Леса умеренного пояса
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира с презентацией.Образовательная система "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lesa_umerennogo_poyasa.rar | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Леса умеренного пояса (по программе «Школа – 2100»)
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1.Образовательные:
- показать специфику лесной зоны, особенности сезонного климата
- показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса
- показать отличия хвойных и лиственных лесов
2.Развивающие:
- расширить представления о растительном и животном мире зоны лесов
- развивать познавательную активность детей, умение работать с картой
3.Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе
- умение работать в группе
Оборудование: магнитофон, компьютер с мультимедиа, фонограмма «Голоса птиц», атлас «Животный мир леса»
Информационное сообщение урока: презентации учителя (приложение 1, приложение2)
I.Организационный момент.
«Мозговой штурм»
- Сколько тепловых поясов различают между полюсом и экватором?
- Европа – это материк?
- Какая часть света включает в себя 2 материка?
- Правда ли, что пингвины живут в Арктике?
- Что такое «экосистема»?
II. Проверка домашнего задания.
- Разбить живые организмы на группы по выполняемым ролям в «сообществе»
- Составить цепи питания, характерные для тундры.
- Заполнить таблицу.
ТУНДРА | |
1. Местоположение | |
2.Климат | |
3.Почва Осадки | |
4.Растительный мир | |
5.Животный мир |
Графический диктант.
- Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
- Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
- Зона тундры расположена севернее арктических пустынь.
- В тундре зимой только полярная ночь, а летом только полярный день.
- В тундре обитают тюлени, моржи, киты.
- Растения тундры высокие с мощными корнями и широкими листьями.
- Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
- Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.
Ответ: _ _ ООООО _ _ ( _ да, О –нет)
III. Новый материал.
Давайте, закроем глаза и перенесемся в более теплую природную зону ( звучит фонограмма с записью пения птиц). Где мы оказались? ( в лесу). Вы правы, мы в зоне лесов. Что может рассказать нам о зоне лесов карта? Давайте посмотрим. ( учебник №4, с. 16 – 17)
- Работа с картой.
Найдите зону лесов. Как она расположена относительно тундры? Что еще можно сказать? ( обозначена зеленым цветом, состоит из нескольких частей : тайга, смешанные и широколиственные леса)
- Если сравнить площадь, занятую лесами с площадью других зон, что можно сказать? Какая часть самая большая? ( тайга)
- В каком тепловом поясе расположена зона лесов? ( Умеренный пояс)
2.Целепологание.
Какова тема нашего урока?
Какие вопросы вы хотели бы найти ответы?
? Чем отличаются леса умеренного пояса от тундры
По ходу урока мы будем заполнять таблицу
ТУНДРА | Леса умеренного пояса | |
1. Местоположение | ||
2.Климат | ||
3.Почва Осадки | ||
4.Растительный мир | ||
5.Животный мир |
- На какой вопрос мы уже ответили? (местоположение – южнее тундры)
- Можем ли мы что – либо сказать о климате этой зоны? Какова главная особенность этого пояса? (хорошо различаются времена года. Лето не слишком жаркое, а зима не слишком холодная, но всегда холоднее, чем лето)
IV. Домашнее задание.
Все что мы повторили поможет вам выполнить домашнее задание
Задание 1, с. 49; задание 5, с.52 Подготовить сообщение о любом жителе леса.
V. Работа с учебником.
Вы заметили, что зона лесов состоит из нескольких частей: хвойные леса ( тайга), смешанные и широколиственные леса.
- Определите, на какой иллюстрации хвойные леса, а на какой – лиственные?
-Почему хвойные? Лиственные? Какие леса называем смешанными?
-Ребята, как вы думаете, почему хвойные леса расположены ближе к тундре, а лишь потом идут смешанные и широколиственные леса? (предположения ребят)
-Проверить наши предположения поможет учебник.
(с. 50 чтение 1 и 2 абзаца)
Слайд – презентация ( приложение №1)
- Как приспособились деревья к холодной зиме? (хвоя не боится морозов, лиственные деревья – сбрасывают листву)
- Что добавим в таблицу? ( Почва: тайга – вечная мерзлота, смешанные и лиственные – нет вечной мерзлоты. Осадки – выпадает много осадков)
- На какие вопросы осталось ответить?
