Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Габдулхакова Инсия Зуфаровна

Рабочая программа по окружающему мирудля 3 класса по программа "Перспектива" рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc191 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа   по  окружающему миру  предназначена учащимся 3 класса и рассчитана на 2016-2017 учебный год. Программа  составлена на основе  Федерального  государственного  образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом  МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., примерной  программы начального общего образования по окружающему миру , программы  А.А. Плешакова    «Окружающий мир»,  учебного  плана   МБОУ "Джалильская СОШ№2", утвержденного приказом №85 от 29.08.2016г.

Цели обучения окружающему миру:

-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье. 

Основные задачи :

-формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех       людей, для всего живого;

 - воспитание  любови к своему городу, к своей Родине

 - формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде;

 -развитие  интереса к познанию самого себя и окружающего мира.  

                     На изучение курса «Окружающий мир» в  3  классе начальной школы отводится 2ч в неделю – 68ч . Из них  контрольных работ: 7 (проверочных работ-3; тестов-4  )

          Для реализации рабочей программы используется УМК "Перспектива", который  включен в федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ.      Окружающий мир 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждении с прил. на электрон. носителе. В 2ч/ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая -М.:    Просвещение,2013

      Примечание: На основании положения МБОУ  «Джалильская СОШ №2» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 30 мая 2016 года, протокол  №7,  утвержденного Приказом директора № 66  от 30 мая 2016 года, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями,  программу выполнить согласно п.5.2 данного положения

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;

-умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;

-доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря; целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;

представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;

-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев  людей в течение года;

представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени  в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;

-представление о  социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);познавательные мотивы учебной деятельности;

-представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;

эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;

этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;

этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;

потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;

-выполнение правил работы в группе,  доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;

установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную цель и задачу, сформулированную совместно с учителем;

сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);

планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;

фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;

использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;

анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;

классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;

сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);

осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;

моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками ;формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);

поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;

признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;

Предметные

Обучающийся научится:

называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;

называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять стороны горизонта;

находить на глобусе океаны и материки;

перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность; перечислять времена года в правильной последовательности;  измерять температуру;

кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;

находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;

называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;

узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;

перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;

отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; определять, чем отличаются насекомые от паукообразных различать перелетных и зимующих птиц;

приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;  соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;

Содержание учебной программы

 

№ п/п

Раздел

Количество часов

1.

Радость познания.

11 часов

2.

Мир как дом.

24 часа

3.

Дом как мир.

25 часа

4.

В поисках Всемирного наследия.

8 часов

Радость познания. 11 часов

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы

Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических разделах, в предметных и именных указателях и др.)

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света

Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, кар-ты, схемы, планы городов, сел и др. Права ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям.

Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях

Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телефон, телеграф. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет – как способы познания мира.

Мир как дом. 24 часа

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды)

Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звезды и планеты. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода, ее состояния. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Вода, ее состояния. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде

Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений

Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде)

Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пище и защите от врагов

Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса: взаимосвязи в лесном сообществе (растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.

Луг – единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.

Водоем – единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот в сообществе водоема. Влияние человека на водное сообщество

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность за сохранность природы

Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра.

Дом как мир.  25 часов.

Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу

Трехчастная структура дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники

Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие женской и мужской половины в доме – характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время

Семья – самое близкое окружение человека.

Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание

Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства

Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.

Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества

Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и его пестованием в  младенчестве, с наречением имени

Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края.

Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках

Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение.  Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма

Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обмораживании, перегревании.

Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам – людям с ограниченными возможностями здоровья. Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края

Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства

Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах, в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. История рода А.С. Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжение доброго дела

Обобщение изученного материала.

В поисках всемирного наследия.  8 часов.

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.

Ансамблю Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России

Озеро Байкал как объект Всемирного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России, но и мира

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Кипр на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира

Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий – иудаизм, христианство, ислам.

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и ее культурного наследия для всего мира.

Календарно – тематическое планирование по окружающему миру

Тема урока

 Основные виды учебной деятельности учащихся

Дата проведения

план

факт

Радость познания. 11 часов

1.

Свет знания.

Выполняют задания рабочей тетради, прочитав главу учебника, развивают  естественный интерес к познанию мира, создавая ситуации,  в которых надо разрешать вопросы, т. е. проявлять познавательную активность.

3.09

2.

Как изучают окружающий мир. 

Осваивают в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования;

обсуждают рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне»;

делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

6.09

3.

Книга – источник знаний. 

10.09

4.

Отправимся на экскурсию. 

13.09

5.

О чём рассказывает план? Практическая работа

Сравнивают рисунок и план местности;

различать наиболее распространённые виды планов;

обсуждать их значение в нашей жизни.

извлекать информацию из туристических планов;

оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана.

17.09

6.

Планета на листе бумаги. 

Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности.

20.09

7.

Страны и народы на политической карте мира. 

Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры.

24.09

8.

Путешествуя, познаём мир. 

 

Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты.

27.09

9.

Транспорт.

 

Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных.

1.10

10.

Средства информации и связи. 

Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи,  используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.

4.10

11.

Тест по разделу «Радость познания» 

Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний.

8.10

Мир как дом. 24 часа

12.

Р.н.о. Мир природы в народном творчестве. 

Определяют образ единого дома-мира в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризуют изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края.

11.10

13.

Из чего состоит всё. 

Различают природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполняют таблицу «Твердые тела, жидкости и газы».

15.10

14.

Мир небесных тел..

Извлекают из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализируют иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Работают в группе, моделируют строение Солнечной системы.

18.10

15.

Невидимое сокровище. 

Анализируют диаграмму в учебнике, с ее помощью определяют состав воздуха. Рассказывают о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрируют их. Участвуют в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывают значение воздуха для растений, животных, человека.

