Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Плотникова Ирина Николаевна

Программа соответствует Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования по окружающему миру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Название  темы

№ урока

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Содержание урока

Виды,

формы контроля

УУД

Дата проведения

План

Факт

Мы –граждане единого Отечест

ва

(13 ч.)

1

Общество – это мы

1

Комбини

рованный урок

Работают по учебнику и познакомятся с понятием общество, его признаками, сформируют представление  о том, что значит быть гражданином, воспитывать бережное отношение к людям и любовь к  Родине

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

01.09

2

Российский народ

1

Комбини

рованный урок

Повторяют изученный в 3 классе материал. Систематизируют уже имеющиеся представления о российском народе, знакомятся с понятием народ, признаками принадлежности к одному народу.

Выполняют индивидуальное задание в рабочей тетради №3,4. Составляют календарь памятных дат.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознавать значимость слова российский народ

04.09

3

Конституция России

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал предыдущего урока .Слушают отрывок из «Сказки о царе Салтане…» Знакомятся с Конституцией России. Научатся различать права и обязанности гражданина России, приводить конкретные примеры свобод. Устанавливать соответствие смысла статей Конституции РФ и нравственных правил отечественной и мировой культуры; употреблять специальную лексику Конституции

Текущий

Познавательные

- опредерлять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

-сознавать важность и необходимость  соблюдения  правил культуры

08.09

4

Права ребёнка.

1

Комбини

рованный урок

Проводится беседа  о родителях и детях. Знакомятся с Организацией Объединённых Наций, всеобщей декларацией прав человека. Работают по учебнику с.16-17. Научатся устанавливать соответствие между смыслом статей о правах ребёнка и нормами отношения к детям в культуре народов России, обсуждать вопрос о расширении прав и обязанностей ребёнка.

  Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;

понимать значимость разных прав и обязанностей ребёнка

11.09

5-6

Государственное устройство России

2

Комбини

рованный урок

Учащиеся научатся устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции, в чём состоит роль Президента и трёх ветвей власти  в России, выдвигать предположение  о том, зачем необходима независимость трёх ветвей власти друг от друга.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

15.09

18.09

7

Российский союз равных

1

Комбини

рованный урок

Научатся характеризовать особенности субъектов РФ, в зависимости от их принадлежности к той  или иной группе, презентовать заочное путешествие в одно из республик, показать её положение на карте, называть и показывать столицу, составлять рассказ о природных и культурных достопримечательностях, объяснять смысл  герба и флага.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

-осознание важности  умения составлять план

-научиться читать карту

22.09

8

Государственная граница России

1

Комбини

рованный

Учащиеся научатся  определять по карте, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России, различать границы на суше и н а море; называть сопредельные с Россией страны, сформируют представление о правилах пересечения границ государств.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Личностные :

понимать важность умения работать с картой и глобусом

25.09

9

Путешествие за границу России.

(конференция)

1

Комбини

рованный урок

Слушают  текст учебника (с. 34-37). Познакомятся с государствами- ближайшими соседями России; научатся рассуждать, защищать свою точку зрения; познакомятся с тем, как проходят встречи представителей каких- либо организаций, групп, государств для обсуждения и решения каких-либо вопросов (собрания, совещания), соблюдать правила этикета на конференциях; рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

понимать необходимость  знания  о политических и физических картах мира

29.09

10

 Сокровища России и их хранители

1

Комбини

рованный урок

Познакомятся  с национальной культурой России, научатся подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки , местные топонимы в родном языке, анализировать их содержание, презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности, формировать психологическую культуру и коммуникативную компетенцию для обеспечения безопасного взаимодействия в социуме  

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

-осознавать необходимость уважать чужие традиции

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

02.10

11

Творческий союз

1

Комбини

рованный урок

Познакомятся с деятелями культуры края, научатся выступать с презентацией рассказа о жизни и творчестве выдающихся людей своего края, оценивать роль русского языка и культуры в их творчестве, высказывать мотивированное суждение о диалоге культур народов России.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- знать деятелей культуры своего края

06.10

12

Обобщение по разделу.

Проверочная работа

1

Урок обобщения и проверки знаний

Отвечают на вопросы в рубрике «Вспомним».научатся работать с дополнительными источниками информации. Подготовятся к выполнению проектной работы, организуют групповую деятельность.

Ученики выполняют тест по разделу.

Итоговый

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

09.10

13

Наши проекты

 «За страницами учебника»

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал предыдущих уроков. Представляют свои презентации. Проводят меропри ятие «Фестиваль народов России»

Практичес

кая работа

Личностные:

понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

13.10

По родным просто

рам

(20 ч.)

14

Карта – наш Экскурсовод

1

Комбини

рованный урок

Работают вместе с учителем по заданиям учебника с 49. Читают статью на с. 50-51. Работают с физическими картами Мира, России, нашего края. Выполняют практическую работу с  контурными картами. Выполняют задание в рабочей тетради №1,2,3 (с.28-29), №5 с.30

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

16.10

15

По равнинам и горам

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал предыдущего урока. Отвечают на вопросы с 53 учебника. Работают по карте с.50 учебника. Самостоятельно читают статью учебника с.56-57,выполняют задания в рабочей тетради №1 (с.32) работа в группах, выполняют проверочную работу, взаимопроверку и самостоятельное оценивание работ.

Текущий

Познавательные

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

- самостоятельно делать выводы

-пользоваться физической картой

20.10

16

В поисках подземных кладов

Практическая работа

1

Комбинированный урок

Повторяют материал прошлого урока.  Выполняют графический диктант и работу с карточками. Работают в группе с картой на с. 50-51, выполняют коллективную работу с таблицей схемой «Полезные ископаемые». Работают по учебнику с.61, в рабочей тетради на с.34 №1. Подводят итоги урока.

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы

23.10

17

Наши реки

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы учителя.  Выполняют  тест о полезных ископаемых, выполняют задания в рабочей тетради №3 с.35 и задания на карточках. Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» с.62. Работают по учебнику с.63.(работа в парах). Выполняют задания в рабочей тетради с.36 №1,3

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

Личностные

- освоение личностного смысла учения

27.10

18

 Озёра – краса Земли

1

Комбини

рованный

Отгадывают загадку про озеро, ролевая игра «Я-учитель» работают по учебникус.69 Отвечают на вопросы учителя о роли водоёмов .выполняют задания в рабочей тетради №2,3 с.38-39. Проверочную работу с.38 №1.Характеризуют крупнейшие озёра России и своего края.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

30.10

19

По морским просторам

1

Комбини

рованный урок

Слушают сообщение учителя о морях России. Работают по карте России, где находя крупнейшие моря. Знакомятся с презентацией «Моря Северного Ледовитого океана». Работают по учебнику с.72-73. Выполняют задания в рабочей тетради №1 с,40.рабора с карточками.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Уметь различать понятия «моря» и «океаны», определять их названия.

10.11

20

С севера на юг 

1

Комбини

рованный урок

Знакомятся с представлением о природных зонах России, с особенностями природы, со значением природных зон для человека, дают им характеристику. Работают по карте.  Закрепляют изученный материал по учебнику с.77. Выполняют задания в рабочей тетради №1-3 (с.42-43). Анализируют с опорой на ранее изученный материал.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в группе

13.11

21

В ледяной пустыне

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о природной зоне арктических пустынь, знакомятся с особенностями природы( условиям неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе),со значением природы данной зоны для человека, её использованием. Работают в группах. Слушают беседу о жителях Арктики. Выполняют проверочную работу и заполняют таблицу.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

17.11

22

В холодной тундре

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о природной зоне тундры, знакомятся с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека. Работают с картами и атласом определителем « От земли до неба». Работают в группах(исследователи).

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-сопоставлять и  отбирать информацию, Планировать свою работу

20.11

23

Среди лесов

1

Комбини

рованный урок

Рассказывают о том, какое географическое положение занимает леса. Познакомятся с растительным и животным миром, деятельностью человека, взаимосвязями между живой и неживой природой, развивать познавательную активность. Научатся приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, различать тайгу широколиственные и смешанные леса.

Текущий

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

-уметь работать в паре

24.11

24

В широкой степи.

