технологическая карта урока по окружающему миру "Царства живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
В данной разработке представлен конспект и презентация открытого урока по окружающему миру для 2 класса на тему: "Царства живой природы". На уроке использована технология АМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир "Царства живой природы" | 201 КБ |
tsarstva_zhivoy_prirody.pptx | 2.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
Класс: 2 класс
Тема урока: «Царства живой природы».
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием царств живой природы и их классификацией;
создать условия для развития умения выделять главное и логически излагать мысли.
Задачи урока:
Повторить свойства живой и неживой природы;
Познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;
Развивать умения обобщать, анализировать, классифицировать;
Развивать умение работать в парах, в группах;
Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Регулятивные:
- определять цели урока;
- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
- выполнять задания в соответствии с поставленной целью;
- отвечать на поставленные вопросы;
- ориентироваться в материале рабочих листов;
- рассчитывать время для эффективного выполнения заданий;
- развивать навыки самооценки;
- определять последовательности действий для получения конечного результата.
Познавательные:
-структурировать учебный материал;
- формулировать вопросы и грамотно отвечать на вопросы;
- умение выделять главное в тексте, систематизировать изученный материал;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные:
- сотрудничать, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, доносят свою позицию до других;
- умение слушать товарищей, составлять план устного ответа, грамотно формулировать ответ, отвечать на вопросы;
- аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
- выделять царства живой природы;
- умение определять организмы к определённой систематической группе.
Личностные:
- проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций;
- умение уважать мнение товарища, соблюдать дисциплину и правила работы на уроке;
- умение видеть прекрасное в мире живой природы.
Оборудование: презентация урока, выполненная средствами Power Point; интерактивная доска, компьютер; музыкальные записи, микроскоп, препараты «формы бактерий, карточки для работы в парах, рабочие листы для групповой работы. Оценочные листы.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
Орг.момент Эмоциональный настрой на урок | С добрым утром! Начат день, Первым делом гоним лень. На уроках не молчать, Всем работать, отвечать! Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами, а наши головы – крепкими знаниями. Давайте возьмемся за руки и зарядимся энергией друг от друга. Закройте глаза.. Мы сегодня будем исследовать и наблюдать, Выводы делать и рассуждать, А чтобы урок наш пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! -Кто был внимательным?... что я сказала будем сегодня делать на уроке? - Ну, а чтобы сегодня вас ждал успех, я хочу подарить вам талисманы, которые принесут вам не только удачу, но и новые знания!! - Итак, ребята, вы наверное, заметили, что наши талисманы разные по цвету. И это не случайно, они помогут вам занять нужное место. Разойдитесь, пожалуйста, по группам, в зависимости от цвета вашего талисмана. | Дети стоят в кругу, взявшись за руки. -выводы делать, рассуждать, наблюдать. (дети берут разложенные на партах талисманы, которые разделят их по командам). (Дети занимают свои места, за определенным столом) | Положительное отношение к учению действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью |
Актуализация знаний | Начнем мы с вами с повторения. Давайте вспомним материал, который мы уже прошли. -Переверните листочки, которые лежат у вас на партах. Задание называется "Да/нет". Вам необходимо, в течении двух минут ответить на вопросы теста, а ответы вписать с помощью знаков + или - в соответствующую таблицу (смотреть приложение 1) - Ну что, время закончилось, проверяем.. - А теперь выпишите буквы, где стоит знак +, какое слово у вас получилось? | Читают задания, выполняют тест Читают слово: ЦАРСТВО | структурировать учебный материал контролировать и оценивать процесс и результат деятельности |
Целеполагание | Как вы думаете, как это слово может быть связано с темой нашего сегодняшнего урока? - А где вы могли встречаться с таким словом? -Совершенно верно, в сказках Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей….Речь идёт об особенных царствах, да и царства такие находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы. (вывешивается листочек с темой). Сколько всего царств? Какая тема нашего урока? - Ребята, знакомы мы с царствами живой природы? Давайте поставим цель себе на урок. Что мы на уроке должны сегодня узнать.. Если вы затрудняетесь, вам помогут слова на слайде.. (Узнаем, познакомимся, выясним, научимся, проверим...) | - рассуждают.. - в сказках - 4 Царства живой природы. - нет - Сегодня на уроке мы должны познакомиться с царствами живой природы.... | грамотно отвечать на вопросы умение выделять главное в тексте умение определять цели урока |
