Технологическая карта урока по окружающему миру
план-конспект занятия по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Экология и экономика" (3 класс) составлен в соответсвии с требованиями ФГОС НОО для детей с ОВЗ. В данной разработке представлен адаптированный учебный материал для учащихся с ЗПР, обучающихся в составе детей общеобразовательного класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_ekonomika_i_ekologiya_3_klass.doc | 139.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ориентационная информация | |
Предмет/ Класс | Окружающий мир/ 3 класс |
Тема | Экономика и экология |
Автор | Потапова Елена Николаевна |
Время реализации | 40 минут |
Аннотация к уроку | Урок по окружающему миру представлен изучением нового материала с использованием информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и приемов технологии развития критического мышления (далее - ТРКМ). Урок направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся 3 класса в соответствии с ФГОС НОО. ИКТ используется на разных этапах урока как средство наглядности в единстве со словесными методами. Наглядный материал оформлен в формате PowerPoint, раздаточный материал -Word. |
Цели и задачи | Цель урока: привлечь внимание учащихся к экологическим проблемам своего края Задачи урока:
Ориентация на результаты:
Ученик научится
Ученик получит возможность - делать осознанный выбор поступков, способствующих охране окружающей среды.
Ученик научиться - смысловому чтению (на основе приема ТРКМ «Чтение с пометками»); -структурированию и осмыслению информации (на основе приема ТРКМ «Фишбоун»); Ученик получит возможность: -развивать рефлексивные процессы (на основе приемов ТРКМ: составление «Синквейна», «Незаконченное предложение»); - получить информацию из разных источников.
Ученик научится: -Сотрудничеству и умению осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; Ученик получит возможность -поучаствовать в произвольном общении, получить помощь одноклассников (работа в парах сменного состава, в группах);
Ученик научиться - самостоятельной учебной деятельности; - работать по плану и инструктажу; Ученик получит возможность: - самостоятельно определять тему урока и ставить учебные задачи. |
Место урока в системе уроков (тип, взаимосвязь с предыдущими и последующими уроками) | Урок получения новых знаний является четвертым и заключительным уроком в разделе «Экономика». Учебно-методическое сопровождение: УМК «Школа России», А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебное пособие для 3 класса. Изд. М.: «Просвещение», 2014г. |
Краткая характеристика класса | Учебный материал рассчитан для учащихся общеобразовательного класса с нормативным обучением, в состав которого входит обучающийся с ЗПР. Для этого ребенка характерно: непроизвольное внимание, кратковременная память, несформированность мыслительных операций- анализа, синтеза, обобщения, медленный темп чтения, неумение сотрудничать с одноклассниками. Для данного учащегося будет предложен текст с минимумом информации и предложена помощь обучающегося - консультанта во время работы в парах, ему будет дана возможность выбора той группы учащихся, где он будет чувствовать себя комфортно и уверенно, учебный материал урока адаптирован для учащегося данной категории. |
Авторский медиа -продукт | 1.Конспект урока (текст- Microsoft Word) 2.Презентация в формате Microsoft PowerPoint 2007 3.Изготовление карточек с текстами |
Ресурсы и оборудование |
|
Дидактическое обеспечение | Книги и диски об экологии, географическая, индивидуальные карточки для чтения, демонстрационные карточки для построения «фишбоуна», таблички с названием групп. Чижевский А.Е. Детская энциклопедия. Экология. С.134 М., АСТ, 1997 Плешаков А.А. Зеленые страницы. Изд.М.: «Просвещение», 2014г, с.125 Плешаков.А.А. Окружающий мир. Учебное пособие для 3 класса. Изд. М.: «Просвещение», 2014г |
Технологическая карта урока:
Фаза урока, время | Этапы урока, структурные элементы | План урока | Деятельность учащихся класса | Адаптация учебного материала для учащегося с ЗПР |
