Урок окружающего мира "Царства Живой природы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их представителями. Героем урока является Лесовик, а ребята его помощники – исследователи. Задания помогают расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Царства живой природы»
Оборудование.
- мультимедийное оборудование: проектор, компьютер, презентация;
- дом природы (картинки с объектами живой и неживой природы);
- конверты с представителями царства животных для работы в парах;
- карточки для индивидуальной работы по растениям;
- микроскоп.
Цели урока:
образовательные:
- познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;
развивающие:
- расширить знания детей о живой природе Земли и природе Владимирского края;
- развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
- развивать умения работать сообща и дружно с одноклассниками; вести диалог;
воспитательные:
- способствовать формированию бережного отношения к природе;
- прививать любовь к родному краю.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вступительное слово учителя.
Приложение. Слайд 1 « Природа».
Учитель:
Всё в тающей дымке-
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки…
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Учитель: Ребята, о чём пишет автор в данном стихотворении? Конечно же, о природе. Мы с вами жители планеты Земля. Но кроме нас, людей, на планете есть ещё много обитателей. Наш общий дом – природа.
- Повторение пройденного материала.
На магнитной доске прикреплен силуэт домика и расставлены картинки с объектами живой и неживой природы.
Учитель: Посмотрите на картину. Что художник забыл нарисовать?
Дорисовав картину вы уточните название темы урока. Рисовать будем не красками, а уже готовыми объектами природы. Их нам приготовил – Лесовик.
Учащиеся, выходя к доске, располагают объекты на картине.
Учитель: А что украсило картину? (природа)
Вспомните, на какие 2 группы делится природа? (живая и неживая)
Назовите объекты неживой природы.
Назовите объекты живой природы.
А теперь проверим.
Просмотр слайда 2
Учитель: Ребята, вы догадались, о чём сегодня пойдёт речь на уроке? (о живой природе). Правильно. А познакомимся мы с царствами живой природы.
(открыть тему урока на доске: «Царства живой природы»)
- Изучение нового материала.
Учитель: Сегодня на уроке мы будем рассматривать объекты живой природы. Чтобы наш урок получился интересным и необычным, предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда мы все вместе найдём правильный ответ.
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были….Нет – нет, не царь с царицей….Каждое из этих царств особенное. Они находятся не за тридевять земель, а рядом с нами, вокруг нас…. Это четыре царства живой природы.
Просмотр слайда 3 «Царства живой природы»- без названий.
Учитель: Сегодня мы побываем в каждом из этих царств, попытаемся выяснить особенности живых существ, населяющих их, а также дадим каждому царству название.
Царство «Животные»
Просмотр слайда 4 Царство «Животные»
Учитель: Рассмотрите внимательно фотографии. На какие группы вы разделили представителей живой природы? (дикие и домашние)
Как одним словом можно назвать этих представителей живой природы? (животные)
Учитель: Да, ребята и дикие и домашние животные относятся к царству животных/
Просмотр слайда 5 Царство «Животные»
Работа в парах.
Учитель: Лесовик приготовил задание. Возьмите в руки конверты, которые находятся на столах. В них картинки с представителями царства животных. Внимательно рассмотрите их и выберите тех, кто обитает в лесах Владимирской области.
Просмотр слайда 6 (проверка)
Учитель: Поднимите руки, кто выбрал именно этих представителей царства животных. В лесах Владимирской области много животных. Наша задача их охранять. А подробно об этом мы будем говорить на следующих уроках.
А мы с вами отправляемся на прогулку в лес!
Физкультминутка
Мы пришли в зимний лес
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа берёзка в шубке стоит,
Слева ёлка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет!
Вот мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит!
Пролетают снегири.
Как они красивы!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
Царство «Растений»
Учитель: Ребята, а куда же мы с вами ходили? (в лес)
Просмотр слайда 7 Царство «Растения» (Лес – дерево, кустарник, трава)
Учитель: Оказывается, мы ходили в царство растений. Замечали ли вы в лесу «этажи»? Узнать, что это за лесные этажи поможет нам «соображалка».
Задание: Соедини рисунки с названием. А Лесовик нам поможет. Он приготовил, задание, выполнив его мы узнаем : Какие в лесу бывают этажи?
Просмотр слайда 8 (Дерево, Кустарник, Трава)
Учитель: Верхний «этаж» образован самыми высокими – деревьями (слайд). Второй «этаж» - это кустарники (слайд). А самый нижний «этаж» - травы (слайд). А вот чем отличаются представители каждого «этажа» нам расскажет учебник на странице 93.
Дети делают вывод: Все растения делятся на три группы – травы, кустарники, деревья. Дерево имеет один ствол, много толстых и тонких ветвей, высокое.
