Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему мирудля 3 класса по программа "Перспектива" рассчитана на 68 часов(2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 191 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру предназначена учащимся 3 класса и рассчитана на 2016-2017 учебный год. Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования утвержденного приказом МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., примерной программы начального общего образования по окружающему миру , программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», учебного плана МБОУ "Джалильская СОШ№2", утвержденного приказом №85 от 29.08.2016г.
Цели обучения окружающему миру:
-развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
-освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Основные задачи :
-формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитание любови к своему городу, к своей Родине
- формирование опыта экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 2ч в неделю – 68ч . Из них контрольных работ: 7 (проверочных работ-3; тестов-4 )
Для реализации рабочей программы используется УМК "Перспектива", который включен в федеральный перечень учебников рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Окружающий мир 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждении с прил. на электрон. носителе. В 2ч/ А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая -М.: Просвещение,2013
Примечание: На основании положения МБОУ «Джалильская СОШ №2» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ, учебных курсов и предметов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Джалильская средняя общеобразовательная школа №2» Сармановского муниципального района РТ», рассмотренного на педагогическом совете от 30 мая 2016 года, протокол №7, утвержденного Приказом директора № 66 от 30 мая 2016 года, в случае совпадения уроков с праздничными и каникулярными днями, программу выполнить согласно п.5.2 данного положения
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
-более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
-умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
-доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря; целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
-представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
-представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);познавательные мотивы учебной деятельности;
-представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
-выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную цель и задачу, сформулированную совместно с учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками ;формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
Предметные
Обучающийся научится:
называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять стороны горизонта;
находить на глобусе океаны и материки;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность; перечислять времена года в правильной последовательности; измерять температуру;
кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых; определять, чем отличаются насекомые от паукообразных различать перелетных и зимующих птиц;
приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу; соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
Содержание учебной программы
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Радость познания. | 11 часов |
2. | Мир как дом. | 24 часа |
3. | Дом как мир. | 25 часа |
4. | В поисках Всемирного наследия. | 8 часов |
Радость познания. 11 часов
Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда о Дедале и Икаре как воплощение идеи о беспредельности человеческого стремления к познанию мира. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, способность изменять личность человека, обогащать его духовные силы
Способы познания мира: наблюдение, опыт, измерение, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты, увеличительные приборы, лабораторное оборудование
Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера (в алфавитном порядке, в тематических разделах, в предметных и именных указателях и др.)
Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях, Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры
План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов, туристические планы
Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света
Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира и особенностях их культуры
Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Подготовка к путешествию. Роль источников информации в подготовке к путешествию (справочная литература, беседы с опытными людьми, кар-ты, схемы, планы городов, сел и др. Права ответственного туризма. Уважительное отношение к местным обычаям и традициям.
Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта (сухопутный, водный, воздушный, космический). Личный и общественный транспорт. Правила пользования личным и общественным транспортом. Использование общественного транспорта в просветительских целях
Средства связи как способы обмена информацией. Старинные и современные способы обмена информацией между людьми. Виды средств связи: почта, телефон, телеграф. Номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет – как способы познания мира.
Мир как дом. 24 часа
Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в разных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежды)
Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. Звезды и планеты. Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода, ее состояния. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Вода, ее состояния. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Свойства воды. Круговорот воды в природе.
Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека
Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений
Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества, в том числе своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде
Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений
Способы изображения животных в разных видах народного творчества (в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде)
Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пище и защите от врагов
Лес – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса: взаимосвязи в лесном сообществе (растения – пища и укрытие для животных, животные – распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.
Луг – единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.
Водоем – единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот в сообществе водоема. Влияние человека на водное сообщество
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность за сохранность природы
Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов, отражающие оценку природы и место в ней человека. Народный трудовой опыт разумного хозяйствования в старину и сейчас, в том числе в культуре народов своего края. Современные способы экологически чистого образа жизни, не нарушающего порядок в природе. Методы использования возобновляемых источников энергии солнца, воды, ветра.
Дом как мир. 25 часов.
Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме (в том числе в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу
Трехчастная структура дома как образа Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках
Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники
Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие женской и мужской половины в доме – характерные черты традиционного жилища разных народов России и мира. Различия в устройстве жилища, обусловленные природно-климатическим и культурным своеобразием жизни людей. Традиции гостеприимства, принятые в старину и в настоящее время
Семья – самое близкое окружение человека.
Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание
Способы составления родословного древа. Семейные династии; профессии членов семьи (рода). Семейные традиции трудолюбия и мастерства
Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.
