урок окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" по "Школе 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Цели урока:

Познакомить учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_predki-drevesnye_zhiteli.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока окружающего мира   в 4 б классе

Тема урока: «Наши предки – древесные жители»

Цели:

Познакомить учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны.

Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные,

коммуникативные.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Задачи:

Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия

Личностные :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)

- планирование (составление плана выполнения задания в группах)

- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях обеьян)

- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)

- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)

- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)

Познавательные:

1.Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

- смысловое чтение как осмысление цели чтения

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов с целью выделения существенных признаков

- синтез как составление целого из частей

- выбор оснований для сравнения

- подведение под понятия, распознавание объектов

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств

- выдвижение гипотез

3. Постановка и решение проблемы:

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог

- участвовать в коллективном обсуждении проблем

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока:

Технология проблемно - диалогического обучения

Технология продуктивного чтения

Технология оценки учебных успехов

Технология групповой работы

Ход урока

I.  Организация внимания

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

 Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.

- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (2 минуты) Я вам желаю удачной работы.

 II.   Актуализация ранее изученного

  1. Индивидуальная работа по карточкам  (5 человек)
  2. Фронтальный опрос

     Слайд 2  Учитель: Что означает этот знак? Вспоминаем то, что уже известно.

  • Какие группы животных вам известны? все животные делятся на несколько групп.А их 6 основных групп: птицы, рбы, млекопитающие, земноводные ,пресмыкающиеся, насекомые.
  • Чем млекопитающие отличаются от других животных? Главное отличие – живорождение и забота о потомстве, выкармливание детенышей молоком.
  •     Какие органы чувств помогают нам играть в жмурки? Органы слуха и осязания.
  • А орган зрения работает во время игры? Орган зрения во время игры не используется.
  • Заботятся ли о своем потомстве кошки, обезьяны, человек? Как? В чем проявляется эта забота? (кормят, обучают, защищают от врагов)

           Чему обучают животные своих детенышей, а чему – люди детей? Как долго длится обучение?

  • Как двигаются животные?  Как ходят люди?  Люди ходят на двух ногах, принимая вертикальное положение.

Учитель:   Ребята, посмотрите сценку , которую исполнят Дима и Полина

Дима: Что ты смотришь на меня?

Полина: Пожалуй, ты действительно немножко похож на обезьяну.

Дима:  На себя посмотри: ты по размерам больше подходишь! А вообще все мы – родственники.

Учитель: Какие мнения высказывают наши герои?  Какой проблемный вопрос скрыт в этом диалоге ? 

Слайд 3.   Давайте рассмотрим рисунок и решим,  правы ли ребята.  Почему Дима  называет нас и обезьян родственниками? У нас есть сходные черты, поэтому мы родственники. Но есть и отличия, ведь мы живем в разных местах.

3. Определение темы  урока.

Человек - одна из величайших загадок для самого себя. Как много разных представлений существует о происхождении человека, его недостатках и добродетельности, мировоззрении и интуиции. Похоже, что пока рано делать окончательные выводы о том, что же такое человек.

Учитель: Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке? О человеке, о животных, об обезьянах.

Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Человек и обезьяна. Наши предки -  обезьяны

А теперь проверим, совпали ли наши предположения с названием нашей темы.

Слайд 4  (Сегодня на уроке мы будем говорить о наших предках, а именно об обезьянах)

А для чего нам нужно знать это?

(Чтобы передать знания своим детям, чтобы знать кто наши предки и т. д.)

- Чтобы точнее  ответить на этот вопрос, мы вернемся к нему позже.

III. Совместное открытие знаний.

Учитель: Вспомним наших дальних родственников. Слайд 4 и 5

Учитель: Что вы можете сказать об этих обезьянах

 Горилла большая обезьяна,  шимпанзе маленькая и шустрая, орангутанг и гиббон  большие обезьяны, они все живут на деревьях, внешне они похожи на человека…Человекообразные обезьяны – наши дальние родственники

Чтобы больше узнать об этих обезьянах, предлагаю вам послушать  о них информацию, подготовленную ребятами.

Сообщения учащихся об горилле, шимпанзе, орангутанге, гиббоне.

Света:  Рассказ о горилле.

