"Правильное экологическое сознание, как фактор нравственного развития младших школьников"
учебно-методический материал на тему

Тишакова Наталья Александровна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МАСТЕР-КЛАСС41.9 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Перелюбского муниципального района Саратовской области

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа им. М.М. Рудченко с. Перелюб

Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Муниципальная научно – практическая конференция воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов образовательных учреждений Перелюбского муниципального района Саратовской области

Тема: «Инновационная деятельность педагога в современых условиях»

Мастер-класс

Тема: «Правильное экологическое сознание,

как фактор нравственного развития младших школьников»

                                                                      Выполнила учитель начальных классов

                                                             Тишакова Наталья Александровна

                                       Образование: высшее

                         Стаж: 4 года

                                Дата: 03.11.2015

Оглавление

Вводная часть  ----------------------------------------------------------------------2

Основная часть  --------------------------------------------------------------------6

Заключение  ------------------------------------------------------------------------15

Приложение ------------------------------------------------------------------------17

Список литературы----------------------------------------------------------------20

Вводная часть

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопользования. Чтобы эти требования превратились в норму для каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

В начальной школе закладываются основы экологической культуры. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее их отношение к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они её ценность, насколько глубоко будет воспитание в школьнике чувства бережного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми  определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности и, в частности, обучения. Однако наблюдения показывают, что дети младшего школьного возраста не всегда умеют вести себя на природе. Они ломают деревья, рвут раннецветущие растения, забирают птенцов домой, относятся потребительски.

Чтобы научить их понимать природу, чувствовать её красоту, беречь её богатства, нужно прививать им эти чувства с самого раннего детства, когда их интерес к окружающему миру велик. Поэтому с 1 класса необходимо пробудить в детях интерес к окружающей природе, к наблюдениям за растениями и животными. Эффективность экологического воспитания при широком использовании различных форм активизации познавательной деятельности детей, как на уроке, так и во внеклассной работе, ведь изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания. Тем более что у выпускника начальной школы должно быть сформировано ответственное отношение к окружающей природной среде, положено начало формированию экологического сознания.

Формирование экологического сознания - одна из главных задач школы. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве   экологических, нравственных и эстетических компонентов; во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как её части. В совокупности оба плана осуществляются средствами «природного содержания» учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств: трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.

Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно-гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование нравственности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчёркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.

Ответственное отношение к окружающему миру формируется у человека практически на протяжении всей его жизни и особенно интенсивно в школьные годы. Это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

       Целью своей работы считаю следующее: формирование у младших школьников начал экологической культуры через процесс осознанно правильного отношения к природе во всем ее многообразии.

       Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- Воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- Развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Школьное экологическое образование призвано решать одну из важнейших задач – заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим. В рамках этой задачи необходимо ознакомить учащихся с конституцией и их правами, с тем, чтобы дети были готовы принять участия в защите окружающей среды. Учащиеся должны понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но и для будущего; что вопрос защиты окружающей среды – международная проблема и необходимы ответственные действия отдельных лиц и общества в целом, чтобы сохранить природу. Основной подход при решении этих задач – интеграция окружающего мира и экологии в начальной школе.

Но говорить об экологических связях и проблемах невозможно, если ученик не понимает, что каждое животное занимает свою нишу и по-своему приспособилось к жизни в определённых условиях. Поэтому в процессе  учебной деятельностиперед педагогом стоит задача – обеспечить  определённый уровень экологических знаний, получаемых учащимися на уроках окружающего мира.

Интеграция- основной принцип построения уроков. Интегрированные уроки дают конкретный результат в обучении:

- повышают уровень знаний по предмету, что проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;

- увеличивается познавательный интерес школьников, что проявляется в желании активной и вспомогательной работы на уроке и во внеурочное время.

Основная часть.

На уроках ознакомления с окружающим миром в первом классе дети узнают об изменениях в природе, происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости охраны природы, вовлекаются в посильную природоохранительную деятельность, затем продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Дети получают конкретные знания о растениях и животных, окружающих нас. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути её расширения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. При изучении курса формируются понятия: экология, экологические цепочки, экологические проблемы, экологическая катастрофа.

