Леса умеренного пояса.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Тузова Вероника Владимировна

Конспект урока по окружающему миру.

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesa_umerennogo_poyasa_2_klass.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Средняя школа с углубленным изучением английского языка № 1245

Конспект открытого урока

по Окружающему миру на тему: «Леса умеренного пояса»

Учитель начальных классов Тузова Вероника Владимировна

Москва

Цели урока:

1. Деятельностные:

формировать у детей картину мира;

тренировать   способность   объяснить    особенности   сезонного

климата;

показать   взаимную   приспособленность   живых   организмов   -

членов    экосистемы    леса,    их    зависимость     от    неживых

компонентов и влияния на них;

формировать знания детей о связях между высотой солнца и

температурой воздуха, количеством осадков и растительностью;

расширять и углублять знания учащихся о животном мире леса,

обратить внимание на особенности животного мира

2. Воспитательные:

формировать    понятие    о   максимальном    вкладе   каждого   в коллективную деятельность (итог, рефлексия) воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, бережное отношение к ней.

3. Образовательные:

  1. научить выявлять специфику лесной зоны, отличать хвойные,
    лиственные леса;
  2. разграничить «едоков», «кормильцев», «мусорщиков».

Оборудование:     карта природных зон; пейзажи лесов;

рисунки растений и животных лесов; дополнительная литература («Атласы нашей Родины») видеозапись

Этапы урока 

Ход урока 

Примечание 

I. Орг. момент 

- Сегодня, мы на уроке не одни. У нас гости, Поздоровайтесь с гостями 

П. 

- Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Но 

Актуализация 

для этого нам понадобится багаж. А поскольку мы 

знаний и 

будем путешествовать не выходя из класса нам 

постановка 

понадобится необычный багаж, багаж - знаний. 

проблемной 

Наполним его знаниями, которые могут нам 

ситуации 

пригодиться на сегодняшнем уроке. 

- Послушайте текст и определите, о какой природной 

Рассказ 

полосе (зоне) идет речь. 

учителя. 

«В холодных водах моря идет своя жизнь. Как 

только льдины откочуют на север, оживают 

прибрежные воды. 

Стада усатых моржей уплывают на север вслед за 

льдами. Изредка покажется гигантская спина кита.» 

- Что же это за природная зона? (Ледяные пустыни) 

- Почему вы так решили? (В тексте говорится о 

льдинах, о севере, про моржей, о ките) 

- Что вы еще знаете об этой природной зоне? (Суша и 

море круглый год покрыты льдом с трехэтажный 

дом. Деревьев нет. Суровые климатические условия) 

- Покажите на карте зону ледяных пустынь. 

Работа 

учащегося с 

картой у 

доски 

- Послушайте еще одно описание. 

«До самого горизонта расстилалась холмистая 

Рассказ 

равнина, покрытая снегом. Не было видно ни 

учителя. 

деревца, ни кустика. Тишина и безлюдье кругом. 

Лишь в дали виднелось стадо оленей да снег скрипел 

под полозьями саней». (Тундры) 

- Как вы догадались? (Холмистая равнина, покрытая 

снегом; ни деревца, ни кустика; стадо оленей) 

- Что еще вы знаете об этой природной зоне? (Лето - 

всего один месяц. Мох, лишайники. Из-за недостатка 

тепла вода плохо испаряется, а следовательно много 

озер, рек, болот. Кустики высотой меньше 

одуванчика.) 

- Покажите на карте эту зону. 

Ученик 

работает с 

картой у 

доски 

- А теперь внимательно рассмотрите иллюстрации. 

Кого вы видите на них? (Филина, Медведя ...) 

-Что объединяет этих животных? Где их основное 

место жительства (Жители леса; В наших лесах) 

- Что такое лес? (Дом в котором живут крупные 

деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи и 

лишайники, все они дружат между собой) 

- Так по какой зоне мы будем путешествовать? (Зоне 

Сообщение 

лесов) 

темы урока и 

- Верно мы будем говорить о лесах умеренного 

фиксация на 

пояса. 

доске 

Этапы урока 

Ход урока 

Примечание 

III. 

-Что значит умеренный? (Всего в меру) 

Совместное 

-Чего, по вашему, должно быть в меру? (Тепла, влаги, 

открытие 

осадков) 

знаний 

А чем отличается зона лесов умеренного пояса нам 

и предстоит сегодня выяснить. 

Работа с 

- В своих учебниках найдите №2 на стр. 15 

учебником 

- Какое время года на первой картинке? (Зима) 

стр. 15 №2 

- Какие признаки зимы вы можете назвать? (День 

короткий, Снег, Лучи-косые) 

- Температура воздуха? (Холодно, но не очень) 

- На второй картинке? (Лето) 

- Расскажите о лете. Какое оно? (День долгий, дождь, 

лучи отвесные, летом очень тепло) 

- Можем ли мы это наблюдать в холодном поясе? 

(Нет) 

- Так какая главная особенность умеренного 

На доске 

климата? (Смена времен года) 

- Прочитаем I абзац под заданием №2. 

Чтение вслух 

- Поставьте восклицательный знак, на полях справа. 

фиксация 

Этот важный вывод мы должны усвоить. 

- В умеренном тепловом поясе находится несколько 

Показ лесной 

природных зон, из них самая широкая - лесная зона. 

зоны 

учителем у 

доски. 

