Урок на тему: "Твердые тела, жидкости, газы".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок по окружающему миру УМК "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvyordye_tela_zhidkosti_gazy.rar | 2.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Твердые тела, жидкости, газы".
Цели:
1. Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.
2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
3. Развивать творческие способности.
4. Развивать мышление, память, речь.
5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование: Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, 4 стакана, вода, брусок, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные бруски, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем.
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Деятельность учителя | № слайда | Предполагаемая деятельность учеников |
- Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами. - Аня там даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова) - Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять: 1. Внимательно слушать старшего лаборанта; 2. Не шуметь, не мешать друг другу; 3. Выполнять все задания. | Слайд 3 Слайд 4 | Лаборатория - учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант - сотрудник лаборатории. Проговаривают правила |
- У вас на столах 3 стакана. - Что в первом стакане? - Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь? - В физике, предметы которые нас окружают, принято называть - твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела ) | - Деревянный брусок - Твердый | |
- Что находится во втором стакане? - Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости) | - вода - жидкая | |
- А вот в третьем стакане спрятался невидимка.. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика. -Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох). «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали? - Можно ли воздух назвать твёрдым телом? - Можно ли воздух назвать жидкостью? - Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает - газ) (на доске появляется запись газы ) - Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока… | Слайд 5 | -воздух Ветер нет нет - Тема нашего урока: «Твердые тела, жидкости, газы» |
III. Постановка проблемной ситуации. - Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства? - Наши мнения разошлись. Кто же прав? - Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы. | Предположения детей. |
IV. Совместное открытие нового материала.
1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим. а) Твердые тела. - Попробуйте изменить форму бруска. - Получилось? Твердые тела ↓ не изменяют форму | Дети выполняют задание учителя. - нет | |
б) Жидкость Жидкость ↓ не изменяют форму | Дети высказывают свои предположения. | |
в) Газ -Какую форму приобрёл воздух? - А какую форму имеет шарик в стакане? - Имеет ли газ постоянную форму? газ ↓ не изменяют форму | - Весь шарик. - Форму шарика. - Газ не имеет постоянной формы. | |
- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? (стр. 35 учебника) | Слайд 4 | - Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы - нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся. |
2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ? | Высказывания детей | |
а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему? | - Нет, значит твёрдые тела не сжимаются. | |
б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. | - Нет, значит жидкость не сжимается. | |
б) - Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. | - Возвращается в исходное положение. | |
- Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (стр. 35 учебника) | Слайд 7 | - Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ. |
- Газы обладают ещё одним важным свойством - Закройте глаза (разбрызгиваю духи) - Что вы почувствовали? - Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов? Вывод: (стр. 36 учебника) | Предположения детей. У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату. |
V. Физкультминутка
«Насос»
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево — раз, вправо — два.
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре будет полита земля.
VI. Первичное закрепление.
1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1. - Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини. - Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи? | Слайд 9 | Самопроверка по образцу учителя |
VII. Постановка проблемы. - Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие. - А в жизни могут происходить подобные превращения? | Предположения детей. | |
- Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования. | ||
IX. Открытие новых знаний. 1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? | Слайд 10-14 | Превращение воды в лёд (твердое тело) Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед. |
2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар. - Какой вывод модно сделать из этого опыта? | Слайд 15-19 | Вывод: вода при нагревании становится газом-паром. |
X. Первичное закрепление знаний. - Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Пот послушайте: Однажды в тёплый день в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие. | Слайд 20 |
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Что нового для себя узнали на этом уроке?
- Какие свойства твёрдых тел, жидкостей и газов можете перечислить?
- А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки
- Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку
- Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку
- Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку (дети прикрепляют улыбки на доску)
XII. Домашнее задание (творческое)
- Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
- Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.
Используемая литература
« Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс А.А.Вахрушев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Окружающий мир. 1 класс. "Твердые тела, жидкости, газы"
Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...
Конспект урока "Твёрдые тела, жидкости, газы"_1 класс
Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме "Твёрдые тела, жидкости, газы"....
План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"
Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...
Конспект урока окружающего мира "Твёрдые тела, жидкости и газы"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Урок окружающего мира "Твердые тела,жидкости и газы" 1 класс
Урок "Твердые тела,жидкости и газы"содержит конспект урока для 1 класса по программа 2100...
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.
План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2Тип урока: повторение...
Технологическая карта урока окружающего мира " Твёрдые тела, жидкости и газы "(УМК Школа России, 3 класс)
Тип урока: "Открыиие" нового знанияЦель урока: Формирование у детей новые представления о "твёрдых телах, жидкостях и газах"Задачи урокаДидактические:1.Знать понятия "твё...