Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Дикорастущие и культурные растения".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Крылова Елена Борисовна

Конспект урока окружающего мира для работы во 1классе по УМК «Перспектива» по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новиц

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dikorastushchie_i_kulturnye_rasteniya.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА

Урок окружающего мира

 в 1 классе по теме:

Учитель начальных классов

Крылова Е.Б.

                                                                                                                                                                                                       

Тема:  Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Создать условия для формирования понятий «дикорастущие растения», «культурные растения» и умения определять группу растения.

Задачи:

      1.Формировать  понятия «дикорастущие растения», «культурные растения».

     2. Учить классифицировать растения по признаку «дикорастущие – культурные», приводить примеры каждой группы.

     3.Воспитывать  бережное отношение к природе.

Планируемые достижения учащихся: понять отличие культурных растений от дикорастущих, научиться приводить примеры растений                                                                                         каждой группы.

Оборудование:  презентация, тема урока, напечатанная на плакате, картинки растений, фишки зелёного и жёлтого цвета, яблоки разных сортов, картинка бабочки, 4 альбомных  листа;  у каждого ученика: сигнальные карточки, учебник, рабочая тетрадь, клей.

Планируемые результаты:
Личностные универсальные учебные действия:  способность к самооценке.
Регулятивные универсальные учебные действия: научиться  преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные универсальные учебные действия: использовать  модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критериям.
Коммуникативные универсальные учебные действия: формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Оргмомент

( 1 мин)

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И,  тихонечко,  сидим.

 Мотивирование к учебной деятельности 

(личностные)

Актуализация знаний

( 5 мин)

Слайд 1

 

- Так что такое природа?

Слайд 2

 - Игра: «Какая картинка лишняя и почему?»
Картинки:   машина, петух, солнце, сосна, яблоня, одуванчик.
Если не называют лишнее из оставшихся объектов природы, то нужно подвести их к ответу, задав вопрос:

 - Как одним словом назвать все оставшиеся объекты природы?

Ученик читает стихотворение:  
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка  в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)

К природе относится всё, что вокруг нас, не созданное руками человека: небо, солнце, ветер, листья, тучка, поле, речка, трава, горы, воздух, роса, человек.

 

Примерные ответы детей
Машина – все остальное природа;
Солнце -  все остальное живая природа;
Петух - все остальное растения.

 

- Растения.

 

 

 

 

 

Учащиеся учатся: строить речевые высказывания в устной форме.

(познавательн.)

Учатся различать природные объекты и изделия, предметы живой и неживой природы, животн. и растений. Сравнение.(познавательн.)

Постановка проблемы

( 6 мин)

- Растительный мир богат и разнообразен. Давайте попробуем все растения разделить на 2 группы. Для этого будем  работать в группах: разделите предложенные растения  на 2 группы.

Проверка работы в группах.

– Почему объединили эти растения в одну  группу?

 - Растут в дикой природе.

- Почему объединили эти растения в другую группу?

 - Окультуренные человеком.

 – Как можно назвать растения первой группы?

- А второй?

- Как можно сформулировать  тему сегодняшнего урока?

(Открываю на доске тему.)

 - Как вы думаете ваших знаний достаточно, чтобы правильно разделить все растения на 2 группы и объяснить принятое решение.

- Чему же мы должны научиться на этом уроке?

Работая в группах, ребята могут разделить растения (крапива, сосна, орешник, яблоня крыжовник, огурец) на 2 такие группы: растущие сами по себе и за которыми ухаживает человек.

- Растут в лесу, в поле, на лугу

- Растут в саду, в огороде.

- Дикорастущие.

- Культурные.

- Дикорастущие и культурные растения.

Ответы детей.

- Различать дикорастущие и             культурные растения.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Сравнивать растения.
(познавательн.)

Формулирование проблемы (познавательн.)

Целеполагание (познавательн.)

Совместное «открытие» нового

( 7 мин)

Физкультминутка

( 2 мин)

Первичное закрепление

   ( 3 мин)

Включение нового знания в систему знаний и повторение

 ( 2 мин)

Физкультминутка (1 мин)

 -К  нам на  урок  прилетела  бабочка. Она летает везде, садится и на культурные растения и на дикорастущие, поэтому она будет сопровождать нас на уроке. Предлагаю вместе с ней научиться отличать   культурные растения от дикорастущих?

Слайд 3 (культурные растения)

-Подскажите бабочке, какие это растения?

- Какие растения называются культурными?

Слайд 4 (дикорастущие  растения)

- Подскажите бабочке, а это какие растения?

-  Что такое дикорастущие растения?

- Откуда же взялись на земле культурные растения?

В древние времена все растения на земле были дикорастущими.

Первобытный человек собирал плоды, отбирал понравившиеся ему вкусные семена, плоды, корни и сажал нужные растения поблизости от своего жилища. Чтобы плоды вырастали крупнее и вкуснее, человек поливал растения и ухаживал за ними. Растения менялись, привыкали к заботе о себе. Так появились на земле культурные растения.

- Сейчас бабочка вас  познакомит  с двумя яблоньками. Откройте учебник на стр. 72.Одну яблоньку бабочка  повстречала в лесу. К каким растениям относится эта яблоня?

- А  другую - в нашем школьном саду. К каким растениям относится эта яблоня?

