Урок по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР в 4 классе.Тема: Обобщение по теме «Пищеварительная система». Интеллект-карта как продукт проектно-исследовательской деятельности учащихся.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Возбудить интерес к новому активному методу обучения – методу Интеллект-карт, отвечающему реальным запросам современной школы, способствующему решению задач нового образовательного стандарта по формированию у школьников универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 21.59 КБ |
prilozhenie_2.docx | 15.89 КБ |
prilozhenie_3.pptx | 44.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата проведения 04.02.16
Предметная область - окружающий мир
Учитель - Балаянц Ирина Александровна
Класс - 4
Тема: Обобщение по теме «Пищеварительная система». Интеллект-карта как продукт проектно- исследовательской деятельности учащихся.
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся о пищеварительной системе организма человека.
Задачи
- Личностные:
- умение использовать знания, приобретенные на уроках;
- пользоваться интеллект-картой при обобщении и систематизации знаний по теме урока;
- Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- умение использовать речь и интеллект-карту для регуляции своей деятельности;
- способность принимать и сохранять поставленную цель и задачу;
- планировать и контролировать свои действия.
Познавательные УУД:
- умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;
- умение анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовать ее в виде схем, моделей;
- умение предавать содержание в сжатом выборочном виде.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группе;
- умение участвовать в диалоге;
- умение критично относиться к своему мнению, договариваться с участниками других позиций;
- умение отображать предметное содержание.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: групповая, творческая, построение интеллект-карты, отчет
Методы: словесный, наглядный
Оборудование для учителя: учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова.2 часть; тетрадь для самостоятельной работы «Окружающий мир» 2 часть; «Окружающий мир. Поурочные планы» 4 класс; мультимедийный проектор; ПК; лист ватмана; понятийный ряд;
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД | |
1. Мобилизирующее начало урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
- Здравствуйте, ребята! Сейчас мы проведем с вами урок окружающего мира. – Давайте пожмем, друг другу руки, улыбнёмся и пожелаем успехов в открытии новых знаний. |
Жмут друг другу руки, улыбаются, желают успехов | Личностные; Регулятивные; Познавательные; Коммуникативные | |
2. Сообщение темы урока | - Хочу обратить ваше внимание на доску. К ней прикреплен лист, в центре которого надпись: «Пищеварительная система». С чем ассоциируется у вас это понятие? (По мере поступления ответов детей учитель на доске выстраивает понятийный ряд) - Я думаю, что вы уже догадались о чем пойдет речь сегодня на нашем уроке? - Зачем нам эти знания? -Для чего нужны нам эти знания? - Правильно. Поэтому, мы с вами должны вспомнить, что мы знаем о своем организме, в частности о системе пищеварения. И все наши знания о данной системе мы отразим на интеллект-карте, которую составим коллективно. Но прежде, чем составить интеллект-карту, нам предстоит выполнить небольшую работу. | Ответы детей: рот, желудок, кишечник, печень, глотка, питание, продукты питания (полезные, вредные), здоровье - Об органах пищеварения, о питании. - Мы должны хорошо знать, как устроен наш организм, как работают наши органы. - Для того, чтобы заботиться о нашем здоровье, знать, как правильно питаться, в случае болезни знать, как вылечиться. | |
3. Работа над темой урока. | - Сейчас мы поиграем в игру «Инфо-карусель». Что такое карусель, вы, наверняка, знаете. Всем вам хорошо знакомо это устройство. Но у нас с вами будет карусель не механическая, а информационная. Вам будут розданы листочки с вопросами, на которые вы должны ответить. Каждая группа, ответив на один вопрос своей карточки, передает её следующей группе: первая – второй; вторая – третье; третья – первой. И так вы отвечаете поочередно на все три вопроса. В итоге, ваша карточка, пройдя три круга, снова должна оказаться у вас уже с ответами на все поставленные вопросы. | Работают в группе. Отвечают на вопросы. | |
4. Практическая работа по закреплению темы. Составление интеллект-карты. | - Теперь, когда ваши карточки вернулись к вам, мы приступим к практической части нашего урока - составлению интеллект-карты, где каждая группа разместит ответы из своих карточек. Хочу обратить ваше внимание на то, что при составлении карты вы должны руководствоваться следующим планом (Слайд 1): План составления интеллект-карты: 1. Указать название органов в данной системе. 2. Описать функции органов данной системы. 3. Рассказать о гигиене питания. 4. Творческая работа. Подобрать пословицу (поговорку) о питании. | Работа в группах. Уч-ся начинают работу над составлением интеллект-карты. | |
5. Защита работы. Подведение итогов. Рефлексия. | - Наша интеллект-карта готова. Осталось ее защитить, ответив на следующие вопросы. (Слайд 2) Вопрос для I группы: - Перечислить органы системы. Как называется система этих органов? Вопрос для II группы: - Что обеспечивает эта система? Вопрос для III группы: - Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы. Общий вопрос: - Функции составленной интеллект-карты: где она нам может пригодиться? – В начале урока мы пожелали друг другу успехов в открытии новых знаний. Сейчас я предлагаю вам проанализировать свою работу на уроке и выбрать соответствующие карточки: чемодан, мясорубку или корзину. (Слайд 3) Значение этих предметов следующее: ЧЕМОДАН – все, что я сегодня узнал (а) на уроке мне пригодится в дальнейшем; МЯСОРУБКА – полученную информацию мне надо переработать; КОРЗИНА – все выброшу. Продемонстрируйте свой выбор. Наш урок мне хочется закончить словами: (Слайд 4) «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». (Шопенгауэр). | Демонстрация готовой интеллект-карты. (Выставка на доске). Представители группы защищает работу. Учащиеся выбирают картинки и демонстрируют. |
Предварительный просмотр:
Карточка №1
- Какие из перечисленных органов относятся к органам пищеварения (нужное выделить):
Позвоночник, глотка, головной мозг, пищевод, желудок, сердце, печень, почки, тонкий кишечник, мочевой пузырь, прямая кишка, лёгкие, толстый кишечник.
