Открытый урок по окружающему миру 4 класс "Пустыни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Прудникова Татьяна Дмитриевна

Окружающий мир. 4 класс. Тема открытого урока "Пустыни"

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._ur._pustyni.docx48.7 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока с реализацией системно-деятельного подхода в начальной школе

Номинация «Окружающий мир»

Тема урока: пустыня

Прудникова Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12  имени первого Героя Советского Союза А.В.Ляпидевского  Белоглинского района»

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12  имени первого Героя Советского Союза А.В.Ляпидевского Белоглинского района»

Телефон 8(86154)72748

school12@ blg.kubannet.ru

Конспект урока по окружающему миру,

составленный по принципу системно-деятельностного подхода

 Фамилия, имя, отчество: Прудникова Татьяна Дмитриевна

Место работы: МБОУ СОШ № 12 Белоглинского района Краснодарского края.

Должность: Учитель начальных классов

1. Предмет: окружающий мир

2. Класс: 2

3. Урок №17 .  Тема урока: пустыня.  Раздел «Родная страна: от края до края» )

4. Базовый учебник: Окружающий мир: Учеб. для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч.2/ Н.Ф.Виноградова - М.: Вентана-Граф, 2014.

5. Цель  урока:  дать понятие о природной зоне : пустыне;

 научить умению находить  зону пустыни на карте страны, познакомить  с особенностями растительного и животного мира.
6. Задачи:

Задачи:

Учебные:
 наблюдение за географическим положением  зоны пустыни, ее климатом, животным и растительным миром ;

ввести термин «пустыня», формирование  умения называть отличительные признаки пустыни от других географических зон , наблюдать за деятельностью человека в зоне пустыни;

Развивающие: способствовать развитию  образного мышления, связной речи;

 расширять словарный запас;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, прилежность, эстетический вкус, чувство                       любви к родной стране.

7. Планируемый результаты:

Личностные: смогут проявить активную позицию на уроке; познавательный интерес к изучаемому материалу.

Предметные: будут иметь представление о зоне пустыни;

Метапредметные: приобретут навыки сотрудничества с учителем и детьми;

умение организовать свою деятельность, определять её цели, задачи;

умение взаимодействовать в паре и  группе, работать с планом;

высказывать суждения, подтверждая их фактами

9. Универсальные учебные действия:

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи;

 планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;

умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.

Познавательные: осваивать  умения находить зону пустыни на карте страны, знакомство  с особенностями растительного и животного мира;

 Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

учить наблюдать за действиями партнёра.

 10.Вид используемых на уроке средств ИКТ: мультимедийная презентация,  ЭОР:

1.http://www.deti-66.ru/forteachers/educstudio/presentation/4250.html 

11. Оборудование:  интерактивная доска, карточки для работы в парах, в группах

Используемые учебники и учебные пособия е. Беседы с учителем: Методика обучения: 4 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.Ф.Виноградовой – М.: Вентана- Граф, 2014., 2.Н.Ф.Виноградова

Окружающий мир: Комментарии к урокам:4 класс.- М.: Вентана- Граф, 2014.

12.Тип урока:  урок «открытия» нового знания.

13. Организационная структура урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме

Организационный момент 

Приветствует учащихся.

Проверяет готовности к уроку. 

Мобилизует внимания на плодотворную  работу.

Прозвенел, друзья, звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать,
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

Проводит психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день

Отметьте в таблице свое настроение в начале урока (приложение 1).

Приветствуют учителя

Проверяют наличие на столах оборудования необходимого для урока (Л)

Слушают учителя , выполняют действия (Л)

Отмечают

Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к изучению нового материала.

Повторение изученного материала

-Вспомним тему, изученную на предыдущих уроках.

- Что такое степь?

 Работа с тестом.

1.Природные зоны России расположены так:

а) тундра, арктическая зона, зона лесов;

б) арктическая зона, зона лесов, тундра;

в) арктическая зона, тундра, зона лесов.

2.В степи растут:

а) пихты, ели, лиственницы;        

   б) дубы, сосны, ели;            

  в) ковыль, тюльпаны, маки

3.В степи живут...

