Бинарный интегрированный урок математика + трудовое обучение
методическая разработка (1 класс) на тему

Панекина Лариса Александровна

Урок разработан для учащихся 1 класса, обучающихся по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы под редакцией  В. В. Воронковой.

Форма проведения: бинарный интегрированный урок закрепления полученных знаний. Состоит из двух уроков: урока трудового обучения и урока математики.

Этот урок проводится в разделе «Числа первого десятка».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированный урок33.82 КБ

Предварительный просмотр:

ГБС(к)ОУ «Севская школа-интернат VIII вида»

Конспект урока труд + математика в 1 классе

Тема: Составление по образцу композиции из геометрических фигур (снеговик). Сложение и вычитание в пределах 8.

Цели: формирование умений составлять из геометрических фигур композиции; формирование вычислительных навыков в пределах 8.

Задачи:

Обучающая: составление композиции из геометрических фигур, закрепление знаний геометрических фигур, числового ряда (прямого 1 -8 и обратного 8 – 1), сравнение чисел в пределах 8, выполнение арифметических действий сложения и вычитания; составление и решение задачи;

Коррекционная: коррекция и развитие трудовых умений, мелкой моторики, математических представлений, речи, восприятия (целостность, цвет и форма), зрительной памяти, внимания; расширение кругозора уч-ся;

Воспитательная: воспитание трудолюбия, аккуратности в работе, положительной мотивации к учению.

Оборудование: презентация, куда входят: картинка с изображением инструментов и материалов, образец аппликации, предметная карта, числовой ряд  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник), картинка с изображением снеговиков для решения примеров и задачи, картинка “Запутанные предметы», индивидуальные карточки со снеговиками, таблица “Правила безопасной работы ножницами”, электронная гимнастика для глаз, клип «Марш снеговиков»

У учащихся: подставка с инструментами, цветные карандаши, цветной картон, цветная бумага, шаблоны (треугольник, четырехугольник, круг), коробочка для мусора, флажок.

Ход урока    (I часть)

  1. Организационный момент.

На уроке мы сидим,

Не шумим и не кричим,

Руку тихо поднимаем,

На вопросы отвечаем.

II. Вводная беседа. Расширение кругозора уч-ся.

- Ребята, сейчас у нас не совсем обычный урок. У нас сегодня два урока, объединенных одной темой – урок труда и урок математики. На этих уроках у нас будет присутствовать гость и мой помощник. Кто он? Вы сейчас с ним познакомитесь.

Но для начала ответьте на вопрос: Какое сейчас время года? А может кто назовет месяц?

- Ну а теперь отгадайте загадку.    Слайд 1.

- А из чего делают снеговика?

- А как лепят снеговиков?

- У нас есть замечательное стихотворение. Послушайте.    Слайд 2.

- А вы не знаете, ребята, когда люди стали лепить первых снеговиков и для чего? Сейчас мы узнаем про это много интересного.    Слайд 3, 4.

- Видите, ребята, снеговичков считали ангелами, исполняющими  желание. Давайте и мы с вами на уроке труда сделаем снеговиков, но только не из снега, а из бумаги. И эти снеговики останутся с нами всегда.

  1. Объявление темы и постановка целей урока.

- Итак, тема нашего урока труда: «Составление из геометрических фигур аппликации «Снеговик». Попробуйте сказать, чему мы будем учиться на уроке?  Какие качества вырабатываем в себе на уроке труда? (Аккуратность, терпение, трудолюбие)

  1. Элемент урока математики. Узнавание и называние геометрических фигур.

- Сегодня на уроке мы изготовим аппликацию из геометрических фигур. Вспомним геометрические фигуры.

Геометрические фигуры. Числа.   Слайд 5.

- Снеговик предлагает нам вспомнить и назвать геометрические фигуры и их цвет.

- Какие числа спрятались за фигурами?

                   Упражнение по коррекции памяти.

- Внимательно посмотрите и запомните. (Закрываем).

- Какая фигура жёлтого цвета? (круг)

- Какого цвета квадрат? (красного)

- За какой фигурой спряталось число 3? (за прямоугольником)

- Какое число спряталось за треугольником? (5)

- За какой фигурой спряталось число 7? Какого он цвета? ( за оранжевым овалом)

         Числовой ряд.

