"Наши предки – древесные жители."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Наши предки – древесные жители.
Цель: Формировать у учащихся новые понятия: сходство и различие человека и обезьян. Развивать мышление, речь. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Оборудование, материалы: учебник стр. 60-63, рабочая тетрадь к учебнику 24-25с., компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Наши предки – древесные жители» (http://festival.1september.ru/articles/507219/pril.ppt), игра «Анаграммы. Органы человека» SMART
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация. Игра «Анаграммы. Органы человека» SMART
III. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Проблемная ситуация. (Слайд 2)
Учащиеся читают диалог. Рассматривают рисунок внизу и решают, правы ли Лена и Миша. Обнаружение сходств и различий.
- Прежде чем ответить на проблемный вопрос, вспомним, что вы уже знаете.
Учебник 60с. вопросы.
- Чем отличаются млекопитающие от других животных? (Слайд 3)
(Главное отличие – живорождение и забота о потомстве – выкармливание молоком детенышей, наличие разнообразных зубов, шерстяной покров)
- Какие органы чувств позволяют играть в прятки? (Слайд 4)
(Главный орган чувств человека – зрение – во время игры не используется. В качестве основных органов чувств функционируют слух и осязание. Именно в этом трудность этой игры, так как без зрения мы с большим трудом ориентируемся в мире )
- Из каких частей состоит нога? Как люди ходят? (Слайд 5)
(Люди ходят на двух ногах, принимая вертикальное положение. При этом опираются люди на нижнюю конечность. Она состоит из ноги и тазовых костей, являющихся опорой для ног. Нога состоит из бедра, голени и стопы)
- Теперь, когда мы вспомнили, все что уже знаем, легко можем найти сходство и отличие человека и обезьяны. (Слайд 6)
(У человека и обезьян были общие предки, ведущие древесный образ жизни)
- Попробуйте определить тему урока. (Слайд 7)
(Сегодня на уроке мы будем говорить о наших предках, а именно об обезьянах)
- Ребята, мы сегодня будем говорить о естественно-научном взгляде на этот вопрос. Он не претендует быть единственно верным. В религии существуют другие точки зрения.
IV. Совместное открытие знаний.
- Вспомним наших дальних родственников. (Слайды 8 и 9)
(Горилла, шимпанзе, орангутанг, гиббон )
- Откройте учебник на странице 61 и выполните задание. (Слайд 10)
( Отметьте те особенности, которые роднят человека со всеми животными буквой - ж, а с обезьянами буквой - о)
Со всеми животными - питается готовыми органическими веществами, подвижный.
С обезьянами - имеет широкие плечи, имеет подвижные, ловкие конечности, имеет хорошо развитый мозг.
- Почему произошли изменения руки? (Слайд 11)
(Чтобы ухватится за ветку, “рука обезьяны” должна её чувствовать. Рука человека ещё более чувствительный и ловкий орган.)
- Почему зрение важно для человека? Для обезьяны? (Слайд 12 ).
(Прыгая по веткам, обезьяны оценивают расстояние с помощью ГЛАЗ,. Вспомни неудобства при игре в “жмурки”. Они связаны с тем, что у человека этот орган чувств – самый ГЛАВНЫЙ)
- Как развит мозг обезьяны? (Слайд 13)
(Мозг обезьяны хорошо развит. Они легко учатся использовать новые предметы и меняют своё поведение в незнакомых условиях.)
- Самостоятельно прочитайте текст на стр. 62 “Для любознательных” и найдите ответ на вопрос: Почему обезьяны так поздно взрослеют? (Слайд 14)
(Сложное поведение обезьян требует длительного обучения)
- Назовите все сходства человека с обезьянами. (Слайд 15)
(Общие предки, ведущие древесный образ жизни, хорошо развита рука, зрение, сложный мозг, длительный период детства)
- Теперь находим отличия человека от обезьян (Слайды 16 - 17)
(Выполним задание № 3 на стр. 69)
(Спускаясь с деревьев на землю, обезьяны обычно передвигаются на ЧЕТЫРЕХ КОНЕЧНОСТЯХ. Древний человек жил на открытых пространствах и ходил по земле на ДВУХ НОГАХ. Это освободило руки, которые стали помогать ему добыватьПИЩУ и защищаться от ХИЩНИКОВ)
- Какие движения может выполнять рука человека? (Слайд 18)
(Разнообразные точные и сложные движения)
- Какое главное отличие человека от животных? (Слайд 19)
(Главное отличие человека от животных – разум. Человек обладает речью)
- Назовите отличия человека от животных (Слайд 20)
(Хождение на двух ногах, развитие мышц ног с опорой на стопу. Люди могут предвидеть события, продумать свои действия. Общаются с помощью речи)
V. Закрепление изученного.
- Выполнение заданий:
Задание № 4 (Найдите в тексте ошибки) (Слайд 21)
Задание № 5 (Какое зрение у обезьяны?) и № 7 (Подчеркни фразы, которые может понять собака) (Слайд 22)
Задание № 6 (Раскрась те рисунки, на которых изображены действия, доступные только человеку) (Слайд 23)
VI. Дом. задание. 60-63с. читать, р.т. 23с. 1-2 зад.
VII. Подведение итогов
- Что нового узнали? - Кто является нашими предками?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"
Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...
Наши предки - древесные жители
На уроке формируются понятия о сходстве и отличии человека и обезьяны...
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме: "Наши предки - древесные жители", Образовательная система "Школа 2100", (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана)
Урок окружающего мира в 4-ом классе по теме "Наши предки - древесные жители", Образовательной системе "Школа 2100" , (учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С....
Конспект открытого урока по окружающему миру Тема: Наши предки – древесные жители
Каждый ученик должен знать о происхождении человека. Об сходствах и различиях человека и обезьян...
урок окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" по "Школе 2100"
Цели урока:Познакомить учащихся с происхождением человека, со сходством в строении человека и обезьяны....
Наши предки - древесные жители
Представляю вашему вниманию урок по окружающему миру с презентацией. Тема " Наши предки - древесные жители"....