Гориллы -  самые крупные человекообразные обезьяны.  Длина  тела   до 2 метров,  масса самцов   до  300 кг. Гориллы обладают огромной силой  и имеют свирепый облик. Встречаясь с другой гориллой или с человеком,  встают на ноги и издают устрашающий крик. На самом деле спокойны и миролюбивы.    Гориллы – вегетарианцы. Они питаются в основном листьями и корой.  Ночуют обычно на деревьях. Продолжительность жизни 35 лет. В настоящее время гориллы охраняются

Дополнение учителя

 Голова у горилл крупная, лицо без шерсти, черного цвета, глаза глубоко посажены и широко расставлены. Передвигаются гориллы на четырех конечностях. Молодые и небольшие обезьяны большую часть времени проводят среди крон деревьев. Лазают они осторожно и медленно, иногда, повиснув на руках, передвигаются по ветвям. Гориллы для своего веса достаточно ловки. Во время спуска вниз по ровным стволам деревьев, гориллы никогда не сталкиваются, а следуют строго в порядке очереди. Очень редко можно увидеть горилл, идущих на двух ногах.

Ярослав: Рассказ об орангутанге.

 Рост орангутанга до полутора  метров, вес самцов  до 150  кг. У орангутангов очень длинные передние и относительно короткие задние конечности. Длинными пальцами они, как крюками, обхватывают ветки и легко передвигаются по ним. На землю обычно спускаются только взрослые самцы.  Питаются растительной пищей, а также насекомыми, птицами и их яйцами. При добывании пищи часто используют орудия (палки, камни). Держатся поодиночке, парами или небольшими группами. Живут примерно 40 лет на свободе.

Дополнение учителя

Свое название они получили от малайского Orang (человек) и Hutan (лес), что значит "лесной человек". Для ночлега строят гнезда из сломанных веток, укладывая их в развилках деревьев. Спят орангутаны, укрывшись листьями. Эти обезьяны являются великолепными имитаторами. Они очень быстро перенимают друг от друга различные навыки. 

Ира: Рассказ о гиббоне.

Рост гиббона около метра, вес до 9 кг.   В переводе с греческого «гиббон» означает «бегущий  по ветвям». Самцы и самки одинаковых размеров. Продолжительность жизни 25 лет. Живут небольшими семейными группами на определённой территории, которую стараются охранять от вторжения сородичей и хищных животных. Жилище устраивают среди густой травы.  На землю спускаются редко. Питаются растительной пищей и насекомыми. Гиббон находится под охраной.

Дополнение учителя

По природе своей эти обезьяны очень подвижны, особенно это заметно в зоопарках, где у животных много свободного времени, которое они тратят на игры. Гиббоны умны и сообразительны, поэтому в неволе легко входят в контакт с представителями других видов, быстро привыкают к человеку. Длина рук у гиббонов в 2 раза превышает длину тела, поэтому в положении стоя они без труда могут касаться ладонями земли. . 

Аркадий  Рассказ о шимпанзе.

Длина тела шимпанзе до 150 см, масса 56-80 кг. Передние конечности длиннее задних, хвост отсутствует. Живут группами от 20 до 100 особей, во главе с вожаком.  Шимпанзе – вегетарианцы.  Едят листья, побеги, мелких беспозвоночных. Но иногда могут нападать на мелких животных.  Мозг высокоразвитый.Эти обезьяны способны частично освоить язык глухонемых. Могут изготавливать простейшие инструменты например прутики для ловли муравьёв. Продолжительность жизни 45 лет. Шимпанзе тоже  находятся под охраной.

Дополнение учителя

Шимпанзе ведут как древесный, так и наземный образ жизни. Активность проявляют днём. Для дневного отдыха строят гнезда на деревьях или на земле. Для ночлега они строят, подобно орангутанам, другие гнезда в средней части деревьев. Спят шимпанзе в этих гнездах, лежа на боку, согнув колени, а иногда и лежа на спине, вытянув или прижав к животу ноги.

 Малыши и подростки 3-8 лет основную часть времени проводят в играх.

Физминутка

Вы сегодня обезьянки.
По - английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок. 

Учитель: А сейчас давайте поработаем с информацией. Я вам раздам карточки, вы прочтете и постарайтесь ответить на мои вопросы.  Прочитайте задание. Что нужно выполнить?  Первая и третья  группа   подчеркните те  особенности, которые роднят человека со всеми животными, а вторая и четвёртая группа те особенности, которые роднят человека только с обезьянами.

Проверяем  что у вас получилось Слайд 7

Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Кто из животных ближе к человеку?

Мы относимся к миру животных. Ближайшие наши родственники – человекообразные обезьяны. Ученые считают, что у человека и обезьян были общие предки, которые вели древесный образ жизни.

Учитель: Рассмотрим иллюстрацию

Слайд 8  Что вы видите? Руки

Почему произошли изменения руки?  

Чтобы ухватится за ветку, “рука обезьяны” должна её чувствовать. На коже пальцев обезьян имеется множество чувствительных клеток – рецепторов осязания, что позволяет хватательной конечности выполнять функцию органа манипуляции предметами. Хватательная конечность не нуждается в когтях, поэтому они заменены на плоские ногти.

