Окружающий мир. 1 класс. "Твердые тела, жидкости, газы"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; делать выводы в результате совместной работы всего класса; составлять план действий по решению проблемы, учиться высказывать свое предположение (версию), учиться работать по предложенному плану, совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; оформлять свою мысль в устной речи, совместно договариваться о правилах общения, учиться выполнять задания в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_shevchenko_n.g.1_kl.rar | 2.06 МБ |
prezentaciya_tvyordye_tela_zhidkosti_gazy.ppt | 2.21 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Твердые тела, жидкости, газы"
Цели:
Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.
Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
Развивать творческие способности.
Развивать мышление, память, речь.
Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, 4 стакана, вода, брусок, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные бруски, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой. «Подари улыбку»
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг- другу.
- Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
У себя внимательность
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (Слайд 2)
- И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Деятельность учителя | № слайда | Предполагаемая деятельность учеников |
Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами. - Аня там даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) - Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1) 1. Внимательно слушать старшего лаборанта; 2) 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3) 3. Выполнять все задания. | Слайд 3 Слайд 4 | Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант- сотрудник лаборатории. Проговаривают правила |
-У вас на столах 3 стакана. - Что в первом стакане? - Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? - В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела | -Деревянный брусок - Твердый |
- Что находится во втором стакане? - Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости . | - вода - жидкая |
- А вот в третьем стакане спрятался невидимка.. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика. -Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? - Можно ли воздух назвать твёрдым телом? - Можно ли воздух назвать жидкостью? - Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ) (на доске появляется запись газы ) - Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока… | Слайд 5 | -воздух Ветер нет нет - Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.» |
III. Постановка проблемной ситуации. - Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? - Наши мнения разошлись. Кто же прав? – Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы. | Предположения детей. |
IV. Совместное открытие нового материала
1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим. а) Твердые тела. -Попробуйте изменить форму бруска. -Получилось? Твердые тела ↓ не изменяют форму | Дети выполняют задание учителя. - нет |
б) Жидкость Жидкость ↓ не изменяют форму | Дети высказывают свои предположения. |
в) Газ -Какую форму приобрёл воздух? - А какую форму имеет шарик в стакане? – Имеет ли газ постоянную форму? газ ↓ не изменяют форму | – Весь шарик. - Форму шарика.
|
– Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? (стр. 35 учебника) | Слайд 4 | – Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. |
2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? | Высказывания детей |
а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему? | – Нет, значит твёрдые тела не сжимаются. |
б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. | – Нет, значит жидкость не сжимается. |
б) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. | – Возвращается в исходное положение. |
– Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (стр. 35 учебника) | Слайд 7 | – Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. |
-Газы обладают ещё одним важным свойством - Закройте глаза (разбрызгиваю духи) - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов? Вывод: (стр. 36 учебника) | Предположения детей. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату. |
V. Физкультминутка
«Насос»
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево — раз, вправо — два.
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре будет полита земля.
VI. Первичное закрепление.
1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1. - Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини. - Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи? | Слайд 9 | Самопроверка по образцу учителя |
VII. Постановка проблемы. - Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие. - А в жизни могут происходить подобные превращения? | Предположения детей. |
- Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования. |
IX. Открытие новых знаний. 1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? | Слайд 10-14 | Превращение воды в лёд (твердое тело) Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед. |
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? | Слайд 15-19 | Вывод: вода при нагревании становится газом-паром. |
X. Первичное закрепление знаний. -Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Пот послушайте: Однажды в тёплый день в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие. | Слайд 20 |
XI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового для себя узнали на этом уроке?
– Какие свойства твёрдых тел, жидкостей, газов можете перечислить? (по таблице)
- А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки
- Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку
- Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку
- Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку (дети прикрепляют улыбки на доску)
XII. Домашнее задание (творческое)
- Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.
Используемая литература:
« Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс А.А.Вахрушев
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок на тему: "Твердые тела, жидкости, газы".
Урок по окружающему миру УМК "Школа 2100"...
Открытый урок окружающего мира по теме: "Твердые тела, жидкости и газы" Школа 2100. 1 класс.
Тип урока: изучение нового материала.Цель: формировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению и применению понятие "тело", свойства твердых тел, жидкостей и газов...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы»
Технологическая карта урокаокружающего мира в 1 классе по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы».Тип урока. Урок открытия новых знаний.Дидактическая задача. Создать условия для ознакомления ...
Конспект урока "Твёрдые тела, жидкости, газы"_1 класс
Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме "Твёрдые тела, жидкости, газы"....
План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...
План урока по Окружающему миру 1 класс Школа 2100. Тема: ТВЕРДЫЕ ТЕЛА, ЖИДКОСТИ И ГАЗЫ
Файл содержит план урока по Окружающему миру в 1 классе, программа "Школа 2100", учебник Вахрушева, с приложениями в виде материалов для распечатки, раздачи ученикам и размещения на доске....
Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)
Самостоятельная работа по окружающему миру для 1 класса по теме «Твёрдые тела, жидкости и газы» (ОС «Школа 2100», А.А.Вахрушев)...