Вызов 5 мин | Приветствие. Организационный момент. | -Друзья мои, я очень рада войти в приветливый ваш класс, И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз, Я знаю каждый в классе гений, но без труда урок не впрок, -Дорогие мои друзья, я приглашаю вас на урок экологии. | Приветствие учителя, | Проверка рабочего места, при необходимости: оказание помощи в приготовлении к уроку |
Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке. Определение темы урока, постановка задач | -Ответьте на мои вопросы и определите тему урока: - Как называется искусство ведения хозяйства? - Как называется наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой? -Между этими двумя понятиями ставлю знак , обозначающий ВЛИЯНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ. Попробуйте сформулировать основную задачу урока, опираясь на получившуюся схему (СЛАЙД 2) - Назовите отрасли хозяйства, без которых экономика не может существовать. - Что производят или чем занимаются данные отрасли? | Открывают карточки со словами ЭКОНОМИКА ЭКОЛОГИЯ Определяют тему урока: ЭКОНОМИКИ И ЭКОЛОГИЯ. (В треугольнике открывают задачу урока: рассмотреть влияние экономики на экологию.) (Используется прием «фишбоун», на доске выстраивают левая часть схемы) Цель приема: позволяет формировать проблему и решать ее. Технология проведения: (выстраивается схема в виде скелета рыбы: в голове рыбы – формируется проблема, в хвосте – вывод. В «косточках» скелета рыбы фиксируются факты, подтверждающие существование этой проблемы.) транспорт грузовые и пассажирские перевозки строительство рост жилья, промышленных предприятий и сооружений промышленность добыча полезных ископаемых электричество выплавка металлов | Участвует в открытие карточек | |
2. Осмысление 30 мин 1 мин 1 мин 2 мин 10 мин 6 мин 2мин 1мин 5 мин 2 мин | Изучение нового материала | -У экономики 2 стороны. Одна – это та необходимая и полезная продукция, без которой не прожить, а другая -…..Впрочем, послушайте сказку СЛАЙД 3: Жил-был старик со старухой у самого синего моря. Ловил старик неводом рыбу 30 лет и три года. Забросил старик невод и вытащил…..Впрочем, эту сказку знают все, это было в стародавние времена. А если бы закинул старик свой невод сегодня, то пришел бы невод не только с тиною морскою, СЛАЙД 4 … и с одною рыбкой, но не золотою, а «нефтяною». Молвит рыбка голосом человеческим: «Не отпускай ты меня в грязное море, а посели, в аквариум с чистой водой. -Почему рыбка не желает жить в море? Что послужило причиной ее превращения из золотой в «нефтяную»? | перечисляют: ржавыми банками, битыми бутылками, рваными полиэтиленовыми пакетами высказывают свои предположения. | Перечисление объектов с опорой на зрительное восприятие. |
Составление рассказа по опорным словам | -Грустная сказка, но, к сожалению, и быль не радостнее. Предположите, что могло произойти в море? Составьте рассказ по опорным словам (на доске написаны слова: МОРЕ, ТАНКЕР, АЙСБЕРГ, РАЗЛИВ НЕФТИ). СЛАЙД 5 Используется Прием «Словесное рисование» Цель приема: осмысление ситуации, развитие речи. Технология проведения: составление рассказа на заданную тему с опорой на предложенные слова. | По опорным словам учащиеся составляют рассказ: Шел по морю нефтеналивной танкер. Вез он столько нефти, сколько могут перевести десять тысяч железнодорожных цистерн. Водный путь для перевозки грузов самый дешевый, но не самый безопасный. Беда случилась на рассвете. Корабль наскочил на айсберг, и нефть широко разлилась по поверхности воды | Составление упрощенного текста, используя нераспространенные предложения | |
Изучение свойств нефти | -Какими свойствами обладает нефть? (Показ образца нефти). Воздух и солнечные лучи не проходят в глубины, поэтому гибнут водоросли, моллюски, рыбы и крабы. Но хуже всего чайкам, уткам и гагарам. Садясь на воду, они уже не могут взлететь, потому что нефть склеивает их перья. Птицы гибнут тысячами. СЛАЙД 5 | Определяют свойства нефти: масленичная, темно-бурая жидкость, легче воды | Рассматривание образца нефти, определение ее свойств | |