VI. Самостоятельная работа.
Чтобы рассказать о растениях и животных леса, нужно поближе познакомиться с ними. Выполним з.2, 3,4 с. 50 – 52 (дочитать текст)
- Что общего у деревьев каждого ряда?
-Какую роль играют изображенные животные в жизни растений?
А знаете ли вы, что…
Кедровка – помогает выращивать лес. Она делает запасы на зиму. Некоторые кладовые с орешками она находит, а некоторые – нет. И они прорастают.
Сойка – питается желудями, помогает выращивать молодые дубки. Ведь у семян дуба больше нет способа разлетаться по свету.
- Что еще интересного вы узнали?
(«лесная корова» – лось, «лесной петух» - глухарь, «лесной кролик» - заяц)
- Можем мы назвать лес экосистемой? Докажите.
-Как человек может повлиять на жизнь экосистемы? Об этом поговорим на следующем уроке.
-Назовите «кормильцев», «едоков», «мусорщиков» экосистемы леса.
VII. Работа в группах.
Я предлагаю вам поработать в группах. Мы сможем узнать еще несколько секретов о лесе.
Задания для 1 группы.
- Пользуясь атласом «Животный мир леса» узнайте, какие животные обитают в зоне лесов умеренного пояса.
- Рассели животных по своим «домам». Кто остался? Почему? (пингвин, жираф, лев – они не приспособлены к условиям жизни в лесу)
Задания для 2 группы.
- Прочитайте текст.
Если присмотреться, увидишь что растения в лесу растут неодинаково, как – бы этажами. Ученые называют их ярусами (лесными этажами). Почему? Разным растениям требуется разное количество света. Самый верхний ярус (этаж) – высокие деревья (сосны, дубы) – им требуется много света. Следующий этаж – деревья поменьше (осина, береза, липа) и кустарники. Затем травянистые растения и мелкие кустарнички. Они менее требовательны к свету. А на самом нижнем этаже – грибы, мхи и лишайники.
- Наклей несколько представителей травянистых растений и мелких кустарничков. С помощью атласа узнай названия этих растений.
Задания для 3 группы.
- Составьте 2 -3 цепи питания, характерные для зоны лесов.
-Мы познакомились лишь с некоторыми жителями леса. Растительный и животный мир лесной зоны богат и разнообразен. Подготовьте сообщение о растениях или животных леса.
Я предлагаю вам еще раз заглянуть в мир леса. Слайд - презентация №2 (презентация содержит экологическую задачу – нужны ли мухоморы лесу?) – приложение №2
Во время просмотра презентации учитель кратко сообщает интересные сведения из жизни животных леса.
Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель или сосна. Она каждую осень сбрасывает иголки, а весной вновь распускает их.
Клёст - в самый разгар зимы клесты вывели птенцов.
Зубр – почти исчезли, их спасли зоологи, Это удивительное животное длиной 3.5 метра, вес зубра 1 тонна.
Рысь - быстрый хитрый хищник. Нападает даже на оленей и лосей.
Ёж – в неволе может съесть гадюку. В природе таких явлений не наблюдалось, хотя ежу свойственна удивительная устойчивость к яду гадюки.
Енот - Почему енота называют полоскуном? Оказывается, перед тем как съесть добычу, он полощет ее в воде.
VIII. Итог
На какой главный вопрос мы отвечали?
- Чем зона лесов отличается от тундры?
- Назовите растения? Животных?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОМ по теме: «Леса умеренного пояса»
Урок построен по учебнику 2 класса, ОС "Школа 2100", с учётом требований ФГОС...
Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"
Урок-практикум окружающего мира во 2 классе УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей зоны леса умеренного климата и ...
Леса умеренного пояса. 2 класс
Разработка урока по окружающему миру по программе Вахрушева...
Леса умеренного пояса.
Конспект урока по окружающему миру. 2 класс...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"
Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....
Раздел. Земля – наш общий дом. Тема уроков 22 - 23: Леса умеренного пояса.УМК 2100
Цель: ознакомление учащихся с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями....