Рабочая программа и КТП по окружающему миру 2 класс автор Н.Ф.Виноградова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружа­ющий мир» (2004 г.)и предназначена для начальной школы любого типа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Okruzhayushchiy_mir_2__klass.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, г. Новороссийск

муниципальное общеобразовательное учреждение

 лицей «Технико-экономический»

«Рассмотрено»                                    «Согласовано»                                 «Утверждено»

на  заседании МО                               Зам. директора по УВР                   Решение педсовета

Протокол № ___                                  _________ /Н.Н. Зыкова/               Протокол № _____

                                                                                                                       от «___» августа 2010 г.      

от «___» августа 2010 г.                                                                             Председатель педсовета  

Руководитель МО                               «_____» августа 2010 г.                _______ /И.И.Тарасенкова/

______ / Л.В.Головченко/

Рабочая программа

по окружающему миру

   Ступень обучения:   начальное общее, 2 класс

   Кол-во часов: за год – 68 ч           в неделю – 2 ч

     Уровень: базовый

     Учитель: Ковалевская Т.А.

Программа разработана на основе авторской программы Н.Ф.Виноградовой, Г.С.Калиновой «Окружающий мир», 2 класс. Изд. «Вентана-Граф», М. 2010 г.

Пояснительная записка

    Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» (2004 г.) и предназначена для начальной школы любого типа.

           Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность.

    Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.

          Основная  цель   предмета  -   формирование   социального   опыта   школьника,   осознания элементарного  взаимодействия  в  системе  «человек  -  природа -  общество»,   воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

        «Окружающий мир» - предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

  • устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек – природа – общество»;
  • осознаёт необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
  • подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознаёт возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни.

Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника. Обеспечивается формирование общеучебных умений – выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребёнка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

        Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

 

        В  основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции – соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений.

2.   Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения.

3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что даёт возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудиции.

4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачиэкологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром.

5.  Принцип поступательности  обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

6.  Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т.п.

      В программе представлены следующие ведущие содержательные линии.  

•    . Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье человека и образ его жизни, для чего нужно знать себя, как узнать себя

•    Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, почему нужно выполнять правила культурного поведения.

•    Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, что дает человеку природа, почему человек должен изучать природу; почему природу нужно беречь и охранять.

•    . Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить родную страну, как трудятся, отдыхают, живут люди в родной стране, семья как ячейка общества.

       Программа предусматривает проведение уроков обобщения.                              Цель их - оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную  картину определенного исторического периода развития нашего государства.

     

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Рабочая программа

Авторская программа

І

Введение. Что нас окружает.  

2

2

ІІ

Кто ты такой?

10

10

ІІІ

Кто живёт рядом с тобой

11

11

ІΥ

Россия твоя Родина

  1. Что такое Родина
  2. Мы – граждане России

20

9

11

20

9

11

V

Мы - жители земли

   1. Солнечная семья

  2. Растительный мир

  3. Животный мир

 4. Будем беречь природу

25

2

9

9

5

25

2

9

9

5

      Итого:                                                           68                    68

Содержание программы

№ п/п

Перечень разделов программы

Колич.

часов

Содержание темы

Требования к знаниям и умениям

1.

Введение

2 ч.

Окружающий мир: живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека. Настоящее, прошлое, будущее.

Уметь: сравнивать объекты природы и объекты, сделанные руками человека.

2

Кто ты такой

10 ч.

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Наши помощники- органы чувств. Ты и твое здоровье.

Знакомиться с научным текстом, углубить знания об органах чувств,

Знать правила подготовки рабочего места к занятиям, правила безопасного поведения, учиться различать время по часам.

3

Кто живет рядом с тобой.

11 ч.

Что такое  семья. Правила поведения. Внешние проявления чувств

Знать основные правила поведения в семье , способствовать формировании. Социальных представлений.

4

Россия – твоя Родина

20 ч.

Что такое Родина. Родной край – частица родины. Как сегодня трудятся россияне. Города России. Конституция- главный закон России.

Знать название своей страны, ее столицы, региона, осознать понятия: Родина, труд –основа жизни. Запомнить самые важные права человека.

