Наши предки - древесные жители
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Шкарина Олеся Александровна

Представляю вашему вниманию урок по окружающему миру с презентацией. Тема " Наши предки - древесные жители".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_predki_-_drevesnye_zhiteli.docx48.4 КБ
Файл nashi_predki_-_drevesnye_zhiteli.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема: Наши предки – древесные жители

Тип урока: изучение нового материала

Цель: формировать у учащихся новые понятия о сходстве и отличии человека и обезьян.

  1. познакомить учащихся с предками человека;
  2. учить находить отличия и сходство между людьми и обезьянами;
  3. воспитывать любовь к природе;

Оборудование: карточки, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

Сценка.

Миша: Что ты на меня смотришь?

Лена: Пожалуй, ты действительно немножко похож на обезьяну.

Миша: Мне кажется, ты больше на неё похожа своими размерами. А вообще, мы все родственники!

Учитель:

- Какие мнения высказывают наши герои?

- Какой у вас возникает вопрос?

(Почему Миша называет нас и обезьян родственниками?)(слайд 3)

Откройте учебник на странице 60. Рассмотрите рисунки и решите, правы ли Лена и Миша. (Обнаружение сходства и отличий человека и обезьян. Гипотезы по поводу причин сходства.)

– У нас есть сходные черты, поэтому мы родственники. Но есть и отличия, ведь мы живём в разных местах.

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

Отвечают на вопросы.

– Какие группы животных вам известны?

– Чем млекопитающие отличаются от других животных? (Живорождение, забота о потомстве, наличие зубов, шерстяной покров).

– Какие органы чувств позволяют нам играть в жмурки? (ЗРЕНИЕ, ОСЯЗАНИЕ, СЛУХ).

– Из каких частей состоит нога? Как люди ходят? (ноги – бедро – голень – стопа, тазовая кость – опора для ног). (слайд 4)

– Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

«Наши предки». (слайд 5)

Чему мы будем сегодня учиться?

 - Сегодня на уроке, мы узнаем о древесных жителях, об их сходствах и различиях с человеком.

III. Совместное открытие знаний. (слайд 6)

Рассмотрите рисунок на стр. 60 (доске). Перечислите обезьян.

Объясните значение слова человекообразные. (слайд 7)

Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова С.И. и зачитаем значение этого слова. (слайд 8)

К человекообразным обезьянам относиться: орангутанги, шимпанзе, горилла, гиббон. (слайд 9)

Дети читают сообщение, про обезьян.

Посмотрите на карточки, которые лежат перед вами. Отметьте на них, кто является предком современного человека, почему вы так думаете?!

Во внешнем облике человека и человекообразных обезьян много общего: крупные размеры тела, длинные по отношению к туловищу конечности, длинная шея, широкие плечи, отсутствие хвоста и седалищных мозолей, выступающий из плоскости лица нос, сходная форма ушной раковины. Тело их покрыто редкой шерстью без подшерстка, через которую просвечивает кожа. Очень похожа на человеческую их мимика. (слайд 10)

Человекообразным обезьянам свойственен принципиально отличный способ передвижения по деревьям: вместо бега по веткам на всех четырёх конечностях они преимущественно передвигаются на руках, под ветками. Приспособление к нему вызвало ряд анатомических изменений: более гибкие и длинные руки, подвижный плечевой сустав, уплощённую в передне-заднем направлении грудную клетку. (слайд 11)

Для того, чтобы цепляться за ветки, обезьянам требуется особая хватательная конечность, отличающаяся  от конечностей других млекопитающих сложной мускулатурой кисти и удивительной подвижностью пальцев, почти так же, как у человека. На коже пальцев обезьян имеется множество чувствительных клеток – рецепторов осязания, что позволяет им манипулировать предметами.(слайд 12)

А сейчас я предлагаю поработать парами.

Работа в парах. Пары  выполняют задания и представляют свои результаты на доске.

С помощью текста на стр 60 – 61 заполните табличку.

Назовите особенности, которые роднят человека со всеми животными, а затем – только с обезьянами

Со всеми животными

Только с обезьяной

Питается готовыми органическими веществами.

Имеет широкие плечи.

