Конспект интегрированного урока: математика – трудовое обучение-чтение-развитие речи
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Снитко Надежда Валентиновна

Конспект  интегрированного урока: математика – трудовое обучение-чтение-развитие речи

Тема урока :Решение примеров и задач изученного вида, четырехугольник-квадрат

Цель урока :повторить и закрепить учебный материал по пройденным темам.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

-закрепить навык решения задач на знание мер длины, понятие «больше -меньше на несколько единиц», «увеличение – уменьшение числа в несколько раз»;

-закрепить навык письменного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100;

-продолжить совершенствование знаний табличного умножения и деления;

-закрепить знания мер длины, соотношения между ними;

-обобщить знания названий компонентов при умножении и делении;

-подвести учащихся к пониманию фигуры – квадрата как множества точек;

-вспомнить  виды разметки и уметь построить квадрат с помощью линейки;

-знать правила рабочего человека и правила работы с ножницами;

-уметь изготовить детали снежинки.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память, внимание, познавательную деятельность, словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету;

-воспитывать положительное отношение к труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_matematike-trudu.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного урока: математика – трудовое обучение-чтение-развитие речи

Тема урока :Решение примеров и задач изученного вида, четырехугольник-квадрат

Цель урока :повторить и закрепить учебный материал по пройденным темам.

Задачи урока

Коррекционно-образовательные:

-закрепить навык решения задач на знание мер длины, понятие «больше -меньше на несколько единиц», «увеличение – уменьшение числа в несколько раз»;

-закрепить навык письменного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100;

-продолжить совершенствование знаний табличного умножения и деления;

-закрепить знания мер длины, соотношения между ними;

-обобщить знания названий компонентов при умножении и делении;

-подвести учащихся к пониманию фигуры – квадрата как множества точек;

-вспомнить  виды разметки и уметь построить квадрат с помощью линейки;

-знать правила рабочего человека и правила работы с ножницами;

-уметь изготовить детали снежинки.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память, внимание, познавательную деятельность, словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету;

-воспитывать положительное отношение к труду.

Оборудование

1.Карточки с заданиями для учащихся.

2.Коллекция кружев, изделий  с использованием кружев.

3.Рисунок новогодней елки.

4. Бумага, клей, ножницы.

5. Чертежные инструменты: линейка, угольник.

6. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова

7. Инструкционная карта для изготовления снежинки (из квадратов)

8. Смайлики

Ход урока

1.Организационное начало урока

Создание эмоционального настроя урока, ситуации успеха, доверия.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

А теперь проверь , дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

Каждый хочет получать, лишь оценку только пять!

2.Активизация знаний. Устный счет .

Устный счет мы проведем в виде игры "Наряди елочку"

Только очень внимательный и думающий ученик сможет дать правильные ответы.

1. Лебеди у нас в пруду, я поближе подойду.

9 черных, белых - 5. Кто успел их посчитать? (14)

(Учитель в случае правильного ответа вешает на елочку шарик.)

2.  Две веселые мартышки покупать ходили книжки.

И купили книг по пять, чтобы было что читать.

Только глупые мартышки сосчитать не могут книжки.(10)

3. К любимой оценке учительницы прибавить порядковый номер субботы. (11)

4. К числу голов Змей Горыныча прибавить число колес у автомобиля. (7)

5. К количеству цветов радуги прибавить  число пальцев на двух руках. (17)

6. Яйцо всмятку варится 3 минуты. Сколько времени  потребуется , чтобы сварить всмятку 5 яиц. (3 минуты)

7. К числу лап у трех петухов прибавить количество цветов у светофора. (9)

Елка наряжена, игра окончена.

У нас получился ряд из чисел - ответов-14,10, 11, 7, 17, 3, 9.

Если вы правильно расположите числа по порядку от меньшего к большему, то сможете прочитать зашифрованное слово   (Молодец)

3. Работа над основной темой урока

  Вступительная беседа

-Ребята, какой праздник в конце декабря ждут и взрослые, и дети?  (Новый год)

К Новогоднему празднику мамы  шьют  детям  праздничные красивые костюмы, используя украшения, кружева.

-Что такое кружева? Заглянем в «Толковый словарь русского языка » О.И. Ожегова и узнаем значение этого слова.

Объяснение слова:

Кружева -это узорчатое, сетчатое изделие, сплетенное из ниток.

Посмотрите, какие разные бывают кружева. ( демонстрирует коллекцию).

-Где используются кружева?

А вот изделия, для оформления которых использовались кружева.( демонстрирует изделия)

Работа над задачей

Ребята, сейчас решим задачу и поможем портнихе купить  нужное количество кружев.

Приступаем к решению задачи. Перед вами листок – карточка.  Прочитаем текст задачи.  (ученик читает текст задачи)

В первом рулоне 40 метров кружев, во втором- в 5 раз меньше, чем в первом, а в третьем рулоне на 6 метров больше, чем во втором. Сколько метров кружев в третьем рулоне?

