Технология формирования экологического сознания "Знай и люби природу" как средство реализации требований ФГОС
статья по окружающему миру на тему

Махнева Юлия Геннадьевна

В статье представлен материал о необходимости разработки технологии формирования экологического сознания "Знай и люби природу" с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologiya_po_realizatsii_trebovaniy_fgos.docx15.39 КБ

Предварительный просмотр:

Технология формирования экологического сознания «Знай и люби природу» как средство реализации требований ФГОС

Махнева Ю.Г.

учитель начальных классов

МАОУ гимназии №144

первая квалификационная категория

Несмотря на принимаемые меры по охране и оздоровлению окружающей среды, ее общее состояние продолжает ухудшаться. В современном обществе возникла проблема формирования экологического сознания у детей младшего школьного возраста.

В рамках реализации требований ФГОС начального общего образования актуальным становится вопрос «формирования основ экологического сознания, грамотности и культуры обучающихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения». В связи с этим возникает потребность в разработке практических путей формирования экологического сознания: технологии формирования экологического сознания «Знай и люби природу».

Технологию в образовании следует рассматривать как систему, в которой выделяют компоненты: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического взаимодействия (мотивация и средства преподавания), преподаватель, обучающийся, результат деятельности. Такая трактовка  принадлежит доктору педагогических наук, академику Российской Академии Естествознания,      Г.П. Сикорской (разработала концепции и модели педагогических систем экологического образования в контексте глобализации социально-экологических проблем и модернизации образования) и находит отражение в реализации требований ФГОС начального общего образования.

Говоря о технологии по реализации ФГОС, мы имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приемов и методов, которые позволяют обучающимся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни.

Человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной средой. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у детей экологической ответственности, как результат формированию экологического сознания.

Все мы привыкли к традиционным инструментам на уроке: доска и мел. Но мы живем в XXI веке, когда прогресс не стоит на месте, а активно внедряется в сферу образования. Сегодняшние первоклассники информационно грамотны и хотят получить не только знания, но и практический жизненный опыт. Особенностью современной школы является требование внедрения современных средств и технологий обучения в образовательный процесс. В соответствии с ФГОС меняется взгляд на ученика. Ученик признается субъектом образовательного процесса. Обучающиеся из пассивных читателей и слушателей становятся «добывателями» знаний с помощью комплекса современных средств обучения. Очевидно, что в целях реализации требований ФГОС, все субъекты образовательного процесса – и педагоги, и обучающиеся должны иметь равные возможности для использования в учебной деятельности средств обучения.

Учитывая требования ФГОС, на своих уроках и во внеурочной деятельности мы применяем технологию формирования экологического сознания младших школьников «Знай и люби природу». Данная технология включает следующие компоненты: цикл занятий «Сокровища природы», внеурочную деятельность (эко проекты, праздники, экскурсии). Синтезом выше перечисленных составляющих являются экологические сказки «Зеленые тропинки» с применением ИКТ, где ребята используя знания о природе и опыт практической деятельности, самостоятельно создают свои сказки и разыгрывают их.

Большим подспорьем в реализации технологии «Знай и люби природу» служит программно-аппаратный комплекс (интерактивная доска, документ-камера, модульная система экспериментов). С помощью интерактивной доски учитель получает возможность полностью управлять любой компьютерной демонстрацией – выводить на экран доски карты, картинки, схемы, создавать и перемещать объекты, запускать видео и интерактивные анимации. И все это прямо с доски, не теряя визуального контакта с классом.

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Вся проведенная в ходе урока работа, со всеми сделанными на доске записями и пометками, сохраняется для последующего просмотра и анализа.

Мои ученики – младшие школьники. Для них аппаратный комплекс – увлекательная обучающая игра, а для учителя средство формирования универсальных учебных действий. Уже с первых путешествий по «Зеленым тропинкам» освоив функции интерактивной доски, они самостоятельно составляют маршруты здоровья, сюжеты для экологических сказок. В технологию формирования экологического сознания входят следующие приемы, методы и формы: игровой метод, метод творческих заданий «Секретный разговор», метод проектов «Письмо зеленому другу», моделирование «Экологический светофор», беседа «Природа и мы»; экскурсия «В гости к огородному Подрастаю», викторина «Растительные тайники»,                       КВН «Экологическое ассорти», путешествие «Лес благодарит и сердится».  

Такое средство обучения используется не только во внеурочной деятельности, но и на уроках. Так, например, в 1м классе дети благодаря использованию     документ-камеры видят алгоритм действий (режим дня), динамическую презентацию результатов своей работы (процесс таяния снега). Модульная система экспериментов превращает ребят в настоящих исследователей почвы, температуры теплой и холодной воды.

Таким образом у обучающихся появляется больше возможностей для участия в творческой коллективной работе, групповых дискуссиях, для формирования личностных и метапредметных универсальных учебных действий.

В результате изучения всех без исключения предметов на уроках и во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования начинается формирование универсальных учебных действий, необходимых для жизни и работы в современном высокотехногенном обществе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках английского языка как средство реализации требований ФГОС НОО.

Роль дидактических  игр в реализации требований ФГОС.Принципы системы дидактических игр.Результаты применения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе.Памятка для учителя д...

Использование информационно – коммуникационных технологий как средства реализации требований ФГОС НОО в работе с младшими школьниками

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего с помощью и при посредстве средств ИКТ.Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себ...

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО

В данной работе рассматривается проблема формирования компетенций младшего школьника в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций) с учётом внедрения в образовательный процесс ...

Статья "Технология критического мышления в учебном процессе как условие реализации требований ФГОС НОО".

В статье раскрыта технология критического мышления на уроках в начальной школе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Технология продуктивного чтения в начальной школе, как средство реализации требований в ФГОС НОО на примере урока литературного чтения в 4 классе по теме «К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

Данная разработка включает в себя краткое теоретическое изложение материала по теме «Технология продуктивного чтения» и развернутую технологическую карту урока литературного чтения в 4 кла...