I.Организация класса. 1.Приветствие. | Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки. | Здравствуйте, присаживайтесь на свои места, сегодня урок окружающего мира, проведу я, меня зовут Татьяна Алексевна -Проверьте, всё ли необходимо у вас к уроку, нам понадобятся цветные карандаши, рабочая тетрадь и учебник.
| Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока. | Личностные - определять и высказывать правила поведения; Коммуникативные: - настраиваться на работу |
II. Актуализация знаний. | Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий | -Сядьте поудобнее и представьте, что мы отправляемся на исследование в ботанический сад. -Ботанический сад-это место где растут растения из разных частей света. -Но, чтобы отправиться туда, давайте поиграем в игру «Кто знает больше растений» -А вот и ворота в наш сад, посмотрите, какие растения там ещё растут. -Молодцы ребята. -Вы хорошо справились с этим заданием, вспомнили и назвали много растений. | Слушают, отвечают на вопросы. | Личностные - принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи; - отстаивать свое мнение. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; -
|
III.Выявление места и причины затруднения | Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. | -Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить? (о растениях) - Растений на планете Земля очень много, поэтому ученые разделили их на группы. Как вы думаете какие группы растений выделены учёными? | Слушают, отвечают на вопросы. | Личностные - принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи; Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую; -осуществлять поиск информации из различных источников; |
IV.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания) | Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия. | -Итак, тема нашего урока «Какие бываю растения?» -И ответить на этот вопрос (Какие бывают растения) нам поможет план 1. Жизненные формы растений. 2. Группы растений. 3. Строение и развитие растений
| Слушают. | Познавательные : -перерабатывать полученную информацию; Предметные: -получить представление о природной зоне тайги; |
V. Решение плана 1. Беседа о жизненных формах растений.
2. Работа с книгой «Группы растений»
| Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях. | - Рассмотрим первый пункт плана. - Давайте отгадаем загадки: -Его весной и летом Мы видели одетым, А осенью с бедняжки Упали все рубашки. (Дерево) -Правильно, слушаем следующую загадку -Малы и неказисты И скромно зеленеют, Но осенью их листья И ягоды краснеют. (Кустарник) - И последняя загадка -Высока и зелена Будет скошена она. Овцы, козы и коровы Есть всегда её готовы. (Трава) -Ребята, назовите отличительные черты этих растений. - Ребята попробуйте сказать, что такое дерево? - Дерево-это растение с твердым, прямым стволом и отходящими от него ветвями. -Что такое кустарник? -Кустарник-это растение с несколькими древовидными стволами и ветвями, начинающимися почти от самой поверхности земли. -А что такое трава? -Трава-это небольшое растение с тонким зелёным стеблем. -А сейчас давайте откроем учебники на странице 33 -Посмотрите на иллюстрации и расскажите, приходилось ли вам видеть эти растения, если да, то где? -Давайте рассмотрим эти группы растений -Первая группа- водоросли -Водоросли - бессосудистые споровые растения, содержащие в клетках хлорофилл. У них отсутствует проводящая система; обитают в водной среде или во влажных условиях (в почве, сырых местах). Они сами по себе не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки. Водоросли самые древние жители водного мира, им около 1000 млн лет. Всего насчитывается 28 000 видов водорослей. У водорослей нет корней, все необходимое они получают из морской воды. Самая крупная водоросль – макроцистис –60 метров длины. Ноктилюка шаровидное тело с подвижными сократимыми щупальцами. Благодаря этой водоросли в августе иногда наблюдается свечение моря Спирулина - единственная доисторическая водоросль, которая дошла до наших дней в своем первозданном состоянии. Так как она не подвержена никаким генетическим мутациям. -Хвойные растения- вечнозеленые деревья и кустарники, у которых вместо листьев хвоя. Это, в общем-то и есть листья, только видоизмененные: игловидные, чешуйчатые, линейные. Как известно, в мире насчитывается примерно 600 видов. -Мхи-это высшие растения, у них нет корней, а о листьях можно говорить только условно. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, и насчитывается около 20 000 видов. Средняя длина этих растений — 50 мм, только эпифиты и водные мхи могут быть более 1,5 метра в длину. Мхи были первыми растениями, которым удалось выжить на твердой земле. Они произошли от водорослей. -Папоротники, хвощи, плауны большая группа высших растений, имеющих много общих черт в строении и размножении. В большинстве своем все они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. Но есть и древесные формы — в тропических лесах Азии, Америки и Австралии произрастают древовидные папоротники 15-20 м в высоту. -Цветковые растения отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка. К цветковым растениям причисляют практически 250.000 видов, которые обитают по всей планете -А сейчас познакомимся с некоторыми образцами цветковых растений. Я для вас приготовила гербарий, может кто-нибудь знает, что это такое? -Гербарий-это коллекция засушенных растений -А знаете ли ещё растения, относящиеся к этим группам?
| Отгадывают загадки, слушают.
