Окружающий мир. "Царства живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Хромова Татьяна Николаевна

Урок окружающего мира по теме "Царства живой природы", 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Митрофановская СОШ

Кантемировский муниципальный район

Воронежская область

Окружающий мир

2 класс

Учитель начальных классов

Хромова Татьяна Николаевна

Тема урока: «Царства живой природы»

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием царств живой природы и их классификацией;

                     создать условия для развития умения выделять главное и логически излагать мысли;

                     воспитывать бережное отношение к природе.

Личностные результаты: формирование представления о живых организмах как неотъемлемой части природы, их значении в жизни человека. Формирование навыков здорового образа жизни в процессе изучения материала о вирусных инфекциях и их профилактике; развитие умений анализировать особенности живых организмов и определять их принадлежность к царствам природы.

Предметные результаты: выделение особенностей царств организмов, знание основных систематических единиц, умение определять организмы к определённой систематической группе. Формирование понятия о неклеточных формах жизни – вирусах.

Метапредметные результаты:

Личностные – умение уважать мнение товарища, соблюдать дисциплину и правила работы на уроке, умение видеть прекрасное в мире живой природы.

Регулятивные - умение организовывать свою деятельность на уроке, рассчитывать время для эффективного выполнения заданий, развитие навыков самооценки и взаимооценки, определение последовательности действий для получения конечного результата.

Познавательные - структурировать учебный материал, формулировать вопросы и грамотно отвечать на вопросы, умение выделять главное в тексте, соотносить систематические единицы.

Коммуникативные- постановка проблемных вопросов и их решение, умение слушать товарищей, составлять план устного ответа, грамотно формулировать ответ, отвечать на вопросы, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: презентация урока, выполненная средствами Power Point,

                          интерактивная доска, компьютер;

                          музыкальные записи,

                          микроскопы, препараты «формы бактерий»;

                          карточки для дифференцированной работы и интерактивной игры.

Ход урока

I. 1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Звучит музыка В. Шаинского «Улыбка».

Слайд «Улитка»

Какое настроение у нашей улитки? (Веселое, радостное, солнечное.)

Как вы это определили? (Улитка улыбается.)

Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение.

Улыбнитесь друг другу. Подарите мне свои улыбки. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

О чем мы говорили на прошлом уроке?  (На прошлом уроке мы говорили о звездах, Солнце, планете Земля).

Тестирование выполнит…

Соединит планету с ее названием…

1. -Что нового вы узнали о звездах? Расскажите.

-Солнце, ближайшая к Земле звезда. Что вы о нем знаете?

-Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы?

2. –Какие планеты входят в Солнечную систему? 

Соединить планету с ее названием.

Слайд «Солнечная система»

Работа с интерактивной доской. (1 ученик)

3 Тест «Да - нет»

.                                             Работа с компьютером (1 ученик)

-Мы живем на планете Земля. (да)

-Ближайшая к Земле звезда – Луна. (нет)

-Солнце – глава большой Солнечной системы. (да)

-Солнце – огромный огненный шар. (да)

-В Солнечную систему входят 10 планет. (нет)

-Солнце во много-много раз больше Земли. (да)

-Земля – единственная планета, где есть жизнь. (да)

-Цвет звезды зависит от ее размера. (нет)

-Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна. (да)  Проверка.

Слайд «Планета Земля»

3. Красива наша Земля! Здесь текут быстрые реки, зеленеют леса, колосятся поля, шумит морской прибой, цветут цветы, щебечут птицы. Планета Земля – наш дом, единственный во Вселенной. Будем беречь и умножать красоту нашей родной планеты!

III. Постановка учебной задачи

- Доскажите слово и вы узнаете, о чем  мы сегодня будем говорить на уроке:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое.

 Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава.

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг... (природа)

- Что такое природа? (Все, что нас окружает и не сделано руками человека.)

-Назовите объекты природы.

-Подумайте, как распределить эти объекты на две группы? (Живая и неживая природа.) 

-Назовите признаки живой природы. (Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.)

Живую природу изучает особая наука - биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» - жизнь и «логос» - наука.

Все живое ученые-биологи делят на большие царства.

Сегодня мы совершим путешествия в эти царства природы, познакомимся с разнообразием царств.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

1. Мотивационный вопрос.

Слайд «Царства живой природы»

Звучит музыка

В некоторых царствах, в некоторых государствах жили – были…нет, не царь с царицей… каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а совсем  рядом с нами, вокруг нас.

-Как вы думаете, как называются эти царства?

Все живое ученые - биологи делят на большие царства: царство бактерий, царство растений, царство животных, царство грибов.

-Какое царство природы самое главное?

Ответ на этот вопрос мы получим в конце урока.

Итак, отправляемся в первое царство.  Предоставим слово  биологам.

2. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

«Бактерии»

а) Сообщение подготовленных учеников о бактериях.

Слайд «Бактерии»

        Большинство современных ученых считает, что планета Земля сформировалась 4,5 миллиардов лет назад. И первыми обитателями Земли были бактерии.

        Бактерии - наиболее распространенная форма жизни на Земле. Это микроорганизмы, их можно рассмотреть только под микроскопом. Бактерия состоит только из одной клетки и имеет свойства,  как животных, так и растений.

        Существует около 2000 видов бактерий, и живут они повсюду: во рту, в носу, в кишечнике всех живых существ, включая человека. Другие живут в опавших листьях, мёртвых деревьях, останках погибших животных. Бактерии живут и в молоке, и в воде, т.е. повсюду.

 

б) Исследовательская работа «Формы бактерий»

Ученые, рассматривая их в микроскоп, установили, что они бывают в трёх формах.

А сейчас мы с вами станем учеными - биологами. Проведем исследование и попытаемся определить формы бактерий.

Исследовательская работа «Формы бактерий»

Круглые                  

Спиральные

Палочки

Зарисовать формы бактерий. Работа с интерактивной доской.

в) Работа в группах

Как вы думаете, бактерии – друзья или враги человека?

Работаем в двух группах: 1 - бактерии  друзья, 2 -   враги человека? 

Приведите доказательства своих точек зрения.

        1 группа - бактерии – враги. (Многие  бактерии  вредны. Бактерии вызывают заболевания у людей, животных, растений. Такие болезни, как дифтерия, воспаление легких, и все инфекции в открытых ранах, возбуждаются определенными видами бактерий. Бактерии приводят к порче продуктов питания)

        2 группа – бактерии – друзья. (Например, бактерии полезны при скисании молока и брожении сладких фруктовых соков. Многие сыры получили свой изысканный вкус благодаря бактериям. Бактерии служат основой для получения антибиотиков.)

        Не будь  бактерий, жизнь на Земле была бы невозможна. Человек размножает некоторые виды бактерий, потому что нуждается в них и использует.

г) Сообщение подготовленного ученика о бактериях.

Учёные называют их «мусорщиками» нашей планеты. Они питаются умершими организмами. Бактерии очень полезны для человека. Они вызывают гниение мёртвых растений и животных. Без бактерий земля покрылась бы кучей ненужного мусора, и не осталось бы места для  всего живого.

- Может ли человек прожить без бактерий?

Оказывается, бактерии играют очень важную роль в питании человека и животных.

Вот такие интересные жители в первом царстве живой природы.

3.Физминутка для глаз 

Посмотрите вокруг себя, каких объектов живой природы вы заметили больше? (грибы)

Нас ждет царство грибов.

4. «Грибы»

Предоставим слово ученому – микологу.

а) Сообщение подготовленного ученика о грибах.

Слайд «Грибы»

        Грибы изучает наука «микология»

        Грибы, оказывается, не относятся к растениям. А у нас ранее было ошибочное мнение. У них нет корней, стеблей, листьев. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них полезные и вкусные, а другие очень опасны для  здоровья, ядовитые.

        Часть гриба, которая поднимается над поверхностью земли, это съедобная часть. Остальная часть находится под землёй в виде нитей и называется грибницей.

        Большинство грибов растёт во влажных тенистых лесах или в ущельях, где всегда много тени, влаги и тепла. На земле их огромное количество - целое царство.

        Грибы работают в природе «мусорщиками», т.е., разлагая отходы, они препятствуют их накоплению с годами в большом количестве. Если бы не было «мусорщиков», то наша планета могла бы превратиться в большую кучу мусора за многие тысячелетия её существования. Грибы, оказывается, возвращают в почву минеральные соли, так необходимые растениям.

б) Виды грибов

 Около 100 тысяч грибов растут на нашей планете. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками, обычно селятся под ними.

– Отгадайте, что это за грибы.

Слайд «Грибы»

        

        Ходят в рыженьких беретах,

        Осень в лес приносят летом

            Очень дружные сестрички

            Золотистые  …   (Лисички).

                Очень дружные ребята,

                        У пеньков растут…(Опята).

Он в осиннике родился

Как в траве ни притаился,

Все равно его найдем:

Шляпка красная на нем.  (Подосиновик).

                Лета первая примета:

                Под березой, в холодке,

                Гриб коричневого цвета

                На пятнистом корешке.  (Подберезовики).

А этот красавец на беленькой ножке

Он в красненькой шляпке,

На шляпке горошки (Мухомор).

– А почему мухомор получил такое название?

(Настоем этого гриба раньше морили мух).

– Этот гриб является съедобным?

– А можно ли этот гриб сбить ногой, раз он ядовитый?

(Нет, он служит лекарством для животных).

Где хвоинок многовато,

Поджидают нас …         (Маслята)

                Вот в траве приметные

                Шляпки разноцветные.

                Вспомни ты их имя,

                Но не ешь сырыми!  (Сыроежки).

Это «традиционная» форма грибов. На самом деле можно пройти мимо гриба, не подозревая об этом. Покрылась плесенью корочка хлеба — это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что-то зеленое и неприятное — опять грибы, испортилась ягода — и это работа грибов.

в) Значение  грибов

-Каково же значение грибов?

Давайте составим модель «Значение грибов»

Работа с интерактивной доской

Слайд «Значение грибов»

                                    разлагают остатки умерших организмов

пища для  людей

грибы

пища для животных

                                                  лекарство для животных

для изготовления лекарств

Вот какую интересную информацию вы узнали о грибах.

5. «Растения»

а) Беседа с элементами театрализации

А кто это к нам пришел? (Это растения)

Давайте послушаем, что интересного расскажут о себе эти растения.

Береза

Я - самое обычное дерево наших лесов. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветки, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. Цветки распускаются одновременно с листьями. Плод – маленький орех. Известны мои целебные свойства.

Калина

Я - красивый, высокий, раскидистый кустарник. Особенно  красив весной во время цветения. Необычны мои белые соцветия. До поздней осени остаются висеть на кустах ярко-красные гроздья. После первых заморозков ягоды становятся съедобными. Лекарственное растение.

Подорожник

Я – обычное растение, меня все знают. Я  никогда не прячусь от человека, наоборот, люблю расти у него на виду – вдоль дорог, на лугах, вдоль домов. Мои  целебные свойства вам известны. С кем не бывало – оцарапал руку, или натер ногу, приложил листок подорожника к больному месту, и скоро все заживет.

- Что это за растения?

Слайд «Растения»

Послушаем ботаника – наблюдателя.

б) Выступление подготовленного ученика.

        Очень мало на нашей земле таких укромных мест, где не растут растения. Растения - это деревья, кустарники, травы, мхи. Без них вообще не было бы жизни на нашей планете. У них самая важная и большая работа на планете.

        Учёные называют их «кормильцами». Действительно, они кормят человека, животных.

        Но самое главное - дают всем нам, живым организмам, воздух. Они поглощают из воздуха углекислый газ, а из почвы - воду и питательные минеральные вещества.

6.Физкультминутка

Пришло время отдохнуть. Представьте себя жителями последнего царства – медвежатами.

Звучит музыка

Мишка, мишка долго спал,

                   Наклоняют головы на парту.

Свою лапочку сосал.

А потом весной проснулся,

                   Дети встают из-за парт.

И в реке он окунулся.

                  Наклон туловища вперед.

Очень долго я спал

                  Покачивание корпусом из стороны в сторону.

И бочок свой отлежал.

                  Поглаживание правого и левого бока.

                  Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я теперь пойду гулять.

                 Поворот вокруг себя.

7. « Животные»

Вспомним представителей последнего царства, познакомимся с новыми группами животных.

а) Дифференцированная работа

Группа А

К каким группам животных вы отнесете жабу, ящерицу, окуня?

Напишите признаки этих групп животных.

Группа Б

По особенностям строения разделите животных по группам и в каждой группе отметьте цифрами особенности строения.    

               

Особенности строения животных:

  1. Тело покрыто перьями.
  2. Тело покрыто шерстью.
  3. Три части тела: голова, грудь, брюшко.
  4. Два крыла, две ноги.
  5. Три пары ног.
  6. Крылья и ноги прикрепляются к груди.
  7. Развиваются из яиц.
  8. Рождают живых детенышей, вскармливают их молоком.

 

Группа В

Из перечисленных названий животных выберите вначале домашних, а потом диких. Запишите  названия животных по группам.

   

           

Животные

  1. Попугай
  2. Канарейка
  3. Корова
  4. Медведь
  5. Заяц
  6. Белка
  7. Черепаха
  8. Курица
  9. Щегол
  10. Лягушка

б) Проверка работы              

Слайд «Дикие, домашние животные»

Слайд «Насекомые, птицы, звери»

Слайд «Земноводные, пресмыкающиеся, рыбы»

в) Работа по учебнику, стр. 88-89.

Рассмотрите рисунки и расскажите, к каким группам, вы отнесете этих животных.

8. Включение в систему знаний и повторение

Интерактивная  игра «Расселим по царствам».

Побывали во всех царствах.

Правила интерактивной игры: расселить представителей по царствам природы.

У учеников первой группы карточки: бактерии, грибы, животные, растения.

У учеников второй группы карточки с представителями царств природы.

Проверка.

V. Рефлексия учебной  деятельности  на  уроке.

 1. В какие царства мы совершили путешествия?

 «Что это?» -  определить, к какому царству относится представитель живой природы.

Слайд «Что это?»

1-гриб                                   бактерии - 4

2-животное                          шиповник - 3

3-растение                           зебра - 2

4-бактерии                           вишня – 3

                                               гриб – 1

                                               гусеница - 2

В самом начале урока я задала  вам  вопрос:

- Какое же царство самое нужное в природе?

Все царства связаны друг с другом. Каждое  царство необходимо для жизни обитателей нашей земли.

2. Оцените свою работу на уроке.

VI.  Домашнее задание

Стр. 87 - творческое задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Урок окружающего мира "Царства Живой природы"

Урок окружающего мира  «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"

Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. "Путешествие в царство живой природы."

Внеклассное мероприятие по окружающему миру   «Путешествие в царство живой природы»       Классный руководитель:  Смыкова В.И ...

Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием  кейс-технологии....

технологическая карта урока по окружающему миру "Царства живой природы"

В данной разработке представлен конспект и презентация  открытого урока по окружающему миру для 2 класса  на тему: "Царства живой природы". На уроке использована технология АМО....