Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" , (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oom_4_klass.docx | 505.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1987
г. Москва
Конспект урока окружающего мира
в 4 классе
Тема: «Наши предки – древесные жители»
Учитель начальных классов
Селивёрстова Людмила Александровна
Тема урока: «Наши предки – древесные жители»
Урок окружающего мира в 4-ом классе по Образовательной системе "Школа 2100" (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Цели:
Познакомиться учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны.
Развивать УУД: личностные, регулятивные, познавательные,
коммуникативные.
Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Задачи:
Формируемые в рамках урока универсальные учебные действия
Личностные :
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы
Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи (подведение к теме урока)
- планирование (составление плана выполнения задания в группах)
- прогнозирование (выдвижение гипотез о приспоблениях обезьян?????)
- контроль (самопроверка задания выполненного самостоятельно)
- коррекция (соотнесения знания, "открытого" детьми, с выводом, данным в учебнике)
- оценка (оценка работы в группах и оценка самостоятельно выполненного задания по алгоритму)
Познавательные:
1.Общеучебные универсальные действия:
- формулирование темы урока
- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями)
- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
- смысловое чтение как осмысление цели чтения
2.Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения существенных признаков
- синтез как составление целого из частей
- выбор оснований для сравнения
- подведение под понятия, распознавание объектов
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств
- выдвижение гипотез
3. Постановка и решение проблемы:
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог
- участвовать в коллективном обсуждении проблем
- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
Технология проблемно - диалогического обучения
Технология продуктивного чтения
Технология оценки учебных успехов
Технология групповой работы
1 Слайд
Ход урока
Организация внимания
Я предлагаю встать в круг и взяться за руки. Покажите мне свои глазки. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу.
- Закройте глазки. Представьте себя красивым цветком, который растет на большой поляне, и теплый летний ветерок играет с его лепестками. Красивое солнышко украшает цветок блеском золотистого цвета. Сделайте глубокий вдох, а на выдохе пропойте звук "Оооооооо ...". (2 минуты)
-Ребята, а теперь подойдите к доске и возьмите тот лепесток, который вам нравится по цвету. С красными лепестками садитесь за правый стол, а с синими лепестками за левый стол.
Слайд
Диалог Миши и Лены ( на экране иллюстрация)
Миша: Что ты на меня так смотришь?
Лена: Пожалуй, ты действительно немножко похож на обезьяну.
Миша: Мне кажется ты больше на неё похожа своими размерами. А вообще, мы все – родственники!
Учитель: Какие мнения высказывают наши герои? (Дети сравнивают друг друга с обезьянами)
Какой у вас возник вопрос? (Правда ли мы схожи с обезьянами )
Слайд.
Давайте рассмотрим рисунок и решим, правы ли Лена и Миша.
Почему Миша называет нас и обезьян родственниками?
У нас есть сходные черты, поэтому мы родственники. Но есть и отличия, ведь мы живем в разных местах.
Определение темы урока.
Слайд
Человек - одна из величайших загадок для самого себя. Как много разных представлений существует о происхождении человека, его недостатках и добродетельности, мировоззрении и интуиции. Похоже, что пока рано делать окончательные выводы о том, что же такое человек.
Учитель: Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке.
О человеке, о животных, об обезьянах.
Дайте имя нашему уроку.
Человек и обезьяна. Наши предки обезьяны
А теперь проверим, совпали ли наши предположения с названием нашей темы.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о наших предках, а именно об обезьянах.
А для чего нам нужно знать это?
(Чтобы передать знания своим детям, чтобы знать кто наши предки и т. д.)
-Чтобы точнее ответить на этот вопрос мы вернемся к нему позже.
III. Совместное открытие знаний.
Учитель: Вспомним наших дальних родственников.
Слайд
Учитель: Что вы можете сказать об этих обезьянах?