Открытие нового знания | - Ребята, давайте попробуем предположить, что это за царства. Чтобы проверить, правы вы или нет, я вам немного помогу: у вас на партах лежат конверты. Выньте содержимое. Эти картинки помогут нам узнать, какие же 4 царства живой природы существуют . Работа в парах: Задание: распределить картинки на 4 группы. После того, как дети распределят картинки, на доске открываются таблички с названиями царств природы. (приложение 2) Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также узнаем, представителей данных царств.. Помогут вам в вашем путешествии цвета ваших талисманов. | (выслушиваются ответы детей..) Распределяют картинки на 4 группы. Называют группы, которые у них получились: животные, растения, грибы, бактерии. | действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью выполнять задания в соответствии с поставленной целью |
Работа по теме урока Групповая работа (метод "Инфо-карусель" технология АМО) | (Групповая работа: изучение нового материала предполагает групповую работу. На разных столах ("царствах") раскладывается информационный материал и рабочие листы, связанные с темой урока. Уже в начале урока класс разбился на группы, в зависимости от цвета своего талисмана. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. Обсуждаются правила работы в группах. - Ребята, послушайте внимательно задание: сейчас вам предстоит поработать в группах. А так, как вам нужно побывать во всех царствах, вы будете перемещаться от группы к группе. На работу в каждом царстве отводится 3,5 минуты, вам при этом необходимо выполнить задание. Каждая группа берет рабочие листы (приложение 3 ) с заданием только своего цвета. После того, как время закончится, вы услышите звуковой сигнал таймера, значит вам нужно двигаться дальше, независимо от того, успели вы выполнить задание или нет. Один человек в группе листочки забирает с собой и следит за ними до конца путешествия. Работайте в группах быстро и дружно, чтобы всё успеть. (всего детям предстоит выполнить 5 заданий). (материал и рабочие листы смотреть в приложении 3) -После того, как дети "побывают в каждом царстве" и выполнят все задания, приступают к представлению своей работы. Каждая группа представляет одно из царств, рассказывая остальным, что они узнали и представляя свою работу. - Один человек из группы получает оценочный лист, который заполняет по мере выступления команд. (приложение 4) | Слушают внимательно задание, затем начинают работать в группах. После звукового сигнала перемещаются по часовой стрелке за следующий стол, берут рабочий лист соответствующего цвета. Один человек из группы представляет работу своей группы. Один человек из группы заполняет оценочный лист. | выполнять задания в соответствии с поставленной целью; - ориентироваться в материале рабочих листов; - рассчитывать время для эффективного выполнения заданий; - определять последовательности действий для получения конечного результата. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, доносят свою позицию до других; - умение слушать товарищей, составлять план устного ответа, грамотно формулировать ответ, отвечать на вопросы; - развивать навыки самооценки; |
Итог урока | Ну, что ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся к цели урока, которую мы поставили в самом начале. Как вы считаете, смогли мы ее достигнуть или нет? | - Дети делают вывод | Умение делать выводы, анализировать свою работу на уроке. определять последовательности действий для получения конечного результата |
Рефлексия | Завершаем урок продолжением одной из фраз (фразы на слайде): Сегодня на уроке... Я узнал…. Было интересно…. Понравилось больше всего…. Меня удивило…. Было сложно, потому что…. Для меня было неожиданно…. Более подробно знакомиться с каждым царством мы продолжим на следующем уроке. Всем спасибо за урок, запишите со слайда домашнее задание. | Делают высказывание, использую одну из предложенных фраз. Записывают д/з | умение уважать мнение товарища, соблюдать дисциплину и правила работы на уроке |
Приложение 1
1) Мы живём на планете Земля?
2) Всё, что нас окружает, и не сделано руками человека - это природа.
3) Дома, автомобили - это часть природы.
4) Природа бывает живая и неживая.
5) Белка, ель, камни - это живая природа.
6) Реки, горы, камни - это неживая природа.
7) Человек - часть живой природы.
8) Завод, река, велосипед - это всё объекты, сделанные руками человека.
9) Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
10) Рябина, ворона, подберёзовик - это живая природа.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ц | а | б | р | у | с | т | ш | в | о |
Приложение 2
Работа в парах
(карточки предварительно разрезать и разложить по конвертам)
Приложение 3
Царство «Грибы»
Грибы изучает наука «микология».
Грибы, оказывается, не относятся к растениям. А у нас ранее было ошибочное мнение. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них съедобные, полезные и вкусные, например, белый гриб, подберёзовик, лисички, грузди. А другие очень опасны для здоровья, ядовитые, например, бледная поганка, мухомор, ложные опята.