Идеальные качества мужа и жены, которые помогают укреплению супружества
Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах и обычаях, связанных с рождением ребенка и его пестованием в младенчестве, с наречением имени
Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков, в том числе в культуре народов своего края.
Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. Пословицы, народные сказки, авторские произведения о добрых, умелых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках
Народная игровая культура (в том числе своего края): различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие детей
Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная системы, их роль в жизнедеятельности организма
Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. Измерение частоты пульса
Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств
Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах, обмораживании, перегревании.
Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях (в том числе традициях народов своего края). Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам – людям с ограниченными возможностями здоровья. Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края
Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства
Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах, в произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. История рода А.С. Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, на близости интересов, на продолжение доброго дела
Обобщение изученного материала.
В поисках всемирного наследия. 8 часов.
Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия.
Ансамблю Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России
Озеро Байкал как объект Всемирного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Байкал как уникальный природный объект не только России, но и мира
Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Кипр на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира
Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение страны и ее культурного наследия для всего мира
Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из великих мировых религий – иудаизм, христианство, ислам.
Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и ее культурного наследия для всего мира.
Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
№ | Тема урока | Основные виды учебной деятельности учащихся | Дата проведения | |
план | факт | |||
Радость познания. 11 часов | ||||
1. | Свет знания. | Выполняют задания рабочей тетради, прочитав главу учебника, развивают естественный интерес к познанию мира, создавая ситуации, в которых надо разрешать вопросы, т. е. проявлять познавательную активность. | 3.09 | |
2. | Как изучают окружающий мир. | Осваивают в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приёмы использования оборудования; обсуждают рассказ «Изучили» из книги «Великан на поляне»; делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира. | 6.09 | |
3. | Книга – источник знаний. | 10.09 | ||
4. | Отправимся на экскурсию. | 13.09 | ||
5. | О чём рассказывает план? Практическая работа | Сравнивают рисунок и план местности; различать наиболее распространённые виды планов; обсуждать их значение в нашей жизни. извлекать информацию из туристических планов; оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана. | 17.09 | |
6. | Планета на листе бумаги. | Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности. | 20.09 | |
7. | Страны и народы на политической карте мира. | Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и наоборот; в справочной литературе найти информацию о составе населения страны и об особенностях её культуры. | 24.09 | |
8. | Путешествуя, познаём мир.
| Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; соотнести личные интересы с интересами своих спутников; найти необходимые сведения для определения маршрута; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты. | 27.09 | |
9. | Транспорт.
| Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта; рассказать сюжет из истории одного из видов транспорта, об изобретателях, учёных. | 1.10 | |
10. | Средства информации и связи. | Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации. | 4.10 | |
11. | Тест по разделу «Радость познания» | Проверить уровень усвоения изученного материала в тестовой форме, анализ ошибок, коррекция знаний. | 8.10 | |
Мир как дом. 24 часа | ||||
12. | Р.н.о. Мир природы в народном творчестве. | Определяют образ единого дома-мира в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Характеризуют изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. | 11.10 | |
13. | Из чего состоит всё. | Различают природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы (на иллюстрациях учебника и в окружающей действительности). Заполняют таблицу «Твердые тела, жидкости и газы». | 15.10 | |
14. | Мир небесных тел.. | Извлекают из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь и использовать при рассказе о Солнце. Анализируют иллюстрации учебника, устанавливать связь между положением Солнца на небе и сезонными изменениями в природе и жизни людей. Работают в группе, моделируют строение Солнечной системы. | 18.10 | |
15. | Невидимое сокровище. | Анализируют диаграмму в учебнике, с ее помощью определяют состав воздуха. Рассказывают о способах обнаружения воздуха вокруг себя, демонстрируют их. Участвуют в игре-соревновании «Поймаем невидимку». Раскрывают значение воздуха для растений, животных, человека. | 22.10 | |
16 | Самое главное вещество.. | Высказывают предположения, почему воду часто называют самым главным веществом на планете. Различают состояния воды. Рассказывают о распространении воды в природе. Раскрывают значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | 25.10 | |
17. | Свойства воды. | |||
29.10 | ||||