5

Мы- жители земли

25 ч.

Что входит в солнечную «семью». Царства природы. Жизнь леса, водоема, луга, поля, сада и огорода. Человек и природа.

Познакомиться с Солнечной системой. Знать представителей каждого царства природы. Уточнить знания об основных качествах животных. Знать представителей природных сообществ.

Прогнозируемые результаты:

К концу обучения во втором классе уч-ся должны

 Называть (приводить примеры):

  • Правила здорового и безопасного образа жизни
  • Правила поведения на природе, в общественных местах, учреждениях культуры.
  • Основные права граждан России и права ребенка
  • Основные древние города Руси (не менее 3-4)

Различать:

  • Прошлое, настоящее, будущее
  • Год-век
  • Предметы неживой и живой природы, изделия
  • Представителей растительного и животного мира и места их обитания
  • Этические понятия: заботливость, доброта и др.

Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • Соотносить событие с датой его происхождения
  • Характеризовать значение природы для человека
  • Описывать объект окружающего мира
  • Устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания
  • Составлять портрет
  • Составлять сюжетные и описательные рассказы об исторических событиях

 Перечень учебно-методического обеспечения:

                       Для ученика:

  1. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 2 класс: в 2 ч.–М.:Вентана – Граф, 2010
  2. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: рабочая тетрадь.- М.: Вентана –Граф, 2010.- в 2 ч.

       

                Для учителя

  1. Сборник программ к комплекту учебников «начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2010
  2. Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: методика обучения, 1-2 классы. – М. Вентана-Граф, 2010.
  3. Е.Ю.Сухаревская «Занимательное естествознание. Жизнь на Земле»: учебно-методическое пособие. – Волгоград, «Учитель», 2003.
  4. Е.Ю.Сухаревская «Занимательное естествознание. Природа Земли»: учебно-методическое пособие. – Волгоград, «Учитель», 2003.

Согласовано

  Зам. директора по УВР

  _________  Н.Н.Зыкова

  «___» сентября 2010 г.

 г. Новороссийск

муниципальное общеобразовательное учреждение

 лицей «Технико-экономический»

КАЛЕНДАРНО  - ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

   по окружающему миру

Класс:  2 «А»

Учитель:  Головченко Л.В.

Кол-во часов: всего – 68 ч;        в неделю – 2 ч

Планирование составлено на основе рабочей программы по окружающему миру учителя Ковалевской Т.А., утверждённой решением педсовета, протокол №1 от 28 августа 2010 г.

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во      часов

Дата проведения

Оборудование

план

факт

I четверть

18 ч

 Введение. Что нас окружает.

2

1.

Что такое окружающий мир?

1

1.09.2010

ЦОР, диск «Мир природы»

2.

Бывают ли на свете чудеса?

1

4.09.10

           Кто ты такой?

10

3.

Все мы - люди

1

8.09.2010

Диск «При-рода, человек, общество»

4.

Наши помощники – орга-ны чувств. Опыт: Опреде-ление вкуса продукта.

1

11.09

Диск «Человек и природа»

5.

 Ты и твое здоровье.

1

15.09

6.

Режим дня и его значение. Практ. работа: составление режима дня.

1

18.09

7.

Что такое физическая культура.

    1

22.09

8.

Закаляться может каждый

    1

25.09

Презентация

9.

Что такое правильное питание. Опыт: продукты содержат жир.

    1

29.09

Диск «Энциклопедия здорового питания»

10.

Почему нужно быть осторожным. КУБАН.

    1

2.10

Презентация, плакаты

11.

Чтобы избежать неприятностей

    1    

6.10

Диск «Правила поведения»

12.

Зачем изменять себя

    1

9.10

Кто живёт рядом с тобой?

6

13.

Что такое семья. КУБАН.

1

13.10

14.

Семья – коллектив близких людей.  Практ. работа: составление семейного древа.  

16.10

15.

Домашнее хозяйство

1

20.10

Презентация

16.

Семейный досуг

    1

23.10

17.

Шумит, веселится русская ярмарка.

    1

27.10

Презентация

18.

Семейные праздники

    1

30.10

II четверть

14

Кто живёт рядом с тобой?

5

1..

О правилах поведения

    1

10.11

Диск «Тётушка сова»

2.

Когда появились правила.

    1

13.11

3.

Правила культурного поведения в театре.

1

17.11

4.

Берегите свой дом

1

20.11

5

О дружбе

1

24.11

 Россия – твоя Родина

9

6.

Что такое Родина КУБАН.

    1

27.11

7.

Достопримечательности городов России

    1

1.12

Презентация

8.

День России

    1

4.12

Презентация

9.

Родной край- частица Родины. Экскурсия в краеведческий музей.

    1

8.12

10.

История рассказывает о прошлом

    1

11.12

11.

Как Русь начиналась

    1

15.12

Диск «При-рода, человек, общество»

12.

Труд в сельской местности

    1

18.12

13.

Как трудились в городах

    1

22.12

14.

Первые русские князья

    1

25.12

Диск «Приро-да, человек, общество», презентация

III четверть

20

 Россия – твоя Родина

11

1.

Мы – граждане России

    1

13.01.

2011

2.

Права детей – граждан России

    1

16.01

Презентация, отрывки из м/ф «Приклю-чение Буратино»

3.

Зачем человек трудится? КУБАН.

    1

20.01

4.

Хлеб – всему голова

    1

23.-1

Презентация

5.

Экскурсия в пекарню

    1

27.01

6.

Все профессии важны

    1

30.01

7.

О компьютерах и программистах

    1

3.02

8.

Знаменитые города Рос-сии. Москва, Санкт-Пе-тербург

    1

6.02

Презентация

9.

Древние города России

    1

10.02

Презентация «Золотое кольцо России»

10.

Россия – многонацио-нальная страна.

    1

13.02

11.

Родная природа – часть Родины.

    1

17.02

Диск «Природа и человек»

 Мы – жители Земли

    9

12.

Солнечная семья. Экскурсия в планетарий.

    1

20.02

13.

Земля – планета солнечной системы. КУБАН.

    1

24.02

Презентация, глобус

14.

Царства живой природы. Бактерии.

    1

27.03

Таблица

15.

Грибы.

    1

3.03

Презентация

16.

Какие животные живут на Земле. Животные  воспитывают потомство

    1

6.03

Таблица, презентация

17.

Какие бывают растения

    1

10.03

Таблица

18.

Органы растения и их значение для его жизни.

    1

13.03

19.

Что такое лес?

    1

17.03

Таблица, презентация

20.

Как развивается растение. КУБАН

    1

20.03

Диск «Мир природы»

IV четверть

   16

1.

Деревья леса. Экскурсия в парк.

    1

3.04

2.

Кустарники и травянистые растения леса

    1

7.04

Таблица

3.

Лесная аптека

    1

10.04

4.

Звери леса

    1

14.04

5.

Птицы – лесные жители

    1

17.04

Аудиозапись «Голоса птиц»

6.

О лесных зверях. Насекомые леса.

    1

21.04

Таблица

Презентация

7.

Путешествие капельки.

    1

24.04

8.

Свойства воды. Опыты.

    1

28.04

9.

Рыбы – обитатели водоёмов. КУБАН

    1

3.05

10.

Океаны и моря - водоёмы

    1

5.05

11.

Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов.

    1

8.05

Таблица

12.

Растения и животные луга.

    1

12.05

Таблица

13.

Растения и животные поля

     1

15.05

Таблица

14.

Растения и животные сада

    1

17.05

15.

Будем беречь природу

    1

19.05

Диск «Человек и природа»

16.

Животные – друзья человека. Урок повторения.

    1

22.05

Итого:

  68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и КТП по математике 2 класс автор В.Н.Рудницкая

Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы начального общего образования по математике и авторской программы «Начальна...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России". Автор А.А. Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого Приказом МО РФ от 6.10.2009 г. №373 «Об...

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС

Рабочая программа и КТП по окружающему миру. 2 класс. Программа "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа с КТП по окружающему миру по программе ПНШ 2 класс

Рабочая программа с КТП по окружающему миру по программе ПНШ 2 класс...