-Что вы можете  сказать о руке человека? Рука человека ещё более чувствительный и ловкий орган.

- Почему зрение важно для человека? Для обезьяны?

Выполнение задания № 2  (в парах) слайд 9

  Вставьте  и найди ещё один признак, сходный у людей и обезьян.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ГЛАЗ,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый ГЛАВНЫЙ

Поработаем самостоятельно с учебником

Самостоятельное чтение текста  на странице 61-62. до слов «всё человечество»

Учитель: Найдите ответ на вопрос  «Как развит мозг обезьяны?»   Мозг обезьяны хорошо развит. Они легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.

Почему обезьяны так поздно взрослеют? Сложное поведение обезьян требует длительного обучения

Учитель: Итак,  назовите все сходства человека с обезьянами.  ( Проверка Слайд 10)

Общие предки, ведущие древесный образ жизни, хорошо развита рука, зрение, сложный мозг, длительный период детства

Учитель: А есть ли  отличия человека от обезьян.  Ваше мнение Слайд 11

 Выполним задание № 3 (индивидуально)

  Вставьте нужные слова в тексте  и найдите отличия человека от обезьяны.

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ЧЕТЫРЕХ КОНЕЧНОСТЯХ. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ДВУХ НОГАХ. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать ПИЩУ и защищаться от ХИЩНИКОВ.      (Взаимопроверка)

Учитель: Какие движения может выполнять рука человека? (Слайд 12)

Разнообразные точные и сложные движения.

Учитель: А как вы думаете, какое главное отличие человека от животных?

Главное отличие человека от животных – разум. Человек обладает речью

Учитель: Назовите отличия человека от животных (Слайд 13)

Хождение на двух ногах, развитие мышц ног с опорой на стопу. Люди могут предвидеть события, продумать свои действия. Общаются с помощью речи.

IV. Закрепление изученного.

Задание № 4 выполним в тетради с.24

 Отметить знаком «+» те рисунки, на которых изображены действия, доступные только рукам человека..(Слайд 14)  Проверка с помощью карточек

Задание № 5 в группах. (Найдите в тексте фразы, с которыми вы не согласны. Подчеркните эти фразы)

V. Подведение итогов

- Что нового узнали? (Обезьяны наши дальние предки, у обезьян как и людей длительный период детства, хорошо развит мозг, хорошо развита рука, зрение…)

 -А теперь вернемся к вопросу, для чего нам нужна эта информация ?( Для того, что множество особенностей человека становятся понятными для нас, если мы будем знать, что наши древние предки жили на деревьях.)

Оценивание учащихся

-Ребята, оцените свою работу  на уроке на листах успешности.

Задание на дом (на слайде 17)

  1. Найти сообщения о обезьянах

     2.*  c.63 учебника вопрос 7 или 8 (по выбору)

Приложение

Задание 2.

Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.

Задание 3.

Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.

Задание 5.

Зачеркните в тексте фразы, с которыми вы не согласны.

Наши предки вели древесный образ жизни. Поэтому люди теперь ходят на двух ногах. У них широкие плечи и хорошо развито зрение. Детство людей длится очень долго, и они многому обучаются у своих родителей. Как и у обитателей деревьев, у них есть речь.

         В отличие от обезьян люди хорошо видят и имеют ловкие руки с подвижными пальцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Образовательная система "Школа 2100".

Урок окружающего мира в 3 классе подготовлен и проведен на основе проектной технологии, которая позволяет реализовать деятельностный подход. Работая в группах, обучающиеся учатся взаимодействовать дру...

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100".

Тема: АФРИКА. Цели: 1. Дидактическая:познакомить с природой Африки, её странами и населяющими их  народами, достижениями и достопримечательностями этих стран.    ...

урок окружающего мира 3 класс по Образовательной системе "Школа 2100" "Австралия" "

Данный урок познакомит детей с открытиями путешественников в 18 веке;познакомит с экономической и политической жизнью населения Австралии;расширяет знания детей о природе этого материка, природн...

Урок окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа 2100".

Как сделать так, чтобы дети не были пассивными слушателями, а активными участниками образовательного процесса? Для этого требуется большая подготовка учителя к уроку. Продумать, на каком этапе м...

Развёрнутое календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира в 4 классе по УМК "Школа 2100"

Развёрнутое календарно - тематическое планирование уроков окружающего мира по УМК "Школа 2100"...

Урок окружающего мира во 2 классе по программе "школа 2100" (учебник Вахрушева)

Тема урока "Природные зоны холодного пояса. Арктика. Тундра"...