Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир». Категория: для начальных классов Тема : «Домашние животные. Мягкие лапки, а в лапках царапки»
план-конспект по окружающему миру на тему
Как вырастить доброго, ласкового ребенка, бережно относящегося ко всему живому ? Этот вопрос в последенее время очень часто стал звучать. Общество очерствело. Стало равнодушным, злым. Кто виноват и что делать? Вечный вопрос, ответа я не знаю, но ответственными должны быть все. Поэтому я часто провожу цикл занятий на уроках окружающего мира "О братьях наших меньших". Предлагаю Вам занятие из этого цикла о кошках. Материал можно использовать учителям начальных классов в урочной и внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnoe_zanyatie_po_predmetu.docx | 25.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир».
Категория: для начальных классов
Тема : «Домашние животные. Мягкие лапки, а в лапках царапки»
Пояснительная записка.
Наше общество очерствело! Нет понимания, что такое хорошо, что такое плохо! Появляются целые команды, которые убивают и издеваются над животными и считают это нормальным! Кто в этом виноват?! Не знаю! Ответственными должны быть все: и семья, и школа, и общество!
В целях недопущения плохого отношения к животным, воспитания любви и бережного отношения ко всему живому, ответственности перед домашними животными, я провожу цикл занятий «О братьях наших меньших». Предлагаю Вам занятие из этого цикла, посвященное кошкам. Материал можно использовать учителям начальных классов в урочной и внеурочной деятельности.
Цель занятия: расширить знания детей о домашних животных, конкретно о кошках; развивать познавательный интерес, память, мышление, связную речь; воспитывать любовь и уважение к животным, нравственные качества.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы с вами просто поговорим об одном животном, которое знают и любят все. Но так ли мы его хорошо знаем, как нам кажется…посмотрим. Сначала отгадайте загадку:
Что за зверь со мной играет?
Не мычит, не ржет, не лает,
Нападает на клубки,
Прячет в лапках коготки?
(кощка)
Молодцы, ребята. Ну тогда встречайте главную героиню нашего занятия ( выходит «кошка»).
Кошка: Мур-мур–мур! Знакомьтесь.
Я Мурка – кошечка, друзья!
Мягкий и пушистый хвостик.
И люблю ходить я в гости.
И усы пушистые, шерстка серебристая...
Ну, а глазки, ну, а глазки!
Хоть рассказывайте сказки!
С теми я могу поладить,
Кто готов меня погладить,
Рыбки дать любимой киске,
Молочка налить ей в миску.
Говорите: "Кис-кис-кис!"
И забудьте слово: "Брысь!"
Это верно! И мы тебя кошка очень рады видеть у нас в классе. Садись, отдохни и послушай о себе, может быть, ты узнаешь что-то новое.
Кошка…Что мы представляем, произнося это слово? Пушистого, ласкового, красивого, гордого зверька. Поднимите руку ребята, у которых есть кошка в доме. Видите сколько много. И это неспроста. Кошка живет рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаются загадочным, таинственным, самостоятельным существом. В разные времена в разных странах к ней относились по-разному. Например в Древнем Египте кошку считали священным животным. Там сажали в тюрьму , заставляли платить большой штраф или даже убивали человека, который обидел или убил кошку. А если кошка умирала своей смертью, ее оплакивали как человека, осыпали дарами- в идее высушенных мышей!
А в Европе в средние века кошек наоборот преследовали, особенно черных, считалось, что они приносят несчастье. Помните песню « Черный кот», давайте споем куплет этой песни.
А вот в Японии во всех кафе держат кошек, живых или в виде статуэтки. Вы спросите почему? Есть такая история: владельцу небольшой чайной лавки, чьи дела шли плохо, подарили в подарок статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой магазина. Это стало сенсацией, и все больше людей заходило в чайную, чтобы увидеть такое чудо. Все это, конечно, выдумки. Кошка – обыкновенный зверек, но с необыкновенными качествами. Все эти качества она взяла у своих родственников, а вы знаете кто у кошки родственники? Нет, ну тогда послушайте…(выступление, подготовленных детей)
И погладить разрешает.
И работать не мешает,
Половицей не скрипит,
А ложится под подушку.
Что-то нежное на ушко
Скажет шепотом и спит.
Ищет кошка дух мышиный,
В сумрак ввинчивает взгляд,
Точно фары у машин,
У нее глаза горят.
Уступаю ей дорогу,
Повстречавши у ворот-
Если хочет-пусть пройдет!
Вдруг возьмет и на подмогу
Братца-тигра позовет!
Вдруг из парка или сквера,
Со двора, из-за угла,
Выйдет черная пантера,
Скажет: - Мура, как дела?
Вдруг придут ее проведать
Дядя барс и тетя рысь.
Сядут вместе пообедать…
Тут уж точно – берегись!