(Горилла большая обезьяна, шимпанзе маленькая и шустрая, орангутанг и гиббон большие обезьяны, они все живут на деревьях, внешне они похожи на человека… )
-чтобы больше узнать об этих обезьянах, предлагаю вам самим найти о них информацию.
Человекообразные обезьяны – наши дальние родственники
Учитель: А сейчас давайте поработаем с информацией. Я вам раздам карточки, вы прочтете и постарайтесь ответить на мои вопросы. (Работа по карточкам) Прочитайте задание. Что нужно выполнить? Первая группа подчеркни те особенности, которые роднят человека со всеми животными , а вторая группа только с обезьянами.
Проверяем
Слайд 10
Учитель: Какой вывод мы можем сделать? Кто из животных ближе к человеку?
-Мы относимся к миру животных. Ближайшие наши родственники – человекообразные обезьяны. Ученые считают, что у человека и обезьян были общие предки, которые вели древесный образ жизни.
Учитель: Рассмотрим иллюстрацию
Слайд 11
Что вы видите? Что вы можете сказать о «руке обезьяны»?
Почему произошли изменения руки?
Чтобы ухватится за ветку, “рука обезьяны” должна её чувствовать. На коже пальцев обезьян имеется множество чувствительных клеток – рецепторов осязания, что позволяет хватательной конечности выполнять функцию органа манипуляции предметами. Хватательная конечность не нуждается в когтях, поэтому они заменены на плоские ногти.
-Что вы можете сказать о руке человека.
Рука человека ещё более чувствительный и ловкий орган.
- Почему зрение важно для человека? Для обезьяны?
-А сейчас выполним задание № 1
-Проверим.
Слайд 12 .
Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ГЛАЗ,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый ГЛАВНЫЙ
Учитель: Посмотрите на рисунок и попробуйте ответить на вопрос, как развит мозг обезьяны?
Слайд 13
Мозг обезьяны хорошо развит. Они легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.
Учитель: Предлагаю снова поработать с информацией и ответить на мой вопрос: Почему обезьяны так поздно взрослеют?
(Слайд 14)
Сложное поведение обезьян требует длительного обучения
Учитель: Назовите все сходства человека с обезьянами.
Слайд 15
Общие предки, ведущие древесный образ жизни, хорошо развита рука, зрение, сложный мозг, длительный период детства
Учитель: Теперь находим отличия человека от обезьян
Слайд 16
Учитель: Выполним задание № 2 Вам нужно продолжить предложения
Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ЧЕТЫРЕХ КОНЕЧНОСТЯХ. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ДВУХ НОГАХ. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать ПИЩУ и защищаться от ХИЩНИКОВ
Взаимопроверка
-А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильность выполненного задания.
Учитель: Какие движения может выполнять рука человека?
(Слайд 18)
Разнообразные точные и сложные движения.
Учитель: Назовите какое главное отличие человека от животных?
(Слайд 19)
Главное отличие человека от животных – разум. Человек обладает речью
Учитель: Назовите другие отличия человека от животных (Слайд 20)
Хождение на двух ногах, развитие мышц ног с опорой на стопу. Люди могут предвидеть события, продумать свои действия. Общаются с помощью речи
IV. Закрепление изученного.
- Выполнение заданий по группам.
Задание № 3 Отметить знаком «+» те рисунки, на которых изображены действия, доступные только рукам человека..(Слайд 23)
Проверка.
V. Подведение итогов
- Что нового узнали? (Обезьяны наши дальние предки, у обезьян как и людей длительный период детства, хорошо развит мозг, хорошо развита рука, зрение…)
-А теперь вернемся к вопросу, для чего нам нужна эта информация ?( Для того, что множество особенностей человека становятся понятными для нас, если мы будем знать, что наши древние предки жили на деревьях.)
Оценивание учащихся
-Ребята, оцените себя на уроке:
-Тот кто считает, что работал активно, отвечал на все задания- поднимите карточку красного цвета.