Показ опыта, структурирование имеющейся информации | -Понятно, ли вам теперь: почему рыбка стала нефтяною? (учитель демонстрирует опыт: в стакан с чистой водой опускается игрушечная рыбка, сверху наливается нефть) Если захочет старик помочь ей, то рыбка будет спасена, а если нет, то вот, что останется от рыбки. - Произошла экологическая катастрофа! (На доске открывается понятие ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА. -По чьей вине происходят экологические катастрофы? Люди губят природу, потом ее спасают, создавая Красную книгу. А знаете ли вы, что существуют Красные карты: на них изображают места подверженные экологическому риску. Такие красные места есть и на Ямале. СЛАЙД 6 |
На доске оформляют вторую часть «фишбоуна». 1 учащийся находит информацию в справочнике, другой - в единой сети интернет Зачитывают определение Рассматривают Красную карту Ямала | Чтение определения в учебнике с. 78 | |
Смысловое чтение текстов | - А знаете ли вы откуда взяли эту нефть? Эта нефть добыта в нашем регионе. Красива и своеобразна природа Ямала. Здесь открыто сказочно богатые месторождения нефти и газа. Ямал называют «энергетическим сердцем России», «газовой житницей страны». Но, добывая «черное золото», без которой экономика невозможна, человек нанес этой земле глубокие раны. А какие, вы узнаете, познакомившись с текстом. Используется прием «Инсерт» (чтение с пометками) Цель приема: смысловой анализ текста, актуализация имеющихся знаний. Технология проведения: учащиеся самостоятельно читают тексты и делают пометки на полях – v – знаю, + - новое, ? – непонятное). | 1группа учащихся работает с текстом Влияние строительства на экологию Ямала. Коренные жители севера любят свой суровый край и очень бережно относятся к его богатствам: даже их традиционная обувь сделана с таким расчетом, чтобы не поранить почву и не уничтожить ягель – лучшую пищу оленей. А буровики и геологи, прибыв на Ямал, забыли о том, что они лишь гости на этой земле. Добывая нефть и газ, они привезли с собой и тяжелую строительную технику. Гусеницы машин уничтожают растительность и уродуют почву, оставляя на ее поверхности незаживающие раны. При строительстве дорог, трубопроводов и промышленных сооружений уничтожается лес, нарушаются пути миграции оленей, засыпаются ручьи – места нереста рыб. Если не изменить методы строительства, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу.Источник (www.ruschudo.ru) 2 группа учащихся работает с текстом Влияние добывающей промышленности на экологию Ямала. Здесь на Ямале открыто сказочно богатые запасы природного газа и нефти. В эти края пришли геологи и буровики: тундре был нанесен неповторимый ущерб. Каждая буровая вышка, а их уже на Ямале сотни, полностью уничтожает и загрязняет растительность на несколько сотен гектаров. После окончания работ, оставшаяся площадка представляет собой страшное зрелище. Обломки металлических конструкций, бревна, мусор перемешаны и залиты ядовитым буровым раствором. Далеко в тундре видны факелы - на месте буровых скважин горит попутный газ. Он сжигает кислород. Птицы и звери остаются без привычных мест обитания и чаще всего погибают, а выжившие никогда уже не вернуться сюда. Если не изменить способы добычи «черного золота» и газа в нашем крае, то через 20 лет можно ожидать новую экологическую катастрофу. Источник (Чижевский А.Е. Детская энциклопедия. Экология. С.134 М., АСТ, 1997) 3 группа учащихся работает с текстом Развитие транспорта и влияние его на экологию Ямала. Добывая нефть и газ, буровики и геологи привезли с собой и тяжелую строительную технику. Гусеницы машин уничтожают растительность и уродуют почву, оставляя на ее поверхности незаживающие раны. Тракторы и экскаваторы прокладывают дороги к буровым станциям, самосвалы подвозят строительный материал. Выхлопные газы автомобилей загрязняют воздух. Газ и нефть транспортируют не только железной дорогой, но и по трубопроводу, который протянут как по земле, так и по дну водоемов. При утечки «черного золота» из нефтепровода, нефть бурым маслянистым пятном ложится на землю, погубив скудную растительность тундры, заливает жилища леменгов. Ягелю – основному корму оленей нужно более 100 лет, чтобы восстановиться. По дну Тазовской губы проложен газопровод. Движущийся по нему газ создает вибрацию и шум. Рыбы теперь не поднимаются вверх по течению: нарушена их сезонная миграция. Источник (Статья газеты «Северный луч» № 134 от 10.11.06 «Из рассказов буровиков Юрхаровского месторождения») | Чтение сокращенной статьи 1 варианта. (материал выделен красным цветом) | |
