Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 класс
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру. 1-4 класс по учебно-методическому комплексу: Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_.docx | 86.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Арсентьевская средняя общеобразовательная школа» Кемеровского муниципального района
РАССМОТРЕНО на заседании МО протокол № 1 от 31.08.2016 г. Рук.МО________ | ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № 1 от 31.08.2016 г. | УТВЕРЖДЕНО директор МБОУ «Арсентьевская СОШ» ___________Г.Ю.Федосова приказ №_______ _____________2016г. |
Рабочая программа
Окружающий мир
- 4 класс
2016-2017 учебный год
Составитель: Мельниченко В.С.
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Арсентьевская СОШ», примерной программы «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига\Учебник 2011), учебно-методического комплекса:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир [Текст]: Учебник, 1, 2, 3, 4 кл. - М.: Академкнига \ Учебник,2013.
- Федотова О.Н. Окружающий мир: Тетрадь для самостоятельной работы. [Текст]: 1, 2, 3, 4 класс \ - Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. - М.: Академкнига \ Учебник,2013.
- Федотова О.Н., Окружающий мир: Хрестоматия [Текст]: 1, 2, 3, 4 кл.\ Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. -М.: Академкнига\ Учебник,2013.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Методическое пособие для учителя 1, 2, 3, 4 кл.. - М.: Академкнига \ Учебник, 2013.
Цели:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч., из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), 2-4 классы 70 часов в неделю (35 учебных недель).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир»
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
- мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
- ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
- базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
- любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
- базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
- учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой
природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувства верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов,
процессов и явлений, характерных для природной и социальной
действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты
окружающего мира, выделять характерные особенности природных
объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества,
религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в
разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема,
интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях,
справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных
носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для
практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта,
схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой
информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации
(расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы
экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой
информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в
учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника,
взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность
существования у партнера другой точки зрения, в том числе не
совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего
(консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания
школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Тематическое планирование рассчитано на естественно-научное направление содержания курса и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» — 150 часов, «Человек и общество» — 108 часов, резерв — 12 часов. Содержание блока «Правила безопасной жизни» изучается по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего отдельные часы на его изучение не выделены.
1 класс
(33 часа)
Человек и природа (23 ч)
Природа- это то, что нас окружает, но не создает человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое -лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения - часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений (вегетативные и генеративные органы): стебель, корень, лист, побег, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян на основе наблюдений ( по выбору учителя). Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавания растений своего края (АО листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Разнообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери. Дикие и домашние животные.
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяца (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка зверей к зиме.
Зима. Зимние месяца (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы
(низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяца (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц) жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяца (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
Человек и общество (8 ч)
Ознакомление с условными обозначениями учебника и их использование при работе с учебником.
Школьник и его жизнь в школе. Приход в школу, приветствие учителю, подготовка к уроку. Правила поведения в школе: в компьютерном классе, на уроке, на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России (изображение животных их Красной книги на юбилейных монетах России) . разработка экологических (предупредительных) знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний период года.
Наша Родина- Россия. Иллюстрация территории и границ России. Россия - многонациональная страна. Москва- столица России. Достопримечательности столицы- Красная площадь, Кремль. Метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Правила безопасного поведения (2ч)
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы. Правила безопасного поведения на улице.
Правила безопасного поведения во время зимних игр (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба, снег несъедобен).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Одно из основных правил сбора грибов ( не трогай несъедобные и незнакомые тебе грибы).
Правила поведения при сборе лекарственных трав.
Первая помощь при укусе насекомых (пчелы, осы).
2 класс
Человек и природа (40ч)
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля - планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.
Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человек5а к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (24ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край - частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения (4ч)
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
3 класс
- Изображение Земли на глобусе (4 ч.)
Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» (1 ч.) Глобус – модель земного шара (1 ч.) Материки и океаны на глобусе (1 ч.) Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» (1 ч.)
- О чём рассказала карта (8 ч.)