В последующие годы обучения особое внимание учеников обращается на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе. Рассматриваются связи между живой и неживой природой, между компонентами живой природы, между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им помогают экологические связи. Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Постоянное внимание к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся. Словесными методами и конкретными примерами решается ряд задач. Слово помогает углубить, осознать связи и зависимости, существующие в природе. Словесные методы позволяют раскрыть свои собственные взгляды на природу и бережное отношение к ней, сформировать знания, выходящие за пределы опыта детей. Развивается способность детей к пониманию речи и сосредоточению на содержании, передаваемом словом, а также выработке у них ярких конкретных представлений о том или ином явлении, факте. Ученик приучается слушать и слышать учителя. Очень важно создать соответствующую эмоциональную атмосферу. Для этого подбираю рассказы, сказки, стихи по темам занятий.

Экологические представления у детей формируются лишь при непосредственном наблюдении природы. Удачным сочетанием игровой и познавательной деятельности младших школьников являются игры-экскурсии. Каждая экскурсия должна быть подготовлена, иметь тему, цель и задачи. Надо составить план, выбрать место, спланировать организационные формы деятельности учащихся. Все явления рассматриваются в тесной взаимосвязи и развитии. Перед экскурсией дети заучивают стихи о природе. При проведении использую загадки, дидактические игры, такие как: «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было. Перед экскурсией даю детям по подгруппам или отдельным учащимся различные задания по наблюдению за животными и растениями. Необходимо уделять большое внимание повышению познавательной активности учащихся. Считаю, что успех экскурсии в основном зависит от умения учителя строить свой рассказ, используя следы жизнедеятельности животных, описывать жизнь растений, изучая взаимосвязь, в которой пребывают растения и животные.

Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояния. Основой эмпатического чувства ребёнка в этом случае является феномен децентрации - способности встать на позицию другого, понять его, увидеть ситуацию чужими глазами.

Очень интересны и целесообразны для этого игровые задания, которые связаны с разыгрыванием ролей различных объектов живой природы. Например: «Встретились ёж с белкой и разговорились…»; «Выглянул подснежник из-под снега, огляделся и подумал…» и другие.

Формирование экологических понятий у младших школьников осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придавать экологическую направленность. Задания, используемые на уроках, должны раскрывать не только связи организмов со средой обитания, но и ценностные нормативные и практические деятельностные аспекты отношения человека к родной и социальной природной среде. В результате этого учащиеся чаще вовлекаются в самостоятельный поиск, учатся прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевают практическими умениями, участвуют в творческой деятельности.

Учитель должен стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, развивать творческое мышление, умение предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, формировать исследовательские навыки, умения, способности принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания, вовлекать ребят в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявлять редких и исчезающих видов, организация экологической тропы).

 Очень часто на уроках ознакомления с окружающим миром использую проблемные экологические ситуации, где ребята предлагают свои проекты по защите природы. Увлекает учащихся и такая работа как составление кроссвордов, участие в викторинах, сочинение сказок на экологическую тему, защита экологических плакатов.

 В нравственно – экологическом воспитании младших школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды. Среди нетрадиционных форм организации работы на уроке, которым можно придавать экологическую ориентацию, следует выделить уроки – праздники и тематические уроки («Праздник леса», «Лесной карнавал», «Береги природу»). Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции, гражданской ответственности за судьбу родной природы и надолго запечатлелся в памяти всех его участников. «Охрана природы – долг каждого» - вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.

Популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой викторины, соревнования и выступления. Например, турнир знатоков природы может включать несколько этапов: лучший знаток тайн природы, конкурс рисунков «Природоохранительные знаки», реклама книг о природе, конкурс устных рассказов на тему: «Красная книга природы» и другие.

Экологическое образование создаёт реальные возможности для осуществления межпредметных связей. В начальной школе учитель практически все предметы ведёт сам, поэтому тема  экологии может прозвучать на всех уроках. На уроках чтения составляются рассказы по сюжетной картинке, проводится разбор сравнительных оборотов в стихах. На уроках русского языка даётся начало рассказа на экологическую тему, его нужно продолжить; письмо сочинений по наблюдениям на экскурсии, сочинения – описания животного (растения). На уроках математики составляются задачи на основе экологических знаний.

Система межпредметных связей может обеспечить определённый уровень экологической обученности и воспитанности, который проявляется в экологических знаниях и поведенческих умениях школьников.

Ученики, получая определённую систему знаний, усваивают нормы и правила нравственно – экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Эти нормы и правила формируются в определённых условиях. Первое важнейшее условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учётом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов. Второе непременное условие – нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Это внутреннее и внешнее озеленение школы, охрана и подкормка птиц, уборка природных территорий, шефство над памятниками природы и тому подобное.

