рабочая программа по окружающему миру 3 класс (начальная школа 21 век)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Количество часов: всего - 68, в неделю - 2
Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции « Начальная школа 21 века». Руководитель - член -корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва: Вентана - Граф, 2014г
Учебник Н.Ф Виноградова. Окружающий мир. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений ; Вентана-Граф, 2014г
Пояснительная записка
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственного стандарта начального образования по образовательной области «Окружающий мир» и предназначена для начальной школы любого типа.
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
- осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
- подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
- подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Реализация развивающей функции обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общеучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
3. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание
в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям — о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В Программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел: «Расширение кругозора школьников».
4. Необходимость принципа экологизации предмета определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется через формирование у школьников элементарного умения предвидеть последствия своего поведения, сравнивать свои действия с установленными нормами поведения в окружающей среде. При этом действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (социальная экология).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. п. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
«Окружающий мир» — предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.).
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их — оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Программа рассчитана на 4 года изучения. Распределение по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменять соотношение часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Освоение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения.
Личностные результаты представлены двумя группами целей.
Первая группа целей: освоение ребенком нового статуса как ученика и школьника.
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению.
- Достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность.
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять взаимодействие с участниками учебной деятельности.
Вторая группа целей: формирование социальной позиции школьника, его ценностного взгляда на окружающий мир.
- Формирование основ российской гражданской идентичности.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в объединении народов.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в современном мире.
- Формирование понимания особой роли многонациональной России в развитии общемировой культуры.
- Понимание особой роли России в мировой истории.
- Воспитание чувства гордости за национальные достижения.
- Воспитание уважительного отношения к своей стране.
- Воспитание уважительного отношения к истории страны.
- Воспитание любви к родному краю.
- Воспитание любви к своей семье.
- Воспитание гуманного отношения к людям.
- Воспитание толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания.
- Понимание роли человека в обществе.
- Принятие норм нравственного поведения в природе.
- Принятие норм нравственного поведения в обществе.
- Принятие норм правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
- Формирование основ экологической культуры.
- Понимание ценности любой жизни.
- Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с. учетом изменений среды обитания.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
в регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной, логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты обучения нацелены на решение образовательных задач;
- Осознание целостности окружающего мира.
- Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в обществе.
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (опыт).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (эксперимент).
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (измерение).
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
- Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- различать географическую и историческую карты;
- анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Содержание тем учебного плана
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование раздела и темы уроков. | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | ||||
план | факт | |||||||
«Земля наш общий дом» | ||||||||
1 | Где ты живёшь? Когда ты живёшь? | 1 | 2.09 | |||||
2 | Солнечная система. | 1 | 7.09 | |||||
3 | Солнце – звезда. Планета Земля - шар | 1 | 9.09 | |||||
4 | Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле | 1 | 14.09 | |||||
5 | Водная оболочка земли. Значение воды для жизни на Земле | 1 | 16.09 | |||||
6 | Воздушная оболочка Земли. Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | 21.09 | |||||
«Как человек изучает Землю» | ||||||||
7 | Человек познает мир. Как изображают Землю | 1 | 23.09 | |||||
8 | Географическая карта | 1 | 28.09 | |||||
9 | Зачем нужен план. Чтобы не заблудиться в лесу | 1 | 30.09 | |||||
10 | Проверка знаний по разделу «Человек изучает Землю» | 1 | 5.10 | |||||
«Царства природы» | ||||||||
11 | Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии | 1 | 7.10 | |||||
12 | Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. | 1 | 19.10 | |||||
13 | Экскурсия в природу | 1 | 21.10 | |||||
14 | Растения | 1 | 26.10 | |||||
15 | Если бы на Земле не было растений | 1 | 28.10 | |||||
16 | Разнообразие растений. Водоросли. Мхи. Папоротники | 1 | 2.11 | |||||
17 | Хвойные растения. Цветковые растения. Растения прекрасные, но опасные | 1 | 4.11 | |||||
18 | Растения – живые существа. Корень, его значение. | 1 | 9.11 | |||||
19 | Побег. Лист. Стебель | 1 | 11.11 | |||||
20 | Цветок. Какие бывают плоды. | 1 | 16.11 | |||||
21 | Размножение растений | 1 | 18.11 | |||||
22 | Размножение растений | 1 | 30.11 | |||||
23 | Растения дикорастущие и культурные. Хлеб- великое чудо Земли | 1 | 2.12 | |||||
24 | Растения дикорастущие и культурные. Хлеб- великое чудо Земли | 1 | 7.12 | |||||
25 | Красная книга России | 1 | 9.12 | |||||
26 | Красная книга Саратовской области | 1 | 14.12 | |||||
27 | Проверка знаний по теме «Растения» | 1 | 16.12 | |||||
28 | Животные. Разнообразие мира животных | 1 | 21.12 | |||||
29 | Разнообразие мира животных (фауна) | 1 | 23.12 | |||||
30 | Питание, размножение, дыхание животных. | 1 | 28.12 | |||||
31 | Беспозвоночные животные | 1 | 30.12 | |||||
32 | Разнообразие животных. Пауки | 1 | 11.01 | |||||
33 | Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. пресмыкающиеся | 1 | 13.01 | |||||
34 | Птицы | 1 | 18.01 | |||||
35 | Млекопитающие звери | 1 | 20.01 | |||||
36 | Природные сообщества | 1 | 25.01 | |||||
37 | Почему люди приручали животных. О заповедниках | 1 | 27.01 | |||||
38 | Проверка знаний по теме «Животные» | 1 | 1.03 | |||||
«Наша Родина: от Руси до России» | ||||||||
39 | Древнерусское государство. Как люди узнают о прошлом | 1 | 3.02 | |||||
40 | Восточнославянские племена | 1 | 8.02 | |||||
41 | Первые русские князья | 1 | 10.2 | |||||
42 | Первые русские князья | 1 | 15.02 | |||||
43 | Московская Русь. Как Москва стала столицей | 1 | 17.02 | |||||
44 | Иван IV Грозный – первый русский царь | 1 | 1.03 | |||||
45 | Российская империя. Петр I Великий. | 1 | 3.03 | |||||
46 | Екатерина II Великая | 1 | 8.03 | |||||
47 | Последний российский император Николай II | 1 | 10.03 | |||||
48 | Советская Россия. СССР. Российская Федерация | 1 | 15.03 | |||||
«Как люди жили в старину» | ||||||||
49 | Из истории имен. Как рождалось имя. Имя, отчество, фамилия | 1 | 17.03 | |||||
50 | Какими людьми были славяне. Как выглядели и работали. | 1 | 22.03 | |||||
51 | Как славяне защищали Родину | 1 | 24.03 | |||||
52 | Какие предметы окружали людей в старину | 1 | 29.03 | |||||
53 | Какие предметы окружали людей в старину | 1 | 31.03 | |||||
54 | По одежке встречают… | 1 | 5.04 | |||||
55 | По одежке встречают … | 1 | 7.04 | |||||
56 | Русская трапеза. Хлеб да вода – крестьянская еда | 1 | 12.04 | |||||
57 | Верования языческой Руси. Боги древних славян | 1 | 14.04 | |||||
58 | Масленица – народный праздник. Праздник Ивана Купала | 1 | 19.04 | |||||
59 | Принятия христианства на Руси. Христианские праздники | 1 | 21.04 | |||||
60 | Проверка знаний по теме: «Наша Родина: от Руси до России» | 1 | 26.04 | |||||
«Как трудились в старину» | ||||||||
61 | Что создавалось трудом крестьянина? | 1 | 28.04 | |||||
62 | Тяжелый труд крепостных | 1 | 3.05 | |||||
63 | Что создавалось трудом ремесленника? | 1 | 5.05 | |||||
64 | О гончарном ремесле. Русские оружейники | 1 | 10.05 | |||||
65 | Что создавалось трудом рабочего? | 1 | 12.05 | |||||
66 | О первых мануфактурах, фабриках и заводах | 1 | 17.05 | |||||
67 | О пароходе. Об автомобиле. О самолете | 1 | 19.05 | |||||
68 | Проверка знаний по теме «Как трудились в старину" | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа составлена с учётом ФГОС. УМК "Начальная школа 21 века. 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс
Рабочая программа по окружающему миру "УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС) - 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс
Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Начальная школа XXI", 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по окружающему миру для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" - 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы Н. Ф. Виноградовой ...