Конспект урока по ОМ по теме: «Леса умеренного пояса»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок построен по учебнику 2 класса, ОС "Школа 2100", с учётом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_om_po_teme.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОМ по теме: «Леса умеренного пояса».

Цели:

  1. познакомить детей  с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями;
  2. показать отличия хвойных лесов от лиственных;
  3. объяснить особенности сезонного климата;
  4. показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса.

Планируемые  результаты

               Предметные:

  1. к концу урока дети должны научиться узнавать природную зону по соответственному пейзажу;
  2. показывать природные зоны лесов на карте природных зон;
  3. называть представителей флоры и фауны лиственных и хвойных лесов;
  4. уметь объяснить особенности данной природной зоны в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей.

Метапредметные:

  1. классифицировать (группировать деревья данного пояса в зависимости от вида);
  2. моделировать  (построить совместно с учителем знаково-символическую модель  зависимости вида деревьев от высоты солнца).

         Оборудование: карта природных зон, рисунки пейзажей лесов.

Примечание

  1. Орг. момент.

                             - Ребята, пожелайте друг другу удачи в работе. Не забывайте, что на каждом уроке мы узнаём что-то новое и интересное. Какой теме был посвящён прошедший урок?

  - Мы говорили  о природных  зонах     холодного пояса. О приспособлении живых     организмов к трудным условиям обитания.

     2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

                            - Где на Земле расположены ледяные пустыни и тундры?

                           - Там где не хватает солнечного тепла.

                           - Покажи тундровую зону на карте природных зон. А в каком поясе мы с вами живём?

                          - В умеренном.

                           - Солнце светит и зимой и летом каждый день. Почему же летом жарко, а зимой солнце не может растопить снег?

   - Дети выдвигают различные гипотезы, в том числе и объяснение этого факта в связи с тем, что количества тепла зависит от угла падения солнечных лучей.

                                     - Какие климатические особенности зимы и лета в нашем поясе вы можете назвать?

                                    - Дети описывают температуру воздуха, виды осадков, продолжительность дня и ночи зимой и летом. Чем еще различается зима и лето? Параллельно заполняется таблица.

 

зима

лето

Продолжительность дня

маленькая

большая

Температура воздуха

-8,-10

+18,+20

Осадки

снег

дождь

                                   

                                 -  Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 - О распределение тепла в умеренном поясе.

                                - Что ещё нас может заинтересовать  в этом поясе?

  - Какие животные и растения могут обитать в этом поясе .Как они приспосабливаются к климату.

                                 - Вы правы, сегодня мы поговорим об умеренном поясе и тех зонах, которые там есть.

  1. Совместное открытие новых знаний.

                                 - В каком полушарии мы живём?

                                 - В Северном.

На схемах, которые вам роздали, подпишите название пояса, в котором мы живём.

                            - Откройте учебник на стр. 20 и прочтите текст об умеренном поясе. Что о нём вы узнали?

 - Что в умеренном поясе несколько природных зон, а самая большая из них – лесная.

                             - Какие деревья растут в лесах?

- Берёзы, дубы, липы, ели, сосны, кедры…Дети перечисляют известные им деревья.

                                 - Какие из этих деревьев можно назвать лиственными, а какие – хвойными?

- Дети группируют деревья.

                               

                                 - Почему у некоторых деревьев распускаются листья, а у некоторых иголки?

-Выдвигаются различные гипотезы, из которых в процессе обсуждения делается вывод: таким образом, деревья приспосабливаются к нехватке влаги, солнца, тепла.

                             -Прочтите о таких лесах в учебнике на стр.21. На карте природных зон  в России найдите хвойные леса. Покажите. Аналогично найдите и покажите лиственные леса. Что заметили?  Обсудите это с соседом по парте. Чья пара готова объяснить проблему.

- Что хвойные леса растут севернее, ближе к тундре. А лиственные южнее.

                     - Почему?

