Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: активизация внимания и готовности обучающихся к успешному усвоению учебного материала. Методы стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации к освоению нового материала. Личностные УУД: внутренняя мобилизация к предстоящей деятельности. Регулятивные УУД: организация рабочего места. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Добрый день ребята, меня зовут Анастасия Юрьевна. И к вам сегодня, конечно, я пришла на самый интересный, увлекательный предмет – это предмет окружающего мира. Он таит в себе множество секретов и неохотно раскрывает свои тайны. Сегодня на уроке мы все вместе продолжим их разгадывать. - Я предлагаю вам побывать в роли настоящих исследователей и раскрыть еще одну тайну окружающего мира. - Чтобы у нас все получилось нам с вами необходимо внимательно слушать и понимать друг друга, работать в сотрудничестве друг с другом. Давайте договоримся, если я сделаю хлопок. Данный хлопок вы должны чуть позже повторить все вместе. Показать, что вы готовы работать дальше. Попробуем! - Дело в том, что у вас чуть-чуть не получается, потому что вы пытаетесь одновременно со мной хлопнуть. Нет, вам нужно сделать паузу и затем все вместе. - Нам пора приступить к работе. Желаю вам успешной и интересной работы. | Приветствуют учителя.
Эмоциональный настрой к предстоящей деятельности.
|
Актуализация знаний. Выявление проблемной ситуации Цель этапа: мотивирование обучающихся к изучению темы «Твердые вещества, жидкости, газы». Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективная работа. Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: стимулирование интереса к предстоящей учебной деятельности. Личностные УУД: осознание конкретного вопроса, не имеющего на настоящий момент ответа. Регулятивные УУД: контролирование и оценивание своих действий в процессе коллективного обсуждения. Коммуникативный УУД: коллективное обсуждение возникшего вопроса. Познавательные УУД: ориентирование в своей системе знаний и выборе способа решения учебной задачи. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Внимание на экран. - Мир, который окружает человека, очень разнообразен. Каждый день, каждый час, каждую минуту нас окружает бесчисленное множество разнообразных веществ. В настоящее время известно более 27 млн. веществ. Одни вещества встречаются в природе. Они разнообразны и необходимы. Другие придумал и создал человек. И каждый год он открывает все новые и новые вещества. А сколько разных тел можно изготовить из одного и того же вещества! Без них жизнедеятельность окружающего мира просто невозможна. Они играют важную роль в нашей жизни. А хорошо ли мы знаем окружающие нас вещества?
Рассмотрите предметы у вас на столе. Как вы думаете, а для чего я все это поставила? С какой целью?
- Маша говорит, что в этой бутылочке спрятались три вещества. А вы можете сказать, что это за вещества? Назовите их. (Может кто-то знает, что это за вещества?)
- Что вы знаете про эти вещества? (В каком состоянии бывают вещества?)
| Восприятие учебного материала.
- Будем исследовать, проводить опыты.
- Пластмасса, вода, газ
- Вещества находятся в твердом, жидком и газообразном состоянии
|
Целеполагание, формулирование темы Цель этапа: привлечение обучающихся к определению цели предстоящей деятельности. Методы стимулирования учебной активности учащихся: мотивирование личностной заинтересованности к получению новой информации. Личностный УУД: осознание потребности в приобретении новых знаний, умений. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Кто сможет сформулировать тему нашей исследовательской работы? (Как вы думаете, над какой темой мы будем работать?)
- Сегодня на уроке мы с вами будет исследовать твердые, жидкие и газообразные вещества. Какой проблемный вопрос вы хотели бы задать? О чем хотели бы узнать? ( Ребята, замечательные вопросы вас интересуют, но в рамках одного урока мы не сможем найти на них ответы. Сегодня мы исследуем лишь некоторые из них. А если у вас будет желание, вы можете дома самостоятельно найти на них вопросы.)
- Какой интересный прозвучал вопрос – почему вещество может быть твердым, жидким, газообразным?
- Ребята, когда исследователя интересует какой-то вопрос, он размышляет, думает над ним, формулирует свое предположение (гипотезу) о том, как разрешить возникшую проблему. Давайте с вами, как настоящие ученые, предположим, а почему одно вещество – твердое, другое – жидкое, а третье – газообразное? (Как вы думаете, почему вещества бывают в трех состояниях?) Фиксируется на доске.
| - Мы будем исследовать твердые вещества, жидкости, газы.
- Почему одно вещество бывает твердое, другое вещество – жидкое, третье - газообразное.
Совместно с учителем формулируют гипотезу.
- У веществ разное строение
|
Осуществление поиска решения проблемы (открытие нового знания) Цель этапа: поиск теоретического объяснения поставленного вопроса, в процессе практической деятельности. Методы организации совместной деятельности учащихся: парная работа. Методы изучения нового учебного материала: - по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – учебно-исследовательская деятельность (экспериментальная работа, анализ, обобщение); - определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца. Личностные УУД: личностная заинтересованность в разрешении коллективной проблемы. Регулятивные УУД: анализ наглядного материала с целью выделения необходимых признаков. Коммуникативные УУД: сотрудничество с товарищами, умение внимательно слушать друг друга. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Ребята, а кто же из вас прав? Что поможет нам найти верный ответ?
- Сегодня я вам предлагаю провести исследовательскую работу. Кто-то уже может сказать, что мы будем исследовать? (Какие вещества будем исследовать?)
- С какой целью мы их будем исследовать?
- Сегодня я вам предлагаю выполнить исследовательскую работу, работая в паре со своим соседом по парте. Договоритесь между собой, кто будет работать с оборудованием, а кто будет помогать и записывать результаты исследования
На каждой парте лежит карта исследователя свойств веществ. Положите ее перед собой. Запишем исследуемые вещества.
- Для того, чтобы исследование у вас прошло правильно, вас будет сопровождать маршрут исследования. Пора приступить к работе. - Какое вещество мы будем исследовать?
1. Газ - Предлагаю вам вместе со мной, в сотрудничестве исследовать газообразное вещество – углекислый газ. - Какие действия необходимо выполнить?
- Замечательно, всем понятно, что необходимо сделать?
- Подумайте, газ заполнил весь шприц или его часть?
- Подумай, газ изменяет форму?
- Зафиксируйте результат в таблицу.
- Что необходимо сделать дальше? - Попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Что происходит с газом, когда вы сдвигаете поршень?
- Зафиксируйте результат в таблицу.
- Продолжим наше исследование. Исследовать твердое вещество и жидкость вы будете самостоятельно, а поможет вам маршрут исследователя. Не забывайте свои результаты фиксировать в карте.
2. Твердое вещество - Возьмите пробку от бутылки, положите в большой пластиковый стакан, переложите в маленький пластиковый стакан. Пробка изменила свою форму?
- Попробуйте сжать пробку. Удалось это сделать?
- Какой вывод мы сделаем.
3. Жидкое вещество - Перелейте воду из бутылки в большой пластиковый стакан, а затем перелейте воду в маленький пластиковый стакан. Что заметили?
- Наберите в шприц воду и попробуйте сдвинуть поршень шприца, закрыв пальцем отверстие для иглы. Удалось сжать воду?
- Какой вывод мы сформулируем.
- Ребята, предлагаю вам проанализировать полученные в ходе исследования результаты. - Что вы узнали о свойствах каждого из веществ?
Твердые вещества |
| Жидкости |
| Газы |
|
|
|
|
| не изменяют форму |
| изменяют форму |
| изменяют форму |
|
|
|
|
| не сжимаются |
| не сжимаются |
| сжимаются |
- Какие вещества мы исследовали? Что выяснили? | - Посмотреть в учебник, спросить у взрослого, посмотреть в Интернете, провести опыты и т.д.
- Твердые, жидкие и газообразные вещества.
- Выяснить, почему вещество может быть в твердом, жидком и газообразном состоянии.
Работа с картой исследователя.
- Взять шприц, набрать в него газ из бутылки.
- Газ заполнил весь шприц.
- Да.
- Закрыть отверстие, сдвинуть поршень.
- Поршень движется. Газ сжимается.
- Форма пробки не изменилась.
- Нет.
- Твердые вещества не изменяют форму и не сжимаются.
- Жидкость принимает форму того сосуда, куда ее перелили.
- Нет.
- Жидкость не имеет постоянной формы, принимает форму сосуда, в котором находится. Жидкости не сжимаются.
Обобщают свойства каждого вещества. Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся Твёрдые тела и жидкости нельзя сжать, а газ сжать можно. |
Конструирование нового знания Цель этапа: обобщение содержания познавательной и практической деятельности обучающихся. Методы организации совместной деятельности учащихся: коллективное обсуждение, принятие единого способа действия. Регулятивные УУД: моделирование нового знака. Коммуникативные УУД: корректность в обсуждении, высказывании своей позиции, принятие позиции других. Познавательные УУД: отличать известное от неизвестного в ситуации, специально созданной учителем. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Ребята, как вы думаете, почему же твердые вещества не могут изменять форму, а жидкости и газ изменяют форму? Почему одни вещества мы можем сжимать, а другие нет? Как вы думаете?
