Рабочая программа и КТП по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа "Школа России" по окружающему миру для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._rp_ktp_okruzh._mir.odt | 106.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
« СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 8»
|
|
|
Рабочая программа
по окружающему миру
для 3-В класса
- Количество часов: 68 часов в год по 2 часа в неделю (34 недели).
- Рабочая программа курса «Окружающий мир » в 3 классе составлена на основе авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.) рекомендованной Министерством образования РФ.
- Составитель: Тютюнник Е. В.
- учитель начальных классов,
- специалист первой категории
- г. Джанкой, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 27 апреля 2015г. №01-14/1256 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов и модулей в общеобразовательных учреждениях», авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.) и соответствует учебному плану школы.
Программа «Окружающий мир» относится к образовательной отрасли -«Естествознание».
Программа адресована обучающимся 3-В класса МОУ «Средняя школа №8» г.Джанкоя.
Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания
детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию Крыма и народов России ,а так же всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место предмета в учебном плане: 68ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, историю Крыма, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Как устроен мир (5 ч)
Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – часть общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (20ч)
Тела, вещества. Частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, её свойств. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнение воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Разрушение почвы. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России,Крыма. Охрана растений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Охрана грибов.
Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России,Крыма. Охрана животных.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте.
Мы и наше здоровье (7 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.
Опасные места в квартире, доме и окрестностях. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Опасные животные: змеи. Правила поведения с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.
Чему учит экономика (11 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность, её основные отрасли.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.
Путешествие по городам и странам (14 ч)
Города Золотого кольца России, достопримечательности родного края, города Крыма. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Как устроен мир? | 5 |
2 | Эта удивительная природа | 20 |
3 | Мы и наше здоровье | 7 |
4 | Наша безопасность | 7 |
5 | Чему учит экономика | 11 |
6 | Путешествие по городам и странам Резерв Итого | 14 4 68 часов |
Особенности организации контроля по окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа, в котором участвуют обучающиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по конкретной теме курса, на кости усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение.
Рассказ-описание. Обучающийся дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание обучающегося отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстрированного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение обучающегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т. п.Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи-рассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются также контрольные работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками-заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы. Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно-научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
- неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
- ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
- ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
- неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
- преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
- неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
- отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
- неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
- неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 -3ошибок или 4 - 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 - 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 - 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу которые обучающиеся дают короткие обоснованные ответы.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3-В класса
№ п/п | Дата проведения | Тема (раздел), кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности обучающихся | |||
Предметные результаты | Метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) | Личностные результаты | |||||
Дата | Факт | ||||||
Как устроен мир (5 ч) | |||||||
1 | 02.09 | Природа | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять П: Знакомиться с учебником, извлекать из него информацию. К: Работать в паре, предлагать задания к рисункам. | Раскрывать ценность природы для людей. | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью) с целями и задачами раздела. Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить. | |
2 | 04.09 | Человек | Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека. | Р: Формулировать выводы, оценивать свои достижения. П: Находить сходство и от-личие человека от живых су-ществ, моделировать развитие человека. К: Обсуждать и описывать проявления внутреннего мира человека. | Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных; различать внешность человека и его внутренний мир | |
3 | 09.09 | Общество | Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире. | Р.-Умение с достаточной пол-нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-муникации. П: Умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. К: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками. | Определять место человека в мире. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство, как части общества; обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества | |
4 | 11.09 | Что такое экология? Экскурсия №1. «Сбережем природу». | Называть экологические связи их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи;приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Анализировать схемы в учебнике, прослеживать экологические связи. К: Рассказывать о взаимосвязях в природе, приводить примеры. | Формировать экологическое мировоззрение. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи | |
5 | 16.09 | Природа в опасности! Проверочная работа. Тест №1. «Человек. Природа» | Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. П: Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый поможет природе. К:Работа со взрослым под-готовка сообщения о запо-ведниках и национальных парках.Участие в природо-охранной деятельности. | Формировать ответствен-ность за все живое в природе. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительное и отрицательное влияние человека на природу | |
Эта удивительная природа (20 часов) | |||||||
6 | 18.09 | Тела, вещества, частицы. Практическая работа № 1 «Отличие тел от веществ». | Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений. | Р: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы П: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему К: Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми | Формировать установку на положительное поведение в обществе. | Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ | |
7 | 23.09 | Разнообразие веществ. | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам. | Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных). К: Работать в паре, рассказывать об изучаемых веществах по плану. | Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье. | Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
8 | 25.09 | Воздух и его охрана. | Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха. | Р:Постановка и формули-рование проблемы П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущест-венных. К: Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. | объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать информацию из текста учебника в соответствии с заданием, формулировать выводы из изученного материала | |
9 | 28.09 | Вода. Практическая работа №2 «Свойства воды» | Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | Р: Сравнивать свой ответ сответамиодноклассников,осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Использовать информацию из учебника, обобщать её, проводить мини- исследование в семье, как используют в быту. К: Работать в паре, объяснять свойства воды, называть цель опыта, рассказывать об использовании воды в быту. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, обобщать информацию, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения . | |
10 | 30.09 | Превращения и круговорот воды. | Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | Р: Анализировать рисунок схему, осуществлять взаимо-проверку. П: Моделировать круговорот воды в природе, формулировать выводы из изученного материала. К:Работать в паре,формули-ровать выводы, объяснять особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | Высказывать пред-положения о состояниях воды в природе, различать три состоя-ния воды, наблюдать в ходе эксперимента образование капель при охлаждении пара, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя. | |
11 | 05.10 | Берегите воду! Провероч- ная работа. Тест №2. «Воздух.Вода. Свойства воды». | Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду. | Р:Самостоятельное выделение формулирование познава-тельной цели. П. Моделирование в виде динамической схемы источ-ников К:Интервьюирование взрос-лых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду, находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. | |
12 | 07.10 | Как разрушаются камни? | Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Моделировать схему разрушения камней, наблюдать и фотографировать, делать выводы. К:Высказывать предположения о причинах разрушения, давать характеристику этому процессу, работать со взрослыми. | Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам страны. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе; наблюдать процесс расширения твердых тел в ходе учебного эксперимента | |
13 | 14.10 | Что такое почва? Из чего состоит почва? Практическая работа №3 «Состав почвы» | На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения | Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П: Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений. К: Высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы. | Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям. | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам, высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. | |
14 | 19.10 | Разнообразие растений | Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов. | Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П: Использовать полученную информацию для определения растений,классифицировать их с помощью атласа – определителя. К: Работать в группе, доказывать, используя учебник разнообразность растений. Готовить сообщение о любом растении. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что расте-ния разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам учебника. Работать в группе: знакомится по учебнику с понятием «виды растений», классифицировать растения по предложенному списку. | |