- Потому что на севере холоднее, меньше греет солнце. А меньше греет оно, потому что там солнечные лучи скользят по поверхности земли и не прогревают её.

   -Рассмотрите схемы на стр.20 и покажите, как падают солнечные лучи в зоне хвойных лесов? Подумайте, с помощью каких значков и рисунков мы можем изобразить условия для роста хвойных и лиственных деревьев.

- Хвойные леса можно изобразить ёлочкой, а лиственные пышным деревом.  Совместно с детьми рисуется схема.

 

                                 

                         

  1. Физминутка с мячом.

Учитель называет природную зону и кидает мяч ребёнку. Тот возвращает мяч и называет растение или животное этой зоны. Например,

- Тундра. (Олень, ягель, овцебык…)

- Ледяные пустыни. (Морж, планктон, тюлень…)

      4. Продолжение совместного открытия знаний.

                          - О чём далее пойдёт речь?

- О растениях и животных зоны лесов.

               - Можно ли назвать лес  экосистемой? Почему?

 -Да можно, потому что все животные и растения в лесу живут в содружестве, приспосабливаются  друг к другу.

         

                      - Как приспосабливаются растения и животные друг к другу?

- Животные питаются семенами растений, запасают их на зиму. Из несъеденных семян вырастают новые растения.

                        - Может ли клёст распространять семена кедра, а кедровка – семена ели? Обсудите эту проблему с соседом по парте. Чья пара готова решить задачу?

-Нет, потому что кедровка ест семена кедра, а клёст – семена ели.

                               - Прочтите об этом в учебнике на стр.21. На стр. 22 посмотрите, какие животные выполняют роль мусорщиков, едоков, кормильцев. Вместе с соседом по парте составьте пищевые цепочки.

- Дети, работая в парах и пользуясь учебником, составляют пищевые цепочки. Например: волк – заяц – ветки деревьев, волк – лось – растения, певчий дрозд – листовёртка – нектар растений.

5.Самостятельное применение знаний.

-Задания выбираются по желанию. Первое задание сложнее.

 1)Подготовь рассказ по плану.

- Показать на карте зону лесов.

-В чем особенность климата?

- Назовите растения и животных этой зоны. Как они приспособились к климату?

2)Выполни задание в учебнике на стр. 23 (к каждому растению и животному надо выбрать способы приспособления из перечисленных).

                - Как справились с заданиями? Кто может выполнить более сложное задание? Кто выполнил задание в учебнике.

6. Итог работы.

                         - Кто в лесных экосистемах играет роль «мусорщиков», «кормильцев», «едоков»?

                          - Как обитатели леса приспособились к смене сезонов?

                          - Бывает ли листопад в тёплом климате?

                           - Где расположена зона лесов умеренного пояса? Покажите по карте.

7. Домашнее задание.

Пользуясь различными атласами о животных и растениях подготовить рассказ о любом животном или растении зоны лесов умеренного пояса Северной Америки. Нарисовать это животное или растение.

Проблемный вопрос при целеполагании.

Целеполагание.

Приём классификации.

Группировка деревьев на хвойные и лиственные.

Проблема.

Развитие коммуникативных умений. Работа в парах.

Проблема.

Знаково-символическое моделирование.

Проблема.

Развитие коммуникативных умений. Работа в парах.

Развитие информационных умений.

Работа в парах.

Дифференцированный подход.

Развитие информационных умений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира по теме "Леса умеренного пояса. Тайга"

конспект урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Проверочная работа по окружающему миру по теме " Леса умеренного пояса" 2 классс

Данную работа составлена по программе "Школа 2100". Возможно использовать и в других образовательных программах....

Окружающий мир. Конспект урока для 2 класса. Школа " 2100" . Тема: Леса умеренного пояса

Предмет: ОкружающийКласс: 2Тема урока: Леса умеренного поясаЦели урока: детей с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями; показать взаимную приспособленность живых организмов – членов э...