Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе программы по окружающему миру авторов А.А.Плешакова (Москва, «Просвещение», 2011), допущенной Министерством образования и науки РФ, учебника «Окружающий мир» 2 класс, авторы А.А.Плешаков издательство «Просвещение», 2015 год.
В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи приводятся в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс | 55.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования.
Приказ № 373 от 30.05.2016
Рабочая программа
по окружающему миру
Класс: 2
Учитель:
Учебный год: 2016 – 2017
Количество часов за год | 68 | |
в т.ч. | I полугодие | 32 |
II полугодие | 36 |
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе программы по окружающему миру авторов А.А.Плешакова (Москва, «Просвещение», 2011), допущенной Министерством образования и науки РФ, учебника «Окружающий мир» 2 класс, авторы А.А.Плешаков издательство «Просвещение», 2015 год; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 30 мая 2016 года № 373; в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 31.12.2015), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на изучение учебного предмета «Окружающий мир» на базовом уровне во 2 классе отводится 2 часа в неделю. . Общий объем часов — 68. В образовательных учреждениях, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, окружающий мир является учебным предметом обязательным для изучения.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи приводятся в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться»:
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
3.Содержание учебного предмета.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии. Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.
Общение (8 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа. Отработка основных правил этикета.
Путешествия (16 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
4.Тематическое планирование.
Четверть | Раздел | Кол-во часов | Практическая часть | |
Практические работы | Экскурсии | |||
1 четверть | Где мы живём? | 4 | ||
Природа | 12 | 2 | 1 | |
2 четверть | Природа | 9 | 2 | |
Жизнь города и села | 7 | |||
3 четверть | Жизнь города и села | 3 | 1 | |
Здоровье и безопасность? | 9 | 1 | ||
Общение | 6 | |||
4 четверть | Общение | 2 | ||
Путешествия | 16 | 2 | 1 | |
Итого: | 68 | 7 | 3 |
5.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Раздел | Тема урока | Дата | Планируемое домашнее задание | |
План | Факт | ||||
Где мы живём? – 4часа | Родная страна. | Стр.4-7 читать, отвечать на вопросы. Выучить гимн России. | |||
Город и село. Проект «Родной город». | Стр.12-13 проект. | ||||
Природа и рукотворный мир. | Стр.14-17 читать, отвечать на вопросы. | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | РТ стр.16 | ||||
Природа – 21 час. | Неживая и живая природа. | Стр.24-27 пересказ | |||
Явления природы. Практическая работа №1.«Измерение температуры воздуха и воды». | Стр.28-31отвечать на вопросы. | ||||
Что такое погода? | Стр.32-33 пересказ. | ||||
В гости к осени (экскурсия). | Стр.36-37 пересказ. | ||||
Живая природа осенью. | Стр.39 вопросы. | ||||
Звёздное небо. | Стр.40-41 читать. | ||||
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2«Знакомство с горными породами и минералами». | Стр.44-45 читать. | ||||
Про воздух… | Стр.48-51 пересказ. | ||||
…И про воду. | Стр.52-55 отвечать на вопросы. | ||||
Какие бывают растения. | Придумать рассказ о красоте растений ли фоторассказ на тему «Красота растений». | ||||
Какие бывают животные. | Стр.60-63 пересказ. | ||||
Невидимые нити. | Стр.64-67 изготовить одну модель связи в природе. | ||||
Дикорастущие и культурные растения. | Стр.68-71читать. Сообщение о дикорастущем или культурном растении. | ||||
Дикие и домашние животные. | Стр.72-75 читать. Придумать рассказ, как люди заботятся о домашних животных. | ||||
Комнатные растения. Практическая работа №3. «Уход за комнатными растениями». | Стр.76-79 пересказ. Составить памятку на тему «Как ухаживать за комнатными растениями». | ||||
Животные живого уголка. Практическая работа №4.»Содержание животных живого уголка». | Стр.80-83читать, отвечать на вопросы. | ||||
Про кошек и собак. | Нарисовать словесный портрет своего питомца. стр.87 план. | ||||
Красная книга. | Сообщение о любом растении или животном, внесённом в Красную книгу России. | ||||
Будь природе другом. | РТ.стр.64 | ||||
Наши проекты:«Красная книга, или Возьмём под защиту». | Проекты. | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | РТ.стр.66 | ||||
Жизнь города и села – 10 часов. | Что такое экономика. | Стр.104-107 пересказ. | |||
Из чего что сделано? | Стр.111 вопрос № 3 | ||||
Как построить дом. | РТ стр.115 вопросы. | ||||
Какой бывает транспорт. | Стр.116-117 пересказ. | ||||
Культура и образование. | Сообщение о музеем в нашем городе. | ||||
Все профессии важны. Проект «Профессии». | РТ. стр.82-83 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | РТ.стр.88 | ||||
В гости к зиме (экскурсия). | РТ. стр.87 № 5. | ||||
Живая природа зимой. | Стр.131 № 2 | ||||
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, Возьмём под защиту», «Профессии». | Проекты. | ||||
Здоровье и безопасность? 9 часов. Часть 2. | Строение тела человека. | Стр.5-7 читать, отвечать на вопросы. | |||
Если хочешь быть здоров. | Составить свой режим дня. | ||||
Берегись автомобиля! | РТ | ||||
Школа пешехода. Практическая работа №5. «Соблюдение правил безопасности». | Стр.14-17 читать. Составить памятку на тему «Моя безопасность в моих руках». | ||||
Домашние опасности. | Стр.19-20 читать, отвечать на вопросы. | ||||
Пожар! | Стр.23-25 пересказ. | ||||
На воде и в лесу. | Стр.26-29 пересказ. | ||||
Опасные незнакомцы. | Стр.32-35 читать. РТ. стр.20 №6 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | РТ.стр.22 | ||||
Общение - 8 часов. | Наша дружная семья. | Стр.44-45 читать. Ответить на вопросы по плану. РТ стр.23-24 №1. | |||
Наши проекты: «Родословная». | Проекты. | ||||
В школе. | Стр.51 вопросы. РТ.стр.30-31 №2. | ||||
Правила вежливости. | Стр.54-55 читать, вопросы. | ||||
Ты и твои друзья. | Подобрать пословицы и поговорки народов своего края о дружбе. РТ.стр.36-37 №1. | ||||
Мы – зрители и пассажиры. | Стр.61 Составить памятку на тему: «Я -зритель». | ||||
Мы – пассажиры. | РТ.Стр.41 №2 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | РТ.стр.42 | ||||
Путешествия - 16 часов. | Посмотри вокруг… | Изготовить модель «Стороны горизонта». | |||
Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу». | Стр.76-77 пересказ, вопросы. РТ стр.47 №5 | ||||
Формы земной поверхности. | Стр.78-81 читать, вопросы. РТ.стр.50 № 4,5 | ||||
Водные богатства. | Фоторассказ на тему «Красота моря». РТ.стр.53 №5,6. | ||||
В гости к весне. Экскурсия. | Стр.86-87 пересказ. РТ стр 58 №6 | ||||
Живая природа весной. | Стр.89 вопросы. | ||||
Россия на карте. Практическая работа №7.«Освоение приемов чтения карты». | Стр.95 вопросы. | ||||
Наши проекты: «Города России» | Проекты. | ||||
Путешествие по Москве. | Стр.98-101 пересказ. РТ стр.66 №6. | ||||
Московский Кремль. | Стр102-107 пересказ. РТ стр.70 №4. | ||||
Город на Неве. | Стр.108-113 пересказ. РТ стр.72 №5 | ||||
Путешествие по планете. | Стр.115-117 читать, вопросы. | ||||
Путешествие по материкам. | Стр.118-123 пересказ. РТ стр.78 №3 | ||||
Страны мира. Наши проекты: «Страны мира» | Стр.125-127 пересказ. Проекты. | ||||
Впереди лето. Экскурсия. | Фоторассказ на тему «Красота лета». | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | РТ стр.86. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...