- Назовите числа.

- Какие числа пропущены?

- Вставьте числа.

- Где стоит число 2, 4, 8?   Слайд 6.

- Прочитайте числа по порядку.

- Прочитайте числа в обратном порядке.

  1. Организация рабочего места.

- Урок труда. Проверим, всё ли готово к уроку.  Слайд 7. 

- Я называю загадку, вы отгадываете и показываете.     Слайд 8.

1. Не похож на человечка, но имеет он сердечко,

 И работе круглый год он сердечно отдаёт.                    Карандаш.

 2. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я.     Ластик.

3. Жил-был в бумажном царстве очень важный дед.

 Считал себя он прочным, а значит самым главным

 И очень-очень твёрдым из всех бумаг во век.              Картон.

 4. Разноцветные сестрицы,

Все вместе дружно мы живем.

На нас можно рисовать,

Что нарисовали – вырезать.                                             Цветная бумага.

5. Инструмент бывалый – не большой, не малый.

 У него полно забот: он режет и стрижёт.                       Ножницы.

6. . Тетя с длинною косой мажет клей одной рукой.          Кисть.

 7. Смогу соединить картон с бумагой, соединить два листа. Клей

8. Жмутся в узеньком домишке разноцветные детишки.

 Только выпустишь на волю – где была пустота,

 Там, глядишь – красота!                                                Цветные карандаши.

  1. Правила по технике безопасности.   Слайд 9.

 - А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем.

 Правила безопасной работы с ножницами:

 1. Не держи ножницы концами вверх.

 2. Не оставляй ножницы в открытом виде.

 3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.

 4. При работе следи за пальцами руки.

 5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу часовой стрелки.

 Правила безопасной работы с клеем:

 1. Не допускать попадания клея в глаза.

 2. Передавать клей только в закрытом виде.

 3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

- А также на ваших партах находятся коробочки для мусора и шаблоны.

- Мы будем работать с шаблонами. Какая ошибка допущена?  (Учитель показывает лист цветной бумаги, на которой шаблон расположен на цветной стороне посередине листа).

( Шаблон обведён на цветной стороне.

Шаблон обведён посередине листа.)

                               Организация соревнования.

- У всех на парте флажок. Будьте внимательны. Если какое – то правило нарушено или беспорядок на парте, я забираю флажок.

Если нужна моя помощь – флажок вверх.

Физминутка   Слайд 10.

Раз – рука, два – рука,

Клеем мы снеговика.

Три – четыре, три – четыре

Мы приклеим рот пошире.

Пять – найдем морковь для носа,

Угольки найдем для глаз,

Шесть – наденем шляпу косо,

Пусть смеется он у нас.

Семь и восемь, семь и восемь,

Мы сплясать его попросим.

  1. Анализ образца.     Слайд 11

- Назовите предметы.

- Назовите части снеговика. (Голова, туловище, нос, ведро).

- Из чего составлена фигурка снеговика? (Из геометрических фигур).

- Сколько фигур необходимо для изготовления снеговика? Какие это фигуры?

- Снеговик  расположен на листе слева или справа?

- С какой стороны расположена елочка?

- Из каких геометрических фигур она составлена?

                                Элемент урока математики.

- Сейчас я проверю, как вы умеете считать.

- Возьмите тетрадь по математике и ручку.

- Посмотрите, как надо сесть при письме.

- Сравним количество геометрических фигур в аппликации, чтобы при изготовлении не сделать лишние детали.    Слайд 12

- Сколько кругов? (3) Запишите.

- Сколько зеленых треугольников? (3) Запишите.

- Сравните. Прочитайте. (3 = 3)

- Сколько оранжевых треугольников? (1) Запишите.

- Сколько четырехугольников? (1) Запишите.

- Сравните. Прочитайте. (1 = 1)

- Сколько всего треугольников? (4) Запишите.

- Сколько всего фигур для  снеговика? (5) Запишите.

- Сравните. Прочитайте. (4 < 5)

- Сколько фигур для снеговика? (5). Запишите.

- Сколько фигур для елочки? (3). Запишите.

