Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе программы по окружающему миру авторов А.А.Плешакова (Москва, «Просвещение», 2011), допущенной Министерством образования и науки РФ, учебника «Окружающий мир» 2 класс, авторы А.А.Плешаков издательство «Просвещение», 2015 год.
В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи приводятся в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру "Школа России" 2 класс | 55.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования.
Приказ № 373 от 30.05.2016
Рабочая программа
по окружающему миру
Класс: 2
Учитель:
Учебный год: 2016 – 2017
Количество часов за год | 68 | |
в т.ч. | I полугодие | 32 |
II полугодие | 36 |
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на 2016 - 2017 учебный год разработана на основе программы по окружающему миру авторов А.А.Плешакова (Москва, «Просвещение», 2011), допущенной Министерством образования и науки РФ, учебника «Окружающий мир» 2 класс, авторы А.А.Плешаков издательство «Просвещение», 2015 год; в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №15, утвержденной приказом директора от 30 мая 2016 года № 373; в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. от 31.12.2015), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на изучение учебного предмета «Окружающий мир» на базовом уровне во 2 классе отводится 2 часа в неделю. . Общий объем часов — 68. В образовательных учреждениях, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт, окружающий мир является учебным предметом обязательным для изучения.
2.Планируемые результаты изучения учебного предмета.
В структуре планируемых результатов выделяются: ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей, обучающихся средствами предметов; планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи приводятся в блоках «Ученик научится» и «Ученик получит возможность научиться»:
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих
3.Содержание учебного предмета.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Где мы живем (4 ч) Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (21 ч) Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсии. Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.
Практические работы. Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсии. Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.
Здоровье и безопасность (9 ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа. Отработка правил перехода улицы.
Общение (8 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа. Отработка основных правил этикета.
Путешествия (16 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсии. Весенние изменения в природе. Формы земной поверхности родного края. Водоемы родного края.
Практические работы. Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
4.Тематическое планирование.
Четверть | Раздел | Кол-во часов | Практическая часть | |
Практические работы | Экскурсии | |||
1 четверть | Где мы живём? | 4 | ||
Природа | 12 | 2 | 1 | |
2 четверть | Природа | 9 | 2 | |
Жизнь города и села | 7 | |||
3 четверть | Жизнь города и села | 3 | 1 | |
Здоровье и безопасность? | 9 | 1 | ||
Общение | 6 | |||
4 четверть | Общение | 2 | ||
Путешествия | 16 | 2 | 1 | |
Итого: | 68 | 7 | 3 |
5.Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Раздел | Тема урока | Дата | Планируемое домашнее задание | |
План | Факт | ||||
Где мы живём? – 4часа | Родная страна. | Стр.4-7 читать, отвечать на вопросы. Выучить гимн России. | |||
Город и село. Проект «Родной город». | Стр.12-13 проект. | ||||
Природа и рукотворный мир. | Стр.14-17 читать, отвечать на вопросы. | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | РТ стр.16 | ||||
Природа – 21 час. | Неживая и живая природа. | Стр.24-27 пересказ | |||
Явления природы. Практическая работа №1.«Измерение температуры воздуха и воды». | Стр.28-31отвечать на вопросы. | ||||
Что такое погода? | Стр.32-33 пересказ. | ||||
В гости к осени (экскурсия). | Стр.36-37 пересказ. | ||||
Живая природа осенью. | Стр.39 вопросы. | ||||
Звёздное небо. | Стр.40-41 читать. | ||||
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2«Знакомство с горными породами и минералами». | Стр.44-45 читать. | ||||
Про воздух… | Стр.48-51 пересказ. | ||||