- А кто из вас встречал дикую яблоню?

- У нас в деревне тоже растёт несколько диких  яблоней около бывшего детского садика и на въезде в деревню около дороги.

Слайд 5 (плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком)

 - Может из вас кто-то пробовал плоды дикой яблони?

 - Рассмотрите плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком. Чем они отличаются?

- Люди выводят сорта культурных растений. Но это нелегкий труд, требующий больших знаний и умений. Посмотрите на яблоки, какие они все разные по цвету и по вкусу. Это разные сорта.(Показываю яблоки разных сортов: голден, фуджи, ред.)

Игра «Какие бывают растения»

Правила: исходное положение – стоя у парты. Если я называю культурное растение, то вы поднимаете руки вверх; если называю дикорастущее растение, то вы должны присесть.

Осина, тополь, астра, липа, огурец, вишня, одуванчик, гладиолусы.

- Бабочка предлагает опять обратиться к  учебнику (с.73), потому что там есть такое задание, которое вам поможет ещё лучше различать культурные и дикорастущие растения. Работать будете в парах по одному учебнику. Положите его на середину.  Разложите  на странице фишки: дикорастущие растения накройте  зелёными фишками, культурные – жёлтыми. После выполнения задания с  помощью другого учебника проверьте  себя по

Приложению с.93. Проверка работы.

- Бабочка предлагает поработать в тетради с.56, самостоятельно, чтобы проверить, как вы усвоили материал.  Задание №1: закончи каждый ряд, наклеив картинку. Обратите внимание, там всего 2 пустых окошечка, а картинок 3.

 Проверка на интерактивной доске. Слайд 6(задание из тетради). Почему именно так нужно было наклеить?

- Прилетела бабочка, села на указку. Постарайся вслед за ней пробежаться глазками.

 

 

 

- Культурные.

- Это растения, которые посадил, вырастил человек. Он ухаживает за ними, снимает урожай.

- Дикорастущие.

- Это растения, которые растут в природе самостоятельно, «дико», люди их не выращивают.

Ответы детей.

- К дикорастущим.

- К культурным.

Ответы детей.

                                                                 Ответы детей.

 Дети рассматривают плоды дикой яблони и плоды яблони, посаженной человеком (культурного растения), делают вывод, что плоды дикой яблони маленькие и кислые, а садовые яблоки большие и сладкие.

Дети выполняют нужные движения.

Работа в парах.

-В 1 ряду дикорастущие растения, поэтому тут нужно наклеить шиповник. Во 2 ряду культурные растения. Значит тут нужно наклеить  розу.

- Дети следят глазками за указкой.

 

 Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
(личностные)

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений.       (познавательн.)

Производить сравнение и классификацию по заданным критериям.  (познавательн.)

 

 

 

 

Преобразовывать практическую задачу в познавательную. (регулятивные)

 

 

 

 

Производить сравнение и классификацию по заданным критериям.  (познавательн.)

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
(личностные)

Учатся осуществлять действие по образцу (регулятивные)

Учащиеся учатся работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
(коммуникативн)

Учащиеся учатся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (регулятивные)

Обобщать полученные знания. (познавательные)Анализ, синтез.  (познавательные)

Самостоятельное применение знаний

( 6 мин)

-  Ребята, мы знаем, что культурные растения играют огромную роль в жизни человека.
А теперь представьте себе, что вы приобрели участок земли под сад. Вам нужно решить, что вы там будете выращивать. Работать будете в группах. Бабочка приготовила для вас картинки.
 Приклейте на листок бумаги то, что будете выращивать в саду.

- Проверка задания.

- Скажите, а каких культур нет в ваших садах и почему?

- Вернёмся к нашей проблеме: в начале урока нам не хватало знаний, мы не могли разделить растения на дикорастущие и культурные.
- А теперь ответьте мне, какие растения называют дикорастущими?

- Какие растения называют культурными?

Обсуждают в группах и приклеивают картинки, какие культурные  растения будут выращивать.

Один человек от группы рассказывает, какие растения они будут выращивать.                      

Ответы детей.

-Дикорастущими называют растения, которые растут сами по себе, «дико», люди их не выращивают.

Культурными называют растения, которые выращивают люди.

Формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

(коммуникатив

ные)

Учатся делать вывод (познавательные)

Рефлексия деятельности

   ( 2 мин)

Слайд 7-Чему я учился сегодня на уроке?

-Оценю своё участие.

   Ура! Всё получалось!    Поработаю

Сейчас в награду за дружную работу съедим, ребята, яблоки, которыми угощает нас бабочка.

Ребята оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Способность к самооценке, самостоятельно адекватно оценивать свою работу на уроке.

(личностные)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира на тему: «Группы культурных растений»

УМК "Перспективная начальная школа" Урок -изучение новой темы...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе "Комнатные растения".

Конспект урока по окружающему миру включает в себя цель, задачи, оборудование, этапы урока. Расширяет кругозор учащихся о комнатных растениях....

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Какие бывают растения"

Конспект рока с примененем современных образовательных технологий...

Конспект урока окружающего мира по теме: «Как живут растения» 1 класс УМК «Школа России» по учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас»

Цель урока:Создать условия для:-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочьучащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;Задачи:- ознакомить учащихся...

Конспект урока окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"

Данный урок проведен во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"...