- Чем отличается лесная зона? (Лесами) 

- Что подсказывает нам об этом? (Зеленый цвет) 

- Найдите и покажите друг другу зону Лесов 

Работа с 

умеренного пояса в своих атласах. 

атласами 

За лето деревья успевают набраться сил, чтобы 

пережить зиму, хотя и морозную, но не такую 

долгую. 

- Так какую вторую особенность мы выделили в этой 

На доске 

зоне? (Наличие деревьев) 

- Какие же отличия умеренного пояса мы выделили? 

- Итак, багаж знаний наш пополнился. Но это еще не 

все. Откройте следующую страницу -стр. 16 

Работа с 

- Прочитайте I и II абзацы про себя. Только очень 

текстом 

внимательно, так как эти знания вам понадобятся при 

стр.16 №3 

выполнении следующего задания. 

- Что общего у деревьев верхнего ряда? (Вместо 

листиков — хвоинки) 

- Как называются такие деревья? (Хвойные) 

- Запишите на верхней строчке. 

- А леса? (Тайгой) 

- Что объединяет деревья второго ряда? (Листочки) 

- Как назовете их? (Лиственные) 

- Запишите название на второй строке! 

- Леса? (Лиственные леса) 

- Какие деревья называем хвойными? 

(Видоизмененные листья-хвоинки) 

- Лиственными? (Имеют листы) 


Этапы урока 

Ход урока 

Примечание 

IV Первичное 

- А теперь посмотрим как вы это поняли. 

Работа в 

закрепление 

- Каждая группа, возьмите конверт под №1. 

группах 

Достаньте содержимое. Разложите веточки на группы 

и дайте название каждой группе. 

- Веточки каких деревьев у вас вложены (По 

командам) 

- К какому типу леса относятся ваши породы 

деревьев? (I, II, III - команды) 

- Почему вы прошли к такому выводу? 

- Назовите эти деревья! (Лиственница, Береза) 

Фиксация 

- К какому типу леса относятся эти породы деревьев? 

знаний 

- Вместо листиков - иглы, но они опадают. Что же 

это, хвойное или лиственное дерево? (Хвойное) 

- Главный признак - иглы. 

- Лес из лиственных и хвойных деревьев - 

смешанный. 

- Отложите конверт под № 1. 

- Какие еще растения помимо деревьев можно 

встретить в лесу? (Кустарники, кустарнички, травы, 

мхи, лишайники) 

- Какую роль выполняют эти растения? (Кормильцев) 

- Кто еще обитает в лесу? (Животные) 

- Какую роль выполняют они? (Едоков) 

- Какую еще, очень важную, роль живых организмов 

мы знаем? (Мусорщиков) 

- Откройте конверт под №2. 

Распределите этих представителей живых 

Групповая 

организмов в цепи питания. 

работа №2 

- Какие растения у вас встретились? 

- Кто встретился среди животных? 

- Многоножки, клещи? (Животный мир) 

- А к какой группе в цепи питания относятся грибы? 

(Мусорщиков) 

- Прочитайте про себя III абзац на стр.16 

Работа с 

текстом 

- У вас на столе представители всех трех видов 

живых существ. 

- Выложите у себя на столе цепочку питания. В какой 

последовательности по ролям вы разместите живые 

организмы. 

- Почему за «кормильцами» следуют «едоки» (Мы 

составляем пищевую цепочку) 

- В I группе, какая получилась цепочка?.. 

Кто согласен 

поднимает 

зеленый 

листок 

- Вы убедились, что деревья и животные не могут 

обходится друг без друга. Они вместе сосуществуют 

в дружбе. И если вдруг порвется или нарушится эта 

цепочка, то нарушится вся жизнь в лесу. 

- Как много жителей в лесу. 

Этапы урока 

Ход урока 

Примечание 

УИтог 

- С какой природной зоной мы познакомились? - Покажите на карте. - Какие особенности выделили необходимые для роста деревьев? (Влага, тепло, осадки) - Лиственные леса - это какая группа деревьев? - Хвойные леса? Смешанные? - Кто играет роль «кормильцев», «едоков», «мусорщиков»? - Вот сколько интересного мы узнали о лесе. 

VI Домашнее задание 

- Как много важного мы сегодня узнали! А вот дома вы еще раз все вспомните, возможно узнаете что-то новое и обязательно поделитесь с нами. I   №5,4 стр. 17 II №7 стр. 18 III №8, №6 стр. 18 

VII Рефлексия 

Но лес это не только интересно, но и красиво. Посмотрим небольшой фрагмент - Пока звучит эта прекрасная музыка. Вам необходимо принять решение. Какой листик вы прикрепите для украшения нашего дерева. Зеленый - вы все поняли и смогли бы рассказать 

Видеозапись

Украшение дерева 


своему другу; Желтый - вы поняли, но затрудняетесь объяснить 



своему соседу по парте; Красный - вы ничего не поняли 



- Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось? - Каких листиков больше? - Кто особенно отличился на уроке? 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОМ по теме: «Леса умеренного пояса»

Урок построен по учебнику 2 класса, ОС "Школа 2100", с учётом требований ФГОС...

Леса умеренного пояса

Урок окружающего мира с презентацией.Образовательная система "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Леса умеренного пояса. 2 класс

Разработка урока по окружающему миру по программе Вахрушева...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Раздел. Земля – наш общий дом. Тема уроков 22 - 23: Леса умеренного пояса.УМК 2100

  Цель: ознакомление учащихся с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями....