Рабочие программы по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
рбочая программа по окружающему миру имеет пояснительную записку и календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 89.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чулковская основная общеобразовательная школа»
Гороховецкого района Владимирской области
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор МБОУ Зам. директора по УВР на заседании МО
Чулковская ООШ
Тимофеева В.П._____________ Орехова Г.Н._____________
«_____»__________ 2016г. «_____»__________ 2016г. «_____»__________ 2016г.
Рабочая учебная программа
по окружающему миру
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2016/2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы:
Учитель начальных классов
Березина Е.Г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы для образовательных учреждений и программы по окружающему миру автора А.А.Плешакова, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цели данной программы:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Окружающий мир как учебный предмет в особой мере влияет на решение следующих задач:
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Место учебного предмета в учебном плане
Курс разработан в соответствии с базисным учебным (образовательным) планом общеобразовательных учреждений РФ.
На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю. Курс рассчитан на 68ч. в год.
Структура курса (68 часов)
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. Мир древности. Экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (7 ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Краткое описание деятельностной технологии на уроках окружающего мира
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благородной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Количество часов в соответствии с программой
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на: | ||
уроки | экскурсии | практические работы | |||
1 | Земля и человечество | 9 | 9 | 3 | |
2 | Природа России | 10 | 10 | 9 | |
3 | Родной край – часть большой страны | 16 | 13 | 3 3 | 8 |
4 | Страницы всемирной истории | 5 | 5 | 5 | |
5 | Страницы истории Отечества | 20 | 20 | 17 | |
6 | Современная Россия | 8 | 8 | 3 | |
Итого | 68 | 65 | 3 | 45 |
Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов
начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий,
в Международное сотрудничество как основа мира на Земле
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, Метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4-й класс
Планируемые результаты универсальных учебных действий по окружающему миру.
Раздел программы | Программное содержание | Характеристика УУД учащихся |
1. Земля и человечество | Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Миг глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами. | 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. 2.Регулятивные УУД Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 3.Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.. |
2. Природа России | Разнообразие и красота природы России. Природные зоны нашей страны. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Экскурсия. Лес и человек. | 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. 2.Регулятивные УУД Формулировать учебную проблему совместно с учителем. Планировать учебную деятельность на уроке. 3.Познавательные УУД Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях. 4.Коммуникативные УУД Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сотрудничество с одноклассниками, распределение работы в группе. Формировать умение слушать и вступать в диалог. |
3. Родной край – часть большой страны | Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края. | 1.Личностные УУД Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. 2.Регулятивные УУД Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. 4.Коммуникативные УУД Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). |
4.Страницы всемирной истории | Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете. | 1.Личностные УУД Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 2.Регулятивные УУД Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. 3.Познавательные УУД Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
5.Страницы истории Отечества | Кто такие славяне. Века Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи. Экскурсия. Во времена Древней Руси. | 1.Личностные УУД Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. 2.Регулятивные УУД Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. 3.Познавательные УУД Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. 4.Коммуникативные УУД Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
6.Современная Россия. | Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. | 1.Личностные УУД Объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов. Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество. 2.Регулятивные УУД В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. 3.Познавательные УУД
4.Коммуникативные УУД Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
5. Планируемые результат освоения учебного предмета
4 класс
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
- Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
- способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
- что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
- некоторые современные экологические проблемы;
- природные зоны России;
- особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
- исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
- важнейшие события и великих людей отечественной истории;
- государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга,
- пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- приводить примеры животных Красной книги России и
- международной Красной книги;
- соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
- приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
- приводить примеры народов России;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
-владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты
Календарно - тематическое планирование
Дата | Тема урока | Виды практических работ и экскурсии | Сопутствующее повторение | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся УУД | ||||
1 раздел Земля и человечество 9ч. | |||||||||
1. | Мир глазами астронома | Наблюдение погоды родного края. Приборы, используемые для наблюдения за погодой. | Солнце. Земля – планета, Что изучает астрономия | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны; -способность к самооценке; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. -Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | |||||
2. | Планеты Солнечной системы. | Практическая работа №1: поиск и показ на глобусе полюсов, экватора, океанов и материков. Демонстрация смены дня и ночи на теллурии, моделирование планет Солнечной системы | планеты | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна - естественный спутник Земли, причины сены дня и ночи и времён года. | |||||
3. | Звездное небо – великая «книга» | Практическая работа №2: знакомство с картой звёздного мира Изучение способов ориентирования в пространстве и во времени | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | ||||||
4. | Мир глазами географа. | Практическая работа №3: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте | Глобус, карта | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Что изучает география | |||||