Географическая карта (1 ч.) Учимся читать карту (1 ч.) План местности (1 ч.) Холмы и овраги (1 ч.) Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» (1 ч.) Стороны горизонта (1 ч.) Ориентирование на местности. Компас (1 ч.) Обобщение по теме «О чём рассказала карта». Готовимся к школьной олимпиаде! (1 ч.)
- Из чего всё на свете (4 ч.)
Тела, вещества, частицы (1 ч.) Твёрдые вещества, жидкости и газы (1 ч.) Вода – необыкновенное вещество (1 ч.) Обобщение по теме «Из чего всё на свете».
Готовимся к школьной олимпиаде! (1 ч.)
- Вода и её свойства (5 ч.)
Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба) (1 ч.) Термометр и его устройство (1 ч.) Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда) (второе заседание клуба) (1 ч.) Свойства воды в газообразном состоянии (1 ч.) Обобщение по теме «Вода и её свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! (1 ч.)
- Чудесные превращения воды в природе (6 ч.)
Круговорот воды в природе (1 ч.) Туман и облака. Осадки (1 ч.) Вода – растворитель (третье заседание клуба) (1 ч.) Растворы в природе (1 ч.) Почему воду надо беречь? (1 ч.) Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе ». Готовимся к школьной олимпиаде! (1 ч.)
- Воздух и его свойства (4 ч.)
Океан, которого нет на карте и глобусе (1 ч.) Воздух – это смесь газов (1 ч.)
Свойства воздуха (четвёртое заседание клуба) (1 ч.) Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! (1 ч.)
- Движение воздуха (4 ч.)
Температура воздуха (1 ч.) Ветер (1 ч.) Что такое погода? (1 ч.) Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» (1 ч.)
- Тайны недр Земли (7 ч.)
Горные породы (1 ч.) Разрушение горных пород (1 ч.) Что такое минералы? (1 ч.) Полезные ископаемые (1 ч.) Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба) (1 ч.) Почему надо беречь полезные ископаемые (1 ч.)
Обобщение по теме «Тайны недр Земли» (1 ч.)
- Почва (5 ч.)
Как образуется почва (1 ч.) Почва и её состав (шестое заседание клуба) (1 ч.)
Экскурсия «Почвы родного края» (1 ч.) Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба) (1 ч.) Обобщение по теме «Почва» (1 ч.)
- Природные сообщества (7 ч.)
Лес и его обитатели (1 ч.) Луг и его обитатели (1 ч.) Поле и его обитатели (1 ч.) Пресный водоём и его обитатели (1 ч.) Болото и его обитатели (1 ч.) Экскурсия «Природные сообщества родного края» (1 ч.) Обобщение по теме «Природные сообщества » (1 ч.)
- Человек и природные сообщества (9 ч.)
Значение лесов (1 ч.) Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба) (1 ч.) Луг и человек (1 ч.) Надо ли охранять болота? (1 ч.) Дары рек и озёр (1 ч.) Безопасное поведение у водоёмов (девятое заседание клуба) (1 ч.) Человек – защитник природы (1 ч.) Природа будет жить! (1 ч.) Обобщение по теме «Человек и природные сообщества » (1 ч.)
- Путешествие в прошлое (7 ч.)
Лента времени (2 ч.) Золотое Кольцо России (2 ч.) Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба) (1 ч.) Экскурсия в краеведческий музей (1 ч.) Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде! (1 ч.)
4 класс
Основные содержательные линии четвертого класса (Земля — планета Солнечной системы; родная страна — Россия; страны и народы мира; человек — часть природы, человек - член общества; история Отечества) реализуются в рамках определенных Стандартом содержательных блоков:
Человек и природа (42 ч)
Общие представления о Вселенной, Солнечной системе, размерах Земли по сравнению с размером Солнца. Одно из теоретических предположений ученых о возникновении Солнца. Планеты Солнечной системы (названия, расположение на орбитах по отношению к Солнцу). Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года.
Природные зоны России: общее представление, расположение на карте природных зон России, основные природные зоны (ледяная зона, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, зона субтропиков). Горные области. Климат природных зон, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Соблюдение экологических правил поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг (охрана поверхности земли от уплотнения почвы и разрушения лесной подстилки, от загрязнения поверхности земли полиэтиленовыми пакетами, пластиковыми бутылками, осколками стекла).
