Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования по математике, примерной программы начального общего образования по окружающему миру.
Обучение осуществляется по УМК « Школа России».
Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 3г. Усмани всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 276 ч, из них - в 1 классе 66 ч. в год, во 2-4 классах по 70 часов в год.
1.Планируемые результаты освоения предмета « Окружающий мир».
1. К концу обучения в первом классе обучающиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе обучающиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
2. К концу обучения во втором классе обучающиеся научатся:
— составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи.
— называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
— оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
— различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
— кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
— называть царства природы;
— описывать признаки животного и растения как живого существа;
— моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
— различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
— устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
— описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
— сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во втором классе обучающиеся могут научиться:
— «читать» информацию, представленную в виде схемы;
— воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
— ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
— проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
— приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
3. К концу обучения в третьем классе обучающиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе обучающиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
4. К концу обучения в четвертом классе обучающиеся научатся:
— характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
— моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
— устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
— оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
— описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
— составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
— различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
— соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
— называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох ( в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
— различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
— описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
— называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе обучающиеся могут научиться:
— применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
— различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
— раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) /в рамках изученного/.
2. Cодержание учебного предмета «Окружающий мир».
1 класс -66 часов
Введение 1 ч.
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от школы до дома.
Экскурсии: знакомство со школой; знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что и кто?- 20 ч
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица. Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина — Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) — часть большой страны. Планета Земля, ее форма. Глобус — модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? -12 ч
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед. Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? -11 ч
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы Земли. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры — удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? -22 ч
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна — естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди. Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога, жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего.
Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования. Правила безопасного поведения в железнодорожном транспорте и на железной дороге.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции.
Экология — наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля — День Земли.
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.).
Заключение (1ч)
Как мы находили ответы на свои вопросы. Роль наблюдений, опытов, книг и других источников информации в познании окружающего мира.
2 КЛАСС- 70ч
Где мы живем- 4ч.
Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа -20 ч.
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце — источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
От загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: наблюдение осенних изменений в природе.
Практические работы: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; распознавание деревьев, кустарников и трав; знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений; отработка приемов ухода за комнатными растениями и животными живого уголка.
Жизнь города и села -10 ч.
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями родного города (села).
Здоровье и безопасность- 9 ч.
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: отработка правил перехода улицы.
Общение -7 ч.
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: отработка основных правил этикета.
Путешествия -20ч
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
! Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва — столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии: ознакомление с формами земной поверхности и водоемами родного края; наблюдение весенних изменений в природе.
Практические работы: определение сторон горизонта по компасу; освоение основных приемов чтения карты.
Заключение -1ч.
Что мы узнали и чему научились за год.
3 КЛАСС- 70ч.
Как устроен мир -7 ч.
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.
Эта удивительная природа -20ч.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание при родных объектов с помощью атласа-определителя.
Мы и наше здоровье- 10ч.
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение
и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
Наша безопасность- 8ч.
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.
Чему учит экономика- 12 ч.
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Путешествие по городам и странам -13ч.
Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
4 КЛАСС (70ч)
Земля и человечество -9 ч.
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России -10 ч.
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны- 15 ч.
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. •
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории -5ч.
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России-20 ч.
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник. Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села)
. Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия- 10 ч.
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
3. Тематическое планирование, с указанием количества часов на разделы, темы уроков.
