Проект урока по окружающему миру на тему "Грибы"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему
МEТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ГРИБЫ» НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_okruzhayushchiy_mir_2kd.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение начального и дошкольного образования
Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы «Организация проектной и учебно – исследовательской деятельности обучающихся начальных классов в контексте ФГОС»
МEТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ВО 2 КЛАССЕ НА ТЕМУ: «ГРИБЫ» НА ОСНОВЕ
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»
Автор проекта:
Сагдеева Зульфия Рустамовна
учитель начальных классов
МБОУ «Ямашурминская СОШ»
«Куркачинская НОШ»
Высокогорского МР РТ,
Научный руководитель:
Замалетдинова Зальфира Исхаковна
старший преподаватель отделения
дошкольного и начального образования
ПМЦПК и ППРО КФУ
Проект допущен к защите:
«27» февраля 2015 г.
Казань – 2015
Аннотация.
Данная проектная работа посвящена проблеме преподавания «Окружающего мира» во втором классе в контексте ФГОС и рассчитана для учителей начальных классов, работающих по УМК «Перспектива». В проектной работе представлена технологическая карта урока окружающего мира по теме «Грибы», которая изучается в разделе «Осень» во втором классе. Данный урок является уроком изучения нового материала. Цель которого: дать понятие о грибах как особом царстве живой природы.
Актуальность проекта
Современный федеральный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающего мира. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Стандарт исходит из признания ценностно-нравственного и системообразующего значения образования в социокультурной модернизации современного российского общества, удовлетворении актуальных и перспективных потребностей личности и общества, развитии государства, укреплении его обороны и безопасности, развитии отечественной науки, культуры, экономики и социальной сферы. [ФГОС]
Современный учитель испытывает трудности при разработке учебно-методического обеспечения уроков окружающего мира в соответствии с новыми требованиями, так как недостаточно готовых разработанных материалов, таких как технологические карты, поурочные разработки. Все выше изложенное обуславливает актуальность темы.
- Цель и задачи проекта
Цель проекта
Разработка и реализация технологической карты урока окружающего мира, ориентированной на системно - деятельностный подход, обеспечивающей достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи проекта:
1. Изучить требования ФГОС к организации современного урока и систематизировать основные принципы системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира во 2 классе.
2. Определить структуру и содержание технологической карты с учётом изученных требований.
3. Разработать комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ).
4. Разработать диагностические задания для контроля и оценки УУД.
5. Провести урок с использованием разработанной технологической картой и оценить его результативность с позиции требования ФГОС.
Технологическая карта урока.
ЛУУД – личностные УУД
КУУД - коммуникативные УУД
РУУД – регулятивные УУД
ПУУД – познавательные УУД
Тема | Грибы |
Тип урока | Урок изучения нового материала |
Цель: Дать понятие о грибах как особом царстве живой природы. | Задачи: познакомить учащихся со строением гриба; учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов; развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал. развивать познавательную активность и интерес к изучаемому предмету и расширять кругозор учащихся; воспитывать бережное отношение к природе родного края; воспитывать умения работать в коллективе, в паре; культуру поведения при коллективном способе обучения, потребность применять знания, полученные на уроках в жизни. Формировать УУД: Личностные: - формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям по предмету; - интерес к предметно - исследовательской деятельности; - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; - интерес к познанию окружающего мира; - способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Регулятивные УУД: - принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - принимать роль в учебном сотрудничестве; - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом. Коммуникативные УУД: - создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. - воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию - строить речевые высказывания согласно учебной ситуации использовать в общении правила вежливости. Познавательные УУД: - развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обосновывать свое мнение; - помочь выделять и сформулировать познавательную цель; - развивать умение работать с разными видами учебной информации; - уметь ориентироваться в своей системе знаний, планировать работу по изучению нового материала. |