Родной край – часть великой России. Карта родного края. Полезные ископаемые. Поверхность и водоемы родного края. Растительный и животный мир края. Заповедные места. Посильное участие в охране природы родного края. Московское время, часовые пояса.
Общее представление о строении тела человека. Система органов: органы чувств, опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная. Роль органов чувств в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов.
Человек и общество (26 ч)
Наша родина – Россия. Российская Федерация. Государственная символика Российской Федерации: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации. Правительство и Парламент страны. Депутат от субъекта Российской Федерации (республика, край, область, город федерального значения –
Москва или Санкт-Петербург, автономный округ, Еврейская автономная область) в Парламенте страны как представитель интересов региона.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию. Русский язык – государственный язык Российской Федерации. Родной край – часть великой России. Родной город (село, поселок), регион (область, край, республика). Название. Расположение края на политико-административной карте России. Карта родного края. Особенности труда людей родного края (добыча полезных ископаемых, растениеводство, животноводство). Народные промыслы.
Россия на карте. Границы России. Названия государств, имеющих с Россией сухопутные границы, столицы государств. Морские границы. Морская граница России с Аляской (один из штатов США ) и Японией. Имена великих путешественников и ученых, первооткрывателей морей и земель на карте Азии (море Лаптева, мыс Дежнева, пролив Беринга, город Хабаровск, мыс Челюскина).
Страны и народы мира. Япония, Соединенные штаты Америки, Великобритания, Франция. Расположение на политической карте, столицы государств, главные достопримечательности.
Терроризм – международная опасность (США , г. Нью-Йорк, 11 сентября 2001 г.; Россия, г. Беслан, 3 сентября, 2004 г.).
История Отечества. Древние славяне. Древняя Русь. Киевская Русь. Картины быта и труда, традиции, верования. Значимые события в разные исторические времена. Путь из «варяг в греки» (IX–XI вв.). Крещение Руси (988 г.). Первый на Руси свод законов «Русская правда» (памятник законодательства XI–XII вв.), основание г. Ярославля (988–1010 гг.). Объединение территорий древнерусского государства. Выдающиеся люди разных эпох: великий князь Владимир Святославович – Красное Солнышко (960–1015 гг.), Ярослав Владимирович – Ярослав Мудрый (около 980–1054 гг.), Владимир Мономах (1053–1125 гг.), князь Новгородский и Владимирский Александр Невский (1221–1263 гг.). Московская Русь: основание Москвы (1147 г.), князь Юрий Долгорукий (1090-е –1157 гг.). Первые московские князья (период правления): Иван Калита (1325– 1340 гг.), Дмитрий Донской (1359–1389 гг.).
Традиционные российские религии. Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Древние времена – времена многобожия (вера в силы природы). Отличия народов друг от друга (исторические, культурные, духовные, языковые). Народы, верующие в единого бога: христиане (Бог – Богочеловек Иисус Христос), мусульмане (Аллах – духовная власть и сила), иудеи (Бог – Всевышний как духовная власть и сила), буддисты (Будда – духовная связь всех проявлений жизни).
Сохранение традиционной обрядовости (вера в приметы). Современные сезонные праздники – дань традициям, историческое и культурное наследие каждого народа.
Москва как летопись истории России. Исторические памятники столицы и исторические события, связанные с ними: памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (4 ноября – День народного единства: борьба Российского государства с иноземными захватчиками в начале XVII в., подвиг ополченцев); Триумфальная арка, музей-панорама «Бородинская битва» (память о войне 1812 г.); памятник маршалу Г.К. Жукову, Вечный огонь на могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены, имена улиц, площадей, скверов, проспектов (9 мая – День Победы – память страны о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.); памятник Юрию Гагарину – первому космонавту планеты Земля, монумент «Спутник» на проспекте Мира, монумент «Покорителям космоса», аллея Героев-космонавтов (12 апреля – День космонавтики); фонтан «Дружба народов» (знаменитый символ Союза Советских Социалистических Республик).
Правила безопасного поведения (2)
Соблюдение правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде), на проезжей части и тротуаре.