Анализ задачи ( по ходу анализа учитель делает запись на доске)

-Сколько метров кружев в первом рулоне?  (40 м)

На доске учитель выполняет краткую запись:

1 рулон – 40 м

-Сколько метров кружев во втором рулоне?   (Неизвестно, но в задаче сказано, что  в 5 раз меньше, чем в первом рулоне)

На доске учитель выполняет краткую запись:

2 рулон - ? м в 5 раз меньше

-Сколько метров кружев в третьем рулоне?   (Неизвестно, но в задаче сказано на 6 м больше, чем во втором рулоне)

На доске учитель выполняет краткую запись:

3 рулон - ? м на 6 м больше

-Назовите главный вопрос задачи  (Сколько метров кружев в третьем рулоне?)

Краткое условие

1рулон-40 м

2 рулон -?м в 5 раз меньше

3 рулон ? м на 6 м больше

Ребята, можно сразу узнать, сколько метров  кружев в третьем рулоне? (нет)

-Что сначала надо узнать?  (Сколько метров кружев во втором рулоне)

-Как узнать?  

1) 40 м :5 =8 м- во втором рулоне

Ученик на доске записывает  решение.

Теперь можно узнать, сколько метров в третьем рулоне?

-Как узнать?

2)8м +6м=14м – в третьем рулоне

Ученик на доске записывает решение и ответ

Ответ: 14 метров.

(Дети пишут в тетради решение с пояснением и ответ)

Закрепление. Название компонентов при умножении и делении

- Ребята, вы любите играть? Класс делится на две команды (два ряда). Посмотрим, чья команда активнее, сообразительнее, умеет правильно и быстро считать.

Задание1.

Назовите компоненты при умножении

Выполните действия, называя компоненты при умножении

4х6=

3х5=

Задание второй команде

 Назовите компоненты при делении

Выполните действия, называя компоненты при делении

18 : 3 = ?

20 : 5 = ?

Задание 2.

Игра «Сказочный мешочек»

На Новый год Дед Мороз приходит с мешком, в котором много подарков для ребят. Нет ли у нас сказочного мешочка?  (учитель находит мешочек)

-Что лежит в нем? Это математические задания. Давайте выполним их.

Дети по очереди достают из мешочка задания, выполняют устно.

Задание первое

Решите примеры

Сравнить произведения

3 х 7…5 х 3

4 х 10…5 х 8

Сравните частное и произведения

24 : 6…2 х 3

(Дети объясняют, сравнивают выражения)

В мешочке еще что-то есть  ( открытки с заданиями)

Каждый ученик на доске решает доставшийся пример, остальные в тетрадях.

( 43 -25 ) : 3 =

5 х 6 – 13 =

58+16 =

43 – 28 =

Физминутка

В дальний лес шли, шли.

И грибок нашли.

Раз грибок, другой грибок

Положили в кузовок

Продолжаем наш урок.

Мы совершим путешествие в удивительную страну Геометрию, где нам предстоит встреча с одной геометрической фигурой.

Зарядка для глаз. Закрепление знаний о квадрате

Начинаем путешествие с зарядки для глаз. Зарядка называется «Точки и цифры»

Перед вами плоскость. Найдите на плоскости точку 7, проведите линию до точки 8,  а от точки 8 до точки 9. От точки 9 вниз проведите глазами линию  через точку 28 до точки 18. От точки 18 влево  проведите отрезок до точки 17 и от него до точки 36. Точку 36 соедините с точкой 14, а последнюю с точкой7

Теперь остановитесь.

Зажмурьтесь крепко, не ленитесь.

Глаза откройте , наконец,

Зарядка кончилась! Ты, молодец!

-Какую фигуру вы начертили глазами ? (квадрат)

На доске появляется плоскость с квадратом.

-Что такое квадрат?  (четырехугольник, у которого все стороны равны, а углы прямые)

-Давайте докажем, что эта фигура действительно квадрат

(Первый ученик берет линейку и измеряет стороны квадрата, делает вывод.

Второй ученик берет угольник, прикладывает к углам, делает вывод)

Что ж, сомнений нет, эта фигура действительно квадрат.

Вспомним стихотворение о квадрате и хором прочитаем его.

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его квадрат.

Практическая работа

Переходим к практической работе.

Умеете ли вы вычерчивать квадрат? Это очень важно! От качества работы будет зависеть и качество изделия, которое вы изготовите совместными стараниями. Это изделие украсит верхушку нашей елочки. А что это будет за изделие, вы узнаете, если разгадаете загадку:

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки, белые …(снежинки)

Наш класс превращается в цех по изготовлению елочных украшений. Вы -рабочие этого цеха. Надежда Валентиновна-мастер цеха, именно ей вы сдадите свои детали, а она, собрав их воедино,  представит нам ваш совместный труд-звездочку-наконечник.  Я- начальник цеха.

Приступаем к работе.

Для работы понадобятся следующие материалы и инструменты: цветная бумага, карандаш, линейка, ножницы, клей.

Так как вы будете пользоваться ножницами, вспомним правила работы ножницами (ученики называют правила).

