Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 67.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса
Составитель программы: Учитель МАОУ«СОШ №99» Дружинина Е.А. |
г. Новокузнецк
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373; основной образовательной программой начального общего образования ОУ; на основе: требований к результатам освоения основной образовательной программы НОО; программы формирования универсальных учебных действий; авторской программой по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа»)
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Ядром рационального постижения мира всегда была система наук, изучение которой составляет основу школьных программ в основной и старшей школе как по числу предметов, так и по числу часов. Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Целями изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного и здорового образа жизни.
Основными задачами реализации содержания являются:
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
• формирование у школьников УУД, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение, устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
• развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, опытных исследований и экспериментов, доступных ученику начальных классов способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация, получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
• воспитание у школьников понимания особой роли России в мировой истории; чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей; сознательного отношения к здоровому образу жизни; формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
• формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
• осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
• формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» (изучается по мере изучения двух первых блоков).
Планируемые результаты изучения учебного курса «Окружающий мир»
2-й класс
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• наблюдать, обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца — источника тепла и света — на смену времен года, на растительный и животный мир);
• выделять и называть особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;
• устанавливать причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года и называть их;
• сравнивать внешний вид и называть по сходным признакам представителей таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
• сравнивать и выделять характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве и называть их; • выявлять признаки, отличающие домашних животных от диких;
• оценивать значение растений и животных в природе и жизни людей;
• искать и выделять необходимую информацию для классификации объектов природы по заданным основаниям: культурные и дикорастущие растения, однолетние–двулетние– многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
• ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование при изучении свойств воды, воздуха, и анализировать результаты наблюдений, делать выводы;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений; выращивать растения из семян, клубней, листа, побегов;
• использовать оглавление, словари и тексты учебника в печатной и электронной формах для поиска необходимой информации;
• устанавливать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• оценивать характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу России;
• оценивать рекомендации по здоровому образу жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выделять и характеризовать особенности Солнца, как звезды, и Земли, как планеты;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности таких групп животных, как насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;
• устанавливать и объяснять причинно-следственные связи между вращением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи, между движением Земли по своей орбите вокруг Солнца и сменой времен года;
• группировать (классифицировать) объекты природы по сходным признакам (например, группа насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих);
• анализировать способы питания животных, их размножения, защиты, заботы о потомстве, выделяя их особенности;
• искать и находить необходимую информацию из различных доступных школьникам источников знаний для выделения
основания для классификации объектов природы по тем или другим признакам (например, культурные и дикорастущие растения, однолетние и многолетние растения; цветковые и хвойные и др.);
• сравнивать, сопоставлять и обобщать необходимую информацию в дополнительных источниках знаний (Интернет, детские энциклопедии) для подготовки сообщений и презентаций;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье и семейные традиции;
• оценивать важность профессий взрослых;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• планировать свою деятельность в участии в важных для школы (региона, страны) событиях: День Победы, День Конституции России, День города (села, поселка), встреча Нового года;
• выделять усвоенные и новые знания о достопримечательностях Москвы, Московского Кремля, находить дополнительную информацию в различных источниках знаний, включая электронную форму учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить исторические события по векам (на примере истории строительства Московского Кремля и истории родного города (села, поселка));
• сопоставлять самые важные права и обязанности человека по отношению к природе;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность») для сообщений и презентаций;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в классном коллективе.
В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе под наблюдением взрослых;
• контролировать свое самочувствие и сообщать о своем недомогании взрослым;
• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения по инструкции учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать режим питания, выполнять правила личной гигиены в условиях пребывания в школе и дома;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• находить нужную информацию о правилах здорового образа жизни и безопасного поведения в соответствии со своими потребностями и склонностями;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, обучая этому младших, а при необходимости и родителей;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
2 класс (68 часов)
Основные содержательные линии второго класса: источники информации об окружающем нас мире; планеты и звезды; свойства воздуха и воды; неживая и живая природа Земли; человек разумный — часть природы; общий дедушка; в родном краю.
Человек и природа (36 ч)
Звезды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля — планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли.