Планируемые результаты | Предметные: - рассказать об осенних изменениях в природе; - о грибах, о связи грибов с растениями; - о правилах сбора грибов. Метапредметные : Регулятивные УДД – определяют, формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке; планируют своё действие с поставленной задачей, вносят коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. Познавательные УДД – используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передают информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; осваивают способы решения проблем творческого и поискового характера; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам. Коммуникативные УДД – формируют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, договариваются и приходят к общему решению при работе в группе; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий Личностные: развиваются навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находят выход из спорной ситуации; формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формируют уважительное отношение к иному мнению. |
Основные понятия | Грибница, шляпка, ножка, плодовое тело, съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. |
Ресурсы: основные дополнительные | Учебник А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть, рабочая тетрадь по окружающему миру. Муляжи, картинки с грибами, интерактивная доска, презентация. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах |
Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Вид УД | Форма организации УД | Содержание учебного материала | Формируемые УУД |
I. Организацион-ный момент II. Актуализация опорных знаний. Цель: а) применение изученных знаний при решении учебной задачи; б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. III.Мотивация к учебной деятельности IV. Совместное открытие нового знания Цель: постановка совместно с классом темы, цели урока V.Физкульт-минутка VI. Закрепление Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприятию и осмыслению нового материала через постановку вопросов. Создать условия для выполнения учащимися заданий с проговариванием во внешней речи VII. Рефлексия
VIII. Итог урока IХ. Домашнее задание | Презентация с фотографиями грибов (ист. http://www.yandex.ru) Слайды 1 - 2 Учебник с.86-87, с.125 Слайд 3-5 Слайды 6-8 Учебник с.86-87 Слайды 9-25 Книга «Великан на поляне» (с.127-128) карточки для памятки Рабочая тетрадь 1 ч. Листы бумаги Слайд 26 Листы бумаги
| Рассказ Отгады-вание загадки Осозна-ние учебной задачи Поста-новка и создание проблем-ного вопроса Нахождение частей гриба Работа с рисун-ками Обсуж-дение рассказа Состав-ление памятки Выполнение упражне-ний Осуществление взаимно-го конт-роля и оказание необди-мой взаимо-помощи Само-оценка Участие в обсуж-дении | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная парная работа (rally robin) индивид. работа индивид. работа | - Посмотрите, друг на друга; улыбнитесь и пожелайте успешной работы на уроке себе и своему соседу. - Рассказ об одном из растений осеннего цветника. - Какими источниками информации вы пользовались при составлении рассказа? - Отгадайте загадку: Я под шапкою цветной На ноге стою одной, У меня свои повадки, Я всегда играю в прятки. ( Гриб) - О чем мы сегодня будем говорить на уроке? 1. (Учащиеся отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним» на с.86 учебника.) - Любите ли вы ходить в лес за грибами? - Какие грибы вы собираете? - А какие блюда мама готовит из грибов? - Как вы думаете, грибы относятся к растениям или животным? Обоснуйте свой ответ. Дорогие дети, опираясь на тему «Гриб» и опорные слова, которые написаны на доске, давайте сформулируем вместе цель урока. узнать какие … Вывод: грибы – это особое царство живой природы. 2. Работа по слайдам. - Рассмотри рисунок и подумай: чем они похожи. (Вывод: они одинаковы в строении.) Узнай по схеме и расскажи, как устроен гриб. 3. Изучение материала о строении шляпочных грибов по рисункам на с. 86—87 учебника. С помощью подготовленных муляжей грибов дать понятие о трубчатых и пластинчатых грибах. Сообщить о том, что трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, а пластинчатый — на странички книги. -Верно ли утверждение, что грибы бывают разные, но имеют общее строение? Обоснуйте своё мнение. 4. Работа с учебником. А почему грибы растут под деревьями? Ответим на этот вопрос, прочитав текст в учебнике самостоятельно. Стр. 87 - Почему же грибы растут под деревьями? - С каким деревом водит дружбу подберёзовик? (С берёзой.) Подберёзовик растёт быстрее всех грибов. Он за каждые сутки вырастает на 4-5 см - С каким деревом дружит подосиновик? (С осиной.) - А дубовик? (С дубом.) 5. - Рассмотрите рисунок на странице 86. Найдите лишний гриб. Объясните, почему он «лишний». - Подумайте: на какие две группы мы можем поделить грибы? (На съедобные и несъедобные.) - Какие грибы мы называем съедобными? - Какие съедобные грибы вы знаете? - Найдите на рисунке сходство и различия съедобных и несъедобных грибов 6. Обсуждение рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне» (с.127-128), после прочтения его учителем, по вопросам рубрики «Обсудим» на с.89 учебника.