Мало кто знает, что плесень - это микроскопические грибы, которые появляются на кусочках фруктов, хлеба, ягодах, которые долго хранили. Известные всем дрожжи, которые вызывают брожение теста, тоже относятся к микроскопическим грибам.
Значение грибов в природе огромное. Грибы являются пищей для людей и животных. Даже некоторые ядовитые грибы, например, мухомор, является лекарством для лосей. Также, грибы работают в природе «мусорщиками», т.е. разлагают остатки умерших организмов. В медицине применяют лекарства, созданные на основе грибов.
Царство «Грибы»
Наука, которая изучает грибы, называется - ____________________________________________________
Какие бывают грибы?
Значение грибов в природе:
1)____________________________________________________________________________________
2)_____________________________________________________________________________________
3)_____________________________________________________________________________________
4)_____________________________________________________________________________________
5)_____________________________________________________________________________________
Царство "Бактерии"
Бактерии - мельчайшие живые существа. Они живут повсюду - в воде и почве, в организме животных и людей. Их можно обнаружить высоко в небе и глубоко под землёй. По форме бактерии напоминают палочки или шарики, но увидеть их можно только в микроскоп. Бактерии бывают полезные и вредные. Полезные бактерии помогают перегнивать остаткам отмерших растений, справляться с болезнями, а также, помогают получать кисло-молочные продукты. Вредные бактерии портят продукты, вызывают многие заболевания.
Бактерии
это___________________________________________________________________________________
Бактерии живут
Бактерии бывают
Посмотри в микроскоп и зарисуй бактерии. Что напоминают по форме бактерии?
Царство "Растения"
Мир растений разнообразен. Растения служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.
Растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.
царство "Растения"
Значение растений для человека________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
На какие группы делятся растения:
(зарисуйте представителей каждой группы)
царство "ЖИВОТНЫЕ"
Наука о животных называется зоология. Ученые- зоологи делят царство животных на большое число групп. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, черви, улитки, раки, пауки, насекомые, - это всё разные группы животных.. Необходимую для жизни энергию животные получают, питаясь растениями, животными, грибами или бактериями.
Главные особенности:
-Могут передвигаться
- Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.
-Не могут вырабатывать питательные вещества сами.
- Бывают дикие и домашние
царство "ЖИВОТНЫЕ"
Наука о животных назыавается_______________________________________________________
группы животных
(перечислите)
Догадайся, о какой группе животных идёт речь:
Живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами__________________
Часть жизни живут на суше, часть - в воде. Кожа голая, нежная___________________________________________
Тело покрыто перьями_____________________________________________________________________________
Тело покрыто шерстью. Детенышей кормят молоком____________________________________________________
Приложение 4
Оценочный лист
В группе работали________________________________________________________________________________
Оцените, как ваша группа справилась с заданиями во время групповой работы:
+ - весь лист рабочий заполнен верно, материал понятен
± - лист рабочий заполнен не полностью, остались вопросы по данному материалу
- - рабочий лист практически не заполнен
Царство "Животные" | Царство "Растения" | Царство "Грибы" | Царство "Бактерии" | Классификация объектов по царствам природы | Оцените, насколько дружно работала ваша группа |
- дружно, все участвовали; - были ребята, которые не принимали участия в обсуждении; |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ц А Б Р У С Т Щ В О ПРОВЕРЯЕМ: + + - + - + + - + +
Царства живой природы
Какие цели поставим перед собой на уроке? С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока: Узнаем… Познакомимся… Научимся… Выясним… Проверим…
Продолжите фразу… Сегодня на уроке... я узнал…. было интересно…. понравилось больше всего…. меня удивило…. было сложно, потому что…. для меня было неожиданно….
Домашнее задание: у чебник стр. 20-23
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"
учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"
учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...
Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Живая природа. Животные"
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Мир природы в народном творчестве», класс ( УМК «Перспектива»)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урока Дидактические:Формировать з...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Явление природы" - 2 класс
Тема урока «Явление природы»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о явлениях природы, познакомить с понятиями «сезонные явления»,...
Технологическая карта урока по окружающему миру 3 класс "Почва, ее состав. Значение для живой природы"
laquo;Школа России», А.А. Плешаков. «Эта удивительная природа»...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цель урока:формирование представлений у обучающихся о неживой и живой природе.Задачи урока: Дидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о неживой и живой природе;2....