Соблюдение правил безопасного поведения во время прогулок в лес, в парк, на луг.
Соблюдение правил безопасного поведения во время приема пищи.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей, личная ответственность за сохранение своего физического и нравственного здоровья (курение, употребление наркотиков, прослушивание громкой музыки, нежелание при необходимости носить очки).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | |
Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем мире (8часов) | |||
Где живёт семья Ивановых (с. 3-5) | 2 | ||
Где живёт семья Ивановых (с. 3-5 | |||
Мы познаём мир (с. 6-7) | 2 | ||
Мы познаём мир (с. 6-7) | |||
Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9) | 2 | ||
Мы познаём окружающий мир с помощью органов чувств (с. 8-9) | |||
Что нас окружает (с.10-11) | 2 | ||
Что нас окружает (с.10-11) | |||
Живая природа (10 часов) | |||
Животные – часть природы (с. 12-13) | 1 | ||
Дикие и домашние животные (с. 14-15) | 2 | ||
Дикие и домашние животные (с. 14-15) | |||
Насекомые – часть природы (с. 16-17) | 2 | ||
Насекомые – часть природы (с. 16-17) | |||
Растения – часть живой природы (с. 18-19) | 2 | ||
Растения – часть живой природы (с. 18-19) | |||
Что общего у трав, кустарников и деревьев (с. 20-21) | 1 | ||
Как растения расселяются на новые места (с. 22-23) | 2 | ||
Как растения расселяются на новые места (с. 22-23) | |||
Природа и её сезонные изменения (38 часов) | |||
Природа и её сезонные изменения (с. 24-25) | 1 | ||
Жизнь растений осенью (с. 26-27) | 2 | ||
Жизнь растений осенью (с. 26-27) | |||
Труд людей осенью. (с. 28-29) | 1 | ||
Как животные готовятся к зиме (с. 30-31) | 2 | ||
24 | Как животные готовятся к зиме (с. 30-31) | ||
25 | Пришла зима (с. 32-33) | 2 | |
26 | Пришла зима (с. 32-33) | ||
27 | Снежные загадки (с. 34-35) | 1 | |
28 | Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37) | 2 | |
29 | Жизнь лесных зверей зимой (с. 36-37) | ||
30 | Как помочь птицам зимой (с. 38-39) | 2 | |
31 | Как помочь птицам зимой (с. 38-39) | ||
32 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? (с. 40-41) | 1 | |
33 | Как зимуют травы, кустарники и деревья (с. 42-43) | 1 | |
34 | Учимся различать деревья и кустарники зимой (С.44-45) | 2 | |
35 | Учимся различать деревья и кустарники зимой (С.44-45) | ||
36 | Труд людей зимой | 1 | |
37 | Пришла весна (С.46-47) | 2 | |
38 | Пришла весна (С.46-47) | ||
39 | Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49) | 2 | |
40 | Какие растения весной цвести торопятся (с. 48-49) | ||
41 | Как животные весну встречают. (С.50-51) | 2 | |
42 | Как животные весну встречают. (С.50-51) | ||
43 | Про больших и маленьких (с. 52-53) | 1 | |
44 | Лето пришло (с. 54-55) | 2 | |
45 | Лето пришло (с. 54-55) | ||
46 | В лес по ягоды пойдём (с. 56-57) | 2 | |
47 | В лес по ягоды пойдём (с. 56-57) | ||
48 | С лукошком за грибами (с. 58-59) | 2 | |
49 | С лукошком за грибами (с. 58-59) | ||
50 | Зеленая аптека | 1 | |
51 | Зелёная аптека (с. 60-61) (Продолжение) | 1 | |
52 | Природа и мы (с. 62-63) | 3 | |
53 | Природа и мы (с. 62-63) | ||
54 | Природа и мы (с. 62-63) | ||
55 | Красная книга | 2 | |
56 | Красная книга | ||
Наша Родина – Россия (10 часов) | |||
57 | Родной край | 1 | |
58 | Наша Родина – Россия (с.64-65) | 1 | |
59 | Государственная символика (с. 66-67) | 2 | |
60 | Государственная символика (с. 66-67) | ||
61 | Москва – столица нашего государства (с. 68-71) | 2 | |
62 | Москва – столица нашего государства (с. 68-71) | ||
63 | Москва – столица нашего государства (с. 68-71) | 1 | |
64 | Экскурсия в город (с. 72-73)Соблюдение правил дорожного движения | 2 | |
65 | Экскурсия в город (с. 72-73) Соблюдение правил дорожного движения | ||
66 | Обобщение «Мы и окружающий мир» (с. 74-77) | 1 |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | ||||
Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы (6 часов) | ||||||
1. | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам | 1 | ||||
2 | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы | 1 | ||||
3 | Мир живой и неживой природы. Советы старших | 1 | ||||
4 | Осенние работы на пришкольном участке. | 1 | ||||
5 | Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике | 1 | ||||
6 | Опыт и наблюдение | 1 | ||||
Планеты и звезды (5 часов) | ||||||
7 | Земля. Модель Земли
| 1 | ||||
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | 1 | ||||
9 | Звезды и созвездия | 1 | ||||
10 | Планеты | 1 | ||||
11 | Движение Земли вокруг Солнца | 1 | ||||
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | ||||||
12 | Как связаны живая и неживая природа? | 1 | ||||
13 | Условия жизни на планете Земля | 1 | ||||
Свойства воздуха и воды (4 часа) | ||||||
14 | Свойства воздуха. | 1 | ||||
15 | Кому и для чего нужна вода.ОБЖ Правила поведения у воды. | 1 | ||||
16 | Вода и ее свойства Практическая работа | 1 | ||||
Солнце, воздух, вода и….растения (5 часа) | ||||||
17 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды. Практическая работа | 1 | ||||
18 | Условия, необходимые для развития растений | 1 | ||||
19 | Корень, стебель и лист | 1 | ||||
20 | Питание растений | 1 | ||||
21 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, | 1 | ||||
Разнообразие растений (4 часа) | ||||||
22 | Цветковые и хвойные растения | 1 | ||||
23 | Папоротники, мхи и водоросли | 1 | ||||
24 | Красная книга России. Правила поведения на природе | 1 | ||||
25 | Обобщение по теме «Разнообразие растений | 1 | ||||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8часов) | ||||||
26 | Для чего люди выращивают культурные растения? | 1 | ||||
27 | Какие части культурных растений используют люди? | 1 | ||||
28 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | 1 | ||||
29 | От чего зависит урожай зерновых? | 1 | ||||
30 | Растения сада | 1 | ||||
31 | Сколько живут растения? | 1 | ||||
32 | Размножение растений своими частями | 1 | ||||
33 | Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений» | 1 | ||||
Грибы (3 часа) | ||||||
34 | Грибы. Можно вырастить грибы на кусочке хлеба? | 1 | ||||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов ОБЖ .Как правильно собирать грибы? | 1 | ||||
36 | Как правильно собирать грибы? Проверочная работа | 1 | ||||
Животные (8 часов) | ||||||
37 | Разнообразие животных. | 1 | ||||
38 | Насекомые | 1 | ||||
39 | Рыбы | 1 | ||||
40 | Земноводные | 1 | ||||
41 | Пресмыкающиеся. Правила поведения при встрече со змеями ОБЖ | 1 | ||||
42 | Птицы. | 1 | ||||
43 | Звери | 1 | ||||
44 | Как животные защищаются | 1 | ||||
Человек и животные (6 часов) | ||||||
45- 46 | Домашние животные | 2 | ||||
47 | Жомашние животные. Живой уголок | 1 | ||||
48 | Урок – экскурсия на станцию юннатов. Живой уголок | |||||
49 | Значение диких животных | 1 | ||||
50 | Человек в ответе не только за тех, кого приручил | 1 | ||||
51 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные» | 1 | ||||
Человек разумный – часть природы (6 часов) | ||||||
52 | Про тебя. | 1 | ||||
53 | Что умеет человек? | 1 | ||||
54 | Расти здоровым. | 1 | ||||
55 | Питание и здоровье. Практическая работа | 1 | ||||
56 | От кого зависит твой режим дня? | 1 | ||||
57 | Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы» | 1 | ||||
Как уберечь себя от беды (5 часов) | ||||||
58 | Чистота – залог здоровья | 1 1 | ||||
59 | Берегись простуды ! | |||||
60 | Твоя безопасность на улице ОБЖ | 1 | ||||
61 | Твоя безопасность дома. | 1 | ||||
62 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды?»ОБЖ | 1 | ||||
В родном краю (7 часов) | ||||||
63 | Имя города, села, поселка. | 1 | ||||
64 | История Московского Кремля | 1 | ||||
65 | Экскурсия в город и по селу. Соблюдение правил дорожного движения | 1 | ||||