Шаг 1. Берем полоску цветной бумаги. На цветной бумаге от края  листа откладываем два квадрата 5х5 см. Вспомни вид разметки по краю листа.

Шаг 2. Отрезаем квадраты.

Шаг 3. Каждый квадрат складываем пополам по схеме.

Шаг 4. Каждый уголок сгибаем  до центральной линии и приглаживаем. В результате  должны получиться два элемента следующего вида.

Шаг 5. У первого элемента соединяем его боковые  части с помощью клея.

Шаг 6. Полученный первый элемент накладываем на второй элемент по центру и приклеиваем.

Шаг 7. Боковые части второго элемента с помощью клея  закрепляем к центру.

Тот, кто закончит работу, тихо подходит к мастеру цеха и сдает сделанную  деталь ( мастер наклеивает элементы на основу и получившуюся звезду надевает на макушку елки)

Подведение итогов урока

Вот и закончился урок, пора нам подводить итог. Вы постарались, как смогли.

-Что понравилось на уроке?

-Чему научились?

Выставление оценок за работу на уроке.

Рефлексия.

Учитель показывает грустный смайлик и просит встать тех учеников, которые уходят с урока с таким настроением. Затем веселый смайлик ( встают те, у которых веселое настроение).

Самоанализ интегрированного урока: математика -трудовое обучение-чтение-развитие речи.

 Тема урока :Решение примеров и задач изученного вида, четырехугольник-квадрат

Цель урока :повторить и закрепить учебный материал по пройденным темам.

Задачи урока:

Коррекционно-образовательные:

-закрепить навык решения задач на знание мер длины, понятие «больше -меньше на несколько единиц», «увеличение – уменьшение числа в несколько раз»;

-закрепить навык письменного сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100;

-продолжить совершенствование знаний табличного умножения и деления;

-закрепить знания мер длины, соотношения между ними;

-обобщить знания названий компонентов при умножении и делении;

-подвести учащихся к пониманию фигуры – квадрата как множества точек;

-вспомнить  виды разметки и уметь построить квадрат с помощью линейки;

-знать правила рабочего человека и правила работы с ножницами;

-уметь изготовить детали снежинки.

Коррекционно-развивающие:

-развивать память, внимание, познавательную деятельность, словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитывать интерес к предмету;

-воспитывать положительное отношение к труду.

Тип урока :интегрированный

Вид урока: урок нетрадиционной технологии с использованием элементов игры, развивающего обучения.

При планировании и подготовке урока были учтены возрастные, психологические особенности учащихся 4 класса, это возраст, когда мотивация к учебе достигается через игровую,  наглядную и творческо – практическую  деятельность учащихся. Поэтому, для проведения урока были выбраны интерактивные  методы обучения ( использование наглядности, проблемное обучение, технологии здоровьесбережения)

Такая работа позволила активизировать всех учащихся на уроке и дать возможность им проявить себя.  Основным  условием эффективности урока  является мотивация к учебной деятельности, актуализация умений учащихся, развитие внимания, памяти, логического мышления.

На данном уроке  были созданы все условия для реализации  целого комплекса умений : учащиеся могут выполнять  логические задачи, разбирать, решать составную задачу, называть компоненты при умножении, делении, находить  произведение, частное чисел,  сравнивать произведения и частное,  решать примеры на порядок действий, при письменном  способе решения находить сумму и разность чисел, знают натуральный ряд чисел от 1 до 100, знают понятие квадрат (могут  доказать утверждения), могут вычертить квадрат, выполнять задания учителя на складывание квадрата для получения заданной  детали будущего изделия – снежинки.

На уроке использовались межпредметные связи.

Время, отведенное на все этапы урока, было распределено рационально.

Психологическая атмосфера на уроке была комфортная. Осуществлялась обратная связь. Были использованы здоровьесберегающие технологии через физминутки. Морально – психологическая  обстановка на уроке  была демократичной, дети работали, высказывали свое мнение.

Положительные моменты урока:

-охват класса;

-активность учащихся на уроке;

-заинтересованность учащихся;

-на уроке реализованы поставленные цели и задачи.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса школы 8 вида.

Разработка комбинированного урока математики и трудового обучения по теме "Геометрические фигуры. Аппликация из геометрических фигур" для 2 класса коррекционной школы 8 вида.На данном уроке ...

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 1 классе с применением игровых технологий .Тема:Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 10. Аппликация из геометрического материала

Урок -путешествие. на уроке повторяется состав чисел первого десятка . Решаются простые задачи ,и выполняется аппликация из геометрических фигур....

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре

Рабочая программа надомного обучения по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, трудовому обучению, изобразительному искусству, пению и музыке, физической культуре ученика 2 «к» ...

Рабочие программы для 3 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Рабочие программы для 4 класса по учебным предметам: "Письмо и развитие речи", "Чтение и развитие речи", "Математика", "Трудовое обучение", "Изобразительное искусство", "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окруж. действ."

Рабочие программы по учебным предметам составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, 2009....

Бинарный интегрированный урок математика + трудовое обучение

Урок разработан для учащихся 1 класса, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией  В. В. Воронковой.Форма...