Работа в парах сменного состава | - Что нового узнал из своего текста, расскажи товарищу, послушай его. Поменяйтесь парами, продолжите работу. Прием «Работа в парах сменного состава» Цель приема: развитие коммуникативных навыков Технология проведения: обучающиеся двигаются по классу, пересказывают или зачитывают те предложения, рядом с которыми поставили +. Важно, чтобы в пары объединялись ученики, изучившие информацию разных вариантов. Один и тот же ученик может проговорить свою информацию от 1 до 3 раз. Работа в парах заканчивается тогда, когда каждый ученик стал участником хотя бы одного взаимодействия.) | Двигаются по классу, воспроизводят свой материал и слушают своего собеседника. | Участие в взаимодействии (собеседник становится консультантом, помогает выделить главное) | |
Беседа по осмыслению прочитанного | О каких отраслях экономики ЯНАО вы прочитали? - Какой вред экологии они приносят? (На столы перед учащимися выставляются таблички - бейджики: ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ТРАНСПОРТ, СТРОИТЕЛЬСТВО). Сейчас вы побываете в роли экспертов - экологов, изучите влияние экономики на экологию. -Как понимаете смысл предложения: Мы забыли, что всего лишь гости этой земли. -По – другому относится к своему краю ненецкий народ? | Отвечают на вопросы по тексту: Ведем себя как хозяева: развивая экономику, уничтожаем природу. Рассказывают о национальной обуви. У бурок нет подошвы. Поэтому, наступая на ягель, местные жители не причиняют вреда ягелю – главной пище оленей.) | Определение роли во время взаимодействия в группе, повышение мотивации. | |
Физминутка | - Мы по тундре гуляем, за природой наблюдаем: Вверх на солнце поглядели, лучи солнца нас согрели. Выше ноги поднимай, на ягель не наступай. | Ходьба на месте. Повороты головы влево и вправо Голова и руки вверх. Подскоки с одной ноги на другую | Организация смены деятельности | |
Работа в группах (экспертиза, составление пятистишия) | -Какая информация вам показалась новой? -Что показалось вам непонятным, или вы пожелали узнать об этом побольше? Вопросы к транспортникам. СЛАЙД 7 - Почему рыбы не поднимаются в верховья рек? Что нарушило их сезонную миграцию? (Шум и вибрация трубопровода) Какой вред экологии приносит транспорт? Вопросы к строителям. СЛАЙД 7 - Какой урон природе наносит строительство дорог и промышленных сооружений? (Вырубка леса, засыпка ручейков, нарушение путей миграции оленей) Вопросы к промышленникам. СЛАЙД 8 - Почему, при перемещении буровых станций, оставшиеся площадки представляют собой ужасающее зрелище? - Сделайте вывод о влиянии экономики на экологию. -Дерево, трава, цветок и птица не всегда умеют защититься, если будут уничтожены они - на планете мы останемся одни! - Предложите пути выхода из сложившейся ситуации. Что нужно сделать, чтобы и экономику развивать, и экологию сохранить? - Выберете только то, что подходит вашей отрасли хозяйства. (Перед учащимися выкладываются карточки с надписями: Правильное размещение промышленных сооружений, посадка лесов, установка очистительных сооружений, прекращение выбросов промышленных отходов, экономное использование воды, использование экологических прогнозов, обучение высококвалифицированных специалистов, обеспечение техники безопасности на производстве, использование биотоплива, уборка строительных территорий). | Зачитывают информацию из своих текстов с пометкой «+» Зачитывают информацию с пометкой «?» Учащиеся из второй группы прикрепляют ко второму ребру рыбы слово ТРАНСПОРТ Учащиеся из первой группы прикрепляют к первому ребру рыбы слово СТРОИТЕЛЬСТВО Делают вывод: экономика имеет две стороны – одну положительную, все то, что она производит, другую отрицательную – губит окружающую среду Выбирают для построения схемы только те , которые подходят их группе. Во время самостоятельной работы по одному представителю из групп, садятся за отдельный стол и пишут синквейн на тему Экологическая катастрофа). Демонстрация результатов работы экспертов (оформление второй части «фишбоуна»), учащиеся располагают выбранные карточки на ребрах рыбы) | Воспроизведение изученного материала | |
Структурирование полученной информации | -Продемонстрируйте результаты работы экспертов | Оформляют вторую часть «фишбоуна»: располагают выбранные карточки на ребрах рыбы: Строительство Учет эколог.прогнозов