5. | Мир глазами историка | знакомство с историческими картами | наука, археология, история | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические Что изучает история, исторические источники, | |||||
6. | Когда и где? | Работа с лентой времени. | Век, тысячелетие, летоисчисление. | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические Счёт лет в истории, исторические карты | |||||
7. | Прошлое | Демонстрация экологических плакатов | Красная книга | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния Представление о современных экологических проблемах планеты, охрана окружающей среды - задача всего человечества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | |||||
8. | Сокровища Земли под охраной человечества | заповедник | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения | ||||||
9. | Международная Красная книга. | Международная Красная книга. | Охрана растительного и животного мира. | ||||||
2 раздел «Природа России 10ч. | |||||||||
10. | Равнины и горы России | Практическая работа №4: поиск и показ на физической карте равнин и гор. | Равнины, горы | Россия на карте. Неживая и живая | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | ||||
11. | Моря, озера и реки России | Практическая работа №5: поиск и показ на физической карте озёр и рек. | Моря, озера, реки. | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | |||||
12. | Природные зоны России | Практическая работа №6: Рассматривание карты природных зон России | План изучения природных зон | Причины смены природных зон с севера на юг. Высотная поясность. | |||||
13. | Зона арктических пустынь | Практическая работа №7: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни. Моделирование цепей питания | Арктика. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы. | |||||
14. | Зона тундры | Практическая работа №8: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания. | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Экологические проблемы | ||||||
15. | Леса России | Практическая работа №9: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания | Лес | Роль растений | |||||
16. | Лес и человек | Проверочная работа по темам: «Земля и человечество», «Природа России». | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. | Роль растений | |||||
17. | Зона степей. | Практическая работа №10: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | ||||||
18. | Зона пустынь | Практическая работа №11: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни Моделирование цепей питания | пустыня | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | |||||
19. | У Чёрного моря. | Практическая работа №12: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни и питания Моделирование цепей питания | водоёмы | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | |||||
3 раздел «Родной край – часть большой страны» 16ч. | |||||||||
20 | Наш край на карте Родины. | Практическая работа №13: знакомство с картой края. | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; - чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека родного края - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | |||||
21. | Поверхность нашего края | Практическая работа №14: чтение плана местности, работа с планом своего города, отработка элементарных приёмов чтения плана. Ориентирование по солнцу, компасу, местным признакам. Изучение форм поверхности, почв, водоёмов края. | равнины | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) изменение поверхности края в результате деятельности человека. | |||||
22. | Водоёмы нашего края. | Практическая работа №15. показ на карте водоемы родного края. | водоемы | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика), охрана, изменение водоёмов в результате деятельности человека | |||||
23 | Наши поземные богатства. | Практическая работа №16: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств. Рег.к. определение свойств полезных ископаемых своего края. | Полезные ископаемые | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения Свойства полезных ископаемых, способы добычи, охрана недр | |||||
24. | Земля - кормилица. | Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае. Моделирование Круговорот веществ в природе. Рег.к. Какие, почвы преобладают на территории Влад. обл. | Почва, ее состав, виды почв, охрана почв в нашем крае. | ||||||
25 | Жизнь леса | Практическая работа №17: рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание. Моделирование цепей питания в сообществах. Рег.к. Рассматривание растений | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана экологические связи в сообществах | ||||||
26. | Жизнь луга. | Практическая работа №18: рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание с помощью атласа-определителя | |||||||
27. | Жизнь пресного водоёма Растения и животные луга. | Практическая работа №19: рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание. Моделирование цепей питания в сообществе | |||||||
28 | Экскурсия в природное сообщество «Лес»
| Наблюдение за объектами и явлениями природы. Определение объектов природы с помощью атласа - определителя. Фиксирование результатов наблюдений. Сравнение результатов наблюдений, сделанных в разных природных сообществах. | Лес, луг, пресный водоем | ||||||
29 | Экскурсия в природное сообщество «Луг» | Наблюдение за объектами и явлениями природы. Определение объектов природы с помощью атласа - определителя. Фиксирование результатов наблюдений. Сравнение результатов наблюдений, сделанных в разных природных сообществах | |||||||
30 | Экскурсия в природное сообщество «Пресный водоем» | Наблюдение за объектами и явлениями природы. Определение объектов природы с помощью атласа - определителя. Фиксирование результатов наблюдений. Сравнение результатов наблюдений, сделанных в разных природных сообществах | |||||||
31 | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. | Практическая работа №20: знакомство с культурными растениями (гербарные образцы). | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям, отрасли растениеводства, сорта культурных растений. | Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека родного края - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | |||||
32 | Незаметные защитники урожая | Роль животных в жизни людей, бережное отношение | |||||||
33 | Животноводство | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. Породы домашних животных, отрасли животноводства | |||||||
34 | Проверим себя и оценим свои достижения по теме «Родной край – часть родной страны». | Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека родного края - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | |||||||
35 | Презентация проектов (по выбору) | Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека родного края - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | |||||||
4 раздел «Страницы Всемирной истории 5 часов | |||||||||
36. | Начало истории человечества. | Практическая работа. № 21. с лентой времени. | Человек – часть Способы познания окружающего мира, периодизация истории | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение -осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений. -устанавливать причинно-следственные связи. -сравнивать исторические события, делать обобщения Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры; -осознанное положительное отношение к культурным ценностям Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. -сравнивать исторические и литературные источники - собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | |||||
