технологическая карта урока по окружающему миру "Царства живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Лыкасова Татьяна Александровна

В данной разработке представлен конспект и презентация  открытого урока по окружающему миру для 2 класса  на тему: "Царства живой природы". На уроке использована технология АМО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

Класс:  2 класс

Тема урока: «Царства живой природы».

Тип урока: урок  изучения  нового материала

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием царств живой природы и их классификацией;  

                        создать условия для развития умения выделять главное и логически излагать мысли.

Задачи урока:

Повторить свойства живой и неживой природы;

Познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;

Развивать умения обобщать, анализировать, классифицировать;

Развивать умение работать в парах, в группах;

 Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

 Регулятивные: 

- определять цели урока;

- действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;

- выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

- отвечать  на поставленные вопросы;

 - ориентироваться  в материале рабочих листов;

-  рассчитывать время для эффективного выполнения заданий;

- развивать  навыки самооценки;

 - определять  последовательности действий для получения конечного результата.

Познавательные:

-структурировать учебный материал;

-  формулировать вопросы и грамотно отвечать на вопросы;

 - умение выделять главное в тексте, систематизировать изученный материал;

- контролировать  и оценивать  процесс и результат деятельности.

Коммуникативные:  

- сотрудничать, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач;

 - договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, доносят свою позицию до других;

- умение слушать товарищей, составлять план устного ответа, грамотно формулировать ответ, отвечать на вопросы;

- аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

- выделять  царства живой природы;

- умение определять организмы к определённой систематической группе.

Личностные: 

- проявлять  навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций;

- умение уважать мнение товарища, соблюдать дисциплину и правила работы на уроке;

-  умение видеть прекрасное в мире живой природы.

Оборудование: презентация урока, выполненная средствами Power Point; интерактивная доска, компьютер;  музыкальные записи,  микроскоп, препараты «формы бактерий,  карточки для работы в парах, рабочие листы для групповой работы. Оценочные листы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые

результаты

Орг.момент

Эмоциональный настрой на урок

С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроках не молчать,

Всем работать, отвечать!

Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами, а наши головы – крепкими знаниями. Давайте возьмемся за руки  и  зарядимся энергией друг от друга. Закройте глаза..

Мы сегодня будем исследовать и наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок наш пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

-Кто был внимательным?... что я сказала будем сегодня делать на уроке?

- Ну, а чтобы сегодня вас ждал успех, я хочу подарить вам талисманы, которые принесут вам не только удачу, но и новые знания!!

- Итак, ребята, вы наверное, заметили, что наши талисманы разные по цвету. И это не случайно, они помогут вам занять нужное место.  Разойдитесь, пожалуйста, по группам, в зависимости от цвета вашего талисмана.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

-выводы делать, рассуждать, наблюдать.

(дети берут разложенные на партах талисманы, которые разделят их по командам).

(Дети занимают свои места, за определенным столом)

Положительное отношение к учению

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью

Актуализация знаний

Начнем мы с вами с повторения. Давайте вспомним материал, который мы уже прошли.

-Переверните листочки, которые лежат у вас на партах. Задание называется "Да/нет". Вам необходимо, в течении двух минут ответить на вопросы теста, а ответы вписать с помощью знаков + или -  в соответствующую таблицу (смотреть приложение 1)

- Ну что, время закончилось, проверяем..

- А теперь выпишите буквы, где стоит знак +, какое слово у вас получилось?

Читают задания, выполняют тест

Читают слово: ЦАРСТВО

структурировать учебный материал

контролировать  и оценивать  процесс и результат деятельности

Целеполагание

Как вы думаете, как это слово может быть связано с темой нашего сегодняшнего урока?

- А где вы могли  встречаться с таким словом?

-Совершенно верно, в сказках

Расскажу я вам сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…. Нет – нет, не царь с царицей….Речь идёт об особенных царствах, да и царства такие  находятся не за  тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре  царства живой природы. (вывешивается листочек с темой).

Сколько всего царств?

Какая тема нашего урока?

- Ребята, знакомы мы с царствами живой природы?

Давайте поставим цель себе на урок. Что мы на уроке должны сегодня узнать..

Если вы затрудняетесь, вам помогут слова на слайде..

(Узнаем, познакомимся, выясним,  научимся, проверим...)

- рассуждают..

- в сказках

- 4

Царства живой природы.

- нет

- Сегодня на уроке мы должны познакомиться с царствами живой природы....

грамотно отвечать на вопросы

умение выделять главное в тексте

умение определять цели урока

Открытие нового знания

- Ребята, давайте попробуем предположить, что это за царства.

Чтобы проверить, правы вы или нет,  я вам немного помогу: у вас на партах лежат конверты. Выньте содержимое. Эти картинки помогут нам узнать, какие же 4 царства живой природы существуют .

Работа в парах: Задание: распределить картинки на 4 группы. После того, как дети распределят картинки, на доске открываются таблички с названиями царств природы.

(приложение 2)

Сегодня мы совершим путешествие в каждое из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также узнаем, представителей данных царств.. Помогут вам в вашем путешествии цвета ваших талисманов.