22.10

16

Самое главное вещество..

Высказывают предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различают состояния воды. Рассказывают о распространении воды в природе. Раскрывают значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

25.10

17.

Свойства воды.

29.10

18.

Проверочная работа по теме «Воздух и вода»

Применяют полученные знания,  выбирают правильный ответ из нескольких вариантов.

8.11

19.

Р.н.о. Природные стихии в народном творчестве. 

Узнают образы воздуха, огня, воды в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагают для совместной игры несколько загадок об огне, воде или воздухе из творчества народов своего края.

12.11

20.

Кладовые земли. 

Исследуют состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывают по схеме о составе гранита. Оценивают эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различают полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам.

15.11

21.

Чудо под ногами. 

Исследуют состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывают значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливают связь между составом почвы и ее плодородием. Моделируют связи почвы и растения.

19.11

22.

Мир растений. 

Сравнивают схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывают особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделируют дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определяют предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливают их принадлежность к изучаемым группам.

 22.11

23.

Плодородная земля и растения в народном творчестве. 

Находят и характеризуют эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, используют приемы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях

26.11

24.

Мир животных. 

Различают виды животных, анализируют таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивают размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделируют развитие животных с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определяют животных с помощью атласа-определителя, устанавливают их принадлежность к изучаемым группам.

29.11

25.

Образы животных  в народном творчестве. 

Узнают образы животных в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирают загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры. Находят и характеризуют образы животных в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края.

3.12

26.

Невидимые нити в живой природе. 

6.12

27.

Тест «Мир растений и животных»

Показывают уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.

10.12

28.

Р.н.о.Лес – волшебный дворец. 

Придумывают и разыгрывают сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга. Прослеживают по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, используют атлас-определитель для и распознания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них.

13.12

29.

Луг – царство цветов и насекомых. 

Составляют цепи питания, характерные для луга, моделируют их освоенными способами. Рисуют схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, используют атлас-определитель для и распознания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них.

17.12

30.

Водоём – дом из воды. Урок изучения нового.

По иллюстрации учебника знакомятся с разнообразием организмов пресного водоема, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживают взаимосвязи в водном сообществе. Рисуют схему круговорота веществ в водном сообществе.

20.12

31

Проверочная работа за 1 полугодие

Работая в парах, соотносят отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране, заполняют ее таблицу в рабочей тетради.

 24.12

32.

Р.н.о.Как сохранить богатства природы. 

По рисункам-символам в учебнике рассказывают об охране природных богатств. Работая в группах, предлагают условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивают работу других групп, рассказывают по условным знакам об охране природных сообществ.

10.01

33

Р.н.о.Охрана природы в культуре народов России и мира. 

Рисуют в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвуют в дидактической игре по теме урока.

14.01

34.

Обобщающий урок по разделу «Мир как дом».

Осуществляют в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывают ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы.

17,01

35.

Родной дом – уголок Отчизны.

Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни.

21.01

Дом как мир. 25 часов

36.

Свой дом – свой простор. 

Сравнивают устройство старинного и современного домов. Объясняют роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находят их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках.

24.01

37.

В красном углу сесть – великая честь. 

Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках.

28.01

38

Побываем в гостях. 

Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края.

31.01

39.

На свет появился – с людьми породнился. 

В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства.

4.02

40.

41

Родословное древо. 

Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений.

7.02

Проект «Родословное древо»

Рассказывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность.

11.02

42.

Муж и жена – одна душа. 

Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодоженам. Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены.

14.02

43.

Святость отцовства и материнства. Урок изучения нового.

Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира.

18.02

 44.

Добрые дети – дому венец. Урок изучения нового.

Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника – своего тезки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания.

21.02

45.

Детские игры – школа здоровья. Урок изучения нового.

Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать ее в среде сверстников.

25.02

46.

Тестовая работа по темам «Родной дом. Семья»

Показывают уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.

28.02

47.

Строение тела человека.

С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека»  в рабочей тетради.

4.03

48.

Как работает наш организм. 

С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы.

7.03

49.

Что такое гигиена. 

Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учетом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приемы ухода за зубами, оценивать свои успехи.

11.03

50.

Наши органы чувств. 

Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать свое отношение к собственному здоровью. Корректировать свое поведение в соответствии с изученными правилами гигиены.

14.03

51.

Школа первой помощи. 

Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи.

18.03

52.

Здоровью цены нет. 

Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного.

1.04

53.

Дом не велик, а стоять не велит. 

Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета.

4.04

54.

Семейный бюджет. 

Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе

8.04

55.

Мудрость старости

С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям.

11.04

56.

Путешествие к А.С. Пушкину. 

Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина.

15.04

57.

 Тестовая работа по разделу «Дом как мир»  

Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.

18.04

58.

Всемирное наследие. 

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края.

22.04

59.

Московский Кремль. 

По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

25.04

60.

Озеро Байкал. 

Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

29.04

В поисках Всемирного наследия. 8 часов

61.

Путешествие в Египет. 

Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

2.05

62.

Путешествие в Грецию. 

Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

6.05

63.

Путешествие в Иерусалим. 

Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

9.05

64.

Путешествие в Китай.

Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа.

13.05

65.

Всемирные духовные сокровища. 

Обобщать полученные знания о многих достойных людях – художниках, писателях, ученых, исторических деятелях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах.

16.05

66.

   Всемирные духовные сокровища. 

Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов.

20.05

67

68.

 Всемирные духовные сокровища. 

Обобщить полученные знания

23.05

                                                                          Список литературы для  реализации программы:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2012

2.  Ситникова Т.Н.  Поурочные разработки   класс, М.:"ВАКО"   2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...