Культурные и дикорастущие растения. Виды культурных растений (декоративные, овощные, плодовые, бахчевые, зерновые, бобовые и др.). Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правила сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы,
птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия, их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек разумный — как часть живой природы (человек млекопитающее). Внешнее строение человека. Отличие одного человека от другого по внешним признакам. Изучение окружающего мира с помощью органов чувств и информационных источников.
Человек и общество (21 ч)
Информационные источники: учебники, словари, справочники, художественная литература, электронные приложения, письма, общение со старшими и сверстниками, результаты опытов, экспериментов и наблюдений и т.д.
Семья — самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек — член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край — частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятиями людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Семья ребенка и его родословная.
Человек в ответе за тех животных, которых приручил. Красная книга России. Бережное отношение человека к природе. Правила поведения на природе. Труд людей при выращивании культурных растений.
Наша Родина — Россия. Конституция России — Основной закон страны. Важнейшие права граждан России — право на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила здорового образа жизни и безопасного поведения (11 ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота — залог здоровья (чистые руки, кипяченая вода, проветривание помещения). Питание и здоровье. Причины простудных заболеваний. Профилактика заболеваний. Советы старших: освещение рабочего места школьника, правила предупреждения простудных заболеваний, правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Приложение № 2
Основные виды учебной деятельности
Раздел 1. Человек и природа:
• классификация объектов окружающего мира;
• выделение отличительных признаков живой природы;
• распределение объектов в группы по общим признакам (мир живой и неживой природы);
• обобщение и систематизация знаний об объектах и взаимосвязях живой и неживой природы;
• изучение разнообразия растений и животных родного края;
• осуществление посильных осенних работ на участке;
• сбор природного материала;
• проведение сравнений, выбор правильного ответа;
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);
• самостоятельное маркирование;
• уточнение представлений о Солнце и Земле, формирование представления о звездах;
• знакомство с новым термином «модель», обсуждение того, что представляет собой глобус;
• выявление причины смены времен года и условий жизни на планете Земля;
• усвоение понятия «горизонт», выявление свойств воздуха в ходе опытов и наблюдений;
• расширение представлений о значении воды для жизни на Земле;
• определение в ходе опытов свойств воды, сравнение их со свойствами воздуха, выявление сходных свойств;
• обсуждение особенностей процесса питания растений;
• высказывание суждений по результатам сравнения (на примерах сравнения и выделения существенных признаков растений разных групп); • выявление признаков, отличающих культурные растения от дикорастущих;
• подготовка доклада о сельскохозяйственных работах на полях родного края;
• обобщение и систематизация знаний о садовых растениях родного края, о труде людей в саду;
• составление таблицы однолетних, двулетних, многолетних растений своего края;
• дополнение представлений о грибах, обсуждение материала о способах питания грибов;
• обсуждение отличительных признаков съедобных грибов, правил сбора грибов; различение и определение съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности);
• классификация отличительных признаков животных разных групп;
• повторение отличительных признаков насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей, приобретение новой информации;
• углубление знаний о домашних животных, знакомство с жизнью животных на животноводческой ферме;
• повторение и расширение знаний о диких животных;
• знакомство с заповедными местами родного края, животными и растениями, которые находятся под охраной;
• обсуждение понятия «живые существа» или «живые организмы», выяснение, чем человек отличается от других живых существ, установление признаков сходства и отличия людей друг от друга;
• проведение наблюдений, постановка опытов.
Раздел 2. Человек и общество:
• участие в исследовательской деятельности;
• проведение сравнений, выбор правильного ответа;
• работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);
• самостоятельное маркирование;
• описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;
• обсуждение этической темы охраны памятников, посвященных памяти тех, кого чтят в народе;
• знакомство с профессиями людей, которые работают на ферме;
• знакомство с различными профессиями, в частности с профессиями людей, которые создают учебники;
• удовлетворение познавательных интересов о родном крае, родной стране, Москве;
• ознакомление с историческими событиями, связанными с Москвой;
• изучение предприятий, обслуживающих жителей города (села);
• расширение знаний о населенном пункте, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями, обсуждение правил поведения в общественных местах;
• изучение родословной;
• рассмотрение возможностей обмена информацией с помощью средств связи;
• воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символам;
• моделирование (составление маршрута экскурсии).
