Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста
статья по окружающему миру на тему
Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
И.И. Квасова
МОУ «Хохольский лицей», Р.П. Хохольский
Формирование основ экологического сознания у детей младшего школьного возраста
Основой всех материальных доброт, родником здоровья и духовного богатства людей, является природа.
Мир природы. Это и чарующий узор ярких цветов, и свежий воздух, вселяющий в нас новые силы. Это и несметные богатства, которые людям надлежит беречь их и приумножать.
В наше время повсюду в мире осознают, что природе грозит опасность, и в то же время во многих странах продолжается стихийное использование ресурсов биосферы, продолжает бытовать представление о ней, как о неисчерпаемой кладовой и бездонной свалке. Проблема охраны природы становится проблемой этики. Актуальный когда-то лозунг «победить» природу, «обуздать» ее, заставить «отступить» сменяется сейчас призывами понять ее, сберечь. Это естественная и отрадная смена. Наука обосновала многие законы природы, расшифровала ее коды. И человечество удивилось мудрости природы, ее величию и совершенству. Но земля умирает, если ее убивать. И земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать земле посильные нагрузки. Беря от нее, давать ей. Видеть в ней не временный объект добычи, а постоянное поле жизнедеятельности.
Современную экологию можно определить как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимосвязи и взаимодействии человека и природы.
Еще древнегреческие философы рассматривали человека как часть природы, огромную роль в его жизни отводили всевозможным связям, взаимоотношениям с окружающей средой. Смысл гармоничного развития человека они видели в развитии и совершенствовании его интеллекта, в формировании умения воспринимать и познавать окружающий мир.
Совершенно естественно, что будущее человечества, его жизнь будет определяться уровнем экологической культуры общества в целом и каждого человека в отдельности. А поэтому важность экологического воспитания в современном мире переоценить невозможно. Наше будущее – это наши дети. Мы сможем сохранить планету только, если воспитаем наших детей экологически культурными, если научим их понимать взаимосвязь человека и природы, уметь видеть и чувствовать ее красоту, стремиться не только познавать природу, но и беречь, и приумножать ее богатства.
Свойственные младшим школьникам эмоциональность, отзывчивость, любезность, а вместе с тем способность овладеть определенными знаниями делают начальную школу очень важным звеном в системе экологического образования.
В классической педагогике обоснованы и развиты положения научных знаний о природе и способах их раскрытия, о формировании миравозрения в процессе познания природы, об эстетическом воспитании ребенка под воздействием природы. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали великие педагоги: Жан-Жак Руссо, Песталоцци, Дистервег.
В отечественной педагогике еще на рубеже XIX – XX столетий возникла идея создания интегрированного курса по ознакомлению младших школьников с природным окружением. Великий русский педагог К.Д. Ушинский горячо призывал расширить общение ребенка с природой и удивился тому, что «воспитательное влияние природы… так мало оценено в педагогике». Его идеи о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали многие педагоги – натуралисты, такие как А.Я. Герд, Д.Н. Кайгородова, А.П. Павлова: они настаивали на введении в начальную школу неразделенного курса об окружающем неорганическом и органическом мире.
Этому положению выдающихся педагогов способствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране, зародившегося в 1918 году. Особенно большой вклад в юннатское движение внес его основатель Б.В. Всесвятский, а также ученые – методисты: Н.И. Дергунов, Б.Е. Райков, С.В. Герд, Н.М. Верзилин и многие другие.
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Он считал, что именно «в природе вечный источник детского разума».
«Я вижу, - писал В.А. Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе». Отношения к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В.А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать природную среду.
В исследованиях психологов и педагогов не раз отмечалось, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями природы, об экологических связях между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными, грибами), между природой и человеком на доступном уровне.
Познание мира невозможно без познания связей и отношений, существующих в нем. Это относится и к экологическим связям. Изучение этих связей играет важную роль в развитии у детей логического мышления, памяти, воображения.
В содержании экологического образования в начальной школе могут быть прослежены несколько содержательных линий:
- человек – природное существо и член общества;
Младших школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические и санитарно-гигиенические качества окружающей среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. Вопросы экологии человека и его здоровье могут включиться в разные разделы программы всех классов, но лучше их представить в содержании специального раздела, посвященного здоровью человека.
- многообразие природного и социокультурного окружения человека;
То есть в содержании должны найти отражения знания о местах обитания живых организмов, об их домах – природных сообществах, в которых протекает их жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.
- экологическое взаимодействие живых организмов с окружающей средой;
Это материал об отношении живых организмов со средой обитания: многообразие обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и человеком.)
- труд и поведение человека в окружающей среде;
Человек, его деятельность, как уменьшить вредное взаимодействие этой деятельности на сохранение многообразия видов растений и животных. Здесь представлены знания о человеке и обществе, и их связях с окружающей средой.
Необходимо познакомить детей с предметами, созданными трудом человека (сахарная свекла → сахар), со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природы, как с положительных, так и с отрицательных сторон и на основании этого наметить пути гармоничных отношений человека и природы.
Младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Он будет идти по лесу тихо и спокойно, если поймет, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, что отлов бабочек ради праздного любопытства приносит большой вред луговым растениям и загубит жизнь существа, на которую оно имеет право, как и все земные обитатели. Поэтому содержание экологического воспитания должно подводить детей к выводу: надо поступать так и почему именно так.
Кроме того, содержание экологического образования должно быть направлено на то, чтобы показать природу не только как источник материальных благ и условий для существования человека и всего живого, но и как источник духовных ценностей – наслаждение красотой ферм, звуков, ароматов, красок.
Перед педагогами стоят следующие основные задачи воспитания:
- Доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано.
- Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, либо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.
- Помочь научиться строить свое поведение в природе на основание знаний о взаимодействиях в ней и соответствующей оценки возможностей последствий своих поступков.
Важнейшую роль в процессе формирования бережного отношения к природе имеет изучение окружающего мира. Этот предмет обеспечивает естественно-научную основу для понимания младшими школьниками необходимости охраны природы. В действующих программах и учебниках содержаться знания о конкретных объектах и явлениях природы. В действующих программах есть сведения о связи между ними, о взаимовлиянии человека (общества) и природы, о нормах и правилах поведения в ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.
Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен ...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...
Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста
данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ...
Внеклассное мероприятие по формированию установок толерантного сознания у детей младшего школьного возраста: взаимосвязь толерантности с выбором профессий.
Cовременные дети почти ничего не знают о профессиях людей, большинство учеников не знают даже о профессиях своих родителей или о роде их трудовой деятельности. Дети не задумываются о том, как сложен т...
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...