Работают по учебнику, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы | Познавательные: перерабатывать полученную информацию |
3. Беседа о строении, росте и развитии растений
|
| -Чем все эти растения отличаются друг от друга? (Одни растения цветут, другие нет, одни высокие, другие низкие, одни в воде растут, а другие на суши) -Правильно, ребята, все эти растения разные, но что-то их то объединяет, а вот что именно? (У всех растений есть корень, стебель, они растут и размножаются) - Посмотрите на слайд. Вам нужно найти и назвать что в какой последовательности растет (Стебель, лист, цветок, плод) -В зависимости от типа дерева, листья бываю разными -Посмотрите на слайд и назовите, какой лист относится к какому дереву. -А вот теперь послушайте такую ситуацию -Петя забыл полить растения и уехал на дачу. Растения начали вянуть. Что нужно срочно сделать? –Спросила учительница. Маша ответила: - Отругать Петю. -А ты как думаешь? Что нужно сделать? -А сейчас давайте проведем физминутку. Все встали
| Слушают, работают по слайду
Работают с ситуацией, отвечают на вопросы
Встают и проводят физминутку |
|
V. Закрепление. 1.Работа в парах | Закрепить учащимися порядок действий в выражениях и осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, | -А сейчас поработаем в парах, но сначала вспомним правила работы в парах Правила работы в паре. 1. Слушать друг-другу. 2.Уметь уступать 3.Уметь договариваться. 4.Быть вежливым, доброжелательным. 5.Помогать друг-другу. В учебнике на странице 34 есть иллюстрация, вы должны эти растения распределить по группам, затем кто-нибудь один из пары объяснит свой выбор. -О каких видах растений вы теперь знаете? | Работают в парах. | Коммуникативные: -учиться работать в паре, брать на себя ответственность. Познавательные: перерабатывать полученную информацию-преобразовывать |
2.Работа по учебнику
3. Работа в группах |
| Ребята, посмотрите, на странице 35 изображена схема развития роста огурца. Давайте прочитаем её. Что изображено под цифрой 1…8? Сегодня на урок я принесла вам выращенный мной огурец и готова рассказать, как он рос. Сначала, я замочила в воде с марлей семена огурца. Через 4 дня, появился маленький белый проросток. (демонстрация проростка огурца). Затем, я посадила проросток в землю, и спустя три дня появился вот такой огурец (демонстрация выросшего растения). Я оставлю его в вашем классе, чтобы вы могли пронаблюдать, как растение будет развиваться дальше.
-Сейчас мы будем работать по группам, но сначала вспомним правила работы в группах Правила работы в группах 1.Будь добросовестным по отношению к товарищам. 2.Слушай каждого члена группы внимательно, не перебивая. 7 | Ц | в | е | т | к | о | в | Ы | Е | | | | 4 | | | | | | | у | | | | | | | | х | | | | | 2 | | с | | | | 5 | т | Р | а | в | ы | | | | в | | т | | | | | | | | о | | | 3 | б | о | т | а | н | и | Ч | Е | с | к | и | й | | | | | д | | р | | | | | | | | н | | | | | о | | н | | | | | | | | ы | | | | | р | | и | | | | | | | | е | | | | | о | | к | | | | | | | | | | | | | с | | | | | | | | | | | | | | | л | | | | | | | | | | | | 1 | м | х | и | | | | | | | | | | | |
3.Поддерживайте друг друга. 4.Главного выступающего выбирайте того, кто сможет выбрать лучшее решение вместе со всеми, уладить разногласия -Работаем по 4 человека в группе, первая парта разворачивается ко второй и т.д -Я раздам вам кроссворд, вы должны разгадать его, правила работы вы уже знаете, затем кто-то один из группы выйдет и запишет на доске
1)У каких растений нет цветков, корней и проводящей системы? (Мхи) 2)Растения, которые обитают в воде? (водоросли) 3)Сад, где растут растения из разных частей света? (Ботанический) 4)К какой группе относятся ель, сосна, лиственница? (Хвойные) 5)Какие ещё растения могут быть кроме деревьев и кустарников? (Травы) 6)Растения с древовидными ветвями, которые растут почти от самой поверхности земли? (кустарник) 7)Группа растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка? (Цветковые) -Молодцы, ребята, давайте сейчас все вместе и проверим, как вы справились с этим заданием |
Работаю в группах по кроссворду |
Личностные - определять и высказывать правила поведения; - принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи; - отстаивать свое мнение и права. Коммуникативные : - слушать и понимать речь других; - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; - учиться работать в группе, брать на себя ответственность. |
VI. Рефлексия. | Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности. | 1.Вспомните, о чём мы разговаривали на уроке? (о растениях) -Что такое кустарник? -Что такое дерево? -Что такое трава? -С какими видами растений мы познакомились? (Водоросли, хвойные, мхи, цветковые растения, папоротники). 2. Оценивание Ребята, вы большие молодцы! Наш урок подходит к концу, с вами было очень приятно работать. До новых встреч, до свиданья. | Отвечают на вопросы. | Личностные - принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи; - отстаивать свое мнение и права.
Регулятивные :
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Коммуникативные : - слушать и понимать речь других; Познавательные : -перерабатывать полученную информацию; |