Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Сентякова Ольга Фёдоровна

 

Рабочая программа по окружающему миру для 2  класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе программы  по окружающему миру  авторов  А.А.Плешакова (Москва, «Просвещение», 2011), допущенной  Министерством образования и науки РФ, учебника  «Окружающий мир» 2 класс, авторы  А.А.Плешаков издательство «Просвещение», 2015 год.

В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи приводятся в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15

                                                                                                                                                                   Приложение

к основной образовательной программе

основного общего образования.

Приказ № 373 от 30.05.2016

Рабочая программа

по  окружающему миру

Класс: 2

Учитель:

Учебный год: 2016 – 2017

Количество часов за год

68

в т.ч.

I полугодие

32

II полугодие

36

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по окружающему миру для 2  класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе программы  по окружающему миру  авторов  А.А.Плешакова (Москва, «Просвещение», 2011), допущенной  Министерством образования и науки РФ, учебника  «Окружающий мир» 2 класс, авторы  А.А.Плешаков издательство «Просвещение», 2015 год; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 30 мая 2016 года № 373; в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373  «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 31.12.2015),  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на изучение учебного предмета «Окружающий мир» на базовом уровне во 2 классе отводится  2 часа в неделю. . Общий объем часов — 68.  В образовательных учреждениях, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, окружающий мир является учебным предметом обязательным для изучения.

2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.

В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи приводятся в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться»:

Человек и природа

Выпускник научится:

- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру и  др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

3.Содержание учебного предмета.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

         идея многообразия мира;

         идея экологической целостности мира;

         идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

 Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.

 Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.  

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. 

Где мы живем (4 ч)   Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

 

Природа (21 ч)  Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды

от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические  связи  между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии. Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

 

Жизнь города и села (10 ч)

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из  истории.

Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.

 

Общение (8 ч)

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа. Отработка основных правил этикета.

 

Путешествия (16 ч)

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсии. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.

Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

                                                                                                 

4.Тематическое планирование.

Четверть

Раздел

Кол-во часов

Практическая часть

Практические работы

Экскурсии

1 четверть

Где мы живём?

4

Природа

12

2

1

2 четверть

Природа

9

2

Жизнь города и села

7

3 четверть

Жизнь города и села

3

1

Здоровье и безопасность?

9

1

Общение

6

4 четверть

Общение

2

Путешествия

16

2

1

Итого:

68

7

3

5.Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Раздел

Тема урока

Дата

Планируемое домашнее задание

План

Факт

Где мы живём? – 4часа

Родная страна.

  Стр.4-7 читать, отвечать на вопросы. Выучить гимн России.

Город и село.

Проект  «Родной город».

Стр.12-13 проект.

Природа и рукотворный мир.

Стр.14-17 читать, отвечать на вопросы.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».

РТ стр.16

Природа   – 21 час.

Неживая и живая природа.

Стр.24-27 пересказ

Явления природы.

Практическая работа №1.«Измерение температуры воздуха и воды».

Стр.28-31отвечать на вопросы.

Что такое погода?

Стр.32-33 пересказ.

В гости к осени (экскурсия).

Стр.36-37 пересказ.

Живая природа осенью.

Стр.39 вопросы.

Звёздное небо.

Стр.40-41 читать.

Заглянем в кладовые Земли.

Практическая работа №2«Знакомство с горными породами и минералами».

Стр.44-45 читать.

Про воздух…

 Стр.48-51 пересказ.

…И про воду.

Стр.52-55 отвечать на вопросы.

Какие бывают растения.

Придумать рассказ о красоте растений ли фоторассказ на тему «Красота растений».

Какие бывают животные.

Стр.60-63 пересказ.

Невидимые нити.

Стр.64-67 изготовить одну модель связи в природе.

Дикорастущие и культурные растения.

Стр.68-71читать. Сообщение о дикорастущем или культурном растении.

Дикие и домашние животные.

Стр.72-75 читать. Придумать рассказ, как люди заботятся о домашних животных.

Комнатные растения.

Практическая работа №3. «Уход за комнатными растениями».

Стр.76-79 пересказ. Составить памятку на тему «Как ухаживать за комнатными растениями».

Животные живого уголка. 

Практическая работа №4Содержание животных живого уголка».

Стр.80-83читать, отвечать на вопросы.

Про кошек и собак.

Нарисовать словесный портрет своего питомца. стр.87 план.

Красная книга.

Сообщение о любом растении или животном, внесённом в Красную книгу России.

Будь природе другом.

РТ.стр.64

Наши проекты:«Красная  книга, или Возьмём под

 защиту».

Проекты.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа».

РТ.стр.66

Жизнь города и села – 10 часов.

Что такое экономика.

Стр.104-107 пересказ.

Из чего что сделано?

Стр.111 вопрос № 3

Как построить дом.

РТ  стр.115 вопросы.

Какой бывает транспорт.

Стр.116-117 пересказ.

Культура и образование.

Сообщение о музеем в нашем городе.

Все профессии важны. Проект «Профессии».

РТ. стр.82-83

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села».

РТ.стр.88

В гости к зиме (экскурсия).

РТ. стр.87 № 5.

Живая природа зимой.

Стр.131 № 2

Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, Возьмём под защиту», «Профессии».

Проекты.

Здоровье и безопасность? 9 часов. Часть 2.

Строение тела человека.

Стр.5-7 читать, отвечать на вопросы.

Если хочешь быть здоров.

Составить свой режим дня.

Берегись автомобиля!

РТ

Школа пешехода.

Практическая работа №5. «Соблюдение правил безопасности».

Стр.14-17 читать. Составить памятку на тему «Моя безопасность в моих руках».

Домашние опасности.

Стр.19-20 читать, отвечать на вопросы.

Пожар!

Стр.23-25 пересказ.

На воде и в лесу.

Стр.26-29 пересказ.

Опасные незнакомцы.

Стр.32-35 читать. РТ. стр.20 №6

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность».

РТ.стр.22

Общение - 8 часов.

Наша дружная семья.

Стр.44-45 читать. Ответить на вопросы по плану. РТ стр.23-24 №1.

Наши проекты: «Родословная».

Проекты.

В школе.

Стр.51 вопросы. РТ.стр.30-31 №2.

Правила вежливости.

Стр.54-55 читать, вопросы.

Ты и твои друзья.

Подобрать пословицы и поговорки народов своего края о дружбе. РТ.стр.36-37 №1.

Мы – зрители и пассажиры.

Стр.61 Составить памятку на тему: «Я -зритель».

Мы –  пассажиры.

РТ.Стр.41 №2

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение».

РТ.стр.42

Путешествия - 16 часов.

Посмотри вокруг…

Изготовить модель «Стороны горизонта».

Ориентирование на местности

Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу».

Стр.76-77 пересказ, вопросы.

РТ стр.47 №5

Формы земной поверхности.

Стр.78-81 читать, вопросы. РТ.стр.50 № 4,5

Водные богатства.

Фоторассказ на тему «Красота моря». РТ.стр.53 №5,6.

В гости к весне.

Экскурсия.

Стр.86-87 пересказ.

РТ стр 58 №6

Живая природа весной.

Стр.89 вопросы.

Россия на карте.

Практическая работа №7.«Освоение приемов чтения карты».

Стр.95 вопросы.

Наши проекты: «Города России»

Проекты.

Путешествие по Москве.

Стр.98-101 пересказ.

РТ стр.66 №6.

Московский Кремль.

Стр102-107 пересказ.

РТ стр.70 №4.

Город на Неве.

Стр.108-113 пересказ.

РТ стр.72 №5

Путешествие по планете.

Стр.115-117 читать, вопросы.

Путешествие по материкам.

Стр.118-123 пересказ.

РТ стр.78 №3

Страны мира.

Наши проекты: «Страны мира»

Стр.125-127 пересказ. Проекты.

Впереди лето.

Экскурсия.

Фоторассказ на тему «Красота лета».

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

«Путешествия».

РТ стр.86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...