Леса умеренного пояса
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Голова Лариса Михайловна

Урок окружающего мира по ОС "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okr._mira.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Леса умеренного пояса.

Цели: 1. Обучающие:

  • Обобщить знания детей о неживой и живой природе Арктики и тундры;
  • Выявить характерные особенности лесной полосы;
  • Путём наблюдений установить взаимосвязь между обитателями леса.

2. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

3. Развивающие:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лесе;
  • Учить обобщать, сравнивать, классифицировать и устанавливать причинно-следственные связи;
  • Развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу, речь детей.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Тип урока: урок с использованием мультимедийных технологий.

Ключевые понятия урока:

  • Экосистема,
  • Лес,
  • Растения леса,
  • Животные леса,
  • Ярусы,
  • Экологическая проблема,
  • Цепи питания.

План урока:

  1. Самоопределение к деятельности.
  2. Актуализация знаний.
  3.  Постановка проблемной ситуации.
  4. Совместное «открытие» знаний.
  5. Этап закрепления изученного материала.
  6. Подведение итогов.
  7. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня наш урок окружающего мира пройдёт в необычном для нас месте. Но я думаю, что вы будете также активны и внимательны, как всегда. Покажите глазками, своей посадкой готовность к уроку. Итак, начинаем!

- Что это за карта ?

(Карта природных зон)

- Почему я вновь её приготовила к уроку?

- Правильно, мы продолжим разговор о природных зонах нашей страны. А ещё нам предстоит отправиться в научную экспедицию. Куда мы отправимся, в какую природную зону, вы узнаете, если правильно отгадаете загаданный мною кроссворд. Двигаться придётся тихо, чтобы не причинить беспокойства обитателям этих мест.

2. Актуализация знаний.

- Какие природные зоны мы с вами уже изучили?

(Арктика, тундра)

- Сейчас вам предстоит вспомнить характерные особенности этих природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира, разгадывая кроссворд.

                                  9

                            7

        5                 2

                                                                             3    8   11

                          10               6               4                      12   1

1. – О какой природной зоне идёт речь?

Белый мох на скале, а в расщелине лёд.

Старый снег залежался, не тает.

Ледяная пустыня на мили вокруг,

А тепло здесь совсем не бывает. (Арктика)

2. – Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8-9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днём. (Тундра)

3. – Назовите растение, которое встречается в обеих природных зонах. (Мох)

4. – Полярная лисица? (Песец)

5. – Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для отдыха и сна. В такие моменты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 м. (Тюлень)

6. – Основной корм для оленей? (Ягель)

7. – Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду, ловко плавает и ныряет. Питается, главным образом, тюленями и рыбой. (Белый медведь)

8. – Самый крупный зверь тундры? (Олень)

9. – Это растение – ближайший родственник малины, однако не кустарник, а многолетнее травянистое растение. (Морошка)

10. – Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте: у неё бесшумный полёт, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте,  острый слух. Побеление оперения связано с усиленным выделением животного тепла.(Белая сова)

11. – Одно из самых распространённых тундровых растений. Его плоды – синеватые, округлые ягоды с сизым налётом. (Голубика)

12. – О каком явлении идёт речь?

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из неё то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей (Полярное сияние)

3.Постановка проблемной ситуации.

- Итак, объектом нашего исследования будет лесная полоса умеренного пояса.

- А почему этот пояс мы называем умеренным? Что значит «умеренный»?

(Умеренный – средний между жарким и холодным)

- Чем умеренный пояс отличается от других природных зон?

(В умеренном поясе хорошо различаются времена года)

- А из-за чего на Земле происходит смена сезонов года?

(Из-за вращения Земли вокруг Солнца)

- А какие времена года вы знаете?

(Зима, весна, лето, осень)

(Ещё в умеренном поясе очень много деревьев)

- А почему именно в умеренном поясе находится лесная зона?

(Значит для деревьев этот климат благоприятен)

- Правильно, за лето деревья успевают набраться сил, потому что лето не такое короткое, как в тундре. А, набравшись сил, могут перенести зиму, т.к. она не такая долгая, как в тундре. Т.е. для роста и развития растений достаточно и тепла, и влаги.

- Зона, которую мы сегодня будем изучать, называется лесная. А от какого слова образовано слово «лесная»?

(Лес)

- Что же такое лес?