18. | Проверочная работа по теме «Воздух и вода» | Применяют полученные знания, выбирают правильный ответ из нескольких вариантов. | 8.11 | |
19. | Р.н.о. Природные стихии в народном творчестве. | Узнают образы воздуха, огня, воды в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагают для совместной игры несколько загадок об огне, воде или воздухе из творчества народов своего края. | 12.11 | |
20. | Кладовые земли. | Исследуют состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывают по схеме о составе гранита. Оценивают эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия горных пород и минералов. Работая в парах, различают полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. | 15.11 | |
21. | Чудо под ногами. | Исследуют состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывают значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливают связь между составом почвы и ее плодородием. Моделируют связи почвы и растения. | 19.11 | |
22. | Мир растений. | Сравнивают схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывают особую роль растений в природе и жизни людей, делать вывод о необходимости бережного отношения к растениям. Моделируют дыхание и питание растений с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определяют предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливают их принадлежность к изучаемым группам. | 22.11 | |
23. | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Находят и характеризуют эти образы в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, используют приемы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях | 26.11 | |
24. | Мир животных. | Различают виды животных, анализируют таблицу «Число видов животных разных групп». Сравнивают размножение и развитие животных разных групп. Работая в парах, моделируют развитие животных с помощью схем-аппликаций. В ходе групповой работы определяют животных с помощью атласа-определителя, устанавливают их принадлежность к изучаемым группам. | 29.11 | |
25. | Образы животных в народном творчестве. | Узнают образы животных в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирают загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры. Находят и характеризуют образы животных в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного искусства своего края. | 3.12 | |
26. | Невидимые нити в живой природе. | 6.12 | ||
27. | Тест «Мир растений и животных» | Показывают уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов. | 10.12 | |
28. | Р.н.о.Лес – волшебный дворец. | Придумывают и разыгрывают сценки, показывающие зависимость обитателей леса друг от друга. Прослеживают по схеме в учебнике круговорот веществ в лесу. Работая в группах, используют атлас-определитель для и распознания лесных организмов своего края и подготовки сообщений о них. | 13.12 | |
29. | Луг – царство цветов и насекомых. | Составляют цепи питания, характерные для луга, моделируют их освоенными способами. Рисуют схему круговорота веществ на лугу. Работая в группах, используют атлас-определитель для и распознания луговых организмов своего края и подготовки сообщений о них. | 17.12 | |
30. | Водоём – дом из воды. Урок изучения нового. | По иллюстрации учебника знакомятся с разнообразием организмов пресного водоема, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Обнаруживают взаимосвязи в водном сообществе. Рисуют схему круговорота веществ в водном сообществе. | 20.12 | |
31 | Проверочная работа за 1 полугодие | Работая в парах, соотносят отрицательное влияние человека на природу и меры по ее охране, заполняют ее таблицу в рабочей тетради. | 24.12 | |
32. | Р.н.о.Как сохранить богатства природы. | По рисункам-символам в учебнике рассказывают об охране природных богатств. Работая в группах, предлагают условные знаки, демонстрирующие охрану изученных природных сообществ, оценивают работу других групп, рассказывают по условным знакам об охране природных сообществ. | 10.01 | |
33 | Р.н.о.Охрана природы в культуре народов России и мира. | Рисуют в рабочей тетради схему воображаемого экологически чистого поселения. Участвуют в дидактической игре по теме урока. | 14.01 | |
34. | Обобщающий урок по разделу «Мир как дом». | Осуществляют в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов. Преобразовывают ненужные вещи, бросовый материал в полезные и красивые предметы. | 17,01 | |
35. | Родной дом – уголок Отчизны. | Объяснять значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных. Выявлять общее и особенное в устройстве старинной и современной общественной жизни. | 21.01 | |
Дом как мир. 25 часов | ||||
36. | Свой дом – свой простор. | Сравнивают устройство старинного и современного домов. Объясняют роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находят их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. | 24.01 | |
37. | В красном углу сесть – великая честь. | Выявлять роль и назначение красного угла как почетного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. | 28.01 | |
38 | Побываем в гостях. | Сопоставлять особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приема гостей и прихода в гости. Участвовать в дидактической игре с применением старинных и современных традиций гостеприимства народов своего края. | 31.01 | |
39. | На свет появился – с людьми породнился. | В ходе дидактической игры применять терминологию родства к членам своей семьи, находить аналоги в терминологии родства народов своего края, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства. | 4.02 | |
40. 41 | Родословное древо. | Различать способы составления родословного древа. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех-четырех поколений. | 7.02 | |
Проект «Родословное древо» | Рассказывать о профессиях старших членов семьи. Оформлять презентацию документов и реликвий из семейного архива как фамильную ценность. | 11.02 | ||