Нравственно – экологическое воспитание школьников – приоритетное направление в работе школы, осуществляется с учётом возраста учащихся, имеющее конечной целью формирование нравственно – экологической культуры.

Система упражнений, связанных с экологией  на разных уроках в начальной школе.

Межпредметный подход в экологическом образовании побуждает к поиску методов и форм обучения, требующих взаимодействия содержания различных учебных предметов. Хорошие результаты в экологическом образовании и воспитании младших школьников на межпредметной основе достигаются в процессе использования в практике обучения таких приёмов и методов, как межпредметные задания и задачи, текстовые задачи по математике, выявление связей и пищевых цепей в природе, составление схем этих связей, беседы с элементами прогнозирования, решение проблемных задач и т. д.

 Межпредметными могут быть задачи и задания, которые требуют подключения знаний из различных предметов, или те, которые составлены на материале одного предмета, но используются с определённой познавательной целью в преподавании другого предмета.

На уроках математики можно использовать задания, содержащие экологическую информацию.

  1. Решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим « пылесосом»:

15х8-(48+49)=?

Берёза – 28

Сосна – 17

Тополь – 23

Выясняется, почему тополь является лучшим « пылесосом», какую пользу приносит он, очищая воздух от пыли и ядовитых газов на улицах города.

Или экологические задачи, используемые во время устного счета.

«Внимание! Экологическая задача. Сколько погибло бы цветущих растений, если бы каждый ученик нашего класса сорвал 5 штук? А если бы не 5, а 10 штук?

Какой вывод из этого можно сделать?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все - и я, и ты,

Если мы сорвём цветы –

Опустеют все поляны –

                           И не будет красоты.

В результате бесед на уроках математики дети  приходят к выводу о том, что в природе существует тесная взаимосвязь между сезонными изменениями в неживой природе, в жизни растений и животных, взаимосвязь живой и неживой природы.

  Таким образом, задача математических задач экологического направления – способствовать целенаправленному восприятию ребёнком  окружающего мира и нравственному воспитанию младшего школьника.

        Физкультурные минутки.

- Встаньте, поглядите  вверх. Высоко вверху шумят листочками деревья (верхний ярус). Потрясите  ладошками. А теперь присядьте  и станьте средним ярусом - кустиками. Встаньте, опустите  голову вниз и внимательно посмотрите себе под ноги.   Мы   идём   по   нижнему  ярусу  -  траве,   где  прячутся  грибы  и  ягоды.

Посмотрите влево, прямо, прямо, вправо. А вон по полянке скачет зайчик. Поскачем  и мы вместе с ним. Зайка убегает от лисы, путает следы. Вот он прыгнул влево, назад, вправо, вперёд, делает петлю, бежит назад по своему следу и - прыг в кусты, притаился, сидит тихо-тихо. Садитесь, и мы продолжаем  урок.

        Минутки релаксации.

-Закройте глаза. Представьте, что вы не человек, а дерево. Ваши руки-ветви греют солнечные лучи, омывает тёплый ласковый дождик. Нежный ветерок просушил ваши молоденькие листочки. Но пришёл злой человек и сломал веточку. А вот чьи-то добрые руки забинтовали веточку. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу и самому себе. Пусть на вашем пути встречаются только добрые люди. Дарите добро всему, что вас окружает. Берегите себя, свою Землю и все то, что на ней живёт и растёт.

  Уроки русского языка служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе, так как они обеспечивают сочетание эмоционального и интеллектуального начал. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока. Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их. Сварили бумажное тесто. Потом массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику.

Там есть наборный, печатный и переплётный цеха. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин, а потом к читателю.

 Организация словарной работы может проходить в форме рассказа о том  или ином представителе природы; установить природные связи между объектами, обозначенными словарными словами.(медведь, ворона, растение, воробей, жёлудь и т.д.) На этапе развития речи, учащиеся могут выполнять задания экологического содержания, например, объяснить значение пословиц (Лес и вода – брат и сестра. Много леса – береги, мало леса – посади. Много снега – много хлеба.). Написать сочинение на определённую экологическую тему «От зерна до каравая», описать картину природы.

Все эти задания помогают повторить знания о взаимосвязях в природе, о мерах её охраны, развивают у учащегося способность воспринимать красоту природы, радоваться и удивляться в процессе общения с природой и передавать эти впечатления с помощью слова, то есть формируют экологическую культуру.

