Формирование экологического сознания
статья на тему

Чеснокова Светлана Николаевна

Слово "экология" - уже не биологический термин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekologicheskogo_soznaniya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Веневский центр образования №2"

Сообщение на тему:

"Формирование экологического сознания"

Выполнил: учитель начальных классов Чеснокова С.Н.

г. Венев

В наше время каждый день приносит что-то новое. Совсем недавно в нашу речь, наше сознание, в систему образования вошли понятия «экология», «экологическая культура». Появилось множество программ по экологии. Ясно, что для выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей среде, положено начало формированию экологического сознания.

Под экологическим сознанием мы понимаем такой набор психологических функций, которые формируют природосообразное поведение, позволяющее личности включить взаимодействие с природой в систему социально-значимых отношений. «Я и природа - одно целое».

Процесс формирования ответственного отношения к природе по предлагаемой структуре состоит из четырёх компонентов, включённых в два модуля (см. схему). Первый модуль реализуется за счёт интеграции экологических знаний с содержанием различных учебных дисциплин или через преподавание самостоятельного курса экологии. Второй - за счёт создания момента радости общения ребёнка с природой и его природоохранительной и природосберегающей деятельности.

Экологическое воспитание и образование могут идти и другим путём. Например, через введение факультативного курса по экологии для младших школьников.

С целью реализации двух подходов в систему начального образования была введена система курсов «Зелёный дом» А.А.Плешакова, которая может служить основой для экологического просвещения и позволяет широко интегрировать учебные компоненты с различными дисциплинами, например, с курсом русского языка. Учащимся предлагаются темы сочинений-рассуждений, описаний экологического содержания. Например, «Чтобы я сделал, если бы был царём зверей», «Связи живого и неживого», «Войди в лес другом», «Что значит любить природу».

Подготовка к написанию сочинения идёт системно, а потом дети пишут его в классе, после чего иллюстрируют свои произведения на уроках изобразительного искусства. В подобном сочинении чувств, появляющихся от общения с природой, и экологических знаний, видимо, и состоит цель экологического образования. И путь к достижению этой цели лежит через создание момента радости от общения ребёнка с природой.

Слово «экология» - уже не биологический термин. Как говорят языковеды, произошло расширение основного значения. И теперь модно говорить об экологии души, экологии отношений и т. д. и т. п.

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность в них заложена от природы. Ребёнок знакомится с природой ещё до того, как произнесёт свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. Все педагоги знают, что ребёнок с радостью познаёт то, что для него представляет интерес, исследует, т. е. отношение к информации, которую он получает от взрослых первично, а сама информация - вторична. Поэтому первая и основная задача педагога - сначала заинтересовать школьника объектом, а уже потом о нём говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Все педагоги, работающие с детьми, знают, что легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а загадками и задачами. В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Спросите любого взрослого человека, почему медведица весной выходит из берлоги, и тот, не задумываясь, ответит: «Весна же. Тепло стало, кушать хочет, вот и вышла». И никто не задумывается, что она должна выйти из берлоги, так как берлогу заливает талой водой. Рассказы - задачи помогут школьникам приобрести навыки выявления элементарных природных явлений, противоречий, встречающихся в окружающемся мире, умения разрешать найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов. Рассказы - задачи помогут в воспитании у детей активной жизненной позиции, целостно-ориентированного отношения к окружающему природному миру. Поэтому первая и главная задача педагога - сначала заинтересовать объектом, а потом о нём говорить, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире.

В своей работе учителя начальных классов широко используют материалы о родном крае. Применяют краеведческий материал на уроках русского языка, литературы, трудового обучения, физической культуры, изобразительного искусства, конечно, окружающего мира.

Есть у каждого человека малая родина. Немногие из нас по-настоящему знают историю своей малой родины. Хорошо, если поблизости есть краеведческий музей или увлечённый человек, собирающий по крупицам сведения о родном крае.

Нам, тулякам, есть чем гордиться. Наша земля овеяна бессмертной славой. Богата талантами родная земля. Испокон веков Тула считалась родиной мастеров. Нам необходимо изучать свой край. Его историю и культуру, экономику и природу. Академик Лихачёв Д.С. сказал так: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству...». Д. Матвеичева, ученица одной из школ Ленинского района Тульской области, написала в своём сочинении так: «Каждому человеку, каждому народу важно знать свои корни. Тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен. Тогда дороже будет вырастившая нас Земля, тогда легче будет понять смысл человеческой жизни».

Родного края милый свет,

Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первые уроки. Что вашу прелесть заменит? О, Родина, святая, Какое сердце не дрожит, Тебя благословляя?

В.А.Жуковский.

Литература:

Журнал «Начальная школа» 2002 г. №2,8; 1998 г. №5; «Региональный компонент на уроках родного языка в начальной школе» Н. С Чернякова;

«Использование краеведческого материала в реализации регионального компонента современного начального образования» Н.Ф. Высоцкая, А.Е.Попкова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологического сознания учащихся начальной школы

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...

Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности

Статья "Формирование экологического сознания младших школьников в учебной и внеурочной деятельности" о направлениях экологического воспитания в урочной и внеурочной деятельности....

Технология формирования экологического сознания "Знай и люби природу" как средство реализации требований ФГОС

В статье представлен материал о необходимости разработки технологии формирования экологического сознания "Знай и люби природу" с использованием ИКТ....

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста

Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста...

Формирование экологического сознания младших школьников

В этой статье приведён опыт работы учителя, направленный на формирование экологического сознания подрастащего поколения. Опыт написания учебных исследовательских работ. Особый акцент на эксперименталь...

Формирование экологического сознания обучающихся с ОВЗ

Это одна из крупных форм воспитательной работы, которая позволяет воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды, формировать духовные запросы личности...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

В статье раскрываются современные образовательные технологии работы в начальной школе для формирования экологического сознания младших школьников....