(Это множество близкорастущих деревьев.)

- Как же некоторые растения приспособились к смене времён года? Выполним задание на листочках. Нарисуйте, как выглядит кленовая веточка в разные времена года.

зима                    весна               лето                осень

- Итак, обобщим, чем лесная полоса умеренного пояса отличается от других природных зон?

(Смена времён года, наличие лесов)

4. Совместное «открытие» знаний.

- А теперь давайте составим план изучения этой природной зоны. По аналогии с предыдущей. Итак, что же мы должны узнать о лесной зоне?

1. Где расположена лесная зона?

2. Что растёт и кто живёт в лесу?

3. Невидимые нити.

4. Что произойдёт, если…

4.1. Где расположена лесная зона?

- Для начала давайте выясним, где эта зона расположена и каковы её особенности.

- Итак, сегодня мы с вами отправимся к югу от тундры: туда, где солнце поднимается гораздо выше и греет лучше; туда, где выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне гораздо богаче и разнообразнее.

- Обратите внимание, что лесная полоса на карте закрашена 3 оттенками зелёного, как бы состоит из трёх подзон. А почему, вы можете догадаться, если выполните задание 3 учебника.

- Проверим. Какое было задание?

(Что общего у деревьев каждого ряда?)

-Какие деревья в первом ряду?

(Ель, кедр, сосна)

- Что их объединяет?

(Это хвойные деревья)

- Деревья второго ряда?

(Берёза, липа, дуб)

- Что их объединяет?

(Это лиственные деревья)

- Так почему же лесная зона разбита на подзоны?

(Значит, где-то растут хвойные деревья, а где-то лиственные)

- Но я говорила о трёх подзонах. Я вам помогу.

(Показать наглядно, как пересекаются леса)

- Это смешанные леса. Вся лесная полоса делится на 3 подзоны: хвойные леса, смешанные леса и широколиственные леса.

- В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Эту территорию называют тайгой.

- Подумайте, почему именно тайга находится в северной части лесной полосы?

(Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Хвойные деревья более выносливы к низким температурам, менее требовательны к теплу)

- К юго-западу от тайги поверхность земли получает больше тепла и влаги, поэтому там преобладают смешанные леса, где вместе с хвойными деревьями растут и лиственные. Тут зима гораздо мягче. И эти условия более благоприятны для лиственных деревьев.

- Ещё южнее раскинулись широколиственные леса. Они образованы теплолюбивыми деревьями с широкими крупными листьями.

- Подумайте и скажите, в какой подзоне живём мы?

(В смешанных  лесах)

4.2. Что растёт в лесу?

- Что вы видите в лесу?

(Растения)

- Растения в лесу расположены неодинаково, этажами. Учёные их называют ярусами.

-  Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний этаж? Почему?

(Деревьям, которым требуется больше света: ель, сосна, клён, берёза, )

- Какие растения располагаются ниже?

(Кустарники, которые менее требовательны к свету: калина, черника, брусника, голубика)

- Какие растения располагаются ещё ниже?

(Травянистые, которые могут жить в тени: ландыш, земляника)

- Какие растения занимают самый нижний ярус?

(Мхи и лишайники)

- Каждый листочек стремиться поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях и кустарниках образуют мозаику, при которой они не затеняют друг друга. Листья многих растений могут менять своё положение, разворачивая листик к падающему свету. У других, избегая попадания прямых солнечных лучей, листья поворачиваются вертикально.

- Мы выяснили, как расположены растения в лесу. А теперь посмотрим, знаете ли вы растения?

(Показывать гербарий растений, а дети определяют, что это за растения)

4.3. Кто живёт в лесу?

- Чем являются растения в данной экосистеме?

(«Кормильцами»)

- А кого они кормят?

(«Едоков»)

- Кто живёт в лесу? Почему всё-таки наш лес кажется безжизненным? Кого в нём не хватает?

(Животных)

- Правильно. А знаете ли вы, что весь лес – от верхушки дерева до земли – заселён животными?

- Заселим наш лес животными и проследим, как они приспособились к жизни в лесу.

( Даны изображения разных животных леса (птица, белка, медведь, заяц, крот, мышь). Среди них лишний – белый медведь.)

- Какое из этих животных лишнее? Почему?

(Белый медведь живёт в холодном климате, питается рыбой, тюленями. Он не приспособлен к условиям жизни в лесу.)