Кустарник – средней высоты, имеет много тонких стволов и ветвей. Трава – низкая, имеет много мягких стеблей.
Физкультминутка для глаз.
Учитель: Давайте по гуляем по лесу. Будьте внимательны. Если я покажу дерево – вы смотрите влево, кустарники – вверх, трава – вправо, а если покажу грибы – закрывайте крепко глаза.
Молодцы, все справились с заданием. А теперь пора отправляться за грибами.
Царство «Грибы».
Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Женя шла, шла, шла,
Белый гриб в лесу нашла.
Раз – грибок,
Два – грибок,
Три – грибок,
Их положим в кузовок.
(Дети имитируют шаги по лесу и движения руками во время сбора грибов)
Учитель: Сколько грибов нашла Женя?
Поможем Жене набрать целую корзину (стихотворение про грибы).
( Дети – грибы выходят к доске)
В лес осенний по тропинке
Мы несём свои корзинки.
Соберём грибы – опята,
Сыроежки и маслята.
Нарядились мухоморы
В ярко красные узоры,
Рыжик прячется в листочках
Боровик стоит на кочке.
Целый день в лесу гуляли,
Много мы грибов набрали.
Учитель: Какие грибы положили в кузовок? А почему мухомор не взяли?
(грибы бывают съедобные и несъедобные)
Просмотр слайда 9
Учитель: Дети, а какие грибы можно собирать в наших лесах?
Вы догадались, в каком царстве мы сейчас были?
И так мы побывали в царстве «Грибы».
Просмотр слайда 10 (царство «Грибы)
Царство «Бактерии»
Учитель: Мы были в царстве грибов. А сейчас нам предстоит путешествие в самое необычное и неизведанное для многих царство.
Сценка по сказке К.Чуковского «Мойдодыр».
Учитель: Ребята, вы узнали из какой сказки этот герой!
Почему от него все отвернулись, а одежда убежала? (он грязный, неумытый)
Учитель: Там где грязь, там и болезни.
(микроскоп) Если посмотреть под микроскопом грязь, то можно увидеть мельчайшие живые организмы – бактерии. Именно они являются возбудителями многих болезней – грипп, туберкулёз, пневмония и множество других инфекций. Поэтому чистота залог – здоровья. Послушайте очень важные слова грозного Мойдодыра.
Учитель: Кроме вредных бактерий, которые вечно досаждают нам, есть полезные бактерии, которые помогают людям перерабатывать пищу, попавшую в кишечник (это – кефир, творог, биойогурт – показ).
Дети, какое же название имеет это царство?
Просмотр слайда 11 (царство «Бактерии»)
- Закрепление нового материала.
Просмотр слайда 12 (Царства живой природы) – названиями.
Учитель - Вывод: Вот мы с вами и побывали в каждом из этих царств, и дали название каждому царству.
Учитель: Ребята, можно ли увидеть на нашей картине царство бактерий? (нет, т.к. мы их без микроскопа не увидим)
Дидактическая игра «»Царства природы» (групповая работа по динамической картине).
Учитель: Лесовик приготовил задание по группам: Выбрать представителей каждого царства с картины. 1 - представителей царства животных, 2 – растений, 3 – грибы.
Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием (садятся за парты с рисунками).
- Итог.
Учитель: Сегодня мы лишь чуть-чуть приоткрыли двери в увлекательные царства живой природы. На следующих уроках окружающего мира мы будем знакомиться с ними более подробно.
7. Экология.
Учитель: Ребята, вы не слышите, нас на помощь зовёт Лесовичок. Что случилось с картиной? (опустела, стала некрасивой)
Учитель:
Все- все
На свете, на свете нужны!
И мошки, не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых!
Нужны все на свете!
(музыка; песня «Не рвите цветы!»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация для урока окружающий мир "Живая и неживая природа"
В этой презентации полная информация о нашей поверхности земли. Показав слайды дети сами смогут составить рассказ по теме урока....
Разработка урока по окружающему миру "Живая природа. Животные" 1 класс
В матерале урока рассматриваются особенности животного мира, их основные виды. Используя краеведческий материал, учитель знакомит учащихся с видами и представителями животного мира Якутии.Работа детей...
Окружающий мир 1 класс Урок по теме: "Живая природа.Растения"
Конспект урока в 1 классе. Окружающий мир "Живая природа.Растения" система Л.В.Занкова...
Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"
Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"...
Окружающий мир, 2 класс (Урок 2), "Царства живой природы"
Презентация на тему: "Царства живой природы" (Урок 2). Окружающий мир, 2 класс. Начальная школа XXI века (Виноградова Н.Ф.)...
Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"
Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"...
Конспект урока окружающего мира " Живая и неживая природа" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой.Планируемые результатыПредметные:уметь, различать живую и неживую природу;знать...