- Сравните. Прочитайте (5 > 3)

- Закройте тетради, отложите их в сторону.

Физминутка для глаз. Слайд 13.

  1. Планирование работы. Выполнение работы.

- Составим план нашей работы.

- Что выполним сначала?    Слайд 14.

(Обведем шаблоны).

- На бумаге какого цвета обведём круги для снеговика, треугольник для носа, четырехугольник для ведра, треугольники для елочки ?

- Что выполним потом?    Слайд 15.

(Вырежем).

- Какие фигуры вырезали?

Расположите на листе.   Слайд 16.

- Где расположен большой круг?  Круг поменьше? Маленький круг? Куда разместим четырехугольник? А маленький треугольник? Где  и  как будут расположены зеленые треугольники?

Приклейте      Слайд 17.

- Не забываем пользоваться тряпочкой.

- Постоянно сравниваем свою работу с образцом. Слайд 18.

 

(Учащиеся отвечают по плану на вопросы. Затем 1 ученик повторяет весь план работы).

Учащиеся выполняют работу под музыку. Слайд 19.

                                 Дифференцированная работа.

1 группа – ученики обводят все шаблоны, вырезают, приклеивают. (Лазарева, Анашкин, Мастетюрина, Королев)

2 группа – ученики обводят только часть фигур (шаблон кругов  уже обведен), вырезают, приклеивают.  (Чичелов)

3 группа – ученики обводят только часть фигур, вырезают (круги и малый треугольник уже вырезан), приклеивают.  (Кокорев)

4 группа – ученики только приклеивают готовые вырезанные фигуры  (Кулешов)

(Частичная помощь учителя слабым учащимся).

  1. Словесный отчёт о проделанной работе.

- Какую аппликацию выполнили на уроке?

- Из какого материала аппликация “Снеговик”?

- Повторим план работы.

- Что выполнили сначала, потом?

(Повторение плана работы учениками).

  1. Оценка качества готовых изделий.

- Сравним свою работу с образцом.

      - Поднимите руку, кому нравится его работа?

      - Как выполнена работа: аккуратно, хорошо или не очень?

      - Что не получилось? В чём недостатки в работе?

      - Подведём итог нашего соревнования. Поднимите руку, у кого ни разу не забирала флажок. Молодцы, вы умеете работать аккуратно и правильно.

Уборка рабочего места.

Ход урока    (II часть)

  1.  Организационный момент.

- Прозвенел звонок, начинается урок. У нас замечательное настроение и мы настроились на работу. Я знаю, что всё у нас получится. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Тихо сели.

- Мы с вами хорошо поработали на предыдущем уроке, хорошо отдохнули на перемене. А теперь предстоит выполнить новую работу. Впереди нас ждет много увлекательных заданий от снеговиков. В конце урока снеговики обещают подарить вам свой подарок, если вы будете дружно работать.

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Сейчас, ребята, у нас урок математики. Мы уже выполняли математические задания на уроке труда. Теперь продолжим работу и повторим сложение и вычитание в пределах 8.

  1. Упражнение по коррекции внимания.    Слайд 20.

- Ребята, пока мы с вами отдыхали на перемене, снеговики тоже бегали, играли и так расшалились, что потеряли свои варежки. Теперь они просят вашей помощи. Помогите снеговикам отыскать их варежки по следам.

      - Большое спасибо вам, ребята, за то, что вы нашли варежки снеговикам.

  1. Составление по картинке задачи, решение задачи.  

- Теперь нам предстоит работа в тетради, а значит нужно подготовить наши пальчики.

Физминутка для пальчиков

Мы во двор пошли гулять

 Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному.)

 Бабу снежную лепили. (имитируем лепку комков.)

 Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками.)

 С горки мы потом катались. (вести пальцем правой руки по ладони левой руки.)

 А еще в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

 Все в снегу домой пришли, (отряхивать ладошки.)

 Съели суп и спать легли.(имитировать еду ложкой, положить руки под щеку.)

- Не дадим нашим пальчикам спать, нам предстоит задачу решать.

- Откройте свои тетради, положите их правильно перед собой.

- Посмотрите, что приготовили для нас снеговики.    Слайд 21.