Подвижный.

Имеет подвижные ловкие конечности.

 

Имеет хорошо развитый мозг.

(сходство)

 (отличия)

  • Общие предки, ведущие древесный образ жизни
  • Хорошо развита рука, зрение
  • Сложный мозг
  • Длительный период детства
  • Способ передвижения
  • Разум
  • Предвидеть события
  • Продумывать действия
  • Планировать
  • Речь

Откройте тетради на стр. 24

Выполните задание 6 из рабочей тетради (на доске).

Выполняют задание.

– Если человек похож на обезьян, то что из этого следует? Кто из животных

ближе к нам? (Мы относимся к миру животных. Ближайшие наши родственники – человекообразные обезьяны).

– Как мы ответим на вопрос урока? (Множество особенностей человека роднит его с обезьянами: развитые рука, зрение, мозг позволили освоить людям труд, длительный период детства позволил обучать потомство и передавать ему опыт, накопленный другими. В то же время человек по многим признакам отличается от обезьян.)

При выполнении задания 6  текст приобретёт следующий вид:

«Наши предки вели древесный образ жизни. Поэтому люди теперь ходят на двух ногах. У них широкие плечи и хорошо развито зрение. Детство людей длится очень долго, и они многому учатся у своих родителей. Как и у обитателей деревьев, у них есть речь. В отличие от обезьян, люди хорошо видят и имеют ловкие руки с подвижными пальцами».

- Рассмотрите руку человека и обезьяны, что вы можете сказать о них? (слайд 13)

Рассмотрите иллюстрацию на экране попробуйте объяснить действия обезьяны. (слайд 14) 

 Тетрадь стр. 23 № 1. Найдите еще один признак, сходный у людей и обезьян. Зачитайте свои ответы. (слайд 15)

Ученик: прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью зрения. Этот орган чувств – самый главный.

На стр. 62 прочитайте о еще одной особенности общей у человека и обезьяны.

Ученик: долгий период детства.

Физминутка.

Учитель: наряду со сходством человек имеет яркие отличия от своих древесных родственников. Назовите их.

Ученики: ходит на двух ногах, нет шерсти, разумный, развит большой палец, речевое общение, лоб выше, челюсть выше.

Выполните задание в тетради стр. 23 № 2, вставьте нужные слова.

Ученик: «Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на четырёх конечностях» и «Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на двух ногах. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать пищу и защищаться от хищников».

История для любознательных. (слайд 17 - 20)

ΙV. Домашнее задание. (слайд 21)

Чтение учебника (тема 14 стр 60 -63). Ответы на творческие вопросы 7, 8. К последнему вопросу можно сделать рисунок. т. с.24 № 4, 5

V. Итог урока. (слайд 22)

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кто является нашими предками?

– Докажите, что человекообразные обезьяны – наши дальние родственники.

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

(слайд 23)

Оцените свою работу. Нарисовать кружок выбранного цвета  рядом с темой урока в «Рабочей тетради»

Зелёный – я был активен и доволен своей работой.

Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось.

Красный –  я работал не достаточно хорошо.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

окружающий мир 4 класс «Школа 2100» Автор: Кривенко Олеся Александровна учитель начальных классов г. Колпашево МАОУ СОШ №4

Слайд 4

Какие группы животных вам известны? Чем млекопитающие отличаются от других животных? Какие органы чувств позволяют нам играть в жмурки ? ЗРЕНИЕ , ОСЯЗАНИЕ, СЛУХ Из каких частей состоит нога? Как люди ходят? Живорождение, забота о потомстве, наличие зубов, шерстяной покров

Слайд 6

Стр 60.

Слайд 7

Похожий на человека, напоминающий человека .

Слайд 8

Толковый словарь Ожегова С.И. ОБЕЗЬЯНА, -ы, ж. 1. Млекопитающее отряда приматов. Широконосые обезьяны. Узконосые обезьяны. 2. перен. Человек, склонный к подражанию другим, гримасник, кривляка (разг. неодобр.), || уменьш. обезьянка, -и, ж. || прил. обезьяний, - ья , - ье . О. питомник. По-обезьяньи (нареч.) вести себя.

Слайд 13

Чтобы ухватиться за ветку, «рука обезьяны» должна её чувствовать Рука человека ещё более чувствительный и ловкий орган Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ЧЕТЫРЁХ КОНЕЧНОСТЯХ

Слайд 14

Обезьяны легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.

Слайд 15

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью глаз

Слайд 17

Интеллект обезьяны Когда исследователи поставили в клетку к гиббону зеркало, произошло неожиданное. Обезьяна с интересом приблизилась к нему, увидела свое отражение и, громко вереща, отбежала в угол. Затем схватила зеркало и стала швырять его из стороны в сторону. Нет никакого сомнения: она не узнала себя и, скорее всего, подумала, что какой-то другой гиббон намерен ей сделать что-то плохое. Лишь человекообразные обезьяны, оказавшись перед зеркалом, поступают как разумные существа. Это подтвердил и опыт с орангутанихой Сумой. Сначала она тоже испугалась своего отражения в зеркале. Затем стала корчить рожицы, закрывать руками глаза, подглядывая в щелки между пальцами. Встав на голову, она внимательно изучала в зеркале перевернутый мир. Во время еды Сума прилепила к щеке кожицу помидора. Когда она увидела себя в зеркале, то дотронулась до кожицы пальцем и стряхнула ее. Это однозначно доказывало, что Сума узнала себя в зеркале, а это высокое интеллектуальное достижение для животного.

Слайд 18

Люди издавна мечтали о возможности говорить с животными. Но успеха никто не добился. Обезьянам никогда не удавалось произнести ничего, кроме отдельных невнятных слов. Во рту и полости зева человекообразных обезьян отсутствуют некоторые звукообразующие элементы органов. Свои эмоции они выражают по-разному (всего эти обезьяны издают не больше 30 видов звуков): испуг или угрозу – резкими, пронзительными криками, страстное желание – пыхтением, призыв к вниманию – звуком «э-э-э», недовольство – брюзжанием и радость – визгом. Обезьяна узнает о настроении другого животного и перенимает его навыки, наблюдая за ним. Мимика, жесты, осанка – вот средства, с помощью которых человекообразные обезьяны передают друг другу существенную информацию.

Слайд 19

Исследователи попытались «заговорить» с обезьянами на языке жестов, которыми пользуются для общения между собой глухонемые люди. Спустя короткое время молодые обезьяны выучили целый ряд знаков, и с ними можно было уже вести настоящие беседы. Профессор Аллан Гарднер говорит четырехлетней шимпанзе Уошо на языке глухонемых: «Пожалуйста – дай – мне - газету». Прежде чем выполнить приказ, обезьяна отвечает: «Пожалуйста – дай – мне - яблоко». То есть она заранее просит вознаграждение, но после этого делает именно то, что от нее требуют.

Слайд 20

Если дать обезьянам бумагу, краски и кисть, то большинство из них тотчас с огромным воодушевлением примутся рисовать. При этом обезьяны действуют очень аккуратно. Рисуя, они редко залезают за край листа, довольно искусно делят плоскость бумаги на части. Возникают картины, довольно сильно напоминающие произведения современного абстрактного искусства. Неоднократно удавалось выставлять такие работы на художественных выставках, и никто и не догадывался, что авторами их были человекообразные обезьяны. Специалисты-искусствоведы вынесли следующий вердикт произведениям шимпанзе Конго: «Эти композиции выделяются поразительным ритмом, исполнены динамики и гармонии и по форме, и по колориту».

Слайд 21

Домашнее задание Стр. 60 -63, ответить на вопросы №7,8. К последнему вопросу можно сделать рисунок. т. с.24 № 4, 5

Слайд 22

Итог урока – Что нового вы узнали на уроке? – Кто является нашими предками? – Докажите, что человекообразные обезьяны – наши дальние родственники.

Слайд 23

Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"

Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Наши предки - древесные жители

На уроке формируются понятия о сходстве и отличии человека и обезьяны...

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)

Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" ,  (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....

Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители

Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...

урок окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" по "Школе 2100"

Цели урока:Познакомить учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны....

"Наши предки – древесные жители."

Урок окружающего мира в 4 классе....