-Тот, кто считает, был недостаточно активен и отвечал не на все вопросы, поднимите карточку желтого цвета.
-Ну и тот кто считает, что мало работал на уроке, поднимите зеленую карточку.
-А теперь давайте оценим урок. Если понравился урок поднимите карточку красного цвета, если не понравился, то зеленого цвета.
Задание на дом
- Найти сообщения о обезьянах
2.* Описать как выглядел бы разумный муравей.
Литература
1. Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н. В. Осипова, И. А. Головинская, С. В. Брюханова
// Управление начальной школой. - 2010. - № 10. - С. 26-33.
Ценностные ориентиры образования в гимназии. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся на момент поступления в школу, окончания 1-го класса и выпуска из начальной школы.
2. Перминова Л.М. Взаимосвязь стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова
// Народное образование. - 2010. - № 7. - С. 209-216.
Анализ стандартов. Существенные отличия и связи образовательно-обучающего характера.
3. Перминова Л.М. Дидактическая взаимосвязь школьных образовательных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова // Педагогика. - 2010. - № 4. - С. 26-32. - Библиогр.: с. 32.
4. Перминова Л.М. Дидактические условия взаимосвязи школьных стандартов первого и второго поколений / Л. М. Перминова
// Школьные технологии. - 2010. - № 3. - С. 3-9.
5. Песняева Н.А. Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников / Н. А. Песняева
// Методист. - 2010. - № 4. - С. 61-67.
6. Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге / Н. А. Песняева
// Управление начальной школой. - 2010. - № 7. - С. 15-22.
7. Петерсон Л.Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон
// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23. - Библиогр.: с. 23.
Наши предки – древесные жители
Задание 1.
Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.
Задание 2.
Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.
Задание 3.
Зачеркните в тексте фразы с которыми вы не согласны.
Наши предки вели древесный образ жизни. Поэтому люди теперь ходят на двух ногах. У них широкие плечи и хорошо развито зрение. Детство людей длится очень долго, и они многому обучаются у своих родителей. Как и у обитателей деревьев, у них есть речь.
В отличие от обезьян люди хорошо видят и имеют ловкие руки с подвижными пальцами.
Наши предки – древесные жители
Задание 1.
Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.
Задание 2.
Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.
Задание 3.
Подчеркни фразы, которые может понять собака
«Сидеть», «Ко мне», «Свари макароны», «Иди в школу», «Принеси палку», «Реши задачу»
Наши предки – древесные жители
Задание 1.
Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ___________,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый __________________.
Задание 2.
Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ___________________________________. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ___________________. Это освободило руки, которые стали помогать ему добывать _____________ и защищаться от __________________________________.
Задание 3.
Отметить знаком «+» те рисунки, на которых изображены действия, доступные только рукам человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира во 2 классе по теме: "Наши помощники - органы чувств"
Данный урок входит в раздел «Кто ты такой». При изучении нового материала применяется методика наглядного обучения, методика практического обучения, методика словесного обучения, игровые м...
Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира в 4 классе на тему "Наши подземные богатства" по программе "Школа России", учебник А.А. Плешаков...
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: "Наши маленькие соседи" (Насекомые. Их разнообразие.)
Урок-исследование соответствует образовательной программе «Гармония» и входит в раздел: «Разнообразие и красота животных». В процессе работы в малых группах, проводя исследования, дети узнают о том, к...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Наше питание. Пищеварительная система"
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по программе "Школа Росии" А.А. Плешаков . Тема:"Наше питание. Пищеварительная система"...
конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков
Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...
Презентация к открытому уроку окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России"
Презентация разработана к открытому уроку по теме "Наши подземные богатства" УМК "Школа России". Презентация содержит краеведческих материал о полезных ископаемых Воронежской облас...
Конспект открытого урока окружающего мира в 4 классе по теме "Наши подземные богатства"
Урок окружающего мира разработан по УМК "Школа России" на основе краеведческого материала Воронежской области...