а)  олени, медведи, тигры;    

  б)  лоси, волки, зайцы;       

   в)  полевки, сайгаки, суслики;

4.В Красную книгу занесены следующие животные степной полосы:

а) овцебык, морж, розовая чайка;

б)  краснозобая казарка, кречет, стерх;

в)  дрофа, сайгак, черно-бурая лисица;

5.Экологические проблемы степной зоны связаны ...

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б)  с неблагоприятными погодными условиями;

в) с хозяйственной деятельностью человека.

6.Охрана степей- это:

а)  обязанность государства;

б)  обязанность государства и долг каждого гражданина,

в)  забота самих обитателей степей.

- Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) (Л)

 Работа в парах (Л)

Записывают, выполняют работу

Проверяют  правильность выполнения работы в тесте (П,Р,Л)

Этап 2. Создание  проблемной

ситуации

Создает для учеников проблемную ситуацию, задает вопрос, который обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно), дает задание не выполнимое  при имеющемся уровне знаний и умений.

- Перед тем, как отправиться в путь, мы должны убедиться, что нужно очень хорошо знать  особенности  этой природной зоны.

- О какой природной зоне идет речь?

 - Покинув бескрайние лесные  просторы, мы с вами оказались на самом  юге России, точнее, на юго-западе.                                                  

                                                             

 Солнечный, жаркий

Желтый поток

Льется в пустыне

На желтый песок.

В воздухе желтом

И плотном, как мед,

Желтая птица неслышно плывет.

 Вы догадались, какая тема нашего урока? Делает вывод.

Вот так выглядят пустыни (показ видеосюжета «Пустыня»),

Какой вы увидели пустыню?

 (Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара.)

- Вы что-то знаете о пустыне? _

 -Как вы думаете какие источники нам помогут глубже изучить эту тему?

А познакомиться нам с этой темой  помогут карта, учебник и справочный материал .

Вступают в диалог, проговаривают, высказывают свое мнение, доказывают правильность предположения и осознают (К, Л, П).

 

Отвечают

Предлагают свои варианты темы урока и его задачи (Р).

Формулируют тему (Р)

Высказывают предположение и обсуждается (Р). 

Тема записывается на доске

Этап 3. Целеполагание

Формирует познавательные мотивы учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения 

Как вы думаете какова цель нашего урока?

Делает вывод.

Чтобы вы хотели узнать о пустыне?

Сегодня на уроке мы узнаем:

 что такое пустыня;  

научимся находить  пустыни  на карте России; познакомимся с растительным и животным миром пустыни; с жизнью и занятиями людей, живущих в зоне пустыни; с климатом пустынь.

Проявляют познавательную инициативу (Р)

Высказывают предположение, которые обсуждают (Р).

Формулируют цели урока

Этап 4. Планирование

Формирует способности анализировать, сравнивать         имеющийся учебный материал; определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;   воспитывает культуру делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников.

Как вы думаете, чем мы  будем  заниматься на уроке? (составление плана урока)

Подводит итоги

На уроке мы познакомимся:

1.Географическое положение пустыни на карте.

2.Растительный мир пустынь.

3.Животный мир пустынь.

4.Климатические условия пустынь.

5. Занятие населения пустыни.

6. Экологические проблемы

В конце урока мы вернёмся ещё раз к этому слайду.

Составляют план предстоящей деятельности, выбирают средства необходимые ля открытия "нового" знания (П,Р,К)

Высказывают предположение

и определяют задачи и план урока (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Этап 5.

 «Открытие» нового знания

Формирует основы теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению.

Направляет  и контролирует  деятельность учащихся 

-Обратимся к карте. Что мы можем узнать из карты о пустыне?

Работа  в группах

 Повторение  правил работы в группах:

1.не выкрикивать, не шуметь, не мешать остальным ученикам в классе;

2.работать сплочённо, выслушивать мнения всех учеников;

 На парты раздаются карточки.

 1-я группа «Ученые - синоптики»

Синоптики, ученые занимающиеся изучением климата.

 2-я группа «Ученые -ботаники»

Ученые, изучающие растительный мир.