Нам нужно по картинке составить задачу. Следите за действиями на экране и составьте условие задачи. Какой вопрос можно задать к задаче? Повторите еще раз условие и вопрос задачи. Назовите числовые данные. Что обозначает число 4? Что обозначает число 2? Когда ребята слепили 2 снеговиков, снеговиков стало больше или меньше? Значит, каким действием будем решать задачу? Назовите решение задачи. Повторите еще раз вопрос задачи. А теперь назовите ответ.

Запись решения задачи в тетрадь.

- Давайте мы еще раз повторим условие задачи. Вопрос задачи. Прочитайте решение и объясните выбор знака. Назовите ответ задачи.

Физминутка

Мы слепили снежный ком...

— Будешь, ком, снеговиком!

Сверху мы поставим два.

Самый верхний — голова.

Нос — морковка. Это раз!

Два — стекляшки вместо глаз.

И свеклой, при счёте «три!»,

Рот рисуем. Посмотри!

  1. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 8.    Слайд 22.

-Посмотрите, у наших снеговиков снова проблема. Они никак не могут разобраться, кому какое ведро достанется. Ведра все такие красивые, разноцветные. Надо помочь снеговикам, а то они поссорятся.

- А нам это сделать будет совсем не трудно. На каждом ведре написан пример, который надо решить. Ответ примера совпадет с числом, которое в руке каждого из снеговиков.

  1. Закрепление состава числа 8. Работа по учебнику

- Следующее задание вы выполните самостоятельно. Оно находится в учебнике на с. 63 №68. Откройте учебник, найдите задание. Для его выполнения снеговики предлагают повторить состав числа 8.       Слайд 23.

(Учащиеся хором повторяют состав числа 8).

Проверка выполненного задания.

  1. Домашнее задание.

- Ребята, снеговики дарят вам свои фотографии, но, к сожалению, они не цветные. На домашнем задании вам нужно будет их раскрасить. Чтобы это сделать правильно, надо решить примеры и посмотреть, какой цвет соответствует данному ответу.

  1. Подведение итогов урока.

- А теперь давайте подведем итоги урока и вспомним, что мы делали на уроках труда и математики. Что нового узнали? Понравились вам эти уроки? А снеговикам понравилась ваша работа. Слайд 24. 

В благодарность за ваш труд снеговики вам исполнят свою песню, которая называется «Марш снеговиков».

Просмотр клипа «Марш снеговиков». Слайд 25.

Используемая литература

  1. Загадки. Самая большая книга. Издательство: АСТ-Пресс, 2009 г.
  2. http://www.labirint.ru/books/185623/
  3. viki.rdf.ru
  4. www.amazon.com/FantasiaVeneziana...Maggio.
  5. irinayankova.rusedu.net/post/4840/46372
  6. http://www.pochemu-chka.ru/
  7. allforchildren.ru 
  8. www.livemaster.ru 
  9. kapkap.0pk.ru
  10. www.babyblog.ru/community/post/igraem/1133298


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (краеведение+трудовое обучение) "Зарайский кремль. Башни кремля" 2-3 класс

Интегрированный урок (краеведение + трудовое обучение). Форма урока - заочная экскурсия. Ведут урок два учителя: первый учитель ведет урок, второй - экскурсию. Урок может проработать любой учитель, в...

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 1 классе с применением игровых технологий .Тема:Закрепление изученного материала. Числа от 1 до 10. Аппликация из геометрического материала

Урок -путешествие. на уроке повторяется состав чисел первого десятка . Решаются простые задачи ,и выполняется аппликация из геометрических фигур....

Открытый интегрированный урок по трудовому обучению и английскому языку в 4 классе "Зимняя сказка"

Урок трудового обучения в 4 классе.Тема урока: «Зимняя сказка» изготовление снежинок из бумаги.Цели:    совершенствование умений изготовления снежинок из бумаги в технике бумагопластики...

Конспект интегрированного урока: математика – трудовое обучение-чтение-развитие речи

Конспект  интегрированного урока: математика – трудовое обучение-чтение-развитие речиТема урока :Решение примеров и задач изученного вида, четырехугольник-квадратЦель урока :повторить и закрепить...

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 3 классе

Интегрированный урок математики и трудового обучения в 3 классе...