Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру по теме "Тела, вещества, частицы" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_charkina_31-shk.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю ____________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока окружающего мира,
проведенного в 3 «Б» классе
обучающейся Чаркиной Полины Ивановны
(Ф.И.О.)
04.10.2022 г.
дата
Консультация учителя________________
Консультация методиста________________
Черняховск 2022г
План-конспект урока окружающий мира
УМК: «Школа России», 3 класс
(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч.стр. 36-39)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 04.10.2022 г.
Время: 16:40 – 17:20
Место: МАОУ Гимназия №2 г. Черняховска
Класс: 3 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Тела, вещества, частицы
Цель: создание благоприятных условий для формирования знаний о понятиях «тела», «вещества», «частица».
Задачи:
Образовательные: способствовать формированию умения создания условий для усвоения новых знаний; способствовать развитию у детей умения находить различия между телами (естественными и искусственными, живыми и неживыми), веществами, частицами; обеспечить опыт исследования.
Развивающие: развивать аналитическое мышление, речь, память, внимание; обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, окружающему миру; видеть красоту вокруг себя.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПин, гигиенических условий в кабинете; применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся; создание положительного эмоционального микроклимата.
Планируемые результаты:
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес, расширяют кругозор, проявляют интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения. Воспринимают одноклассников как членов своей команды.
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: перерабатывают полученную информацию, делают выводы на основе обобщения знаний, выполняют анализ и синтез, сравнение, классификацию, обобщение
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: осуществляют контроль и коррекцию результатов самостоятельной работы, определяют цели и задачи учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: доносят свою позицию до других: оформляют свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих жизненных и учебных ситуаций.
Предметные: познакомятся с понятиями «тела», «вещества», «частица»; будут различать тела, вещества, частицы; описывать изученные вещества, характеризовать их; получат представления, что каждое тело состоит из веществ; о телах искусственных и естественных; будут учиться определять тела, вещества и частицы.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, работа в парах.
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, раздаточный материал.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие
У.: Здравствуйте, ребята!
О.: Здравствуйте!
У.: Меня зовут Полина Ивановна, сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку
У: Проверьте готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, дневник и пенал.
3) Мотивация к учебной деятельности
У.: Ребята, улыбнёмся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
У.: Ребята, зачем нам нужны эти помощники?
О.: Чтобы узнать много всего нового.
II. Актуализация умений и знаний.
У.: Ребята, вспомним, что такое «природа»?
О.: Природа – это то, что нас окружает и существует независимо от человека.
У.: На какие две группы мы можем разделить природу?
О.: Живая и неживая.
У.: Что такое живая природа?
О.: Объекты живой природы – это то, что может расти, дышать, питаться, развиваться.
У.: Что такое неживая природа?
О.: К ней относятся те объекты, которые не дышат, не растут, не питаются, не развиваются.
У.: На слайде изображены различные объекты живой и неживой природы. Сейчас я их назову и если вы услышите представителя живой природы – поднимаете одну руку вверх, если неживой – сидите ровно. Объекты: луна, белка, собака, облако, камень, цветок.
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У.: Сегодня мы с вами начнём новый раздел учебника «Эта удивительная природа». Как можно назвать те объекты, которые мы с вами недавно называли?
О.: Предметы.
У.: Верно, ещё учёные называют предметы телами. Все тела имеют свои очертания, форму. Назовите предметы, которые вас окружают.
О.: Парты, карандаши, учебник и т.д.
У.: Теперь открываем учебник на странице 36. Прочитаем тему урока.
О.: «Тела, вещества, частицы».
У.: Что же мы должны узнать на уроке? Чему будем учиться?
О.: Что такое «тела», «вещества», «частицы». Будем учиться их классифицировать.
IV. Открытие новых умений, знаний.
У.: Итак, теперь прочитаем «цепочкой» текст под заголовком «Тела». Значит, что такое тела?
О.: Любой предмет или любое существо, которое нас окружает.
У.: Поднимите руку, кто согласен. Верно. На слайде изображены парта, дерево, гвоздь, железо, кувшин, глина. На какие пары можно разделить?
О.: Объекты живой и неживой природы.
У.: Как называются такие тела?
О.: Естественные тела и искусственные.
У.: Почему?
О.: Одни тела природные, а другие сделаны человеком.
У.: Перечислите искусственные тела.
О.: Парта, гвоздь, кувшин.
У.: Перечислите естественные тела.
О.: Дерево, железо, глина.
У.: На странице 36 учебника рассмотрим схему. Что такое естественные тела?
О.: Тела природы.
У.: То есть это объекты живой природы, такие как растения, животные и так далее. Что такое искусственные тела?
О.: Тела, созданные руками человека.
У.: То есть это объекты неживой природы, такие как чайник, ложка и так далее.
У.: Ребята, как вы думаете, что такое «вещества»? Попробуйте дать определение.
О.: Предполагаемые ответы обучающихся.
У.: Тело состоит из веществ. Кусок сахара – тело, а сам сахар – вещество. Алюминиевая проволока – тело, алюминий – вещество. Есть тела, которые образованы не одним, а несколькими или многими веществами. Очень сложный состав имеют живые тела. Например, в растениях есть вода, сахар, крахмал и другие вещества. Множеством разнообразных веществ образованы и тела животных, человека. Поэтому, веществами называют то, из чего состоят тела. Прочитайте последний абзац на странице 37.
О.: Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
У.: Сахар, алюминий – примеры твёрдых веществ. Вода – жидкое вещества. Воздух состоит из нескольких газообразных веществ (газов). Наглядный пример.
У.: Откроем рабочую тетрадь на странице 24, выполняем упражнение номер 4. Поможем муравью Вопросику и укажем стрелками, что из перечисленного – тела, а что – вещества. Ответы выводятся на слайде.
У.: Обобщаем. Тела — это всё то, что создано из веществ, а вещества используются для создания тел.
У.: Теперь немного разомнёмся. Встаём из-за столов и задвигаем стулья.
V. Физкультминутка.
1. И.п - о.с. 1 - 2 - встать на носки, руки вверх-наружу, потянуться вверх за руками. 3 - 4 - руки вниз и расслабленно скрестить перед грудью, голову наклонить вперед. Повторить 6 - 8 раз. Темп быстрый.
2. И.п. - о.с. 1 - правую руку вниз, левую вверх. 2 - переменить положение рук. Повторить 3 - 4 раз, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
У.: На какие виды делятся все вещества?
О.: Твёрдые, жидкие, газообразные.
У.: Приведите примеры твёрдых веществ, не из учебника.
О.: Доска, дверь, стол.
У.: Приведите пример жидких веществ.
О.: Вода, уксус, молоко.
У.: Приведите пример газообразных веществ.
О.: Воздух, кислород, углекислый газ.
У.: Открываем рабочую тетрадь на странице 24, делаем упражнение №5 вместе. Отметим в таблице, какими конкретно веществами являются все перечисленные. Соль?
О.: Твёрдое вещество.
По примеру отмечаем правильные ответы к каждому слову. Ответы представлены на слайде.
У.: Как вы думаете, из чего состоят вещества?
О.: Предполагаемые ответы детей.
У.: Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Как же можно убедиться, что эти частицы существуют? Проведем опыт. Возьмем тело, образованное одним веществом – сахар. Опустим его в стакан с водой, помешаем. Сначала сахар хорошо виден, но постепенно становится невидимым. Какая на вкус получилась жидкость?
О.: Сладкая.
У.: Видим ли мы сахар?
О.: Нет.
У.: Почему?
О.: Он растворился в воде.
У.: Верно, кусочек сахара распался на мельчайшие, не видимые глазом частицы, из которых он состоял, и эти частицы перемешались с частицами воды. Если мы возьмем и добавим соль в чистую воду, то что с ней произойдет?
О.: Соль растворится, вода станет соленой.
У.: Верно. Этот опыт доказывает, что вещества, а значит, и тела состоят из частиц. Прочитаем два последних абзацев на странице 38.
О.: Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размеру и форме отличаются от частиц других веществ. Ученые установили, что между частицами есть промежутки. В твердых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких – побольше, в газах еще больше. В любом веществе или теле все частицы постоянно движутся.
У.: Все вещества состоят из маленьких частиц, они называются молекулы и атомы, также между частицами есть промежутки.
VII. Закрепление изученного материала.
У.: Откройте рабочую тетрадь на странице 23 и делаем упражнение №1. Возьмите синий и зеленый карандаши. Синий цвет обозначает искусственные тела, а зелёный – природные (естественные) тела. Закрасьте кружок возле первого ряда в соответствии с тем, рисунки объекты живой или неживой природы там изображены. В первом ряду кто изображен?
О.: Насекомое, кленовый лист, птица, луна.
У.: Это искусственные или естественные тела?
О.: Естественные. Закрашиваем зелёным цветом.
У.: Кто изображён во втором ряду?
О.: Телефон, ключ, карандаш, чашка.
У.: Это искусственные или естественные тела?
О.: Искусственные. Закрашиваем синим цветом.
У.: Кто изображён в третьем ряду?
О.: Яблоко, ложка, будильник, солнце.
У.: Это искусственные или естественные тела?
О.: И искусственные и естественные. Закрашиваем двумя цветами – синим и зелёным.
У.: Перед вами на столах карточки с утверждениями, где вы должны будете в парах, напротив предложений, отметить, если верное, то знаком «плюс», если неверное, то знаком «минус» и объяснить, почему. Все вместе проверяем. Телом называют любой объект живой и неживой природы. (+)
О.: Да.
У.: Полярная звезда — это небесное тело. (+)
О.: Да.
У.: Солнце является искусственным телом. (-)
О.: Нет, Солнце – это природное тело, естественное.
У.: Пластмасса — это тело, а пуговица – вещество. (-)
О.: Нет, наоборот, пуговицы — это тело, а пластмасса — это вещество.
У.: Тела состоят из веществ, а вещества из частиц. (+)
О.: Да.
У.: Все тела всегда состоят только из одного вещества. (-)
О.: Нет, есть тела, которые образованы не одним, а несколькими или многими веществами.
У.: Искусственные тела – это тела, созданные руками человека. (+)
О.: Да.
У.: Вы успешно справились.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
У.: Итак, о чём мы сегодня на уроке говорили?
О.: О телах, веществах, частицах.
У.: Что такое «тело»?
О.: Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
У.: Приведите примеры тел.
О.: Стул, человек, доска.
У.: Что такое «вещества»?
О.: Веществами называют то, из чего состоят тела.
У.: Приведите примеры веществ.
О.: Соль, сахар, железо.
У.: Что такое «частицы»
О.: Вещества состоят из мельчайших, не видимых глазом частиц.
У.: Какой опыт мы сегодня провели и что узнали?
О.: Мы растворяли сахар и соль в воде и частицы сахара и соли перемешались с частицами воды.
У.: Определения выведены на слайде.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
У.: Спасибо за урок! Мне было очень приятно с вами работать. Вашим домашним заданием будет записать в словарик понятия «тела», «вещества», «частица».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс
Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...
Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.
"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...
План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).
Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...
Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.
Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...
Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс
Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....
Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)
Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...
Конспект урока по окружающему миру на тему:«Природа в классе» 1 класс
Цель урока: 1. Учащиеся имеют расширенное представление о комнатных цветах.2. Умеют различать комнатные растения...