66 | Общий дедушка | 1 | ||||
67 | День Победы. | 1 1 | ||||
68 | День Конституции | |||||
69 | Обобщение по теме «В родном краю»» | 1 | ||||
70 | Проверочная работа за 2 полугодие | 1 |
3 класс
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
Изображение Земли на глобусе (4 часа) | ||
1 | Наш мир знакомый и загадочный. Письмо от Кости, Маши и Миши членам клуба «Мы и окружающий мир» | 1 |
2 | Глобус - модель земного шара | 1 |
3 | Материки и океаны на глобусе | 1 |
4 | Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на глобусе» | 1 |
О чем рассказывает карта (8 часов) | ||
5 | Географическая карта | 1 |
6 | Учимся читать карту | 1 |
7 | План местности | 1 |
8 | Холмы и овраги | 1 |
9 | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | 1 |
10 | Стороны горизонта | 1 |
11 | Ориентирование на местности. Компас | 1 |
12 | Обобщение по теме «О чем рассказывает карта». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 |
13 | Обобщение по теме «О чем рассказывает карта». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 |
Из чего все на свете (4 часа) | ||
14 | Тела, вещества, частицы | 1 |
15 | Твердые вещества, жидкости и газы | 1 |
16 | Вода – необыкновенное вещество | 1 |
17 | Обобщение по теме «Из чего все на свете». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 |
Вода и ее свойства (5 часов) | ||
18 | Свойства воды в жидком состоянии (первое заседание клуба) | 1 |
19 | Термометр и его устройство | 1 |
20 | Свойства воды в твердом состоянии (свойство льда) (второе заседание клуба) | 1 |
21 | Свойства воды в газообразном состоянии | 1 |
22 | Обобщение по теме «Вода и ее свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 |
Чудесные превращения воды в природе (6 часов) | ||
23 | Круговорот воды в природе | 1 |
24 | Туман и облака. Осадки | 1 |
25 | Вода – растворитель (третье заседание клуба) | 1 |
26 | Растворы в природе | 1 |
27 | Почему воду надо беречь? | 1 |
28 | Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 |
Воздух и его свойства (4 часа) | ||
29 | Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 |
30 | Воздух – это смесь газов | 1 |
31 | Свойства воздуха (четвертое заседание клуба) | 1 |
32 | Обобщение по теме «Воздух и его свойства». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 |
Движение воздуха (4 часа) | ||
33 | Температура воздуха | 1 |
34 | Ветер | 1 |
35 | Что такое погода? | 1 |
36 | Обобщение по теме «Движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир?» | 1 |
Тайны недр Земли (7 часов) | ||
37 | Горные породы | 1 |
38 | Разрушение горных пород | 1 |
39 | Что такое минералы? | 1 |
40 | Полезные ископаемые | 1 |
41 | Свойства полезных ископаемых (пятое заседание клуба) | 1 |
42 | Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 |
43 | Обобщение по теме «Тайны недр Земли» | 1 |
Почва (5 часа) | ||
44 | Как образуется почва | 1 |
45 | Почва и ее состав (шестое заседание клуба) | 1 |
46 | Экскурсия «Почвы родного края» | 1 |
47 | Зачем и как люди заботятся о почве (седьмое заседание клуба) | 1 |
48 | Обобщение по теме «Почва» | 1 |
Природные сообщества (7 часов) | ||
49 | Лес и его обитатели | 1 |
50 | Луг и его обитатели | 1 |
51 | Поле и его обитатели | 1 |
52 | Пресный водоем и его обитатели | 1 |
53 | Болото и его обитатели | 1 |
54 | Экскурсия «Природные сообщества родного края». Правила безопасности дорожного движения | 1 |
55 | Обобщение по теме «Природные сообщества». | 1 |
Человек и природные сообщества (9 часов) | ||
56 | Значение лесов | 1 |
57 | Безопасное поведение в лесу (восьмое заседание клуба) | 1 |
58 | Луг и человек | 1 |
59 | Надо ли охранять болота | 1 |
60 | Дары рек и озер | 1 |
61 | Безопасное поведение у водоемов (девятое заседание клуба) | 1 |
62 | Человек – защитник природы | 1 |
63 | Природа будет жить! | 1 |