Кошка бегает с азартом
За катушкою полдня.
А сама в родстве с гепардом,
Льву могучему родня!
Тем, кто с кошкой добр и мягок,
Может кошка другом стать.
Но обидчику, однако,
Может кошка сдачи дать!
(Приходько Владимир)
Вот вам и обыкновенная кошка! Кто запомнил, какие родственники у кошки? Молодцы, ребята.
У кошки очень чуткий слух, она слышит самый тихий звук, шорох, но в то же время он у нее своеобразный. Кошка может не обратить внимание, например, на громкую музыку, которая раздается у нее под ухом. А вот интересный факт: когда кот слышит, что вы с кем-то разговариваете, и не видит собеседника, он считает, что вы говорите с ним, поэтому начинает отвечать вам. Чем больше вы говорите с кошками, тем больше они говорят с Вами. Чувствительность кошки к громкости звука в 3 раза выше, чем у человека. Кошачье ухо поворачивается на 180 градусов. В каждом ухе у кошки 32 мускула, чтобы управлять ухом они используют двенадцать или более мускулов.
Это животное очень чистоплотное. Кошка постоянно умывается. Вылизывает с себя не столько грязь, сколько…собственный запах. И еще один интересный факт, ученые доказали, что вылизывание является способом поддерживать психическое равновесие. Уход за шерстью успокаивает, нейтрализует зарождающуюся агрессивность. Вылизываясь, кот слизывает с шерсти определенное количество вещества, содержащего витамин В, который необходим для регулирования психического равновесия. Если лишить кота этой возможности, он станет нервозным и может даже погибнуть.
Все кошки- и дикие, и домашние – замечательные охотники. Охотятся они обязательно из засады. У них очень острое зрение. Кошкин глаз сравнивают с фарами на машине. У них в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Глаза у кошек крупные и смотрят они всегда в одном направлении. Кошки верно определяют расстояние до предмета. Кошки могут видеть на расстоянии до 60 метров. Кошки спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом вибрисы- длинные жесткие волоски, которые мы называем усами.
Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко. Кошка очень свободолюбивое животное. Ее не надо принуждать делать то, чего она не хочет. Вспомните сказку Р.Киплинга «О кошке, которая любила гулять сама по себе».
Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет, чтобы ее приласкали, она придет сама.
(Инсценировка стихотворения)
Мальчик: Говорит мне тихо кошка:
Кошка: Пожалей меня немножко!
Мальчик: Не пойму я кошку эту-
Я ей тычу в рот конфету,
Я под самый кошкин нос
Лучший свой значок принес.
Я обнял ее за шею:
Вот как я тебя жалею!
Ну чего ты хочешь, кошка?
Говорит она:
Кошка: нкмножко. Немножко
Пожалей – отпусти меня скорей!
Вы, ребята, наверное поняли этот диалог? И все-таки есть ребята, которые берут себе маленьких котят, но плохо ухаживают за ними. А родители порою ругают не своих детей, а этих котят. Помните: «мы в ответе за тех кого приручили» если вы взяли в дом маленького питомца, то должны быть в ответе за него.
Ученик: Все мяукал котенок
Во дворе под кустом,
Все хотелось котенку,
Чтоб позвал кто-то в дом.
Прошуршал желтый лист-
Показалось котенку.
Что позвали «кис-кис».
Замирая от счастья,
Он помчался на зов,
Только дверь оказалась
Заперта на засов.
Правда это грустное стихотворение? Чтобы такого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нем. Пусть никогда не случится так, чтобы ваш друг потерял кров над головой. Расскажите, ребята о своих любимцах. Дети подготовили небольшие истории из жизни кошек. Давайте их послушаем.
(Выступление детей, сопровождается фотографиями своих питомцев)
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глаза смелые,
Зубки белые.
Не было в доме мышей,
А было много карандашей.
Лежали они на столе у папы
И попали котенку в лапы.
Как помчался он в припрыжку.
Карандаш поймал, как мышку.
И давай его катать
Из-под стула под кровать,
От стола до табурета,
От комода до буфета.
Подтолкнет – цап-царап!
А потом загнал под шкаф.
Ждет на коврике у шкафа.
Притаился чуть дыша…
Коротка кошачья лапа,
Не достать карандаша!
Плачет киска в коридоре,
У не большое горе:
Злые люди, бедной киске,
Не дают украсть сосиски!
Что ты кошка сторожишь?
Сторожу у норки мышь!
Выйдет мышка невзначай,
Приглашу ее на чай!
Звук мурррчащего Кота -
самый мой любимый звук.
Это вам не тра-та-та,
это вам не стук-тук-тук.
Я печалюсь от бум-бум,
часто хмурюсь от бам-бам,
создающих жуткий шум,
создающих страшный гам!