15 | 21.10 | Итоговая контрольная работа за 1 четверть №1 Тест №3 Растения Крыма. Разнообразие растений. | Знать особенности и разнообразие растений родного края .Приводить примеры растений разных видов. | Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы. П: Использовать полученную информацию для определения растений, классифицировать их. К: Работать в группе, доказывать, используя сообщения разнообразность растений. Готовить сообщение о любом растении. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Доказывать, используя свои знания и презентацию , что растения Крыма разнообразны, знакомиться с группами растений по материалам презентации. | |
16 | 02.11 | Солнце, растения и мы с вами | Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Выявлять с помощью схемы сходство и различия процессов питания и дыхания, моделировать эти процессы, выявлять роль частей растений. К: Рассказывать о процессах по схеме, формулировать выводы доказывать, что без растений невозможна жизнь | Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений, моделировать процессы дыхания и питания растений. | |
17 | 04.11 | 09.11 | Размножение и развитие растений. Практическая работа №4 «Развитие растений» | Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Наблюдать в природе, как распространяются семена. К: Характеризовать условия, необходимые для развития растения. Рассказывать по схеме о развитии семян. | Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать способность к решению моральных проблем. | Понимать учебную задачу урока, стре-миться ее выполнить. Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения; наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев, выявлять роль животных в размножении и развитии растений. |
18 | 09.11 | Охрана растений. Итоговая контрольная работа за 1 четверть №1 Тест №3 | Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе. Называть растения, занесен-ные в Красную книгу России, Крыма. | Р: Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы. П:Оформлять памятку«Берегите растения», находить материал о редких растений из различных источников информации. К: Обсуждать материалы книги « Великан на поляне», рассказывать о редких растениях, занесенных в Красную книгу. | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Актуализировать сведения, полученные в 1 – 2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, обсуждать материалы книги «Великан на поляне», с целью выяснения правил поведения человека в природе. | |
19 | 11.11 | Разнообразие животных | Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Работать с электронным приложением к учебнику. К: Рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному сообщению. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. | Классифицировать животных по предложенному списку, приводить примеры животных разных групп, с помощью атласа – определителя «От земли до неба, определять животных , изображенных на рисунках и относить их к определенной группе. | |
20 | 16.11 | Разнообразие животных Крыма. | Приводить примеры животных родного края; определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. П: Классифицировать живот-ных, приводить примеры жи-вотных Крыма. Работать с презентацией. К: Рассказывать о животных по самостоятельно подготов-ленному сообщению. | Ориентироваться на выпол-нение мораль-ных норм, воспитывать бережное отношение к животным. Любить свой родной край. | Классифицировать животных по предло-женному списку, приводить примеры животных разных групп,которые обитают в Крыму. Определять животных , изображенных на рисунках и относить их к определенной группе. | |
21 | 18.11 | Кто что ест? Проект №1 «Разнообразие природы родного края» | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурированиезнаний;представление полученной инфор-мации; оценка результатов работы. К. Сотрудничество с учителем и обучающимися | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры; анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных, обсуждать материал книги «Зеленые страницы» о божьих коробках, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. | |
22 | 23.11 | 09.11 | Размножение и развитие животных | Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Моделирование преобра-зование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта. К: Осознанное произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным. | Понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить. Моделировать стадии размножения животных разных групп, рассказывать, как заботятся домашние животные о своем потомстве |
23 | 25.11 | 09.12 | Охрана животных Проверочная работа Тест №4 «Животные» | С помощью атласа-определителя и презентации определять животных, занесённых в Красную книгу России,Крыма. Называть меры по охране животных. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П:С помощью атласа определителя и электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу, создать книжку- малышку « Береги животных». К: Рассказывать о факторах отрицательного воздействия человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу. | Формирование внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому. | Актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России,Крыма, полученные в 1 – 2 классах. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир; с помощью атласа – определителя электронного приложения определять животных, занесенных в Красную книгу России,Крыма. |
24 | 30.11 | 14.12 | В царстве грибов | С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов. | Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения. П: Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах. К. Давать характеристику строению грибов, обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор». | Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение ко всему живому. | Характеризовать строение шляпочных грибов, с помощью иллюстраций учебника и атласа – определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. |