…И про воду. | Стр.52-55 отвечать на вопросы. | ||||
Какие бывают растения. | Придумать рассказ о красоте растений ли фоторассказ на тему «Красота растений». | ||||
Какие бывают животные. | Стр.60-63 пересказ. | ||||
Невидимые нити. | Стр.64-67 изготовить одну модель связи в природе. | ||||
Дикорастущие и культурные растения. | Стр.68-71читать. Сообщение о дикорастущем или культурном растении. | ||||
Дикие и домашние животные. | Стр.72-75 читать. Придумать рассказ, как люди заботятся о домашних животных. | ||||
Комнатные растения. Практическая работа №3. «Уход за комнатными растениями». | Стр.76-79 пересказ. Составить памятку на тему «Как ухаживать за комнатными растениями». | ||||
Животные живого уголка. Практическая работа №4.»Содержание животных живого уголка». | Стр.80-83читать, отвечать на вопросы. | ||||
Про кошек и собак. | Нарисовать словесный портрет своего питомца. стр.87 план. | ||||
Красная книга. | Сообщение о любом растении или животном, внесённом в Красную книгу России. | ||||
Будь природе другом. | РТ.стр.64 | ||||
Наши проекты:«Красная книга, или Возьмём под защиту». | Проекты. | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | РТ.стр.66 | ||||
Жизнь города и села – 10 часов. | Что такое экономика. | Стр.104-107 пересказ. | |||
Из чего что сделано? | Стр.111 вопрос № 3 | ||||
Как построить дом. | РТ стр.115 вопросы. | ||||
Какой бывает транспорт. | Стр.116-117 пересказ. | ||||
Культура и образование. | Сообщение о музеем в нашем городе. | ||||
Все профессии важны. Проект «Профессии». | РТ. стр.82-83 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | РТ.стр.88 | ||||
В гости к зиме (экскурсия). | РТ. стр.87 № 5. | ||||
Живая природа зимой. | Стр.131 № 2 | ||||
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, Возьмём под защиту», «Профессии». | Проекты. | ||||
Здоровье и безопасность? 9 часов. Часть 2. | Строение тела человека. | Стр.5-7 читать, отвечать на вопросы. | |||
Если хочешь быть здоров. | Составить свой режим дня. | ||||
Берегись автомобиля! | РТ | ||||
Школа пешехода. Практическая работа №5. «Соблюдение правил безопасности». | Стр.14-17 читать. Составить памятку на тему «Моя безопасность в моих руках». | ||||
Домашние опасности. | Стр.19-20 читать, отвечать на вопросы. | ||||
Пожар! | Стр.23-25 пересказ. | ||||
На воде и в лесу. | Стр.26-29 пересказ. | ||||
Опасные незнакомцы. | Стр.32-35 читать. РТ. стр.20 №6 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | РТ.стр.22 | ||||
Общение - 8 часов. | Наша дружная семья. | Стр.44-45 читать. Ответить на вопросы по плану. РТ стр.23-24 №1. | |||
Наши проекты: «Родословная». | Проекты. | ||||
В школе. | Стр.51 вопросы. РТ.стр.30-31 №2. | ||||
Правила вежливости. | Стр.54-55 читать, вопросы. | ||||
Ты и твои друзья. | Подобрать пословицы и поговорки народов своего края о дружбе. РТ.стр.36-37 №1. | ||||
Мы – зрители и пассажиры. | Стр.61 Составить памятку на тему: «Я -зритель». | ||||
Мы – пассажиры. | РТ.Стр.41 №2 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | РТ.стр.42 | ||||
Путешествия - 16 часов. | Посмотри вокруг… | Изготовить модель «Стороны горизонта». | |||
Ориентирование на местности Практическая работа №6.«Ориентирование по компасу». | Стр.76-77 пересказ, вопросы. РТ стр.47 №5 | ||||
Формы земной поверхности. | Стр.78-81 читать, вопросы. РТ.стр.50 № 4,5 | ||||
Водные богатства. | Фоторассказ на тему «Красота моря». РТ.стр.53 №5,6. | ||||
В гости к весне. Экскурсия. | Стр.86-87 пересказ. РТ стр 58 №6 | ||||
Живая природа весной. | Стр.89 вопросы. | ||||
Россия на карте. Практическая работа №7.«Освоение приемов чтения карты». | Стр.95 вопросы. | ||||
Наши проекты: «Города России» | Проекты. | ||||
Путешествие по Москве. | Стр.98-101 пересказ. РТ стр.66 №6. | ||||
Московский Кремль. | Стр102-107 пересказ. РТ стр.70 №4. | ||||
Город на Неве. | Стр.108-113 пересказ. РТ стр.72 №5 | ||||
Путешествие по планете. | Стр.115-117 читать, вопросы. | ||||
Путешествие по материкам. | Стр.118-123 пересказ. РТ стр.78 №3 | ||||
Страны мира. Наши проекты: «Страны мира» | Стр.125-127 пересказ. Проекты. | ||||
Впереди лето. Экскурсия. | Фоторассказ на тему «Красота лета». | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | РТ стр.86. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...