Рабочая программа по окружающему миру 1 класс программа "Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Аширова Людмила Петровна

Представлена программа по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России" в соотвествии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzhayushchiy_mir_1_klass.doc211 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа п. Таёжный»

             Рассмотрено                                                                                     «Согласовано»                                                                                            «Утверждаю»                                        

             Методическим объединением                                                       зам. директора по УВР                                                                                Директор школы

            учителей начальных классов                                                         __________Л.П. Аширова                                                                            _________ Н.П. Тихонова                                                          

            протокол № 1 от «_____» сентября  2016  г.                               «_____» сентября 2016 г                                                                                приказ  № _____

            руководитель МО                                                                                                                                                                                                    от «____» сентября 2016 г.

           ________________/И.А. Решетова/

Рабочая  программа  по  окружающему миру

для 1 класса  

на 2016 – 2017 учебный год

Составитель:

Людмила Петровна Аширова

                                                                                                                                                                                                                     учитель начальных классов  


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ  «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»- 1 класс

Рабочая  программа  разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ п. Таёжный;

             авторской программы  А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1—4 классы», М.: Просвещение, 2012 г.

  1. Предметные результаты освоения предмета

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

— понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

— сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

— осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

— освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

— развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2. Содержание учебного предмета « Окружающий мир»

1. Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Вода. Свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, се- мя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. деревья, кустарники, травы. дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, их названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

- Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; их отличия. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

2. Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воэзрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.

Семья самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. духовно- нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земля ка.

3. Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

дорога от дома до школы. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.).

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

В соответствии с учебным планом МБОУСОШ п. Таёжный в содержание предмета «окружающий мир»  интегрировано  вводится  материал регионального курса «Мы – дети природы».

3.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН с определение основных видов учебной деятельности

2 часа в неделю, всего – 33 недели = 66 часов.

Название раздела

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности

1

Введение

1

Учащиеся осваивают первоначальные умения:

— задавать вопросы;

— вступать в учебный диалог;

— пользоваться условными обозначениями учебника;

— различать способы и средства познания  окружающего мира;

— оценивать результаты своей работы на уроке

2

Что и кто?

20

Понимать учебную задачу урока и стремиться

её выполнить;

— работать с картинной картой России, актуализировать  имеющиеся знания о природе и

городах страны, занятиях жителей;

— сравнивать, различать и описывать герб  и флаг России;

— рассказывать о малой родине и Москве  как столице государства;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

— рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

— работать в паре: рассказывать (по фотографиям  и личным впечатлениям) о национальных

праздниках;

3

Как, откуда и куда?

12

— Понимать учебную задачу урока и стремиться  её выполнить;

— рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию;

отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

4

Где и когда?

11

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

— анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы;

— работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи

в классе;

— рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения;

— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

5

Почему и зачем?

22

Понимать учебную задачу урока и стремиться  её выполнить;

— сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца;

— работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд

(Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить  взаимопроверку;

— использовать атлас -определитель для получения нужной информации;

ИТОГО

66

4.Учебно-методическое и  материально-техническое обеспечение  образовательного процесса по предмету  «Окружающий мир»

Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:

Для учащихся:

1. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. Плешаков А.А. — М.: Просвещение, 2016.

2. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. 1 Плешаков А.А. — М.: Просвещение, 2016.

3. Электронное приложение к учебнику <Окружающий мир», 1 класс (диск СD-RОМ), автор А.А. Плешаков.

Для учителя:

4. Окружающий мир. Тесты. 1 класс 1 Плешаков А.А., Гара Н.И., Назарова 3.д. — М.: Просвещение, 2012.

5. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы 1 Плешаков А.А. — М.: Просвещение, 2012.

6. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1-4 классы. Рабочие программы. — М.: Просвещение, 2012.

7. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Белянкова Н.М., Мартинкова Е.В., Саркисян Ю.Уроки по окружающему миру. 1 класс. Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2012.

Технические средства обучения

— Персональный компьютер с принтером.

— Мультимедийный проектор.

— Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.

— Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы

5. КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  уроков окружающего мира  – 1 класс

№ урока

дата

Тема урока

содержание

по плану

факт

1 четверть – 17 часов

1

02.09

Задавайте вопросы!

Знакомство с учебником.  и учебными пособиями . Знакомство с постоянными персонажами учебника – Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой. Развитие умения задавать вопросы.

Тема  «Что и кто?» (20 часов)

2

06.09

Что такое Родина?

Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине.

3

09.09

Что мы знаем о народах России?

Многонациональный характер населения России. Знакомство с национальными праздниками народов России. Знакомство с основными традиционными религиями.

4

13.09

Что мы знаем о Москве?

 

Знакомство с достопримечательностями Москвы (Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т.д.)

5

16.09

Проект «Моя  малая Родина».

Мы – дети природы  «Наш край ХМАО – Югра»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

Наш округ. Коренные жители Югры. Основные занятия ханты и манси.

6

20.09

Что у нас над  головой?

Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы.

7

23.09

Что у нас под  ногами?  Практическая работа.

Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней.

8

27.09

Что общего у разных растений? Практическая работа. 

Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях.

9

30.09

Что растёт на  подоконнике?

Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе.

10

04.10

Что растёт на клумбе?

Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника.

11

07.10

Что это за листья?

Музыка «Музыка осени»

Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям.

12

11.10

Что такое  хвоинки?

Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев.

13

14.10

Кто такие  насекомые?

Музыка «Сочини мелодию»

Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых.

14

18.10

Кто такие рыбы?

Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы.

15

21.10

Кто такие птицы?

Музыка «Азбука, азбука каждому нужна !»

Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья – главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы.

16

25.10

Кто такие звери?

Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни.

17

28.10

Что окружает нас дома?

Музыка «Музыкальная азбука»

Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению.

2 четверть – 14 часов

18

08.11

Что умеет  компьютер?

Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним.

19

11.11

Что вокруг нас может быть опасным?

Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения.

20

15.11

На что похожа наша планета?

Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли.

21

18.11

Проверочная работа по разделу «Что и кто?»

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел  «Как, откуда и куда?» (12 часов)

22

22.11

Как живёт семья? Проект «Моя семья».

Семья – это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

23

25.11

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды.

24

29.11

Откуда в наш дом приходит электричество?

Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов.

25

02.12

Как путешествует письмо?

Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. Почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки

26

06.12

Куда текут реки?

Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде.

27

09.12

Откуда берутся снег и лёд? Практическая работа.

Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда.

28

13.12

Как живут растения? Практическая работа.

Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями.

29

16.12

Как живут животные?

Животные как живые организмы. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка.

30

20.12

Как зимой помочь птицам?  Практическая работа.

Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц.

31

23.12

Откуда берётся и куда девается мусор?

Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор  мусора.

3 четверть – 20 часов

32

10.01

Откуда в снежках грязь? Практическая работа.

Исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; обсуждать источники появления загрязнений в снеге; формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений.

33

13.01

Проверочная работа по разделу «Как, откуда и куда?». 

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

Раздел «Где и когда?» (11 часов)

34

17.01

Когда учиться  интересно?

Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем.

35

20.01

Проект «Мой класс и моя  школа».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

36

24.01

Когда придёт  суббота?

Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели.

37

27.01

Когда наступит лето?

Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года.

38

31.01

Где живут белые медведи?

Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов.

39

03.02

Где живут слоны? Практическая работа.

Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. Практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их; приводить примеры животных жарких районов;

40

07.02

Где зимуют птицы?

Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму.

41

10.02

Когда появилась одежда?

История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная).

42

14.02

Когда изобрели велосипед?

История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде.

43

17.02

Когда мы станем взрослыми?

Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира.

44

28.02

Проверочная работа по  разделу «Где и когда?». 

Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности.

Раздел  «Почему и зачем?» (22 часа)

45

03.03

Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?

Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва.

46

07.03

Почему Луна бывает разной?

Луна – спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны.

47

10.03

Почему идёт дождь и дует  ветер?

Причины возникновения дождя и ветра. Значение этих природных явлений для человека, растений и животных.

48

14.03

Почему звенит звонок?

Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши.

49

17.03

Почему радуга разноцветная?

Радуга – украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги.

50

21.03

Почему мы любим кошек и собак?

Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой.

51

24.03

Проект «Мои  домашние  питомцы».

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

4 четверть – 15  часов

52

04.04

Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?

Мы – дети природы «Красная книга Югры»

Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу.

53

07.04

Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?

Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу.

54

11.04

Зачем мы спим ночью?

Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену.

55

14.04

Почему нужно есть много овощей и фруктов?

Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов.

56

18.04

Почему нужно чистить зубы и мыть руки?

Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук.

57

21.04

Зачем нам телефон и телевизор?

Почта, телеграф, телефон – средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) – средства массовой информации. Интернет.

58

25.04

Зачем нужны автомобили?

Автомобили – наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль – автомобиль будущего.

59

28.04

Зачем нужны  поезда?

Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта.

60

02.05

Зачем строят корабли?

Корабли (суда) – водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля.

61

05.05

Зачем строят самолёты?

Самолёты – воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта.

62

12.05

Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае).

63

16.05

Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?

Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте.

64

19.05

Зачем люди осваивают космос?

Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции.

65

23.05

Почему мы часто слышим слово «экология»?

Проверочная работа  по разделу «Почему и  зачем?»

Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.

66

26.05

Презентация  собственного проекта   «Мои домашние питомцы».

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс

Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материа...

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 3 класс

В рабочую программу по окружающему миру входят пояснительная записка и календарно-тематическое планирование УМК "Школа России" за 3 класс, автор Плешаков А.А....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру УМК Школа России 4 класс c УУД

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС второго поколения и системы учебников «Школа России». ...

Рабочая программа по окружающему миру (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа России» 1 класс

Рабочая программапо окружающему мируУМК «Школа России» 1 класс. Календарно-тематическое планирование...