25 | 02.12 | 16.12 | Великий круговорот жизни. | Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. | Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы. П: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником. К.Характеризовать организмы – производители, потребители, разрушители. Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев. | Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать бережное отношение и правильное поведение в природе. | Характеризовать организмы – производители, организмы – потребители, организмы – разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя – бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе и рассказывать о нем. |
26 | Резервный урок | ||||||
Мы и наше здоровье (7 часов) | |||||||
27 | 07.12 | 21.12 | Организм человека. | Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека. | Р: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить П: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила по сохранению своего здоровья К: Отвечать на итоговые вопросы, работать в паре. | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | .Характеризовать системы органов человека (их части и назначение). Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение органов на своем теле . |
28 | 09.12 | Органы чувств. | Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний. П: Работать с терминоло-гическим словарем, формулировать вывод по теме,находить дополнитель-ный материал о правилах гигиены. К: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану | Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | Самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану, распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента, формулировать правила гигиены органов чувств. | |
29 | 14.12 | 23.12 | Опора тела и движение. Защита организма. Проверочная работа Тест№5 «Организм человека» | Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познава-тельной цели; структуриро-вание знаний. П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. | Ориентироваться на выпол-нение мораль-ных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение утренней гимнастики. | Изучить свойства кожи, характеризовать средства гигиены и ухода за кожей и меры первой помощи при повреждениях кожи. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека, следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физминутки. |
30 | 16.12 | Наше питание. Проект №2«Школа кулинаров». | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К: Сотрудничество с учителем и обучающимися | Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания. | Определять наличие питательных веществ в продуктах питания, моделировать строение пищеварительной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания , обсуждать правила рационального питания, составлять меню здорового питания. | |
31 | 21.12 | 28.12 | Дыхание и кровообращение. Практическая работа №5 «Измерение пульса». | Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. | Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме. | Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. | Характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме, моделировать строение кровеносной системы. |
32 | 23.12 | 28.12 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие №2 Тест №6 Перезентация проектов. «Разнообразие природы родного края», «Школа кулина-ров». | Адекватно оценивать и анализировать свои знания. | Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. П.Учиться пользоваться полученной информацией. К: Выполнять тесты с выбором ответа. | Определять границы собственных знаний. | Выполнять тестовые задания учебника с выбором ответа. Оценивать правильность и неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
33 | 18.01 | Перенесён на 3 четв | Болезни. Здоровый образ жизни. Практическая работа №6 «Способы закаливания». | Знать способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. Вести здоровый образ жизни. | Р: Формулировать и удерживать учебную задачу П: Узнавать, называть и опре-делять объекты и явления окружающей действительности; ставить и формулировать проблемы, К: Ставить вопросы, обра-щаться за помощью, форму-лировать собственное мнение и позицию; | Проявлять по-знавательный интерес к ново-му учебному содержанию; принимать роль ученика на уровне поло-жительного отношения к школе. | Знать основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм. Главные правила здорового образа жизни, выполнять их. |
Наша безопасность (7 часов) | |||||||
34 | 20.01 | Огонь, вода и газ. | Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | Р: Постановка и формули-рование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выржать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком-муникации. | Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья. | Выполнять правила пожарной безопа-сности, правила обращения с га-зовыми приборами. | |
35 | 25.01 | Чтобы путь был счастливым. | Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы,езде на вело-сипеде, езде в авто-мобиле,общественном транспорте. | Р: Умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, вы-бирать безопасный путь движения П: Усвоение основных пра-вил поведения в быту, в шко-ле, на дороге, в опасных местах, в лесу. К: Уметь слаженно действовать в ситуациях опасности. | Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья. | Выполнять правила безопасного пове-дения на улицах и дорогах. | |