- Где начинается процесс пищеварения?
- в желудке;
- в ротовой полости;
- в кишечнике.
3. При помощи какого органа происходит проглатывание пищи?
- зубы;
- язык;
- глотка.
Карточка №2
- Что такое пищевод?
- Это орган, управляющий деятельностью всех органов системы человека;
- это трубка, соединяющая глотку и желудок;
- это основа скелета человека.
- Какие функции выполняет желудок?
- обеспечивает циркуляцию крови в организме;
- вмещает съеденную пищу;
- превращает съеденную пищу в жидкую смесь;
- обеспечивает перенос кровью кислорода;
- выпускает полупереваренную смесь в тонкую кишку;
- Какой орган является «фильтром» организма человека?
- лёгкие;
- сердце;
- печень;
- почки.
Карточка №3
1.Самый длинный отдел пищеварительной системы, в котором происходит окончательное расщепление и всасывание питательных веществ в кровь:
- толстый кишечник;
- прямая кишка;
- тонкий кишечник.
2. В толстом кишечнике:
- происходит превращение съеденной пищи в жидкую смесь
- поступают все непереваренные остатки пищи;
- происходит измельчение съеденной пищи;
3. Конечный отдел пищеварительной трубки, служащий для удаления непереваренных остатков пищи:
- аппендикс;
-прямая кишка;
- двенадцатиперстная кишка
Гигиена питания
- Питаться в одно и то же время.
- Еда должна иметь привлекательный вид, запах и вкус.
- В начале приема пищи полезно употреблять салаты, бульоны.
- Необходимо тщательно переживать пищу.
- Избегать слишком острой пищи.
- Употреблять в пищу больше овощей и фруктов.
- Последний прием пищи за 1.5 – 2 часа до сна.
- Пища не должна быть очень горячей и очень холодной.
- Жевательную резинку жевать не более 15-20 мин. после еды.
10.Есть меньше сладкой, жирной пищи.
11. Избегать сухоядения.
Памятка по защите интеллект-карты 1. Перечислить органы системы. Как называется система этих органов? 2. Что обеспечивает эта система? 3. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы. 4. Функции составленной интеллект-карты. |
Памятка по защите интеллект-карты 1. Перечислить органы системы. Как называется система этих органов? 2. Что обеспечивает эта система? 3. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы. 4. Функции составленной интеллект-карты. |
Памятка по защите интеллект-карты 1. Перечислить органы системы. Как называется система этих органов? 2. Что обеспечивает эта система? 3. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы. 4. Функции составленной интеллект-карты. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятка по защите интеллект-карты 1 группа. К ак называется система, отображенная на интеллект-карте? Перечислите органы, составляющие данную систему. 2 группа. Что обеспечивает эта система? 3 группа. Перечислить правила гигиены, существующие для нормальной функциональности данной системы. * Функции данной интеллект-карты .
РЕФЛЕКСИЯ ЧЕМОДАН – все, что я сегодня узнал (а) на уроке мне пригодится в дальнейшем ; МЯСОРУБКА – полученную информацию мне надо переработать ; КОРЗИНА – все выброшу.
«Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля». Шопенгауэр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по предмету " Окружающий мир" , 2 класс. Тема : "Части света, материки и океаны"
Урок по предмету «Окружающий мир», 2 класс.Автор: Дремина Татьяна Владиленовна учитель начальных классов ГБОУ Гимназии №63Тема урока : части света, материки и океаныТип урока: урок ознакомл...
Урок по предмету "Окружающий мир" 3 класс. Тема "Животноводство"
На данном уроке дети знакомятся с отраслями животноводства, учатся тому, как правильно ухаживать за животными....
Урок по предмету Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Дикие и домашние животные".
Технологическая карта урока по окружающему миру, 2 класс, УМК «Школа России», учебник Плешакова А. А.Тема: "Дикие и домашние животные". Цель урока: дать представление о диких и домашних животных,...
Урок по предмету - Окружающий мир. 2 класс. Тема: Семья. Семейные заботы и традиции.
Данный урок был проведён во втором классе по теме "Семья. Семейные заботы и традиции".Цели урока:образовательныеФормировать представление о семье, родственных отношениях, о семейных обязанностях, трад...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» 4 класс. Тема: «Лес и человек»
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс Тема "Лес и человек" УМК "Школа России" Тип урока: Открытие нового знания....
Конспект урока по предмету окружающий мир 1 класс. Тема "Посуда"
Этот конспект урока для детей с нарушением речи.Цель урока: формирование обобщенного понятия посуда. Коррекционно -образовательные задачи задачи:уточнить и конкретизировать представления о посуде. Кор...
Конспект урока по предмету Окружающий мир 4 класс тема "История России 20 век"
Конспект урока по предмету Окружающий мир с использованием карточек сайта Учи.ру...