Раздел 3. Правила безопасного поведения:
• знакомство с поведением в ходе проведения экскурсий;
• приобретение знаний о безопасном поведении при проведении опытов;
• понимание важности здоровья для человека, формирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
• использование основных представлений о режиме питания, о значении питания для человека;
• обсуждение условий жизни, влияющих на здоровье;
• знакомство и применение основных правил личной гигиены;
• классификация первоначальных знаний о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявление мер их предупреждения;
• использование основных правил дорожного движения;
• моделирование опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами;
• обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме, правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правил общения через закрытую дверь.
Тематическое планирование
№ п/п | № раздела | Тема | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающихся |
1 | Письмо экологов школьникам | 1 | Повторение материла: живая и неживая природа Земли. Выполнение заданий из учебника и тетради для самостоятельной работы. | |
2 | Мишины вопросы. Советы старших. | 1 | Выявление проблем, которые необходимо решить на уроках по окружающему миру в сентябре месяце. Выявление информационных источников, которые помогут проверить предположения. Выполнение задания из учебника . Толкование термина «ось вращения»: запуск волчка, ответы на вопросы учебника. | |
2 | Ищем ответы на вопросы в учебнике. | 2 | Формирование приёмов работы с оглавлением учебника и тетрадью для самостоятельной работы. | |
2 | Опыт и наблюдение. | 1 | Формирование представлений об опытах и экспериментах как основных источниках получения знаний об окружающем мире. Повторение: органы чувств человека и их функции. Проведение опытов, раскрывающих функции органов чувств человека. | |
1 | Земля. Модель Земли. | 1 | Формирование представлений о моделях объектов окружающего мира. Поиск ответов на вопросы: Почему моделью Земли является глобус? Что изображено на глобусе? | |
1 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 2 | Выявление основной причины смены дня и ночи на Земле. Наблюдение за положением одной из точек на глобусе при повороте глобуса вокруг своей оси. Постановка опыта с глобусом и фонариком. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Чтение статей из хрестоматии и ответы на вопросы к текстам. Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
1 | Звёзды и созвездия | 2 | Формирование представлений о звездах, Солнце — ближайшей к Земле звезде, созвездиях, расстояниях, измеряемых скоростью светового луча. Формирование умений работать со словарем учебника и Толковым словарем из учебника по русскому языку. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, хрестоматии, тетради «Школьная олимпиада». | |
1 | Планеты | 2 | Формирование представлений о планетах Солнечной системы, возможности увидеть планеты на звездном небе невооруженным взглядом, схеме расположения планет вокруг Солнца. Выполнение заданий из учебника, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада» . | |
1 | Поход в планетарий | 2 | Формирование представлений о звездах, Солнечной системе, Млечном пути. | |
1 | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | Выявление основной причины смены времен года на планете Земля: наблюдение за освещенной поверхностью глобуса, вращающегося в затемненном помещении по орбите вокруг горящей свечи. Выполнение заданий из учебника, тетради для самостоятельной работы, хрестоматии. Самоконтроль: задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивные задания из электронной формы учебника. | |
1 | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | Выявление признаков живой и неживой природы, взаимосвязи живой и неживой природы на основе жизненного опыта, наблюдения, знакомства с текстом учебник. Выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада». Самоконтроль: выполнение задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
1 | Условия жизни на планете Земля. | 1 | Коллективный поиск ответа на вопрос: Что необходимо, чтобы на планете Солнечной системы была жизнь? Знакомство с содержанием текстов учебника и хрестоматии, ответы на вопросы учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» | |
1 | Свойства воздуха | 1 | Проведение опытов по исследованию свойств воздуха. Формулирование выводов о свойствах воздуха на основе опытов, Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы. | |
1 | Кому и для чего нужна вода? Вода и её свойства. | 1 | Проведение опытов по исследованию свойств воды. Формулирование выводов о свойствах воды на основе опытов, Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы, тетради для проверочных работ в тестовой форме (с. 8–9), Работа с « Дневником достижений младшего школьника». | |