42. | Муж и жена – одна душа. | Творчески выражать мысль о крепости брачных уз в рукотворной игрушке – подарке молодоженам. Высказывать мотивированное суждение об идеальных качествах мужа и жены. | 14.02 | |
43. | Святость отцовства и материнства. Урок изучения нового. | Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края; высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов России и мира. | 18.02 | |
44. | Добрые дети – дому венец. Урок изучения нового. | Находить в дополнительной литературе, Интернете материалы о значении своего личного имени, о жизни и деятельности знаменитого соотечественника – своего тезки. Творчески выражать нравственный смысл личного имени как образец для самовоспитания. | 21.02 | |
45. | Детские игры – школа здоровья. Урок изучения нового. | Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своем развитии; характеризовать заложенный в них нравственный смысл, необходимый для самовоспитания. Излагать правила игры и организовывать ее в среде сверстников. | 25.02 | |
46. | Тестовая работа по темам «Родной дом. Семья» | Показывают уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов. | 28.02 | |
47. | Строение тела человека. | С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определения органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме. Работая в группе, изучать строение и роль в организме различных систем органов. Заполнять таблицу «Системы органов человека» в рабочей тетради. | 4.03 | |
48. | Как работает наш организм. | С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно-двигательной и пищеварительной систем. Используя информацию из учебника, вписывать цифровые данные в текст рабочей тетради. Работая в парах, обозначать на схеме последовательность прохождения пищи по органам пищеварительной системы. | 7.03 | |
49. | Что такое гигиена. | Работая в паре, формулировать правила выработки хорошей осанки (с опорой на иллюстрации учебника). Корректировать собственное поведение с учетом этих правил. В ходе групповой практической работы осваивать приемы ухода за зубами, оценивать свои успехи. | 11.03 | |
50. | Наши органы чувств. | Подписывать на схеме части глаза и уха. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств (с опорой на материалы учебника). Оценивать свое отношение к собственному здоровью. Корректировать свое поведение в соответствии с изученными правилами гигиены. | 14.03 | |
51. | Школа первой помощи. | Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). В ходе групповой практической работы учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометров, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи. | 18.03 | |
52. | Здоровью цены нет. | Различать социально-нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство; приводить примеры уважительного, внимательного, милосердного отношения к инвалидам. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного. | 1.04 | |
53. | Дом не велик, а стоять не велит. | Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета. | 4.04 | |
54. | Семейный бюджет. | Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности. Рассказывать о некоторых фактах из истории денег в человеческом обществе | 8.04 | |
55. | Мудрость старости | С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. | 11.04 | |
56. | Путешествие к А.С. Пушкину. | Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывки из сказок) А.С. Пушкина. | 15.04 | |
57. | Тестовая работа по разделу «Дом как мир» | Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов. | 18.04 | |
58. | Всемирное наследие. | Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Участвовать в дидактической игре: подбирать материал из книг, альбомов, Интернета, в том числе для знакомства с местными достопримечательностями природы и культуры, со святыми своего края. | 22.04 | |
59. | Московский Кремль. | По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлевского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | 25.04 | |
60. | Озеро Байкал. | Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору); оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | 29.04 | |
В поисках Всемирного наследия. 8 часов | ||||
61. | Путешествие в Египет. | Показывать на карте местоположение Египта и его столицы. Узнавать на фотографии облик египетских пирамид, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | 2.05 | |
62. | Путешествие в Грецию. | Показывать на карте местоположение Греции и Афин на карте. Узнавать на фотографии облик достопримечательностей и святынь Греции. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | 6.05 | |
63. | Путешествие в Иерусалим. | Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Узнавать на фотографии облик его достопримечательностей и святынь, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | 9.05 | |
64. | Путешествие в Китай. | Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотографии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору), оформлять наглядный материал для презентации рассказа. | 13.05 | |
65. | Всемирные духовные сокровища. | Обобщать полученные знания о многих достойных людях – художниках, писателях, ученых, исторических деятелях (с 1 по 3 класс). Сравнивать пословицы разных народов России и мира о человеческих достоинствах и соответствующие фрагменты из текстов Священных книг. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах. | 16.05 | |
66. | Всемирные духовные сокровища. | Показать уровень усвоения изученного материала при выполнении тестовых заданий, уметь анализировать ошибки с целью ликвидации пробелов. | 20.05 | |
67 68. | Всемирные духовные сокровища. | Обобщить полученные знания | 23.05 |
Список литературы для реализации программы:
- Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2012
2. Ситникова Т.Н. Поурочные разработки класс, М.:"ВАКО" 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...