Статья «От экологического сознания – к осознанной экологии»
статья по окружающему миру (1 класс) на тему

Матюнина Татьяна Александровна

В данной статье рассматриваются проблемы взаимоотношений человека и общества с окружающим миром. Приводятся данные обследования, проводимого среди родителей первоклассников.  Доказана необходимость экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема статьи:

«От экологического сознания – к осознанной экологии»

 Не звери учатся у людей говорить,

а люди учатся у зверей молчать и

слушать тишину.

Катлин Рейн

                                                                                                   И вспомнил ремесло собаки,

                                                                                            Обнюхивая чьи-то голоса.

Илья Рубин

        Стали с давних пор расхожими у нас слова: «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным». Перевод с английского выполнен достаточно точно, однако, смысл изречения все-таки искажается за счет того, что вкладывается совершенно другой смысл, чем есть он у народа, породившего приведенную мудрость.

        А суть вопроса в том, как понимать слова «здоровый», «богатый», «бедный», «больной».

        Понятия эти ведь не абсолютные, а относительные, ибо для каждого отдельного человека содержание их определяется условиями его жизни, осознанием человека самого себя как биологического и социального существа, особенностями его взаимоотношений с окружающим миром.

        Сейчас, когда проблемы взаимоотношений человека и общества с окружающим миром осознаются как определяющие не только для отдельного человека, отдельного региона, отдельного государства, отдельного континента, но как проблемы, с одной стороны локальные или, наоборот, глобальные и общепланетарные – по географическим масштабам и, с другой стороны, как проблемы социальные, исторические, эволюционные, касающиеся современной и будущих цивилизаций, - сами понятия здоровья и богатства приобретают фундаментальную значимость.

        Именно поэтому здоровье человека и различных групп людей рассматривается в настоящее время как интегральный критерий, характеризующий взаимоотношения человека и общества с окружающей средой, причем здоровье определяется как состояние телесного, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и травм.

        Такой смысл и необходимо вкладывать в это понятие.

        Теперь по поводу богатства. Это ведь не просто обладание большими суммами средств или большими доходами. Богатый – это тот, у кого жизненные запросы могут быть удовлетворены с помощью средств, меньших тех, которыми обладает сам человек.

Таковы современные представления о здоровье и богатстве, которые в нынешних суровых условиях российской жизни актуальны для каждого из нас. Мне же они потребовались здесь и для того, чтобы подчеркнуть: телесное, духовное и социальное благополучие человека является проблемой экологической, эволюционизирующей и осознаваемой им на всех этапах филогенеза человека разумного – через познавательное, эстетическое и потребительское общение с окружающей средой – вообще и с природой – в особенности.

Сказанное выше о взаимоотношениях человека с окружающей средой как бы изначально заложено в наше сознание, и тем не менее, далеко не всегда осознается в качестве важнейших принципов индивидуальной и общественной жизни.

Приведу в этой связи примеры.

Я сделала эксперимент, предложив родителям первоклассников выбрать три важнейших, по их мнению, воспитательно – образовательных задачи, которые должна решить школа по отношению к их собственному ребенку: воспитать здорового человека; подготовить выпускника школы к современно непростой жизни; сформировать у ребенка устремление к содержательной, интересной, полнокровной жизни; дать ребенку глубокие знания по отдельным дисциплинам; дать ребенку хорошую спортивную подготовку; подготовить к поступлению в вуз и т.д.

Так вот, 86,4% опрошенных родителей отдали предпочтение следующим задачам: воспитать здорового человека; сформировать у ребенка устремленность к интересной, содержательной, полнокровной жизни; подготовить выпускника школы к жизни так, чтобы он умел преодолевать сложности современной жизни.

Обратилась к своим коллегам, учителям начальных классов с вопросом: назовите условия, которые, по вашему мнению, чаще всего мешают успешно учиться ребенку в школе.

И вот результат: никто из учителей не назвал слабую подготовку дошкольников к письму, математике, чтению. Хотя известно, что такая проблема существует. Тем не менее, учителя отмечали: неустойчивое внимание  у детей, неумение сосредоточиться, быструю утомляемость, ослабленное общее физическое состояние, отсутствие навыков общения в коллективе.

Общий вывод из анализа «обследования» учителей и родителей первоклассников можно сделать такой: и родители, и учителя выделяют прежде всего те качества детей, которые охватываются понятиями «состояние телесного, духовного и социального благополучия», которое интегрируется в здоровье человека, являющейся категорией не медицинской, а валеологической. А решение воспитательный проблем, описываемых с помощью этих понятий, никак невозможно вне методологии экологии, экологического просвещения и образования, в современном понимании этой методологии.

Следовательно, в формировании адекватной среды обитания отдельного человека заинтересован не только сам человек, но и общество в целом. Процесс такого формирования невозможен без экологических знаний и вне экологического просвещения образования широких масс населения.

        

Список рекомендуемой литературы:

  1. Аменд А.Ф. Воспитание у школьников ответственного и бережного отношения к природе.
  2. Бондаренко В.Д. Культура общения с природой.
  3. Бениаминова М.В. Воспитание детей.
  4. Бойко Г.И., Семенова В.Н., Волкова Э.Э., Дракова Д.К. Экологическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания учащихся начальной школы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....

Технология формирования экологического сознания "Знай и люби природу" как средство реализации требований ФГОС

В статье представлен материал о необходимости разработки технологии формирования экологического сознания "Знай и люби природу" с использованием ИКТ....

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста...

Формирование экологического сознания младших школьников

В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...

Формирование экологического сознания

Слово "экология" - уже не биологический термин....