36 | 27.01 | Дорожные знаки. Практическая работа №7 «Безопасный путь» | Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | Р: умение самостоятельно выбирать безопасный путь движения. П: усвоение основных правил поведения на дороге. К: уметь действовать в ситуациях опасности. | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. | Знать основные дорожные знаки, уметь ориенти-роваться на дороге. | |
37 | 01.02 | Проект№3 «Кто нас защищает». | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополни-тельный материал, соз-давать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необ-ходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы. К.Сотрудничество с учителем и обучающимися. | Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников. | Находить в Интер-нете и других ис-точниках инфор-мации сведения о Вооруженных силах России, деятель-ности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные мате-риалы в виде стен-дов, альбомов и т.д. | |
38 | 03.02 | Опасные места. | Называть правила поведения в потен-циально опасных местах: на балконе, в лифте, на строй-площадке, пустыре, в парке, лесу, на об-леденелых поверхностях и т.д. | Р: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях. П: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу. К: уметь слаженно действовать в ситуациях опасности. | Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем. | Знать опасные мес-та для человека. Уметь предвидеть опасность, избегать её, при необходи-мости действовать решительно и чётко. | |
39 | 03.02 | Природа и наша безопасность. Проверочная работа. Тест№7 «Безопасность» | Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. | Р: Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. П: Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений. Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях. К: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными. | Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни. | Соблюдать правила безопасности при общении с природой. | |
40 | 08.02 | Экологическая безопасность Экскурсия №2 «Цепи загряз-нения ». | Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр». Называть правила экологической безопасности. | Р: Выделение необходимой информации. П:Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений. К: Умение с достаточной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Соблюдать правила безопасности для сохранения здоровья. | Выполнять правила личной экологичес-кой безопасности. | |
41 | Резервный урок | ||||||
Чему учит экономика? (11 часов) | |||||||
42 | 10.02 | Для чего нужна экономика. | Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. | Р.Постановка и формулирование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. К: Умение с достаточной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. | Определять понятие экономика, главную задачу экономики. | |
43 | 15.02 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. | Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии. | П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Осознанное и произволь-ное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. К: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города | Воспитывать чувство гордости за свою Родину, почтительное отношение и уважение к труду людей всех профес-сий. | Знать основные составляющие экономики. | |
44 | 17.02 | Полезные ископаемые. Практическая работа №8 «Определение полезных ископаемых» | Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас. К: Готовить сообщение о каком – либо полезном ископаемом. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. | Знать основные полезные ископа-емые, их значение в жизни человека. | |
45 | 20.02 | Растениевод-ство | Различать и классифициро-вать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерно-вые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. | Р: умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить. П: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов дея-тельности при решении проб-лем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. К: формулировать выводы из изученного материала, оце-нивать достижения на уроке | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. | Отличать культурные растения от дикорас-тущих. Уметь различать культу-рные растения. | |
46 | 24.02 | Животновод-ство. | Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животновод-ства, которые использует семья в течение дня. | Р: Постановка и формули-рование проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой ин-формации. Структурирование знаний. К: Работать со взрослыми, брать интервью у работников животноводства. Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья. | Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий. | Знать особенности разведения и содер-жания домашних животных. | |
47 | 29.02 | Какая бывает промышлен-ность. | Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая про-мышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая про-мышленность». | Р: Постановка и формулиро-вание проблемы. П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. К: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности. | Формировать внутреннюю позицию, адекватно оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм. | Знать отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промыш-ленности. | |
48 | 02.03 | Что такое деньги. Практическая работа №9 «Название денежных единиц разных стран». | Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран. | Р: Самостоятельное выделе-ние и формулирование позна-вательной цели; структуриро-вание знаний. П: Раскрывать роль денег в экономике. Характеризовать виды обмена товарами. Находить информацию об истории денег в других источниках. К: Работа в паре, сравнение монет разных стран, практи-ческая работа по различению денежных единиц. | Прививать чувство береж-ного отноше-ния к труду другого чело-века, умению рационально расходовать деньги. | Определять роль денег в экономике. Знать современные российские монеты. Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбере-жения . | |
49 | 09.03 | Государствен-ный бюджет. | Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета. | Р: Принимать учебную задачу урока формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | Определять границы собст-венного знания и незнания, принимать мнение других членов кол-лектива. | Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы. | |
50 | 14.03 | Семейный бюджет. | Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». По-нимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопри-частности к семейному благополучию. | Знать основы семейного бюджета. | |
51 | 16.03 | Экономика и экология. | Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии. | Р: актуализировать знания, полученные во 2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. П: Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого выска-зывания в устной и письменной форме. К: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется эко-логическая экспертиза. | Определять границы собст-венного знания и незнания, принимать мнение других членов кол-лектива. | Задачи экологии и две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологи-ческие прогнозы. | |
52 | 21.03 | Проверочная работа .Тест №8 Экономика и экология. | Приводить примеры изменения экономи-ческих проектов под влиянием экологов. | Р: Постановка и формули-рование проблемы, П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. К: формулировать выводы из изученного материала, оцени-вать достижения на уроке. | Понимать роль труда в созда-нии товаров и услуг, выяснять роль профес-сий родителей в экономике. | Задачи экологии и две стороны эконо-мики. Уметь состав-лять простейшие экологические прогнозы. | |
53 | Резервный урок | ||||||
Путешествие по городам и странам России (14 часов) | |||||||
54 | 23.03 | Золотое кольцо России. | Рассказывать о достоприме-чательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Р: Самостоятельно форму-лировать цели урока после предварительного обсуждения. П: Умение получать инфор-мацию на основе изучения карты, ставить познаватель-ную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Донести свою точку зрения до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать. | Расширять свой кругозор, прививать лю-бовь к Родине. | обучающиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопри-мечательности, уметь показывать их на карте. | |
55 | 04.04 | Золотое кольцо России. Практическая работа №10 «Работа с картой» | Узнавать достоприме-чательности городов Золотого кольца по фотографиям. | Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П: Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Уважительно относится к памятникам культуры, при-вивать любовь к Родине. | обучающиеся должны знать некоторые города Золотого кольца России и их главные достопри-мечательности, уметь показывать их на карте. | |
56 | 21.03 | Итоговая контрольная работа за 3 четверть. Тест №9. Проект№4 «Музей путешествий». | Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополни-тельный материал, соз-давать способы решения проблем творческого и поискового характера. | Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно. П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результа-тов работы. К: Сотрудничество с учителем и обучающимися. | Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны. | обучающиеся должны познакомиться с ма-териалами учебника, распределить зада-ния, обсудить спо-собы и сроки работы. | |
57 | 06.04 | Достопримеча-тельности род-ного края. Памятные места Крыма. Экскурсия №3 «Мой город» | Рассказывать о достопримечательностях городов Крыма. Знать памятные места родного края. | Р: Самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения. П: Умение получать информа-цию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. К: Донести свою точку зрения до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать. | Расширять свой кругозор, прививать любовь к род-ному краю. | обучающиеся должны знать некоторые города Крыма и их главные достопри-мечательности, уметь показывать их на карте. | |
58 | 11.04 | Наши ближайшие соседи | Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку. П: Умение получать инфор-мацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуникации. | Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. Формировать чувство гордости за свою страну. | обучающиеся должны знать государства – ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте. | |
59 | 13.04 | На севере Европы. | Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достоприме-чательности изучаемой страны, её известных людей. | Р: самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. П: Конкретизировать пред-ставления о странах Скан-динавии. К. Формирование уважитель-ного отношения к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности. | Формировать внутреннюю позицию шко-льника, граж-данина своей страны, пози-цию человека, жителя общего дома – Земля. | обучающиеся должны знать северные ев-ропейские госу-дарства. Уметь показывать их на карте. | |
60 | 18.04 | Что такое Бенилюкс. | Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопри-мечательности стран Бенилюкса по фото-графиям. | Р: Самостоятельно формули-ровать цели урока после предварительного обсуждения. П: Умение получать ин-формацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информа-цию из разных источников. К: Умение с достаточной полнотой и точностью выра-жать свои мысли в соот-ветствии с задачами и условиями коммуникации. | Становление гуманистических и демокра-тических цен-ностных ори-ентаций, фор-мирование ува-жительного от-ношения к истории и культуре дру-гих народов. | обучающиеся должны знать страны Бени-люкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте. | |