Если вдруг заметит Кот,
что печален я и хмур,
тотчас песню запоёт
под названием
МУР-МУР.
Так уютно мне,
когда
в тишине услышу вдруг
звук мурррчащего Кота -
самый
мой
любимы
звук.
Тим Собакин
Спасибо, ребята, вы нам рассказали чудесные истории о кошках. А вот мне интересно, сможете ли вы узнать известных кошек по некоторым словам или частям одежды. Ведь о кошках снято много фильмов, сказок, мультфильмов. Это любимые герои всех детей и взрослых. Попробуем отгадать?
- «Поздравляю, Шарик, ты балбес: на дворе мороз, а у нас в доме на двоих одна пара валенок. Потому что ты кеды купил, они видите-ли красивее были!» (Кот Матроскин)
- Его любимая фраза : «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд)
- Он лучший друг маркиза Карабаса. Любит носить шляпу и сапоги со шпорами, от этого и получил свое имя? ( Кот в сапогах)
- Это кот прикидывался слепым, и со своей подружкой Лисой Алисой отбирал у бедного Буратино деньги? (Кот Базилио)
Вы очень хорошо знаете героев-кошек, молодцы! А я вам расскжу еще несколько интересных фактов из жизни кошек.
-средняя продолжительность жизни кошек около 20 лет. Чемпионом среди долгожителей оказалась кошка Пусс (США), она прожила 36 лет.
-обычно у кошки рождается 3-5 котят. Кошка по имени Колокольчик из Южной Африки родила 14 котят-близнецов.
- а кошка Мини за 6 лет уничтожила 12 тысяч 480 крыс!
- у кошек в среднем 24 вибриса (уса) и 30 зубов!
Вот какие необычные и замечательные эти животные. Но в их жизни все-равно остается много тайного и неизвестного. И это хорошо…
Есть где-то Кошачья Планета.
Там кошки, как люди живут:
Читают в постели газеты
И кофе со сливками пьют.
У них есть квартиры и дачи,
Машины и прочий комфорт,
Они обожают рыбачить
И возят детей на курорт.
Летают в заморские страны,
Находят алмазы с кулак,
Сажают на клумбах тюльпаны
И даже разводят собак!
(Андрей Усачев)
Кошка-это грация и лень, красота и забава, преданность и независимость Это живая игрушка и верный друг. Мы любим кошек за красоту, таинственность и элегантность. За любовь к человеку. Любите своих кошек и они вам ответят тем же.
Понравилось ли вам наше занятие. (Прием «Снежный ком»). Спасибо, вам, за то что слушали внимательно и принимали активное участие.
Список используемой литературы и интернет-источников:
Баранов Анатолий, «Для любимой кошки». "Мир книги", М., 1992г.
Житков Борис «Беспризорная кошка». Издательство «Амфора».2010г.
Непомнящий Н. М. «100 кошачьих «почему?». «Журнал «ДИАЛОГ»-ВАГРИУС, 1993.
http://www.molomo.ru/inquiry/facts_about_cats.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по предмету "окружающий мир" в начальных классах. Тема: Охрана животных. Животные Красной книги.
Цели урока:продолжать знакомство с Красной книгой, с животными, которые в нее внесены;учить бережно относиться к животным;рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;формиро...
Конспект занятия по РСВ в 3 классе. Тема: «Домашние животные».
Материал для занятия по РСВ в 3 классе по теме: "Домашние животные"...
План-конспект открытого урока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружаю¬щей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид, условия содержания, польза для человека.
План-конспект открытогоурока по Развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе Тема: Домашние животные. Лошадь. Внешний вид,...
Учебно - методический комплект. Окружающий мир. 2 класс. Тема: "Домашние животные. Значение диких животных"
Предмет: окружающий мир.Класс: 2.Тема урока: Домашние животные. Значение диких животных. Цели урока: · углубить знания о домашних животных, относящихся к...
Внеурочное занятие по предмету «Окружающий мир» при изучении темы: «Охрана животных». Виртуальная экскурсия "Мы идём в зоопарк"
Актуальность темы: Занятие обеспечивает учащихся дополнительной информацией о Красной книге России, о крупных зоопарках Р.Ф. Так как в нашем городе нет зоопарка, в занятии имеется видеоматериал о зооп...
Конспект проведения занятия для детей с ОВЗ 3 года обучения по теме «Домашние животные»
Задачи:Закреплять представления детей о домашних животных, которых мы содержим в квартире (собака, кошка) и в деревне (курица, корова): название животных, как выглядят животные, где живут, какие звуки...
Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ (нарушение интеллекта вариант 1) 2 класс. Тема: «Домашние животные»
Цель: расширение и систематизация знаний детей о домашних животных.Задачи:- Уточнить, расширить представления детей о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни (особенности поведения, чем пита...