взаимооценивание. Приём «Дело в шляпе» Производится под музыку. (2 мин.)

- Как вы думаете, права ли природа, что на нашей планете Земля 4 времени года? Почему?

Итог урока:

Оценивание X и Y

(Почему X является примером Y).

- Почему месяц  является примером времени года?

Рефлексия. (2 мин.)

Обратите внимание на слайд.

Выберите одно из утверждений, которое описывает ваше отношение к уроку и как вы поняли материал темы. А также вы должны продолжить строку о том, что бы вы ещё хотели узнать. (выбрать цифру с  утверждением). Спрашиваю 2-3 учеников.

  • 1. Мне было интересно, я бы хотел узнать…
  • 2. У меня «каша в голове».
  • 3. Я «зарубил себе на носу», что…
  • 4. Я в этой теме как «рыба в воде»
  • 5. Мне было трудно, когда …

Поощрение учителя за работу смайликами.

Слайд

Домашнее задание на выбор:

1. Пересказать текст параграфа.

2. Синквейн (лето, зима, весна, осень). Выбрать любое время года на свое усмотрение.

3. Приготовить по 3-4 приметы каждого времени года.

4. Приготовить названия мультфильмов, где действия происходят зимой, весной, летом, осенью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...