Презентация Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
презентация к уроку по окружающему миру на тему
Использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии элементов творческого мышления учащихся 7-х классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ученые и психологи, занимающиеся изучением творчества Изучение особенностей творческого мышления: Г.С. Абрамова, А.Д. Алферов, Э. Боно, Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Г. Маслоу, Р.С. Немов, В.В. Рыжов, В.С. Мухина, А.М. Матюшкин и другими. Исследования творчества Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.Н. Дружинин, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, А.М. Матюшкин, Н.С. Лейтес, А.Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Б.М. Теплов и другие. Большой вклад в разработку разных аспектов данной проблемы внесли зарубежные психологи М. Волах, Дж. Гилфорд, Г. Линдсей, В. Смит, Р. Стернберг, К. Тейлор, Р. Томпсон, П. Торренс, К. Халл, Л. Хьелл и другие.
Актуальность недостаточно проработан вопрос о развитии элементов творческого мышления подростков с умственной отсталостью в науке и практике специального образования; работа над развитием всех форм мышления умственно отсталых школьников — одно из основных направлений коррекционной работы.
Цель определить возможности использования проблемных ситуаций на уроках географии в развитии у подростков 13-15 лет с умственной отсталостью элементов творческого мышления.
Объект исследования - развитие элементов творческого мышления у подростков с умственной отсталостью на уроках географии. Предмет исследования - использование проблемных ситуаций на уроках географии в 7-х классах специальной (коррекционной) школы как средство развития элементов творческого мышления умственно отсталых детей.
Гипотезы исследования: 1.У учащихся с умственной отсталостью 13-15 лет возможно формирование элементов творческого мышления при условии специального использования методов проблемного обучения; 2. Использование проблемных ситуаций может быть эффективным средством формирования элементов творческого мышления у учащихся 13-15 лет с умственной отсталостью.
Задачи: Проанализировать основные подходы к изучению развития элементов творческого мышления в трудах отечественных и зарубежных исследователей.. Изучить особенности формирования элементов творческого мышления у учащихся 13-15 лет с умственной отсталостью на примере содержания уроков географии в сравнении с учащимися с нормой психического развития. Изучить особенности влияния проблемных ситуаций в обучении детей 13-15 лет с умственной отсталостью на процессы развития у них элементов творческого мышления. Разработать и апробировать модель использования проблемных ситуаций в обучении детей с с умственной отсталостью 13-15 лет на уроках географии. Проследить динамику формирования элементов творческого мышления у учащихся 13-15 лет с умственной отсталостью по результатам модели использования проблемных ситуаций.
Понятия: Творческие способности это характеристики, которые позволяют продуктивно осваивать деятельность, направленную на получение результатов, обладающих новизной. Теплов Б.М Творчество — психический процесс создания новых ценностей, .как бы продолжение и замена игры детской. Деятельность, результат коей — создание новых материальных и духовных ценностей. ( Краткий словарь психологических терминов). Творческое мышление - такой образ мыслей, который способен генерировать новые образы, идеи, решения. На самом деле в той или иной форме творческое мышление присуще каждому человеку. ( Краткий словарь психологических терминов).
Схема исследования Констатирующий эксперимент Группа с нормой психического развития 20 человек Группа с умственной Отсталостью 20 человек Контрольная группа 10 человек – 7а класс Экспериментальная группа 10 человек – 7б класс Формирующий эксперимент
Результаты первичной диагностики участников с нормой развития
Результаты первичной диагностики участников с умственной отсталостью.
Результаты первичной диагностики участников с нормой развития и участников с ограниченными возможностями здоровья.
модель использования проблемных ситуаций для формирования элементов творческого мышления у детей с УО Цель создать условия для формирования элементов творческого мышления учащихся с умственной отсталостью на основе использования проблемных ситуаций на уроках географии. Задачи: - изучить теоретический и методический материал по данной теме; - исследовать познавательные процессы учащихся и уровень творческого мышления; - изучить, адаптировать имеющие и разработать оригинальные приемы и средства создания проблемных ситуаций. Теоретическая база К.Д. Ушинский рекомендовал включать в уроки элементы нового и интересного. А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта.
АЛГОРИТМ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ НА УРОКЕ. I. Определение темы урока. II. Отбор упражнений для актуализации знаний. I II . Выбор приема создания проблемной ситуации. I V. Подбор практических заданий, вызывающих познавательное затруднение в индивидуальной деятельности каждого учащегося. VI. Прописывание побуждающего диалога от проблемной ситуации:
СТРУКТУРА ПРОБЛЕМНОГО УРОКА 1. Самоопределение к деятельности. 2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. 3. Постановка учебной проблемы. 4. Построение проекта выхода из затруднения ( «открытие» детьми нового 5. Первичное закрепление во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону. 7. Включение в систему знаний и повторение. 8. Рефлексия деятельности.
Этапы разрешения проблемной ситуации
Задачи формирующего эксперимента Провести исследование по выявлению уровня развития элементов творческого мышления детей 13-15 лет с умственной отсталостью в условиях специальной (коррекционной) школы; Сравнить полученные результаты формирующего эксперимента с результатами констатирующего эксперимента; Установить эффективность использования проблемных ситуаций на уроках географии в 7 классе в развитии элементов творческого мышления учащихся 13-15 лет с умственной отсталостью.
Уровень развития элементов творческого мышления участников с умственной отсталостью (сравнительные результаты формирующего эксперимента)
Сводные результаты диагностики участников контрольной и экспериментальной групп с умственной отсталостью, участвующих в констатирующем и формирующем экспериментах
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Книга здоровья"
Книга здоровья. Внеклассное мероприятие для 1-4 классов специальной (коррекционной школы VIII вида. Мероприяти направлено на формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, бе...
Математичаский КВН. Внеклассное мероприятие для учащихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Игра- соревнование между учащимися 1-4 классов. Математические конкурсы включают в себя разноуровневые задания....
Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.
Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у учащихсяспециальных (коррекционных) школ VIII вида....
Урок по развитию речи - "Дикие животные весной" в 1 классе "Специальной (коррекционной) школы VIII вида".
Интергрированный урок с использованием музыки и логоритмики....
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»
«Коррекция письменной речи учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида с использованием мультимедийных презентаций»...
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 1-4 классов специальной(коррекционной) школы VIII вида по И.М. Бгажноковой.
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, для учащихся 1-4 классов, под редакцией И.М. Бгажноковой. Физическая культура в специ...
Дидактические игры на уроках чтения и развития речи для учащихся 1-3 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических, грамматических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников э...