Урок окружающего мира "Царства Живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

       Урок окружающего мира  «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их представителями. Героем урока  является Лесовик, а ребята его помощники – исследователи. Задания помогают расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края.

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира  во 2 классе по теме «Царства живой природы»

 

 

Оборудование.

  1. мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация;

  1. дом природы (картинки с объектами живой и неживой природы);

  1. конверты с представителями царства животных для работы в парах;

  1.  карточки для индивидуальной работы по растениям;

  1. микроскоп.

Цели урока:

образовательные:

  1. познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;

        

развивающие:

  1. расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края;
  2. развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
  3. развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;

воспитательные:

  1. способствовать формированию бережного отношения к природе;
  2. прививать любовь к родному краю.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя.

         Приложение. Слайд 1 « Природа».

          Учитель:

          Всё в тающей дымке-

          Холмы, перелески…

          Здесь краски не ярки

          И звуки не резки…

          Здесь мало увидеть,

          Здесь надо всмотреться,

          Чтоб ясной любовью

          Наполнилось сердце.

          Здесь мало услышать,

          Здесь вслушаться нужно,

          Чтоб в душу созвучья

          Нахлынули дружно.

          Чтоб вдруг отразили

          Бездонные воды

          Всю прелесть застенчивой

          Русской природы.

Учитель: Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.

  1. Повторение пройденного материала.

На магнитной доске прикреплен силуэт домика и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.

Учитель:  Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать?

Дорисовав картину вы уточните название темы урока. Рисовать будем не красками, а уже готовыми объектами природы. Их нам приготовил – Лесовик.

Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты на картине.

Учитель: А что украсило картину? (природа)

Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (живая и неживая)

Назовите объекты неживой природы.

Назовите объекты живой природы.

А теперь проверим.

Просмотр слайда 2

Учитель: Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о живой природе). Правильно. А познакомимся мы с царствами  живой природы.

(открыть тему урока на доске: «Царства живой природы»)

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдём правильный ответ.

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.

 Просмотр слайда 3 «Царства живой природы»- без названий.

Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.

Царство «Животные»

  Просмотр слайда 4 Царство «Животные»

Учитель: Рассмотрите внимательно фотографии. На какие группы вы разделили  представителей живой природы? (дикие и домашние)

Как одним словом можно назвать этих представителей живой природы? (животные)

Учитель: Да, ребята и дикие и домашние животные относятся к царству животных/

 Просмотр слайда 5 Царство «Животные»

Работа в парах.

Учитель: Лесовик приготовил задание. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех,  кто обитает в лесах Владимирской области.

 Просмотр слайда 6 (проверка)

Учитель: Поднимите руки, кто выбрал именно этих представителей царства животных. В лесах Владимирской области много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.

А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа берёзка в шубке стоит,

Слева ёлка на нас глядит

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

А вон там волчище рыщет,

Он себе добычу ищет!

Вот мы спрячемся сейчас,

Не найдёт тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит!

Пролетают снегири.

Как они красивы!

В лесу красота и покой,

А нам пора уже домой.

Царство «Растений»

Учитель: Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)

Просмотр слайда 7 Царство «Растения» (Лес – дерево, кустарник, трава)

Учитель: Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу «этажи»? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам «соображалка».

Задание: Соедини рисунки с названием. А Лесовик нам поможет. Он приготовил, задание, выполнив его мы узнаем : Какие в лесу бывают этажи?

Просмотр слайда 8 (Дерево,  Кустарник, Трава)

Учитель: Верхний «этаж» образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй «этаж» - это кустарники (слайд). А самый нижний «этаж» - травы (слайд). А  вот чем отличаются представители каждого «этажа» нам расскажет учебник на странице 93.

Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.

Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и  ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.

Физкультминутка для глаз.

Учитель:  Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза.

Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора отправляться за грибами.

Царство «Грибы».

Физкультминутка

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Женя шла, шла, шла,

Белый гриб в лесу нашла.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Их положим в кузовок.

(Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов)

Учитель: Сколько грибов нашла Женя?

Поможем Жене набрать целую корзину (стихотворение про грибы).

( Дети – грибы выходят к доске)

В лес осенний по тропинке

Мы несём свои корзинки.

Соберём грибы – опята,

Сыроежки и маслята.

Нарядились мухоморы

В ярко красные узоры,

Рыжик прячется в листочках

Боровик стоит на кочке.

Целый день в лесу гуляли,

Много мы грибов набрали.

Учитель: Какие грибы положили в кузовок? А почему мухомор не взяли?

(грибы бывают съедобные и несъедобные)

Просмотр слайда 9

Учитель: Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах?

Вы догадались, в каком царстве мы сейчас были?

И так мы побывали в царстве «Грибы».

Просмотр слайда 10 (царство «Грибы)

Царство «Бактерии»

Учитель: Мы были в царстве грибов. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство.

Сценка по сказке К.Чуковского «Мойдодыр».

Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой!

Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (он грязный, неумытый)

Учитель: Там где грязь, там и болезни.

(микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.

Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт – показ).

Дети, какое же название имеет это царство?

Просмотр слайда 11 (царство «Бактерии»)

  1. Закрепление нового материала.

Просмотр слайда 12 (Царства живой природы) – названиями.

 Учитель - Вывод: Вот мы с вами и побывали в каждом из этих царств, и дали название каждому царству.

Учитель: Ребята, можно ли увидеть на нашей картине царство бактерий? (нет, т.к. мы их без микроскопа не увидим)

Дидактическая игра «»Царства природы» (групповая работа по динамической картине).

Учитель: Лесовик приготовил задание по группам: Выбрать представителей каждого царства с картины. 1 -  представителей царства животных, 2 – растений, 3 – грибы.  

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием (садятся за парты с рисунками).

  1. Итог.

Учитель: Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.

7. Экология.

Учитель: Ребята, вы не слышите, нас на помощь зовёт Лесовичок. Что случилось с картиной? (опустела, стала некрасивой)

Учитель:

Все- все

На свете, на свете нужны!

И мошки, не меньше нужны, чем  слоны…

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых!

Нужны все на свете!

(музыка; песня «Не рвите цветы!»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для урока окружающий мир "Живая и неживая природа"

В этой презентации полная информация о нашей поверхности земли. Показав слайды дети сами смогут составить рассказ по теме урока....

Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс

В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...

Окружающий мир 1 класс Урок по теме: "Живая природа.Растения"

Конспект урока в 1 классе. Окружающий мир "Живая природа.Растения" система Л.В.Занкова...

Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"

Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Окружающий мир, 2 класс (Урок 2), "Царства живой природы"

Презентация на тему: "Царства живой природы" (Урок 2). Окружающий мир, 2 класс. Начальная школа XXI века (Виноградова Н.Ф.)...

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Конспект урока окружающего мира " Живая и неживая природа" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой.Планируемые результатыПредметные:уметь, различать живую и неживую природу;знать...