- На какие группы можно разбить данных животных?

(Птицы и звери)

(По месту обитания: животные, которые обитают на деревьях; животные, которые ведут наземную жизнь; животные, которые обитают в почве)

- Люди нередко меняют свои квартиры, переезжая из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменять квартиры лесные жители?

- Чтобы жить в лесу, надо приспособиться к жизни в лесу. У некоторых животных покровительственная окраска под цвет стволов и листьев деревьев. Приведите примеры.

(Заяц, листовёртка, белка)

- Хищники приспособлены к охоте: глаза расположены на передней части головы, что важно для определения расстояния до жертвы. Приведите примеры.

(Волк, лиса, тигр)  

- У животных, которые служат добычей, глаза расположены ближе к бокам головы – этим обеспечивается максимальный обзор окружающего пространства. Приведите примеры.

(Заяц, мышь, птицы)

- Кого не хватает в нашей экосистеме?

(«Мусорщиков»)

- Посмотрите в учебник и найдите, кто является «мусорщиками» в лесу?

( Грибы, почвенные клещи, многоножки, черви, насекомые, микробы)

Физкультминутка.

- Как чудесен лес. Попробуем изобразить его.

- Мы в лесу своём друзья,

И все мы – дружная семья.

(Дети встают из-за парт и берутся за руки)

Деревья выстроились в ряд,

И каждый встрече с нами рад.

(Улыбаются друг другу)

Вот это гибкостью своею тешит взгляд,

(Наклоняются)

А это высится сурово – как солдат.

(Тянутся вверх)

Одно – раскидистые ветви простирает,

( Машут руками)

Другое – на ветру трепещет и играет.

(Весело прыгают. Садятся на свои места.)

5. Этап закрепления изученного материала

5.1. Невидимые нити. Цепи питания и разложения

- Если это экосистема, то можно составить цепи питания и разложения. Я предлагаю вам обитателей леса – составьте из них цепь питания.

лист растения                                          черви                                                          веточки

         гусеница                            дятел                              лиса                                заяц

- Почему же лес можно назвать экосистемой?

( Да, потому что все живые существа тесно связаны между собой и с неживой природой. Экосистема живёт по своим законам и не нуждается в посторонней помощи. Растениям не нужно, чтобы их поливали, пропалывали. Животных не нужно кормить. За «мусорщиками» не нужно убирать отходы.)

6. Подведение итогов.

- Действительно, обитатели леса живут совместно и тесно связаны друг с другом невидимыми нитями. Лес – это отец, а все лесные обитатели – его дети. Все они находятся между собой в тончайших и сложнейших взаимоотношениях. Как в карточном домике – только тронь одну карту – мгновенно нарушится равновесие и всё рухнет.

6.1. Что произойдёт, если…  

- Каждый день по радио, телевизору передают прогноз погоды. На основе проведённых исследований мы тоже можем составить некоторые экологические прогнозы, позволяющие предвидеть результаты нарушения существующих в природе взаимоотношений.

- Проанализируйте, что произойдёт в лесу, если исчезнут:

  1. Птицы

(Насекомые съедят все растения)

  1. Волки

(Волк – санитар леса, разведётся много больных слабых животных, которые будут заражать здоровых)

  1. Деревья (№7)

(Не будет растений – умрёт всё живое)

- А могут ли они исчезнуть на самом деле?

- Какой вывод можно сделать?

(Нужно беречь природу и не нарушать природного равновесия)

- Природа леса вдохновляла поэтов, писателей, композиторов на прекрасные творения. И закончим наш урок отрывком из стихотворения Ивана Бунина «Листопад» под музыку И.Штрауса «Сказки венского леса»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

7. Домашнее задание

1.Составить цепи питания в лесной полосе.

2.Подготовить сообщение о растении или животном леса.

3. Пофантазируйте, какой будет лес через 100 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОМ по теме: «Леса умеренного пояса»

Урок построен по учебнику 2 класса, ОС "Школа 2100", с учётом требований ФГОС...

Леса умеренного пояса

Урок окружающего мира с презентацией.Образовательная система "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Леса умеренного пояса. 2 класс

Разработка урока по окружающему миру по программе Вахрушева...

Леса умеренного пояса.

Конспект урока по окружающему миру. 2 класс...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....