Конспект урока по предмету Окружающий мир 4 класс тема "История России 20 век"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Конспект урока по предмету Окружающий мир с использованием карточек сайта Учи.ру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_istoriya_rossii_20_vek.doc | 802.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме «Россия вступает в ХХ век»
Класс: 4 класс
Учитель: Якунина Галина Леонидовна
УМК: «Школа России»
Предмет: Окружающий мир
Тема: Россия вступает в ХХ век
Тип урока: ознакомление с новыми знаниями.
Цель урока: Сформировать представление учащихся о важнейших событиях в России в начале ХХ века.
Планируемые результаты (формирование УУД):
Предметные: учащиеся научатся прослеживать важнейшие исторические события в России в начале ХХ века..
Личностные: Проявлять внимание, формировать желание больше узнать об истории своей страны.
Регулятивные: формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Познавательные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные: развитие речи, умения работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. Самоопределение к деятельности. | Ребята, как вы думаете, путешествовать в страну знаний лучше в хорошем настроении или плохом? Сегодня на уроке мы работаем в группах. Давайте все вместе повторим правило «Трёх П» | В хорошем. Ученики берутся за руки в своих группах и хором произносят правило: «Познавать! Поддерживать !Помогать!» |
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии. 3.Выявление места и причины затруднения. 4.Формулирование темы и цели урока. 5. Построение проекта выхода из затруднения. 6.Реализация построенного проекта. 7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 8. Самостоятельная работа с самопроверкой . | 1. Какой урок мы проводим сегодня для гостей? Какой раздел окружающего мира мы изучаем во втором полугодии 4 класса? (На доске открывается слайд: «Богиня истории Клио». Как вы думаете, зачем нужно знать историю своей страны? Какие факты из Истории России мы рассматривали на прошлом уроке? Давайте коротко повторим основные темы из домашней работы . 2.Давайте предположим, что могло происходить в России дальше? Какая династия находилась в то время у престола? Кто первым из Романовых занял царский трон? Когда это произошло? Почему именно Романовы были приведены к престолу? Кто сможет сказать, сколько лет правили Романовы? Когда в России торжественно отмечали эту круглую дату? 3. Какой век начался? Открывается табличка с темой урока на доске. Какова же цель нашего урока? У каждого периода в жизни страны есть свои главные характеристики. Возьмите технологические карты. Что мы будем рассматривать при изучении событий начала ХХ века в России? На доске открываются таблички. А знаете ли вы, кто из династии Романовых был на троне в этот момент? Презентуется краткая биография императора (карточки Учи.ру). В то время Россия была вовлечена в мировую войну. Демонстрируется ролик о мировой войне. Давайте подумаем: что несёт любая война государству? Справлялся ли император с управлением страной в те трудные годы? Граждане России считали,что у власти не может быть один человек. К тому же император готов был отречься от престола. А что происходит в стране, когда трон «пустеет»? Звучит отрывок из стихотворения В. Маяковского «Плохо человеку, когда он один…» А если «власть одного» закончилась, что тогда происходит? Образовываются партии. А иногда , когда внутри одной партии выдвигаются разные программы по выводу страны из трудного положения, то партия раскалываются на несколько частей . Так произошло и в России. Появились большевики и меньшевики. Попробуем объяснить их названия. Большевики выдвинули своего лидера. Им стал В. И. Ульянов (Ленин). Он возглавил вооружённое восстание большинства по захвату власти в государстве. Так началась революция 1917 года. Показ ролика. Отрывок из стихотворения С. Михалкова «Мы видим город Петроград…» Физкультминутка. Но не закончились военные действия революционным захватом власти. Вскоре началось новое испытание для граждан России. Предлагаю вам заполнить карточки Учи.ру и далее – технологическую карту. Рефлексия данного этапа урока проводится в виде отметки на «Индивидуальной карте успеха» выбором смайлика . Предлагаю вам распутать карточки и расставить все факты по своим местам. А сейчас я предлагаю вам написать эссе на заданную тему «Если бы я был последним российским императором…» Рефлексия проводится по индивидуальной карте успеха. Если вы хотите побывать в атмосфере того времени , предлагаю посмотреть дома мультфильм «Анастасия». Там вы познакомитесь с ещё одной личностью, приближённой к царской семье. Проводим рефлексию настроения в завершении урока. Всем большое спасибо за работу на уроке. | Окружающий мир Страницы Истории России Ответы детей Страницы истории ХIХ века Трое учениц делают короткие презентации о декабристах, отмене крепостного права и технических новшествах. Предположения, высказываемые учениками. Династия Романовых. 16-летний Михаил Фёдорович. В 1613 году на Земском соборе. Они являлись близкими родственниками Рюрикам. 300лет. В 1913 году. ХХ век. Ребята распределяют обязанности внутри группы. Выяснить, какие события произошли в России в начале ХХ века. Политическую обстановку, экономические условия, главные события. Царствует Николай Ученики просматривают презентацию, выполняют задания на карточках. Просмотр видеоролика. Голод, разруху, смерть солдат. Из презентации видно, что Николай не мог удержать власть. Начинается борьба за власть. Создаются группы, объединения… Выполнение карточек (Учи.ру) Большевики- их большинство, а меньшевики в меньшем количестве. Проводит подготовленный ученик. Доклад подготовленного ученика о гражданской войне 1918 года. Групповая работа учащихся с последующим выступлением у доски. Ребята выбирают один из смайликов и обводят его .Расшифровка значений смайликов на доске. Ученики по одному от каждой команды выходят к доске, где находятся в хаотичном порядке карточки с надписями: красные, Англия Франция Россия , гражданская война, белые, первая мировая война, Германия Австро-Венгрия. Они расставляют карточки в нужные соответствия. Ученики доверяют свои мысли листу бумаги. Озвучивают по желанию у доски. Ученики обводят выбранный смайлик. Ребята обводят смайлик в графе «настроение». |
3.Постановка учебной задачи. | Прослушайте музыкальное сопровождение , которое поможет вам назвать следующую природную зону, располагающуюся за зоной лесов. Значит, о чем мы будем говорить на уроке? К теме урока «Природные зоны России» добавляется название изучаемой на уроке зоны «Зона степей». Приложение 4. Какие характеристики мы будем рассматривать, знакомясь с новой природной зоной? На доске открываются таблички: «Климатические условия» Приложение 5. «Растительность» Приложение 6. «Животный мир» Приложение 7. «Хозяйственная деятельность человека» Приложение 8. | Ребята слушают отрывок песни «Ах, ты, степь широкая…» О степи. Мы должны познакомиться с климатом зоны степей, рассмотреть растительный и животный мир этих мест, изучить хозяйственную деятельность человека в степях. |
4. Открытие нового знания. | А начнём мы нашу работу с новой природной зоной с нахождения её на карте природных зон. Работа с карточками Учи.ру раздела Окружающий мир Как вы считаете, изменились ли климатические условия в степи по сравнению с зоной лесов? От чего это зависит? Предлагаю вам посмотреть ролик, который поможет составить технологическую карту зоны степей. Жёлтый стиккер указывает место работы : правая часть листа технологической карты, рядом с зоной лесов. Запишите название природной зоны. Идёт демонстрация ролика о степи. В заполнении вам может помочь материал учебника на с.110. | Обучающиеся находят зону на картах в учебнике. Выполняют задания на карточках. Да или нет. От места расположения зоны степей: зона лесов севернее , а степи южнее. Ученики выбирают нужное поле работы . Ребята заполняют верхнюю строку таблицы «Степь». Работа с технологической картой идёт в соответствии с установленными ранее обязанностями внутри каждой группы.
|
5.Первичное закрепление. | Далее осуществляется проверка групповой работы по отчёту у доски . ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Рефлексия данного этапа урока по «Индивидуальной карте успеха». Графа «Степь». | Каждая группа представляет одну из характеристик изучаемой на уроке природной зоны. Представители других групп вносят дополнения и поправки. Рефлексия осуществляется выбором смайлика из трёх предложенных вариантов. |
7. Систематизация полученных знаний. | Давайте вспомним начало урока. Какова была тема? Какие характеристики для этой зоны мы рассматривали? Чем отличаются климатические условия? Назвали ли мы представителей флоры и фауны данной зоны? Чем занимаются люди в степи? Есть ли примеры негативной деятельности человека в степи? | Природные зоны России. Степь. Местоположение зоны степей южнее природной зоны лесов. Теплее зоны лесов, лето жаркое и долгое, зима короткая, мало осадков, дожди редкие, но сильные пыльные бури, сухие ветры, засушливое лето, хорошая плодородная почва. Тюльпан, ирис, ковыль, типчак, пион тонколистый. Хомяк, пустельга, жаворонок, серая куропатка, суслик, журавль-красавка, степная гадюка, кобылка, шмель, кузнечик, дрофа, ящерица, орёл Выращивают растения, пасут скот, ухаживают за животными, собирают ягоды, охотятся, охраняют заповедники. Незаконное распахивание земель и браконьерство. |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторений. | Кто из вас знает как ещё называют степи? Знакомо ли вам слово «Вестерн»? Информацию можно предложить найти в словаре или интернете. Предлагаю вам посмотреть на обложку диска с известным мультфильмом. Там вы найдёте второе название – синоним слова степь. Предлагаю вам в качестве домашнего задания просмотр мультфильма «Спирит – душа прерий». Постарайтесь увидеть все характеристики зоны степей в фильме. Желаю удачного просмотра. А теперь проведём рефлексию настроения. Возьмите свою карту успеха. Обратите внимание на нижнюю графу «Итог : настроение». Выберите из трёх предложенных символов тот, который отражает ваше настроение в конце урока. | Ответы ребят. Поиск лексического значения нового слова. Ученики рассматривают заставку и обнаруживают слово прерии. Учащиеся обводят выбранный символ из трёх: тучка с дождём, солнце за облачком или улыбающееся солнышко. |
Приложение 1
Природные зоны России
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Природные зоны России
Приложение 5
Зона степей
Приложение 6
Климатические условия
Приложение 7
Растительность
Приложение 8
Животный мир
Приложение 9
Хозяйственная деятельность человека
Приложение 10
Зона степей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"
Образовательная- выявить опасные места для человека, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д.Развива...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе на тему: «Мы — граждане России» УМК «Начальная школа XXI века»
Конспект урокапо предмету «Окружающий мир»во 2 классена тему: «Мы — граждане России»УМК «Начальная школа XXI века»...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Что это за листья?»
Этот конспект составлен по требованиям ФГОС...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир". Тема:"Правила вежливости" 2 класс. УМК "Школа России"
Формирование представления о культуре поведения...
Конспект урока по предмету окружающий мир для обучающихся 2 класса по теме "Растения России"
Урок составлен по программе «Окружающий мир» авторов Е.Г.Андреевской, О.Н. Монтезеридля для обучающихся 2 классаЦель: познакомить с особенностями и многообразием растений России.Задачи:Образоват...
Конспект урока по предмету "Окружающий мир" на тему "Великая Отечественная война", 4 класс, УМК "Школа России"
Данный конспект урока составлен с учетом требований ФГОС начального общего образования. Поможет формировать представление о Великой Отечественной войне и ей героях . Урок разработан в деятельностном м...
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В 1 КЛАССЕ. (УМК «Школа России»))
Конспект урока "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"( окружающий мир, 1 класс, УМК "Школа России")...