37. | Мир древности: далёкий и близкий. | Практическая работа.№ 22. с лентой времени | Древний мир, древнейшие сооружения, | ||||||
38. | Средние века: время рыцарей и замков. | Практическая работа №23. с лентой времени | Древний мир, древнейшие сооружения, | ||||||
39. | Новое время: встреча Европы и Америки. | Практическая работа № 24. с лентой времени | |||||||
40. | Новейшее время: история продолжается сегодня | Практическая работа №25. с лентой времени. | Выдающиеся люди разных эпох Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете | ||||||
5 раздел «Страницы истории Отечества» 20часов | |||||||||
41 | Жизнь древних славян. | Практическая работа№ 26 с лентой времени, исторической картой. | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение -осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта). -устанавливать причинно-следственные связи. -сравнивать исторические события, делать обобщения Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры; -осознанное положительное отношение к культурным ценностям Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. -сравнивать исторические и литературные источники - собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | |||||
42. | Во времена Древней Руси. Крещение Руси | Практическая Работа №27 с лентой времени. | Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. | ||||||
43. | Страна городов | Практическая работа №28 показ изучаемых объектов на исторической карте, работа с лентой времени. | города | ||||||
44. | Из книжной сокровищницы Древней Руси | ||||||||
45. | Трудные времена на Русской земле. | Практическая работа№29 показ изучаемых объектов на исторической карте Работа с лентой времени. | Древние славяне | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | |||||
46. | Русь расправляет крылья | Практическая работа№30: показ изучаемых объектов на исторической карте Работа с лентой времени. | Московские князья-собиратели земли Русской Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке | ||||||
47. | Куликовская | Практическая работа№31: показ изучаемых объектов на исторической карте места Куликовской битвы, проследить передвижение русских и татаро-монгольских войск. Работа с лентой времени. | Кирилл и Мефодий | ||||||
48 | Иван Третий | Практическая работа№32: показ изучаемых объектов на исторической карте Работа с лентой времени.. | |||||||
49 | Мастера печатных дел. | ||||||||
50 | Патриоты России | Практическая работа№33: показ изучаемых объектов на исторической карте. Найти и показать территорию России к концу 17, концу 18 века; районы восстаний, пути землепроходцев. Работа с лентой времени. | Выдающиеся люди разных эпох Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского | ||||||
51 | Пётр Великий | Практическая работа№34: показ изучаемых объектов на исторической карте. Работа с лентой времени. | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург Петр Первый – царь-преобразователь | ||||||
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | Практическая работа№35: работа с исторической картой. | Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы России в XVIII в. | ||||||
53 | Екатерина Великая | Практическая работа№36: с исторической картой. Найти и показать территорию России к концу 18 века | Выдающиеся люди разных эпох. Россия при Екатерине Второй | ||||||
54 | Отечественная война 1812 года. | Практическая работа№37 с исторической картой. Найти и показать место Бородинского сражения, проследить передвижение русских и франц. войск | Выдающиеся люди разных эпох Бородинское сражение | ||||||
55 | Страницы истории Россия в XIX века | Практическая работа №38 с исторической картой. ( Найти и показать добычу полезных иск., крупные метал. заводы, центры машиностроения, жел. дороги Российской империи) | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | ||||||
56 | Россия вступает в XX век | Практическая работа№39 с историческими источниками | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | ||||||
57 | Страницы истории в 20–30-е годы XX века. | Практическая работа№40 с исторической картой. Показать государственные границы СССР, союзных республик, столиц союзных республик | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | ||||||
58 | Великая война-великая Победа | Практическая работа№41: показ изучаемых объектов на исторической карте, работа с лентой времени. | Великая Отечественная война | Государственные праздники (День Победы) Героизм и патриотизм народа | |||||
59 | Великая война-великая Победа | Великая Отечественная война | Государственные праздники (День Победы) Героизм и патриотизм народа | ||||||
60 | Страна, открывшая путь в космос | Практическая работа№42 с лентой времени. | Первые космонавты | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | |||||
6 раздел «Современная Россия» 9часов | |||||||||
61 | Основной закон России и права человека. | Практическая работа№43: с исторической картой. Границы современной РФ | Права человека | Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции) | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение. | ||||
62 | « Дети имеют право на особую заботу и помощь» | конвенцию | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | ||||||
63 | Мы – граждане России | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | ||||||
64 | Славные символы России | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | ||||||
65 | Такие разные праздники | Практическая работа№44 с календарём гос. праздников. | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | |||||
66 | Путешествие по России | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; - знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение | ||||||
67 | Путешествие по России | Города России. Охрана памятников истории и культуры | |||||||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения. Презентация проектов (по выбору) | У учащихся будут сформированы УУД: Личностные: -положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; - способность к самооценке; -знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; Регулятивные: - принимать и сохранять цель познавательной деятельности; -планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -осуществлять пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: -находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; -понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, плана, карта. - использовать готовые модели (глобус, карта) -устанавливать причинно-следственные связи. -осуществлять анализ объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: -сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре; осуществлять взаимопроверку. Могут быть сформированы: Личностные: -умение оценивать трудность предлагаемого задания; -устойчивый интерес к изучению природы, человека. - основы экологической культуры Регулятивные: -самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные: - сопоставлять информацию, представленную в различных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий. - осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Коммуникативные: -распределять обязанности при работе в группе; -учитывать мнение партнёра, обосновывать своё решение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...