64 | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» | 1 |
Путешествие в прошлое (7 часов) | ||
65-66 | Лента времени | 2 |
67-68 | Золотое кольцо России Экскурсия в краеведческий музей. Соблюдение правил безопасности дорожного движения | 2 |
69 | Путешествие по Санкт-Петербургу (десятое заседание клуба) | 1 |
70 | Обобщение по теме «Путешествие в прошлое». Готовимся к школьной олимпиаде! | 1 |
4 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Древние славяне | 1 |
2 | Древняя Русь | 1 |
3 | Крещение Руси | 1 |
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 |
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья | 1 |
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба | 1 |
7 | Обобщение по теме «Древние славяне» | 1 |
8 | Солнечная система | 1 |
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 1 |
10 | Природные зоны нашей страны | 1 |
11 | Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 |
12 | Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек» | 1 |
13 | 1 | |
14 | Тундра. Тундра и человек | 1 |
15 | Тундра. Тундра и человек | 1 |
16 | Зона лесов. Растения зоны лесов. Животное зоны леcoв. Роль леса в природе и жизни людей | 1 |
17 | Зона лесов. Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей | 1 |
18 | Зона степей. Степь и человек | 1 |
19 | Зона степей. Степь и человек | 1 |
20 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | 1 |
21 | Зона пустынь. Жизнь человека в пустыне | 1 |
22- 23 | Третье заседание клуба «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье» | 2 |
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 |
25 | Твой родной край | 1 |
26 | Московское время | 1 |
27 | Карта твоего края | 1 |
28 | Поверхность и водоемы твоего края | 1 |
29 | А что можешь сделать ты? | 1 |
30 | Полезные ископаемые твоего края | 1 |
31 | Растения твоего края | 1 |
32 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 |
33 | Народные промыслы твоего края | 1 |
34 | Заповедные места твоего края | 1 |
35 | Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде | 1 |
36 | Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм человека | 1 |
37 | Путешествие в мир клеток | 1 |
38 | Самый большой орган чувств | 1 |
39 | Как человек двигается | 1 |
40 | Пищеварительная система | 1 |
41 | Система кровообращения | 1 |
42 | Познакомимся с дыхательной системой | 1 |
43 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие | 1 |
44 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 |
45 | Нервная система человека | 1 |
46 | Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 |
47 | Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах | 1 |
48 | Высуни язык и скажи: «А» | 1 |
49 | «Взгляд» на глаз | 1 |
50 | Ухо не только орган слуха | 1 |
51 | Ухо – орган равновесия | 1 |
52 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | 1 |
53 | Советы врача | 1 |
54 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде. Правила безопасности дорожного движения. | 1 |
55 | Границы России | 1 |
56 | Границы России | 1 |
57 | Соединенные штаты Америки (США) | 1 |
58 | Великобритания | 1 |
59 | Франция | 1 |
60 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 |
61 | День народного единства | 1 |
62 | Москва: память о войне 1812 года | 1 |
63 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов | 1 |
64 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов | 1 |
65 | Памятники Москвы покорителям космоса | 1 |
66 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 |
67 | Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация | 1 |
68 | Основной закон страны - Конституция России. Президент России | 1 |
69 | Обобщение по теме «Мы - граждане России» или экскурсия в краеведческий музей. Правила безопасности дорожного движения. | 1 |
70 | Обобщение. Экскурсия в краеведческий музей | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...