 3-я группа «Ученые -зоологи»

Ученые, изучающие животный мир.

4.Человек и пустыня.

5-я группа «Ученые -экологи»

Ученые, изучающие воздействие человека на природу и организуют охрану природы.

– Прочитайте внимательно задания и предложенный материал.

Подготовьте сообщение по вашему вопросу.

Организует выступление каждой группы по данному вопросу

Работают с картой в парах проверяют правильность выполнения задания (К,П)

Работают в парах с тетрадью, картой, изучают расположение зоны пустыни (П,Л,К)

Сравнивают  с географическим расположением  других зон на карте (Р,П,Л)

Самостоятельная работа(П,Л)

Находят материал, выполняют задания (П,Р,Л)

Проверяют, сравнивая с записью на карточке (П,Л,К)

Группа  выбирает  ученика, который защищает  работу

Оценка  работы каждого ученика в группе (К,П,Р).

Составляют и записывают в таблицу понятия, выводы, доказательства (П,Л,К)

 Делают выводы, приводят доказательства (П,Л,К)

 Группа  выбирает  ученика, который защищает  работу

Оценка  работы каждого ученика в группе (К,П,Р).

Физминутка

Этап 6. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания

Предлагает задания на применение "новых" знаний, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока, помогает комментировать учебные действия "ведущему" (сильному ученику), поддерживает интерес и познавательную активность учащихся.

Создает условия для сотрудничества - работы в парах.

Создание ситуации успеха для каждого.

Организует работу с таблицей (приложение 2)

Дает задание заполнить таблицу

Природные условия

Способы приспособления

Растения

Животные

Очень жаркое лето

 Мало осадков

Полынь верблюжья колючка, саксаул

Ящерицы, сайгаки, верблюды

- Спасибо, уважаемые исследователи. Вы осветили важные вопросы и раскрыли экологические проблемы пустыни.

 –Как вы думаете кто виновник всех этих проблем?

 И как всегда, виновник создавшихся проблем - человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки.

А сейчас предлагаю вам поиграем в игру «Кто это? Что это?»

1.Сколько важности в походке!

    По пустыне-сковородке,

    По колючкам босиком

   Кто идет с горбом-мешком?  (Верблюд.)

 2.Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост  льва. (Тушканчик.)

3.Я - пища «корабля пустынь». (Верблюжья колючка.)

4.Я ростом невелик, мои листья - зеленые веточки, своими корнями удерживаю пески. (Джузгун.)

5.Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. (Ящерица.)

6.Мой ствол - как камень. Весной я красавец. А листья мои тонкие, как вязальные спицы. (Саксаул.)

Подводит   итог

Предлагает самостоятельную работу

Выполнение действий приводящих к решению учебных задач  (наблюдение за особенностью пустыни; для чего и где нам нужны эти знания).

а ) работа с тетрадью

 дописать по 3 названия:

1. животные

2. растения

 

Выполняют задания на новый материал (всем классом)

- Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме

(Л, К, Р)

Отвечают на вопросы, делают выводы (Л, К, Р)

Группа  выбирает  ученика, который защищает  работу

Оценка  работы каждого ученика в группе (К,П,Р).

Выполняют самостоятельную работу в тетради (П,Л)

Работают в парах (К)

Работают самостоятельно (П)

Самостоятельная работа(П)

Работа в парах (К)

Этап 7. Рефлексия

Формирует способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока, и оценивать меру своего личного продвижения к цели урока, вызывает сопереживание с успехом или неудачей товарищей.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы,  и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом (слайд)

1.Какой  ответ на основной вопрос  урока  мы можем дать?

3.Для чего нужны   эти  знания?

4. Как оцените свою работу?

5.  Достигли ли мы цели урока?

Предлагает отметить в таблице свое настроение в начале урока (приложение 1) и оценить изменилось ли оно.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения.

Определяют степень своего продвижения к цели (Л, К).

Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Могут отметить продуктивную работу группы.