  Большими возможностями для осуществления экологического образования

обладают уроки чтения и учебники по чтению. В этих учебниках  содержится большое количество произведений писателей – натуралистов Е.Чарушина, В.Пришвина, И.Соколова-Микитова, В.Бианки и других. Эти произведения позволяют формировать у учащихся знания об объектах природы, их разнообразии, о связях между ними. Учитель может использовать на уроке не только готовый материал учебника, но и акцентировать внимание детей на экологических понятиях, предлагая им устанавливать зависимость явлений  в природе, определять мотивы охраны, делать выводы, опираясь на текст учебника, то есть использовать экологический материал. Так постепенно с помощью художественных текстов учитель ведёт детей к усвоению понятия о равновесии в природе, о нарушении его человеком и последствиях этого нарушения. Через беседы о возможности правильного, экологически грамотного взаимодействия с природой у детей формируется экологическое  мировоззрение, бережного отношения к природе, которое затем переносится на социальную среду, общество, на близких людей и своё здоровье.

Экологические экскурсии.

Наиболее интересной и доступной формой работы по экологическому воспитанию являются экологические экскурсии или экскурсии в природу.  Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без предварительных разъяснений  со стороны учителя, зарегистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Ученики понимают, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнения, связанные с добычей и переработкой сырья, производством пищи и развитием транспорта. Накопление загрязнений, обусловленное промышленной, транспортной и сельскохозяйственной деятельностью человека, усиливается в связи с ростом численности городского населения (урбанизацией), которые сопровождаются  разрастанием территорий  пригородных свалок. Все названные причины приводят естественные компоненты среды к  деградации и разрушению. Сведения об экологическом неблагополучии в крае должны доводиться до сведения школьников.

Заключение.

  В стандарте начального общего образования по окружающему миру записано, что учащиеся к окончанию начальной школы должны понимать связи живой природы, называть явления природы, особенности времён года. Кроме того, они должны уметь наблюдать природу, сравнивать свойства наблюдаемых объектов; узнавать в природе основные формы поверхности, водоёмы, полезные ископаемые, узнавать и сравнивать растения, грибы, животных ближайшего окружения, природные сообщества родного края. Исходя из данных требований, особое внимание - я уделя приобретению учащимися различных специальных навыков и умений: наблюдать природу, фиксировать и обрабатывать наблюдения, самостоятельно изучать, объяснять и предсказывать явление живой и неживой природы, ориентироваться на местности, читать план местности, карту.

  Никакой урок в стенах кабинета не может заменить живого общения с природой. Непосредственное восприятие природного окружения развивает у младших школьников интерес к его изучению, воспитывает любовь к родному краю. Во время экскурсий учащиеся любуются красотами природы, прислушиваются к её звукам, видят разнообразие природного окружения, узнают много интересного и поучительного о законах природы.

          Огромное значение при организации работы играет эмоциональный настрой. Каждое занятие должно быть ярким, запоминающимся. Важно создать атмосферу творческую - поощрять инициативу и выдумку ребят, доверять им самостоятельные наблюдения. Создавать ситуации, когда требуется взаимопомощь.

        Перед детьми надо ставить достижимые цели, ясно и коротко сформулированные. В конце каждого занятия обсуждать с детьми результаты проведенной работы, достигнуты ли цели.

        Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь уроки нетрадиционной формы: например уроки-праздники, экскурсии. На таких уроках можно добиться того, чего невозможно добиться на традиционном уроке: активного участия учеников в подготовке урока, заинтересованности в том, чтобы урок прошел хорошо. Нетрадиционные уроки, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался. Поэтому нетрадиционные формы урока особенно важны для формирования экологического сознания у школьников.

         При проведении нестандартных уроков у школьников не только повышается уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменяется мотивация поступков в природе, а также интересы учащихся.

         Целенаправленная систематическая работа по нравственно-экологическому воспитанию, способствует значительному повышению нравственно-экологической культуры школьников. Я убеждена в большой важности работы, которая направленна на повышение нравственно-экологической культуры учащихся начальных классов. Нравственно-экологическое образование и воспитание учащихся осуществляется в урочной и внеурочной деятельности. Внеурочная работа более интересна для учащихся своей свободной формой, а классная - несёт больше информации. Для того, чтобы заинтересовать учащихся, уроки должны быть разнообразными, интересными, увлекательными. В своей педагогической практике мною используются различные формы и методы проведения уроков. Необходимо, чтобы ребята были не только слушателями, но и сами принимали активное участие в проведении урока

Приложение.

Урок- праздник.