(выслушиваются ответы детей..)

Распределяют картинки на 4 группы. Называют группы, которые у них получились: животные, растения, грибы, бактерии.

действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью

выполнять задания в соответствии с поставленной целью

Работа по теме урока

Групповая работа

(метод "Инфо-карусель" технология АМО)

(Групповая работа: изучение нового материала предполагает групповую работу. На разных столах ("царствах") раскладывается информационный материал и рабочие листы, связанные с темой урока. Уже в начале урока класс разбился на группы, в зависимости от цвета своего талисмана. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом.

Обсуждаются правила работы в группах.

- Ребята, послушайте внимательно задание: сейчас вам предстоит поработать в группах. А так, как вам нужно побывать во всех царствах, вы будете перемещаться от группы к группе. На работу в каждом царстве отводится 3,5 минуты, вам при этом необходимо выполнить задание. Каждая группа берет рабочие листы (приложение 3 ) с заданием только своего цвета. После того, как время закончится, вы услышите звуковой сигнал таймера, значит вам нужно двигаться дальше, независимо от того, успели вы выполнить задание или нет.  Один человек в группе листочки забирает с собой  и следит за ними до конца путешествия. Работайте в группах быстро и дружно, чтобы всё успеть. (всего детям предстоит выполнить 5 заданий).

(материал и рабочие листы смотреть в приложении 3)

-После того, как дети "побывают в каждом царстве" и выполнят все задания, приступают к представлению своей работы. Каждая группа представляет одно из царств, рассказывая остальным, что они узнали и представляя свою работу.

- Один человек из группы получает оценочный лист, который заполняет по мере выступления команд.

(приложение 4)

Слушают внимательно задание, затем начинают работать в группах. После звукового сигнала перемещаются  по часовой стрелке за следующий стол, берут рабочий лист соответствующего цвета.

Один человек из группы представляет работу своей группы.

Один человек из группы заполняет оценочный лист.

выполнять задания в соответствии с поставленной целью;

- ориентироваться  в материале рабочих листов;

-  рассчитывать время для эффективного выполнения заданий;

- определять  последовательности действий для получения конечного результата.

договариваться  о распределении функций и ролей в совместной деятельности, доносят свою позицию до других;

- умение слушать товарищей, составлять план устного ответа, грамотно формулировать ответ, отвечать на вопросы;

- развивать  навыки самооценки;

Итог урока

Ну, что ребята, наше путешествие подошло к концу. Давайте вернемся к цели урока, которую мы поставили в самом начале. Как вы считаете, смогли мы ее достигнуть или нет?

- Дети делают вывод

Умение делать выводы, анализировать свою работу на уроке.

определять  последовательности действий для получения конечного результата

Рефлексия

Завершаем урок продолжением одной из фраз (фразы на слайде):

Сегодня на уроке...

Я узнал….

Было интересно….

Понравилось больше всего….

Меня удивило….

Было сложно, потому что….

Для меня было неожиданно….

Более подробно знакомиться с каждым царством мы продолжим на следующем уроке. Всем спасибо за урок, запишите со слайда домашнее задание.

Делают высказывание, использую одну из предложенных фраз.

Записывают д/з

умение уважать мнение товарища, соблюдать дисциплину и правила работы на уроке

Приложение 1

1) Мы живём на планете Земля?

2) Всё, что нас окружает, и не сделано руками человека - это природа.

3) Дома, автомобили -  это часть природы.

4) Природа бывает живая и неживая.

5) Белка, ель, камни - это живая природа.

6) Реки, горы, камни - это неживая природа.

7) Человек - часть живой природы.

8) Завод, река, велосипед - это всё объекты, сделанные руками человека.

9) Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.

10) Рябина, ворона, подберёзовик - это живая природа.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ц

а

б

р

у

с

т

ш

в

о

Приложение 2

Работа в парах

https://ph0.qna.center/storage/photos/pantera89/1810930.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1712747/39149066-aa8a-4ba0-98a0-85556e827711/s1200https://sc02.alicdn.com/kf/HTB1TjsTKpXXXXbtXpXXq6xXFXXXf/MP-SCENERY-HO-SCALE-TREES-70526-BIRCH.jpghttp://www.zwalls.ru/pic/201501/1920x1200/zwalls.ru-48108.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2025887/b28edd24-d598-4cb7-8cab-b1a071caa29f/s1200https://www.nastol.com.ua/download.php?img=201512/1920x1200/nastol.com.ua-158899.jpghttps://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0bb8/00047887-2f257aaf/img9.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10a0/0007157f-c395c42c/img11.jpg

(карточки предварительно разрезать и разложить по конвертам)

Приложение 3

Царство «Грибы»

        Грибы изучает наука «микология».

        Грибы, оказывается, не относятся к растениям. А у нас ранее было ошибочное мнение. Растут они так быстро, будто на глазах. Одни из них съедобные,  полезные и вкусные, например, белый гриб, подберёзовик, лисички, грузди.  А другие очень опасны для  здоровья, ядовитые, например, бледная поганка, мухомор, ложные опята. 

         Мало кто знает, что плесень - это микроскопические грибы, которые появляются на кусочках фруктов, хлеба, ягодах, которые долго хранили. Известные всем дрожжи, которые вызывают брожение теста, тоже относятся к микроскопическим грибам.

Значение грибов  в природе огромное. Грибы являются пищей для людей и животных. Даже некоторые ядовитые грибы, например, мухомор, является лекарством для лосей. Также, грибы работают в природе «мусорщиками», т.е. разлагают остатки умерших организмов. В медицине применяют лекарства, созданные на основе грибов.

Царство «Грибы»

Наука, которая изучает грибы, называется - ____________________________________________________

Какие бывают грибы?

Значение грибов в природе:

1)____________________________________________________________________________________

2)_____________________________________________________________________________________

3)_____________________________________________________________________________________

4)_____________________________________________________________________________________

5)_____________________________________________________________________________________

Царство "Бактерии"

        Бактерии - мельчайшие живые существа. Они живут повсюду - в воде и почве, в организме животных и людей. Их можно обнаружить высоко в небе и глубоко под землёй. По форме бактерии напоминают палочки  или шарики, но увидеть их можно только в микроскоп. Бактерии бывают полезные и вредные. Полезные бактерии помогают перегнивать остаткам отмерших растений, справляться с болезнями, а также, помогают получать кисло-молочные продукты. Вредные бактерии портят продукты, вызывают многие заболевания.

Бактерии

 это___________________________________________________________________________________

Бактерии живут

Бактерии бывают

Посмотри в микроскоп и зарисуй бактерии. Что напоминают по форме бактерии?

Царство "Растения"

        Мир растений разнообразен. Растения служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

        Растения делятся на три группы - травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое. Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

царство "Растения"

Значение растений для человека________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

На какие группы делятся растения:

(зарисуйте представителей каждой группы)

                                                                                                                                                                                                                               

царство "ЖИВОТНЫЕ"

        Наука о животных называется зоология. Ученые- зоологи делят царство животных на большое число групп. Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, черви, улитки, раки, пауки, насекомые,  - это всё  разные группы животных.. Необходимую для жизни энергию животные получают, питаясь растениями, животными, грибами или бактериями.

Главные особенности:

-Могут передвигаться

- Используют в пищу другие живые организмы: растения или животных.

-Не могут вырабатывать питательные вещества сами.

- Бывают дикие и домашние

царство "ЖИВОТНЫЕ"

Наука о животных назыавается_______________________________________________________

группы животных

(перечислите)

Догадайся, о какой группе животных идёт речь:

Живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются при помощи плавников, дышат жабрами__________________

Часть жизни живут на суше, часть - в воде. Кожа голая, нежная___________________________________________

Тело покрыто перьями_____________________________________________________________________________

Тело покрыто шерстью. Детенышей кормят молоком____________________________________________________

Приложение 4

Оценочный лист

В группе работали________________________________________________________________________________

Оцените, как ваша группа справилась с заданиями во время групповой работы:

+   - весь лист рабочий заполнен верно, материал понятен

±   - лист рабочий заполнен не полностью, остались вопросы по данному материалу

-   - рабочий лист практически не заполнен

Царство

"Животные"

Царство

"Растения"

Царство

"Грибы"

Царство

"Бактерии"

Классификация

объектов по царствам природы

Оцените, насколько дружно работала ваша группа

- дружно, все участвовали;

- были ребята, которые не принимали участия в обсуждении;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ц А Б Р У С Т Щ В О 1) Мы живём на планете Земля? 2) Всё, что нас окружает, и не сделано руками человека - это природа. 3) Дома, автомобили - это часть природы. 4) Природа бывает живая и неживая. 5) Белка, ель, камни - это живая природа. 6) Реки, горы, камни - это неживая природа. 7) Человек - часть живой природы. 8) Завод, река, велосипед - это всё объекты, сделанные руками человека. 9) Живые существа или организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают. 10) Рябина, ворона, подберёзовик - это живая природа.

Слайд 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ц А Б Р У С Т Щ В О ПРОВЕРЯЕМ: + + - + - + + - + +

Слайд 3

Царства живой природы

Слайд 6

Какие цели поставим перед собой на уроке? С помощью слов «помощников» сформулируйте цели урока: Узнаем… Познакомимся… Научимся… Выясним… Проверим…

Слайд 7

Продолжите фразу… Сегодня на уроке... я узнал…. было интересно…. понравилось больше всего…. меня удивило…. было сложно, потому что…. для меня было неожиданно….

Слайд 8

Домашнее задание: у чебник стр. 20-23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Живая природа. Животные"

Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Мир природы в народном творчестве», класс ( УМК «Перспектива»)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся знаний о мире природы и его отражении в народном творчестве.Задачи урока Дидактические:Формировать з...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Явление природы" - 2 класс

Тема урока «Явление природы»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование знаний о явлениях природы, познакомить с понятиями «сезонные явления»,...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:формирование представлений у обучающихся о неживой и живой природе.Задачи урока:   Дидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о неживой и живой природе;2....