1 | Условия, необходимые для развития растений. | 1 | Выявление условий, необходимых для жизни растений, на основе жизненного опыта и наблюдения, знакомства с текстом учебника. Начало длительного эксперимента «Прорастание семян фасоли в разных условиях». Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы, из тетради «Школьная олимпиада». Самоконтроль: выполнение задания из тетради для проверочных работ в тестовой форме или интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
1 | Корень, стебель и лист | 1 | Обсуждение результатов длительного эксперимента с комнатными растениями (бальзамином) — роль стебля и корня в питании растений. Выявление роли листьев в дыхании растений. Постановка длительного эксперимента. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника | |
1 | Питание растений | 1 | Знакомство с функциями зеленого листа растений. Изучение содержания параграфа учебника, статей из хрестоматии Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, итоговой комплексной работы на основе единого текста | |
1 | Цветковые и хвойные растения | 1 | Выявление отличительных и общих признаков цветковых и хвойных растений на основе жизненного опыта и наблюдения. знакомство с текстом учебника, хрестоматии. Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы. Зарисовка лиственного и хвойного дерева своего края (Дневник достижений младшего школьника). | |
1 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | Сравнение и сопоставление таких растений, как папоротники, мхи, водоросли на основе опытного исследования этих растений с помощью лупы. Знакомство с текстом учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада». Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
2 | Красная книга России. Правила поведения на природе | 1 | Участие в беседе о редких и исчезающих растениях края, правилах поведения на природе . Выполнение задания из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий из электронной формы учебника | |
1,2 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради для контрольных работ в тестовой форме. | |
1,2 | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока. Проведение опытного исследования луковицы лука. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради для контрольных работ в тестовой форме. | |
1 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) об условиях выращивания огородных растений, огородных растениях родного края. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, | |
2 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) о труде людей, выращивающих зерновые культуры; сельскохозяйственной технике; условиях хранения зерна в зимнее время года; растениях сада. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, | |
1,2 | Сколько живут растения? | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) о продолжительности жизни растений, охране природы человеком. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, | |
1 | Размножение растений своими частями | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока. Чтение текста в хрестоматии. Работа в тетради для проверочных работ в тестовой форме. | |
1 | Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | Сравнение жизненных представлений детей о грибах и научных знаний об организмах, сочетающих в себе некоторые признаки как растений, так и животных. Разделение грибов на виды: шляпочные, плесневые, дрожжи, грибы- трутовики. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, Работа в тетради для проверочных работ в тестовой форме. | |
3 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы? | 1 | Сравнение и сопоставление съедобных шляпочных грибов и их двойников (несъедобных и ядовитых). Составление правил сбора грибов. Выполнение рисунка экологического знака, раскрывающего одно из правил сбора грибов. | |
1 | Контрольная работа. | 1 | Выполнение контрольной работы. | |
1 | Разнообразие животных | 1 | Ознакомление с различными группами животных на основании жизненных наблюдений и иллюстраций . Выполнение заданий в тетради для самостоятельной работы; тетрадь для проверочных работ в тестовой форме, интерактивных заданий в электронной форме учебника. | |
1 | Насекомые | 1 | Выявление основных признаков насекомых на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада» . Разделение насекомых на группы по способам питания (тетрадь для самостоятельной работы | |
1 | Рыбы | 1 | Выявление основных признаков рыб на основании наблюдений (рыбы в аквариуме), изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Разделение рыб на группы по способам питания. | |
1 | Земноводные | 1 | Выявление основных признаков земноводных на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Выявление способа питания земноводных. | |
1,3 | Пресмыкающиеся | 1 | Выявление основных признаков пресмыкающихся на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада» . Выявление способа питания земноводных. Знакомство с правилами безопасного поведения в лесу (поле, на лугу) при встрече со змеями (ОБЖ) | |
1 | Птицы | 1 | Выявление основных признаков птиц на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада». Разделение птиц на группы по способам питания . Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника | |
1 | Предварительная контрольная работа | 1 | Коллективное выполнение заданий из тетради «Итоговые комплексные работы на основе единого текста». | |
1 | Звери | 1 | Выявление основных признаков зверей на основании наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы, тетради «Школьная олимпиада». Разделение зверей на группы по способам питания . Самоконтроль: выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме, тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
1 | Как животные защищаются | 1 | Обобщение знаний о том, как животные защищаются, на основе жизненных наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
1 | Домашние животные. Живой уголок | 1 | Обобщение знаний о домашних животных на основе жизненных наблюдений, изучения иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
1,2 | Значение диких животных. Человек в ответе не только за тех, кого приручил! | 1 | Выявление основных причин изучения животных на основании жизненных наблюдений, иллюстраций и содержания учебника, хрестоматии. Выполнение заданий из тетради для самостоятельной работы. Слушание рассказа учителя об охране диких животных, охране животных родного края. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
1,2 | Про тебя. Что умеет человек? | 2 | Обобщение знаний о внешнем строении человека, о питании человека при рождении и во взрослом состоянии. выявление внешних признаков, по которым один человек отличается от другого на основании наблюдений, проведения опыта (сравнение отпечатков пальцев) Рассказ о профессиях людей по иллюстрациям учебника, тетради для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника | |
3 | Расти здоровым | 1 | Выявление условий, необходимых для того, чтобы человек вырос здоровым. Работа в парах. Обсуждение и формулирование правил сохранения и укрепления здоровья Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
3 | Питание и здоровье | 1 | Разделение продуктов питания на группы по различным основаниям (производство, хранение, переработка, польза и т.д.). Знакомство с правилами культурного поведения за столом. | |
3 | От кого зависит твой режим дня? | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока. Составление режима дня (тетрадь для самостоятельной работы). | |
3 | Чистота – залог здоровья | 1 | Обсуждение и формулирование правил личной гигиены на основе личного опыта, текста и иллюстраций учебника, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы . | |
3 | Берегись простуды | 1 | Обсуждение и формулирование правил профилактики простудных заболеваний (работа в парах или группах) ; тетрадь для самостоятельной работы. | |
3 | Твоя безопасность на улице | 1 | Выступление с сообщением (докладом, презентацией) по теме урока. | |
3 | Твоя безопасность дома | 1 | Обсуждение и формулирование правил безопасного поведения при входе в многоэтажный дом, поведения в быту . Самоконтроль: выполнение интерактивных заданий из электронной формы учебника. | |
2 | Имя города, села, посёлка | 1 | Выяснение происхождения названий городов (Москва, Ярославль, Гусь-Хрустальный и др.), села Мирное. Работа с текстом, иллюстрациями учебника, справочниками. | |
2 | Поход в Краеведческий музей | 2 | Выяснение происхождения названия родного города (села, поселка). | |
2 | История Московского Кремля | 2 | Коллективное составление сообщения на тему: «История Московского Кремля». Закрепление знаний: тетрадь для проверочных работ в тестовой форме, тетрадь для самостоятельной работы. Самоконтроль: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» или интерактивных заданий из электронной формы учебника | |
2,3 | Экскурсия в город | 2 | Составление маршрута экскурсии в город. Повторение правил ОБЖ . Участие в экскурсии в город (памятные места города) | |
2 | Общий дедушка | 1 | Рассказ о своей семье. Знакомство с родословной семьи Ивановых. Составление родословной своей семьи | |
2 | День Победы | 2 | Рассказ о прадедушках и прабабушках, которые были свидетелями или участниками Великой Отечественной войны. Участие в создании выставки фотографий, писем, наград времен войны. Совместное чтение учебника и хрестоматии, развернутые ответы на вопросы . Встреча с ветеранами войны и труда. | |
2 | День Конституции России | 2 | Беседа об основном законе страны — Конституции России, о государственных символах России. Закрепление материала: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» День Конституции России Беседа об основном законе страны — Конституции России, о государственных символах России (учебник, с. 114–117). закрепление материала: выполнение заданий из тетради «Школьная олимпиада» (с. 91, № 3–4, с. 92, № 5 и 6) | |
1,2 | Контрольная работа | 2 | Выполнение заданий из тетради для проверочных работ в тестовой форме | |
Итого | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/23/picture-5123-1440334247.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/12/picture-99600.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-206438-1361350629.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/18/picture-1143161-1560889997.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...