Промышленность Посадка лесов, установка фильтров на производстве Уборка территорий, Транспорт Соблюдение техники безопасности
Экономика должна быть безопасной | Развитие долговременной памяти благодаря структурированию изученного материала | |
3. Рефлексия 5 мин | Подведение итогов. Домашнее задание Церемония прощания. | Прием «Синквейн» (пятистишие по определенным правилам) Цель приема: развитие критического мышления через отражение сущности темы (понятия) в письменной форме. Технология проведения: перед учащимися карточка с подсказками: 1 строка- понятие 2 строка – 2 прилагательных 3 строка – 3 глагола 4 строка – предложение о понятии из 4 слов 5 строка – синоним понятия Задача учащихся подобрать подходящие слова и подготовиться к чтению - Прочитайте получившееся пятистишье - Закончите предложение. СЛАЙД 9 Развивая экономику, общество….. Прием «Незаконченное предложение» Цель: обучение мыслительным приемам анализа и синтеза, определение уровня усвоения материала Технология проведения: анализируя изученный материал, делают вывод. -Берегите Землю, берегите! Жаворонка в голубом зените, Небо в звездах, океан и сушу И в бессмертье верящую душу! - Заинтересовала ли вас тема «Влияние экономики на экологию ЯНАО?» - Знакомство с данной темой на этом не заканчивается, в 6 классе в курсе география вы продолжите знакомство с экологическими катастрофами и узнаете, что катастрофы бывают глобальные и локальные. А кто не желает ждать 6 класса, то можете пополнить свои знания самостоятельно. - Из каких источников вы могли бы получить нужную информацию? (Учитель демонстрирует книги и диски об экологии. Мотивирует на выбор тем по экологии. Которые могут перерасти в учебные и социальные проекты) - Мне очень не нравится, что старик, поймавший рыбку медлит, еще минуту, и она погибнет или останется по – прежнему нефтяной. Я предлагаю вам поучаствовать в ее превращении. Расположите экологические знаки в виде чешуи и оживите рыбку. (Учитель убирает «скелет рыбы» - «фишбоун») СЛАЙД 10 - Старик тоже пожалел рыбку, накормил, очистил, и выпустил в чистый водоем. (Самым активным участникам урока предлагается пересадить рыбу в аквариум с чистой водой.) -Звучит песня А.Карнилова «Пуровская земля» Домашнее задание. СЛАЙД 11 (задание обязательное – стр.78-80 учебника «Окружающий мир», 3 класс, задание по выбору: подготовить информацию об промышленном объекте нашего региона, информацию представить в виде рукописного текста, фото, рисунков. В рамках внеурочной деятельности по результатам вашей домашней работы мы выполним проект газеты «Экономический вестник Ямала» -Урока время истекло, Я вам ребята благодарна, Зато, что встретили легко И поработали ударно. | Представители четвертой группы читают синквейн: Экологическая катастрофа- Разрушающая, огромная, Убивает, затапливает, уничтожает. Предотвратим катастрофу, защитим Землю! Беда! Развивая экономику, общество…(учащиеся делают вывод, учитель разворачивает хвост рыбы, на котором написано предложение: Общество должно сделать экономику безопасной!) Указывают на источники: Интернет, энциклопедии и справочники, передачи по телевидению. Прикрепляют на место ее тела желтые карточки в виде чешуи с надписью ЭКО (экологически чистый продукт). Пересаживают рыбку в аквариум с чистой водой, стирают красные пятна на карте ЯНАО Записывают домашнее задание Прощаются с учителем | Чтение вывода в учебнике с.80 Участие в спасении рыбки, развитие интереса к изучаемой теме Инициирование на участие в проектной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука"по УМК "Планета знаний"
Урок разработам в соответсвии с ФГОС...
Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс
Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...
Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.
Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс
Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Земля на карте. Путешествие по материкам и частям и света" (2 класс, УМК "Школа России")
Тип урока: “открытие” нового знанияЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о физической карте мира, умений находить и показывать океаны и материки. Задачи ...