Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Силаева Светлана Владимировна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Окружающий мир 3 класс48.47 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программапо окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования на основе рабочей программы «Окружающий мир». Предметная линия учебников системы «Школа России», автор:А. А. Плешаков,«Просвещение», 2014 год.

Программа рассчитана на 68 часов в год  (2 часа в неделю).

Учебник «Окружающий мир, 3 класс»,  автор: Плешаков А. А.,«Просвещение», 2013 год.

  1. Планируемые результаты усвоения учебного предмета «Окружающий мир»

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.


2.Содержание учебного предмета «Окружающий мир».

В 3 классе в начале учебного года изучается раздел «Как устроен мир», в котором развиваются представления детей о природе, чело веке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома.

Далее содержание программы раскрывается в разделе «Эта удивительная природа». В нём последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается раздел «Мы и наше здоровье», нацеленный на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этом разделе вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни».

Логическим продолжением данного раздела является следующий — «Наша безопасность», в котором представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в разделе «Чему учит экономика». Учебный материал данного раздела отобран с учётом большой воспитательной, развиваю щей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественнонаучным и экологическим материалом курса и рассматривается как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и раздел «Путешествие по городам и странам», которым завершается программа 3 класса. Учебный материал этого раздела представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой под ход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

Природа

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология — наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей

Человек

Человек — часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира

Проект «Богатства, отданные людям»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Общество

Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы — граждане России

Что такое экология

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие

Природа в опасности!

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь — примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории

Тема, вещества, частицы

Знакомство с целями и задачами раздела. Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества

Разнообразие веществ

Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия — наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Обнаружение крахмала в продуктах. Кислотные дожди

Воздух и его охрана

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха

Вода

Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды

Превращения и круговорот воды

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Берегите воду!

Использование воды человеком. Выказывать Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и ё экономному использованию

Как разрушаются камни

Процесс разрушения горных пород,  природе, его причины и последствия

Что такое почва

Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы

Разнообразие растений

 Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника — наука о растениях

Солнце, растения и мы с вами

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки — особо охраняемые природные территории

Размножение и развитие растений

Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян

Охрана растений

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе

В царстве грибов

Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники

Великий круговорот жизни

Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ

Организм человека

Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система

Органы чувств

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств

Надёжная защита организма

Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание)

Опора тела и движение

Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц

Наше питание.

Проект «Школа кулинаров»

Питательные вещества, необходимые организму (белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания.

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Дыхание и кровообращение

Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота

Умей предупреждать болезни

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания

Здоровый образ жизни

Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений

Огонь, вода и газ

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа

Чтобы путь был счастливым

Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте

Дорожные знаки

Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса

Проект «Кто нас защищает»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Опасные места

Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д.

Природа и наша безопасность

Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки)

Экологическая безопасность

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности

Для чего нужна экономика

Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей — главная задача экономики. Товары и услуги

Природные богатства и труд людей — основа экономики. Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике

Полезные ископаемые

Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых

Растениеводство

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы. Труд растениеводов

Животноводство

Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные: млекопитающие,  птицы, рыбы, насекомые. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов

Какая бывает промышленность

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия, машиностроение, электронная, химическая, лёгкая, пищевая промышленность

Проект «Экономика родного края»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Что такое деньги

Обмен товарами: бартер, купля — продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения

Государственный бюджет

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства

Семейный бюджет

Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи

Экономика и экология

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимозависимость экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику

Золотое кольцо России

Золотое кольцо России — слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев-Посад, Переславль - Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир),  их достопримечательности.

Проект «Музей путешествий»

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы

Наши ближайшие соседи

Государства, граничащие с Россией, их столицы

На севере Европы

Страны севера Европы  (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

Что такое Бенилюкс

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

В центре Европы

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Франция)

Франция, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

По Франции и Великобритании (Великобритания)

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди

На юге Европы

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города

По знаменитым местам мира

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж - Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы)

Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»

Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений


Наименование разделов и тем

Всего часов по программе

Всего часов спланировано

В том числе на контрольные работы

Проекты

1

Как устроен мир  

7 ч.

7 ч.

1

1

2

Эта удивительная природа

19 ч.

19 ч.

1

1

3

Мы и наше здоровье

10 ч.

10 ч.

1

1

4

Наша безопасность

8 ч.

8 ч.