Правила «Как вести себя при отравлении». Вывод: грибы бывают съедобные и ядовитые. 7. - Какое главное правило грибника вы знаете? - Назовите самые ядовитые грибы. -Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтоб в вашей корзинке не оказалось ядовитых грибов. Составим памятку письменно. Мы работали, устали, 1. Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 1 (с.52) Раскрась грибы самостоятельно или с помощью рисунка учебника. Один из грибов ядовит! Отметь его (закрась кружок красным карандашом). Задание 2 (с.52) Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. ( Взаимопроверка). 2. Выполним тест. На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”. (Читаю вопросы, а дети записывают ответы.) 1) Грибы – это растения? 2) Бледная поганка, сатанинский гриб – ядовитые грибы. 3) Самый ядовитый гриб мухомор? 4) Животные едят несъедобные грибы? 5) Рыжик, сыроежка – съедобные грибы? 6) Грибы растут на деревьях? 7) Можно ли рвать грибы вблизи шоссейной дороги? 8) Стебель, корень, плод – части гриба? 9) Грибы размножаются семенами? 10) Плодовое тело, грибница – это части гриба? Проверяем. Проверьте ответы. Оцените себя: 10-9 б. – “5” 8 -7 б. – “4” 6-5 б. – “3”
- Над какой темой мы работали? - Что нового узнали? - Для чего мы изучали эту тему? - Дорогие мои, расскажите своим родителям о том, что вы сегодня узнали на уроке и поищите, почитайте вместе с родителями дополнительную литературу о том, какие грибы занесены в Красную книгу. Домашнее задание: приготовить рассказ о редких грибах. | КУУД ПУУД ЛУУД РУУД РУУД ПУУД ПУУД КУУД ПУУД КУУД ПУУД КУУД ЛУУД ПУУД РУУД ПУУД ЛУУД ЛУУД КУУД КУУД ПУУД |
Заключение
Использование технологической карты помогает учителю:
1) Организовать эффективный учебный процесс на основе деятельностного подхода в соответствии с требованиями к современному уроку.
2) Обеспечить продуктивность урока в реализации предметных умений.
3) Формировать у ребенка потребность в знаниях.
4) Обеспечить формирование УУД в соответствии с ФГОС.
5) Существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Отношение учителя к учебному процессу, творчеству, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это все и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, вот что должно, прежде всего, лечь в логику построения современного урока, его анализа, т.к. урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя.
В данной проектной работе приведена технологическая карта урока,
описывается процесс деятельности, а также все операции деятельности и ее составляющие. В ней четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности на каждом этапе урока. Эта технологическая карта может быть использована на уроках окружающего мира во 2 классе.
Список использованных документов и источников информации
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С.В. Молчанов. – М.: Просвещение, 2014 – 151с.
2. Казачкова С.П. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. – М.: Планета,2014-255с. 3. Интернет ресурсы www.learningapps.org www.yandex.ru
4. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК
А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой «Перспектива», Москва «Вако», 2013г
5. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2012
Приложение 1
Тест
На каждый вопрос дайте ответ: “да” или “нет”.
1) Грибы – это растения?
2) Бледная поганка, сатанинский гриб – ядовитые грибы.
3) Самый ядовитый гриб мухомор?
4) Животные едят несъедобные грибы?
5) Рыжик, сыроежка – съедобные грибы?
6) Грибы растут на деревьях?
7) Можно ли рвать грибы вблизи шоссейной дороги?
8) Стебель, корень, плод – части гриба?
9) Грибы размножаются семенами?
10) Плодовое тело, грибница – это части гриба?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»
Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...
Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")
В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами второго поколения ( проект урока, старто...
Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"
План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...
Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"
Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...
Проект урока по окружающему миру 1класс. Тема: Как живут животные?
Проект урока по окружающему миру 1 класс. Тема: Как живут животные? УМК Школа России....
Проект урока по окружающему миру "Огонь, вода и газ"
1- Организационный момент.2- Актуализация знаний (актуализировать знания детей о пожаре и другич ЧС.)3- Работа над новым материалом. Игра "Вызов по телефону пажарной команды". Цель- научить детей...
Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек (...