Урок на тему: "Твердые тела, жидкости, газы".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Решетникова Олеся Юрьевна

Урок по окружающему миру УМК  "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvyordye_tela_zhidkosti_gazy.rar2.05 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Твердые тела, жидкости, газы".

Цели:

1. Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.

2. Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.

3. Развивать творческие способности.

4. Развивать мышление, память, речь.

5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.

6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.

Используемое оборудование: Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, 4 стакана, вода, брусок, шприц, салфетка, духи

Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные бруски, воздушные шары

Используемые ЦОР:  Конспект урока, презентация к уроку

Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем.

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Деятельность учителя


слайда

Предполагаемая деятельность учеников

- Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами.

- Аня там даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)

- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:

1.  Внимательно слушать старшего лаборанта;

2.  Не шуметь, не мешать друг другу;

3.  Выполнять все задания.


Слайд 3


Слайд 4

 

Лаборатория - учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант - сотрудник лаборатории.

Проговаривают  правила

- У вас на столах 3 стакана.

- Что в первом стакане?

- Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?

- В физике, предметы которые нас окружают, принято называть - твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела )





- Деревянный брусок

- Твердый

- Что находится во втором стакане?

- Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости)


- вода

- жидкая

- А вот в третьем стакане спрятался невидимка..

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем..

Дыхательная гимнастика.

-Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох). «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?

- Можно ли воздух назвать твёрдым телом?      

- Можно ли воздух назвать жидкостью?    

- Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает - газ) (на доске появляется запись газы )    

- Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока…






Слайд 5





-воздух



Ветер                                                             нет                                                                нет



- Тема нашего урока: «Твердые тела, жидкости, газы»

III. Постановка проблемной ситуации.

- Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства?

- Наши мнения разошлись. Кто же прав?

- Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы.





Предположения детей.

IV. Совместное открытие нового материала.

1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим.

а) Твердые тела.

- Попробуйте изменить форму бруска.

- Получилось?      

Твердые тела

            ↓

не изменяют

   форму                                                                                                                                                      

 


Дети выполняют задание учителя.

- нет

б) Жидкость
- Можно ли изменить форму жидкости?
- У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в тарелку, а затем в бутылочку. Что заметили?

  Жидкость

            ↓

не изменяют

   форму







Дети высказывают свои предположения.
- Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.

в) Газ
- Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?

-Какую форму приобрёл воздух?

- А какую форму имеет шарик в стакане?

- Имеет ли газ постоянную форму?

         газ

           ↓

не изменяют

   форму










- Весь шарик.

- Форму шарика.
- Форму стакана.

- Газ не имеет постоянной формы.

- Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? (стр. 35 учебника)

Слайд 4

- Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы - нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.

2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ?

Высказывания детей

а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему?


- Нет, значит твёрдые тела не сжимаются.

б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы.
- Удалось ли сжать воду?



- Нет, значит жидкость не сжимается.

б) - Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух.
- Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его.
- Почему?




- Возвращается в исходное положение.
- Сжатый воздух выталкивает его.

- Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (стр. 35 учебника)

Слайд 7

- Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.

- Газы обладают ещё одним важным свойством

- Закройте глаза (разбрызгиваю духи)

- Что вы почувствовали?

- Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов?

Вывод: (стр. 36 учебника)






Предположения детей.

У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится, например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату.

V. Физкультминутка

«Насос»

 А теперь насос включаем, воду из реки качаем.

Влево — раз, вправо — два.

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре будет полита земля.

VI. Первичное закрепление.

1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1.

- Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини.

- Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?

Слайд 9


Самопроверка по образцу учителя

VII. Постановка проблемы.

- Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие.

- А в жизни могут происходить подобные превращения?

 



Предположения детей.

- Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования.


IX. Открытие новых знаний.

1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед.  

- Какой вывод модно сделать из этого опыта?

Слайд 10-14



Превращение воды в лёд (твердое тело)

Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед.

2 ребёнок рассказывает  о превращении  воды в пар.

- Какой вывод модно сделать из этого опыта?

Слайд 15-19

Вывод: вода при нагревании становится газом-паром.

X. Первичное закрепление знаний.

- Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Пот послушайте:

Однажды в тёплый день  в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие.

Слайд 20



XI. Итог урока. Рефлексия.

- Что нового для себя узнали на этом уроке?

- Какие свойства твёрдых тел, жидкостей и газов можете перечислить?

- А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки

- Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку

- Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку

- Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку (дети прикрепляют улыбки на доску)

XII. Домашнее задание (творческое)

- Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?

- Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.

Используемая литература

« Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.

Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев

Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс  А.А.Вахрушев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир. 1 класс. "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок способствует формированию универсальных учебных действий: умению ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; ...

Конспект урока "Твёрдые тела, жидкости, газы"_1 класс

Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме "Твёрдые тела, жидкости, газы"....

План-конспект урока-исследования по окружающему миру в 1 классе "Твердые тела, жидкости, газы"

Урок-исследование «Твердые тела, жидкости и газы» Цель: Познакомить детей с важнейшей характеристикой физических тел – агрегатным состоянием.Задачи:Обучающие: учить выделять признаки о...

Конспект урока окружающего мира "Твёрдые тела, жидкости и газы"

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Урок окружающего мира "Твердые тела,жидкости и газы" 1 класс

Урок "Твердые тела,жидкости и газы"содержит конспект урока для 1 класса по программа 2100...

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.

План-конспект урока по теме: Твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме.Класс: 2Тип урока: повторение...

Технологическая карта урока окружающего мира " Твёрдые тела, жидкости и газы "(УМК Школа России, 3 класс)

Тип урока: "Открыиие" нового знанияЦель урока: Формирование у детей новые представления о "твёрдых телах, жидкостях и газах"Задачи урокаДидактические:1.Знать понятия "твё...