1

1

5

Чему учит экономика

12 ч.

12 ч.

1

1

6

Путешествия по городам и странам

12 ч.

12 ч.

1

1

Итого

68

68

6

6

3. Тематическое планирование.


Календарно – тематическое планирование.Окружающий мир.  3 класс (68 ч.).

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Дата

проведения

ЭОР

 «КАК УСТРОЕН МИР» (7 ч)

1

Природа. Ценность природы для людей.

1

Сентябрь 1 неделя

2

Человек.

1

3

Наши проекты «Богатства, отданные людям»

1

Презентация

4

Общество.

1

Сентябрь 2 неделя

5

Что такое экология.

1

6

Природа в опасности! Охрана природы.

1

Сентябрь 3  неделя

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа.

1

«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА» (19 ч)

8

Тела, вещества, частицы.

1

Сентябрь 4 неделя

Электронное приложение  к учебнику  

9

Разнообразие частиц.

1

10

Воздух и его охрана.

1

Октябрь 1 неделя

11

Вода.

1

12

Превращения и круговорот воды в природе.

1

Октябрь 2 неделя

13

Берегите воду!

1

14

Что такое почва.

1

Октябрь 3 неделя

Электронное приложение  к учебнику  

15

Разнообразие растений.

1

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Октябрь 4 неделя

17

Размножение и развитие растений.

1

18

Охрана растений

1

Ноябрь 2 неделя

19

Разнообразие животных.

1

20

Кто что ест.

1

Ноябрь 3 неделя

21

Наши проекты  «Разнообразие природы родного края»

1

Презентация

22

Размножение и развитие животных

1

Ноябрь 4 неделя

23

Охрана животных

1

24

В царстве грибов.

1

Декабрь 1 неделя

25

Великий круговорот жизни

1

Документ-камера

26

Обобщение знаний по теме  «Эта удивительная природа».  Проверочная работа.

1

Декабрь 2 неделя

«МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ» (10 ч)

27

Организм человека.

1

28

Органы чувств.

1

Декабрь 3 неделя

Электронное приложение  к учебнику  

29

Надёжная защита организма.

1

30

Опора тела и движение

1

Декабрь 4 неделя

31

Наше питание.

1

32

Наши проекты  «Школа кулинаров»

1

Январь 2 неделя

Презентация

33

Дыхание и кровообращение.

1

34

Умей предупреждать болезни.

1

Январь 3 неделя

35

Здоровый образ жизни.

1

36

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа.

1

Январь 4 неделя

«НАША БЕЗОПАСНОСТЬ» (8 ч)

37

Огонь, вода и газ.

1

Электронное приложение  к учебнику  

38

Чтобы путь был счастливым

1

Февраль 1 неделя

39

Дорожные знаки.

1

40

Наши проекты «Кто нас защищает»

1

Февраль 2 неделя

Презентация

41

Опасные места.

1

42

Природа и наша безопасность.

1

Февраль 3 неделя

43

Экологическая безопасность.

1

44

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа.

1

«ЧЕМУ УЧИТ ЭКОНОМИКА» (12 ч)

45

Для чего нужна экономика.

1

Март 1 неделя

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

1

47

Полезные ископаемые.

1

Март 2 неделя

Электронное приложение  к учебнику  

48

Растениеводство.

1

49

Животноводство.

1

Март 3 неделя

50

Какая бывает промышленность.

1

51

Наши проекты «Экономика родного края»

1

Март 4 неделя

Презентация

52

Что такое деньги.

1

53

Государственный бюджет.

1

Апрель 1 неделя

54

Семейный бюджет.

1

55

Экономика и экология.

1

Апрель 2 неделя

56

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа.

1

«ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ» (12 ч)

57

Золотое кольцо России.

1

Апрель 3 неделя

Электронное приложение  к учебнику  

58

Золотое кольцо России.

1

59

Золотое кольцо России.

1

Апрель 4 неделя

60

Наши проекты «Музей путешествий».

1

Презентация

61

Наши ближайшие соседи.

1

Май 1неделя

62

На севере Европы.

1

63

Что такое Бенилюкс.

1

Май 2 неделя

64

В центре Европы

1

65

По Франции и Великобритании

1

Май 3 неделя

Документ-камера

66

На юге Европы.

1

67

По знаменитым местам мира.

1

Май 4 неделя

68

Обобщение по теме «Путешествие по городам и странам».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...