Отмечают, оценивают (Л)

Этап 8. Домашнее

задание

Задает и комментирует домашнее задание

Стр. 32-34. Найти и подготовить материал о растениях и животных , занесенных в «Красную книгу России»

Записывают домашнее задание в дневники

Приложение 1

(Ф.И.О.)_______________________________________

Настроение

Цвет

Начало урока

Конец урока

  1. Восторженное

Красный

  1. Радостное

Оранжевый

  1. Приятное

Жёлтый

  1. Спокойное

Зелёный

  1. Грустное

Синий

  1. Тревожное

Фиолетовый

  1. Уныние

Чёрный

Приложение 2

.

           5 группа. Экологи. Освоение пустынь человеком привело к экологическим проблемам в этой природной зоне. Люди построили каналы, чтобы орошать землю - это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли. Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков - животные полностью съедают растения на пастбищах. Проблемой является и браконьерство. От рук браконьеров погибает много животных.

Осваивая пустыни, люди должны очень заботливо относиться к их удивительной природе. Так в некоторых пустынях созданы заповедники. Для сохранения природы в 1990 году в Республике Калмыкия создан заповедник «Черные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

В пустыне Каракумы находится Репетекский заповедник. В одних местах здесь заросли саксаула, а в других – огромные пространства сыпучих песков. Учёные подсчитали, в этом заповеднике примерно 200 видов растений, а животных ещё больше. Одних только жуков 300 видов. Здесь же живут животные, которые попали на страницы Красной книги. Это стройная антилопа-джейран, гигантская ящерица-варан, известная всем змея-кобра. В пустынях немало лекарственных растений. Одно из них – цитварная полынь. Но это растение заготавливали в таких больших количествах, что оно стало редким и тоже внесено в Красную книгу. Используя природу, надо стремиться к тому, чтобы не причинять ей вреда.

Составьте схему экологических проблем пустыни. 

         

 Экологические       засоление почв

      проблемы            скот вытаптывает травы.

           пустыни         браконьерство

Решение экологических проблем: умеренное орошение,

правильный выпас скота

запрещение охоты на редких животных

1 группа. Географы.

 Географическое расположение и климат. Пустыни расположены на юго-западе страны, на берегах Каспийского моря. Это южная природная зона, на карте она обозначена оранжевым цветом. Пустыни находятся в умеренном поясе, и располагаются ещё ближе к Северному тропику, поэтому там так жарко. Это небольшая по площади природная зона.

 Лето в пустыне жаркое. К сожалению осадков, выпадает мало. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится здесь пять месяцев. Зима по сравнению с летом суровая: температура опускается до -12  , и длится зима 2 – 3 месяца.

4. Пустыня и человек.

 Людям также приходится приспосабливаться к условиям жизни в пустыне. Они прокладывают оросительные каналы, чтобы напоить сухую землю. И всё-таки в пустыне в пустыне человек предпочитает оазисы, эти ничтожно маленькие островки жизни в безбрежном океане пустыни.

Оазис – это, прежде всего зелёные  острова жизни растений.

 Построив каналы, люди подвели во многие районы воду. Поэтому стало возможным земледелие. Появились сады, поля, виноградники. А самое распространённое культурное растение – хлопчатник (демонстрация гербария).

Но самым старинным занятием населения пустынь является животноводство.

Верблюд – самое выносливое и неприхотливое домашнее животное. Для него не нужно заготавливать корм и строить помещение: он питается любыми травами, и круглый год может жить под открытым небом, не страдая ни от жары, ни от холода.

 В народе говорят: “Верблюд поит, кормит, одевает”.

А сейчас цифры для вас. Верблюдица даёт до 15 л густого жирного молока в день. Каждый год со взрослого верблюда снимают около 12 кг тончайшей длинной шерсти. От одного верблюда можно получить до 250 кг мяса и 10 кг сала. Из шкуры верблюда изготовляют прочную кожу для обуви. Верблюд поит, кормит, одевает человека да ещё перевозит по любому бездорожью.

 На пастбищах разводят также овец и коз. Особенно ценные породы овец дают красивые шкуры – знаменитый на весь мир каракуль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"

Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...

Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация

Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...

открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.

Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о  проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру

Разработка урока по окружающему миру  с презентацией...

Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок

Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...