1 класс
№ п/п | Наименование раздела и тем. Содержание. | Часы |
1 2-3. | Введение-1ч. Задавайте вопросы. Экскурсия «Что такое наша школа?», « Что мы знаем о правилах дорожного движения» | 1 |
4. | Что и кто?-20ч. Что такое Родина? | 1 |
5. | Что мы знаем о народах России?Что мы знаем о Москве? | 1 |
6. | Проект «Моя малая родина» | 1 |
7. | Что у нас над головой? | 1 |
8. | Что у нас под ногами? Практическая работа. Определение образцов камней. | 1 |
9. | Что общего у разных растений? Практическая работа. Определение частей растений. | 1 |
10. | Что растет на подоконнике? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя комнатных растений. | 1 |
11. | Что растет на клумбе? Практическая работа. Определение с помощью атласа-определителя названия растений цветника. | 1 |
12. | Что это за листья? Экскурсия. | 1 |
13. | Что такое хвоинки? Практическая работа. Работа с гербарием. | 1 |
14. | Кто такие насекомые? | 1 |
15. | Кто такие рыбы? | 1 |
16. | Кто такие птицы? Практическая работа. Изучение строения птичьих перьев. | 1 |
17. | Кто такие звери? Практическая работа. Изучение строения шерсти животных. | 1 |
18. | Что нас окружает дома? | 1 |
19. | Что умеет компьютер? | 1 |
20. | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 |
21. | На что похожа наша планета? | 1 |
22. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | 1 |
23. | Как, откуда и куда?-12ч. Как живет семья. Проект «Моя семья» | 1 |
24 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. | 1 |
25. | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. | 1 |
26. | Как путешествует письмо. | 1 |
27. | Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. | 1 |
28. | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | 1 |
29. | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями. | 1 |
30. | Как живут животные? Практическая работа. Приемы ухода за животными из живого уголка. | 1 |
31. | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | 1 |
32. | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | 1 |
33 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | 1 |
34. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | 1 |
35. | Где и когда?-11ч. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа» | 1 |
36. | Когда придет суббота? | 1 |
37. | Когда наступит лето? | 1 |
38. | Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | 1 |
39. | Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | 1 |
40. | Где зимуют птицы? | 1 |
41. | Когда появилась одежда? | 1 |
42. | Когда изобрели велосипед? | 1 |
43. | Когда ты станешь взрослым? | 1 |
44. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 |
45. | Почему и зачем?-21ч. Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | 1 |
46. | Почему Луна бывает разной? | 1 |
47. | Почему идет дождь и дует ветер? | 1 |
48. | Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | 1 |
49. | Почему радуга разноцветная? | 1 |
50. | Почему мы любим кошек и собак? | 1 |
51. | Проект «Наши домашние питомцы» | 1 |
52. | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 |
53. | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 |
54. | Зачем мы спим ночью? | 1 |
55. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 |
56. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | 1 |
57. | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 |
58. | Зачем нужны автомобили? | 1 |
59. | Зачем нужны поезда? | 1 |
60. | Зачем строят корабли? | 1 |
61. | Зачем строят самолеты? | 1 |
62. | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
63. | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | 1 |
64. | Зачем люди осваивают космос? | 1 |
65. | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | 1 |
2 класс
№ | Тема урока | Количество часов | |
1 | « Где мы живем»-4ч. Родная страна | 1 | |
2 | Город и село. Проект «Родное село» | 1 | |
3 | Природа и рукотворный мир. | 1 | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | |
5 (1) | « Природа»-20ч. Неживая и живая природа. | 1 | |
6 (2) | Явления природы. Как измеряют температуру? | 1 | |
7(3) | Что такое погода? | 1 | |
8(4) | В гости к осени. | 1 | |
9 (5) | Неживая природа осенью. Живая природа осенью. Перелётные птицы. | 1 | |
10(6) | Звёздное небо. | 1 | |
11(7) | Заглянем в кладовые Земли. | 1 | |
12(8) | Про воздух и про воду. | 1 | |
13(9) | Про воздух и про воду. Вода в жизни человека | 1 | |
14(10) | Какие бывают растения. | 1 | |
15(11) | Какие бывают животные? | 1 | |
16(12) | Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира. | 1 | |
17(13) | Дикорастущие и культурные растения | 1 | |
18(14) | Дикие и домашние животные. | 1 | |
19(15) | Комнатные растения | 1 | |
20(16) | Животные живого уголка. | 1 | |
21(17) | Про кошек и собак. | 1 | |
22(18) | Красная книга. | 1 | |
23(19) | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | |
24(20) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | |
25 (1) | « Жизнь города и села»-10ч. Что такое экономика? | 1 | |
26 (2) | Из чего что сделано? | 1 | |
27 (3) | Как построить дом | 1 | |
28 (4) | Какой бывает транспорт | 1 | |
29 (5) | Культура и образование. | 1 | |
30 (6) | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | |
31 (7) | Проверим себя и свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | |
32 (8) | В гости к зиме. | 1 | |
33 (9) | В гости к зиме. | 1 | |
34(10) | Презентации проектов: «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | |
35 (1) | « Здоровье и безопасность»-9ч. Строение тела человека. | 1 | |
36 (2) | Если хочешь быть здоров | 1 | |
37 (3) | Берегись автомобиля! | 1 | |
38 (4) | Школа пешехода | 1 | |
39 (5) | Домашние опасности | 1 | |
40 (6) | Пожар! | 1 | |
41 (7) | На воде и в лесу. | 1 | |
42 (8) | Опасные незнакомцы. | 1 | |
43 (9) | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | |
44 (1) | « Общение»-7ч. Наша дружная семья | 1 | |
45 (2) | Проект «Родословная» | 1 | |
46 (3) | В школе. | 1 | |
47 (4) | Правила вежливости | 1 | |
48 (5) | Ты и твои друзья. | 1 | |
49 (6) | Мы – зрители и пассажиры. | 1 | |
50 (7) | Оценим себя и свои достижения. | 1 | |
51 (1) | « Путешествия»-20ч. Посмотрите вокруг | 1 | |
52 (2) | Ориентирование на местности | 1 | |
53 (3) | Ориентирование на местности | 1 | |
54 (4) | Формы земной поверхности. | 1 | |
55 (5) | Водные богатства. | 1 | |
56(6) | В гости к весне. | 1 | |
57(7) | В гости к весне. | 1 | |
58(8) | Россия на карте. | 1 | |
59(9) | Проект «Города России» | 1 | |
60(10) | Путешествие по Москве. | 1 | |
61(11) | Московский Кремль. | 1 | |
62(12) | Город на Неве. | 1 | |
63(13) | Путешествие по планете. | 1 | |
64(14) | Путешествие по материкам. | 1 | |
65(15) | Страны мира. Проект «Страны мира». | 1 | |
66(16) | Впереди лето. | 1 | |
67-68(17-18) | Проверим себя и оценим свои достижения. По разделу «Путешествия» | 2 | |
69-70(19-20) | Презентации проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира». | 2 |
3 КЛАСС
№ п/п | Раздел. Тема урока. | Количество часов |
1 | « Как устроен мир»-7ч. Природа. Ценность природы для людей | 1 |
2 | Человек | 1 |
3-4 | Общество Проект «Богатства, отданные людям» | 2 |
5 | Что такое экология? | 1 |
6 | Природа в опасности! Охрана природы | 1 |
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | 1 |
8 | «Эта удивительная природа»-20ч. Тела, вещества, частицы | 1 |
9 | Разнообразие веществ. | 1 |
10 | Воздух и его охрана | 1 |
11 | Вода | 1 |
12 | Превращение и круговорот воды | 1 |
13 | Берегите воду! | 1 |
14 | Что такое почва | 1 |
15 | Разнообразие растений | 1 |
16 | Солнце, растения и мы с вами | 1 |
17 | Размножение и развитие растений | 1 |
18 | Охрана растений | 1 |
19 | Разнообразие животных | 1 |
20 | Кто что ест | 1 |
21-22 | Размножение и развитие животных. Проект «Разнообразие природы родного края» | 2 |
23 | Охрана животных | 1 |
24 | В царстве грибов | 1 |
25 | Великий круговорот жизни | 1 |
26 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа». Проверочная работа | 1 |
27 | « Мы и наше здоровье»-10ч. Организм человека | 1 |
28 | Органы чувств | 1 |
29 | Надежная защита организма | 1 |
30 | Опора тела и движение | 1 |
31 | Наше питание | 1 |
32-33 | Дыхание и кровообращение. Проект. «Школа кулинаров» | 2 |
34 | Умей предупреждать болезни | 1 |
35 | Здоровый образ жизни | 1 |
36 | Обобщение знаний по теме « Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 1 |
37 | « Наша безопасность»-8ч. Огонь, вода и газ | 1 |
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 |
39 | Дорожные знаки | 1 |
40-41 | Опасные места. Проект | 2 |
42 | Природа и наша безопасность | 1 |
43 | Экологическая безопасность | 1 |
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1 |
45 | « Чему учит экономика»-12ч. Для чего нужна экономика | 1 |
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 |
47 | Полезные ископаемые | 1 |
48 | Растениеводство | 1 |
49 | Животноводство | 1 |
50 | Какая бывает промышленность | 1 |
51-52 | «Что такое деньги?» Проект | 2 |
53 | Государственный бюджет | 1 |
54 | Семейный бюджет | 1 |
55 | Экономика и экология | 1 |
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | 1 |
57-59 | « Путешествия по городам и странам»-13ч. Золотое кольцо России | 3 |
60-61 | Проект «Музей путешествий» Наши ближайшие соседи | 2 |
62 | На севере Европы | 1 |
63 | Что такое Бенилюкс | 1 |
64 | В центре Европы | 1 |
65 | По Франции и Великобритании | 1 |
66 | На юге Европы | 1 |
67-68 | По знаменитым местам мира | 2 |
69-70 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | 2 |
4 класс.
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов |
1 | Земля и человечество (9 ч) Мир глазами астронома | 1 |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа | 1 |
3 | Звездное небо – великая книга Природы | 1 |
4 | Мир глазами географа. | 1 |
5 | Мир глазами историка | 1 |
6 | Когда и где? | 1 |
7 | Мир глазами эколога | 1 |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 |
9 | Обобщение по теме «Земля и человечество». Проверочная работа. | 1 |
10 | Природа России (10 ч) Равнины и горы России | 1 |
11 | Моря, озера и реки России | 1 |
12-13 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь | 2 |
14 | Тундра. | 1 |
15 | Леса России | 1 |
16 | Лес и человек. | 1 |
17 | Зона степей | 1 |
18 | Пустыни | 1 |
19 | У Черного моря | 1 |
20 | Обобщение по разделу «Природа России». Проверочная работа. | 1 |
21 | Родной край – часть большой страны (15ч) Наш край | 1 |
22 | Поверхность нашего края. Экскурсия. | 1 |
24 | Водные богатства нашего края | 1 |
25 | Наши подземные богатства | 1 |
26 -27 | Земля-кормилица. Экскурсия в лес и на луг. | 2 |
28 | Жизнь леса. | 1 |
29 | Жизнь луга. | 1 |
30-31 | Жизнь пресного водоема .Экскурсия к водоему. | 2 |
32 | Растениеводство в нашем крае | 1 |
33 | Животноводствов нашем крае | 1 |
34 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны». Проверочная работа. | 1 |
35 | Страницы всемирной истории (5 ч) Начало истории человечества | 1 |
36 | Мир древности: далекий и близкий | 1 |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 |
40 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории».Проверочная работа. | 1 |
41 | Страницы истории Отечества (20 ч) Жизнь древних славян | 1 |
42 | Во времена Древней Руси | 1 |
43 | Страна городов | 1 |
44 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 |
45 | Трудные времена на Русской земле | 1 |
46 | Русь расправляет крылья | 1 |
47 | Куликовская | 1 |
48 | Иван Третий | 1 |
49 | Мастера печатных дел | 1 |
50 | Патриоты России | 1 |
51 | Петр Великий | 1 |
52 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 |
53 | Екатерина Великая | 1 |
54 | Отечественная война 1812 года | 1 |
55 | Страницы истории XIX века | 1 |
56 | Россия вступает в XX век | 1 |
57 | Страницы истории 20–30-х годов | 1 |
57 -58 | Великая война и Великая Победа | 2 |
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 |
60 | История вокруг нас. Обобщающий урок по разделу «Страницы истории Отечества. Проверочная работа. | 1 |
61 | Современная Россия (10 ч) Основной закон России и права человека | 1 |
62 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» | 1 |
63 | Мы – граждане России | 1 |
64 | Славные символы России | 1 |
65 | Такие разные праздники | 1 |
66 | Путешествие по России (по Дальнему Востоку, на просторах Сибири) | 1 |
67 | Путешествие по России (по Уралу, по северу европейской России) | 1 |
68 | Путешествие по России (по Волге, по югу России) | 1 |
69-70 | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие. Презентация проектов. | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...