61 | 20.04 | В центре Европы | Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узна-вать известных людей стран Европы. | Р: самостоятельно планиро- вать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему. П: конкретизировать пред-ставления о странах Европы К: формирование уважитель-ного отношения к иному мнению. | Формирование уважительного отношения к истории и ку-льтуре других народов. | обучающиеся должны государственное устройство, государ-ственные языки, флаги, достоприме-чательности. знаменитые люди страны, располо-женные в центре Европы, уметь показывать их на карте | |
62 | 25.04 | По Франции и Великобритании (Франция). | Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать досто-примечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Р: Самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения . П: конкретизировать представления о Франции. К: формирование уважитель-ного отношения к иному мнению.Развитие этических чувств. | Становление гуманистических и демокра-тических цен-ностных ори-ентаций, фор-мирование ува-жительного от-ношения к истории и культуре дру-гих народов. | Местоположение на карте, их столицы, государственное устройство, госу-дарственные сим-волы, достопри-мечательности. знаменитые люди | |
63 | 27.04 | По Франции и Великобрита нии (Великобрита-ния). | Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей. | Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П: Умение получать ин-формацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить инфор-мацию из разных источников. К: Умение с достаточной полнотой и точностью вы-ражать свои мысли в соот-ветствии с задачами и ус-ловиями коммуникации. | Формирование уважительного отношения к истории и ку-льтуре других народов. | Географическое поло-жение, их столицы, государственное устройство, досто-примечательности. знаменитые люди | |
64 | 04.05 | На юге Европы. | Показывать местопо-ложение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримеча-тельности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей. | Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. К: Умение с достаточной пол-нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с за-дачами и условиями коммуни-кации. | Становление гуманистических и демократ-ческих цен-ностных ори-ентаций, фор-мирование ува-жительного от-ношения к истории и ку-льтуре других народов. | Географическое поло-жение, их столицы, государственное устройство, досто-примечательности. Знаменитые люди. | |
65 | 11.05 | По знаменитым местам мира. | Описывать по фотографиям изучаемые достопримеча-тельности. | Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не ито-говыевопросы. П:Умение получать инфор-мацию на основе изучения карты, ставить познаватель-ную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. К: Обсуждать цели между-народного туризма, работать с картой, показывать и рас-сказывать о достопримеча-тельностях. | Формирование уважительного отношения к истории и ку-льтуре других народов. | обучающиеся должны соотносить памят-ники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать досто-примечательности. | |
66 | 16.05 | Итоговая контрольная работа за второе полугодие. Тест №10 Повторение и закрепление изученного. | Адекватно оценивать и анализировать свои знания. | Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адек-ватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. П: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адек-ватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. К: Выполнять тесты с выбором ответа. | Определять границы собственного знания и незнания. | Выполнять тестовые задания, оценивать свои достижения . | |
67 | 18.05 23.05 | Презентация проектов «Кто нас защища-ет», «Экономика родного края», «Музей путешествий». | Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений. | Р: планировать, контролиро-вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения. П: выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения. К: слушать собеседника и вести диалог, оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в парах и оценивать своего товарища. | Наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; об-суждать выступ-ления обучающихся. | |
68 | Резервный урок |
Информационно-методическое сопровождение программы
Для обучающихся:
- Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2015.
- Окружающий мир. Тесты. 3 класс / Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. – М.: Просвещение, 2043.
Для учителя:
1. Сборник рабочих программ УМК «Школа России» 1-4 классы. Окружающий мир./ Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2014г.
2. Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. – М.: Просвещение, 2014.
3.Окружающий мир. 3 класс. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением /Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2014. – (Качество обучения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс автор Н.Ф.Виноградова
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» (2004 г.)и предназначена для на...
Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"
Окружающий мирПояснительная запискаРабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «...
Рабочая программа по ознакомлению с окружающим миром 3 класс "Школа России"
Данная рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования базисного учебного плана школ слепых ...
Рабочая программа с УУД по окружающему миру 1 класс УМК "Планета знаний"
Авторы учебника: Г. Ивченкова, И. Потапов...
Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России"
Рабочая программа с КТП по окружающему миру 2 класс "Школа России" составлена на основе требований ФГОСов....
Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС
Технологическая карта...