Перед занятием была проведена беседа на тему "Сохраним природу".

На формирующем этапе был проведен урок - праздник "Мир вокруг меня".

 Учитель показывает первый плакат детской экогазеты.

Первый корреспондент.

-Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает на плакат). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь: ” Через нос проходит в грудь. И обратный держит путь. Он невидимый, и все же … Без него мы жить не можем. ” ( Воздух.)

-Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. Мы привыкли воздушный океан звать небом. Кто знает стихи или загадки о небе?” Выше леса, выше гор, расстилается ковер. Он всегда - всегда раскинут надо мною и тобой, то он серый, то он синий, то он ярко-голубой. ” (Небо)

-Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы -- очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов способно накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы младших школьников.)

- Проветрили комнату, стерли пыль влажной тряпкой -- убрали микробов с голубого поля! (Ученик убирает аппликации микробов с плаката.) Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому во всех населенных пунктах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое. Если мы сумеем очистить все поля -- то в конце нас встретит веселый человечек!

- Теперь следующая страничка нашей экогазеты -- посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.

 - Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова: Непременно каждым утром Я включаю телевизор, И, конечно, репродуктор, И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят: Эй, гражданка у окна, Вы же в доме не одна. Почему же целый дом должен слушать этот гром? (Ответы младших школьников.)

- Им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины - грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность.

Вот еще: некоторые ребята любят пошутить - громко хлопнуть или крикнуть над ухом у своего приятеля. Это очень опасно - резкий, сильный звук способен разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей (показывает на второй плакат) вокруг нас. Только приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы младших школьников.)

Не включать громко музыку, не кричать.

Учитель.

- Ну вот, два поля мы уже прошли, а мы пойдем дальше, на синюю страничку нашей экогазеты.

Третий корреспондент:

Не умыться, ни напиться без воды, листику не распуститься без воды, без воды прожить не могут птица, зверь и человек, и по этой причине всегда всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег и облака - это тоже вода. Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтоб щечки краснели, чтоб глазки блестели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок?»

- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как? (Ответы детей.)

- В первую очередь, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна -- это загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы встретить веселого человечка? Что надо сделать? (Ответы детей.)

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки и озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастем и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Учитель:

- А теперь, зеленая страничка нашей экогазеты.

Четвертый корреспондент.

 - Зеленая страничка нашей газеты - страничка жизни. Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.

Жить в зеленом мире этом хорошо зимой и летом. Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком, в облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей. Жизнь прекрасна, жизнь вокруг. Человек природе друг!

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей.) Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, в каждом из них растения или животные, которых осталось мало. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей.)

- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

- Посмотрите, как эти рисунки украшают нашу страничку, так же как сами эти растения -природу. Но поле портят черные квадраты, в которых животные, особенно пострадавшие от человека. Что будем делать? (Ответы детей.)

- Главное правило - не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное - не трогать, не обижать никого, самых маленьких жучков, паучков, червячков. Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.)

Учитель.

- Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите на последний плакат нашей экогазеты. Вот и наш веселый человечек. Человечек улыбается - ему хорошо. Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека - это тоже богатство природы и его надо беречь.

Список литературы

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников // Начальная школа.-1997 г.-№4.- С.39.

3. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен // Педагогика. 1998, №7.

4. Каиров И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979.

5. Отношение школьников к природе / Под ред.: Зверева И.Д., Суравегиной И.Т. - М.: Педагогика, 1988.

6. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. - М.- «Просвещение».- 1995 г.-С.44.\

7. Салеева Л.П. Использование игровых ситуаций при обучении младших школьников с целью формирования бережного отношения к природе // Ролевые игры по охране природы в средней школе - М., 1977.

8.Соколова Н. А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис....канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дом:дети,отец,мать." Духовно-нравственное развитие младших школьников.

ÒВ настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, ра...

Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современный выпускник школы должен обладать такими знаниями, которые необходимы ему для успешной адаптации в обществе. Овладеть этими знаниями ему помогают инновационные педагогические практики, напри...

Статья "Проект "Мой младший товарищ" как средство эмоционально-нравственного развития младшего школьника".

Статья посвящается воспитанию эмоционально-нравственной отзывчивости младшего школьника....

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Природа как фактор духовно нравственного развития младших школьников с интеллектуальными нарушениями...

"Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младшего школьника"

Экологическое воспитание является одним из направлений духовно-нравствнного развития младших школьников....