- Где мы можем найти ответ на наш вопрос?
- Прочитать в учебнике о свойствах веществ вы сможете дома. А я вам предлагаю посмотреть познавательный фильм и найти ответ на вопрос: Почему они вещества твердые, другие – жидкие, а третьи – газообразные?
- Что нового вы узнали?
- Как вы поняли, что такое молекулы?
- Что вы можете рассказать о расположении молекул в твердом веществе? жидком? газообразном? (Как расположены частицы (молекулы) в твердых веществах, в жидкостях, газах?)
- Наше исследование подходит к концу. Какая из наших гипотез подтвердилась? Вы согласны? - Действительно, состояние вещества связано с расположением в нем молекул. - Оказывается вещества из одного состояния могут переходить в другое под воздействием температуры. Если мы возьмем монету, нагреем ее при температуре выше 10000 С, то она расплавится. расплавленный металл помещают в формочки и дают ему остыть, получая новое изделие.
|
Обучающиеся высказывают свое мнение.
- Посмотреть в учебнике, энциклопедии, спросить у взрослого, в интернете.
Просмотр мультфильма
- Это частицы, из которых состоят вещества.
- Промежутки между частицами в твердых телах очень маленькие.
- В жидкостях промежутки между молекулами больше, что позволяет частицам «скользить» и менять свое местоположение.
- А в газах расстояние между частицами во много раз больше размеров самих молекул.
|
Включение нового знания в новых условиях Цель этапа: использование знаний о свойствах твердых, жидких и газообразных веществах в практической деятельности. Методы стимулирования учебной активности учащихся: осознание учащимися значимости нового способа деятельности. Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная деятельность с последующей само и взаимопроверкой. Личностные УУД: осознание значимости правильного применения математических знаков. Познавательные УУД: умение правильно применять полученные знания в практической деятельности. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Задание 1. - Определите состояние веществ в зависимости от расположения в нем молекул. Приведите примеры.
Задание 2. - Я предлагаю вам разгадать кроссворд, назовем вещества, которые мы можем найти: 1) В воздухе 2) В озере 3) В мастерской 4) В буфете 5) В аптечке - Какие вещества являются твердыми, жидкими, газообразными?
Задание 3. - К какому состоянию веществ подходят следующие слова: ЛИТЬ, РЕЗАТЬ, ВДЫХАТЬ, ПИТЬ, ЕСТЬ, КИДАТЬ, НОСИТЬ, ГЛОТАТЬ.
|
Разгадывают кроссворд
|
|
|
|
| 4Ф |
|
|
|
|
|
|
| А |
|
|
|
|
|
|
| Р |
|
|
|
|
| 3Ж |
| Ф |
| 5Й |
|
|
| Е |
| О |
| О | 1К | И | С | Л | О | Р | О | Д |
|
|
| Е |
|
|
|
|
|
|
| З |
|
|
|
|
|
| 2В | О | Д | А |
|
|
- К твердому – резать, есть, кидать, носить, глотать. К жидкому – лить, пить, глотать. К газообразному – вдыхать. |
Подведение итогов, рефлексия Цель этапа: выявление степени достижения поставленной цели, значимость выполненной работы, выявление затруднений обучающихся Личностные УУД: осознание смысла изучения математических знаков. Регулятивные УУД: способность к самооценке, анализу своей деятельности и деятельности одноклассников. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
- Исследованием какого вопроса мы сегодня занимались на уроке? - Где человеку пригодятся знания о свойствах и строении веществ в твердом, жидком, газообразном состоянии?
- Сейчас я предлагаю вам оценить свою работу. Выберите себе фразу и закончите ее самостоятельно. На доске: Сегодня я узнал, что … Было интересно … Я научился … Меня удивило … Было трудно … Урок для меня показался … | Систематизирование полученных знаний и умений.
Ученики рефлексируют свою деятельность на уроке. |
Домашнее задание |
1. Работа по учебнику – стр. 49 – 52. 2. Провести мини-исследование. Результаты принести на следующий урок окружающего мира. | Записывают домашнее задание в дневник. |