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы учебника на с.90. Разгадывают кроссворд. Работают по карте в парах. Слушают рассказ учителя о природной зоне степей. делятся на 3 группы и выполняют задания по карточкам. Выполняют задания в рабочей тетради №3,4,5 (с.52-53) с коллективной проверкой и графический диктант. Определяют признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

27.11

25

В жаркой пустыне

1

Комбини

рованный урок

По своим наблюдениям отвечают на вопросы учителя. Учатся находить и показывать зону пустынь на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир, приводят примеры взаимосвязей между живой и неживой природой, определяют признаки приспособленности растений и животных к природным условиям в пустыне. Работают в рабочих тетрадях.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

01.12

26

У тёплого моря

1

Комбини

рованный урок

Знакомятся с понятиями тропики и субтропики, сформировывают представление о природной зоне Черноморского  побережья Кавказа. Знакомятся с географическим положением зоны её особенностями, растительным и животным миром, хозяйственной деятельностью. Развивают умение работать с географической картой, атласом –определителем, гербарием, дополнительной литературой. Сравнивают зону субтропиков с другими зонами. Работают в группах и выполняют графический диктант.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения .

04.12

27

Мы - дети родной земли

1

Комбини

рованный урок

Слушают аудиозапись песни «Родина моя», отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с. 102 Работают по карте России. и сравнивают с физической. Читают первый абзац текста на с. 102. Работают в группах по данной теме. Выполняют задания в рабочей тетради №1,2 (с.58,59). Познакомятся с некоторыми  языковыми семьями народов России, их фольклором, местными гидронимами. Совершенствовать навыки межкультурной коммуникации.

Текущий

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

08.12

28

В содружестве с природой

1

Комбини

рованный урок

Вспоминают материал прошедшего урока. Работают с карточками. Разгадывают кроссворд.  Работают по учебнику с,106-108. Принимают участие в ролевой игре-диспуте.

Смотрят мультфильм из серии «Гора самоцветов». Выполняют проверочную работу и словарный диктант. Рассказывают о традициях и быте народов Сибири, выступают с презентацией о жизни, быте и труде народов.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

11.12

29

Как сберечь природу России

1

Комбини

рованный урок

Слушают аудиозапись песни «Расскажите, птицы» и стихотворение. Работают по учебнику на с.110-113. Работают в группах по составлению памяток  для гостей и туристов. Выполняют задания в рабочей тетради на с.62-63 №1,2 и коллективную работу по охране природы своего края.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

 Личностные

- освоение личностного смысла учения

15.12

30

По страницам Красной книги

1

Комбини

рованный урок

Выполняют задания по карточкам. Рассматривают фотографии редких и исчезающих видов растений и животных. Знакомятся с Красной книгой, в беседе с учителем объясняют значение этой книги. Работают в группах. Составляют правила поведения в природе.

Творческая работа

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

18.12

31

По заповедникам и национальным паркам

1

Интегрированный урок

Учащиеся научатся различать заповедники и национальные парки России и своего региона. Показывать их местоположение на карте, формулировать правила поведения в них. Расскажут о заповедниках и национальных парках своего края. Будут выявлять причинно-следственные связи, делать выводы.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

22.12

32

По заповедникам и национальным паркам

1

Интегрированный урок

Учащиеся научатся работать с дополнительной информацией, работать в группе, планировать работу, распределять работу между членами группы, аргументировать свою позицию и координировать  её с позициями партнёров в сотрудничестве. Презентовать рассказ о заповедниках.

Текущий

Познавательные

-анализировать

-сравнивать

-группировать различные объекты, явления, факты.

-самостоятельно делать выводы

25.12

33

Обобщение по разделу

Проверочная работа

1

Урок обобщения и проверки знаний

Выполняют задания в тестах по разделу.

Итоговый

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

29.12

Путешествие по реке времени

(27 ч.)

34

В путь по реке времени

1

Комбини

рованный урок

Ученики читают на с.4  учебника о реке времени. Учитель проводит беседу по прочитанному. Выполняют практическую работу  с  лентой времени.  Читают статью «Отец истории» на с.6 Выполняют задания в рабочей тетради №1,2( с.3-4). Определяют по дате события век, в котором оно произошло, расскажут о событиях из прошлого своего края.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

- ценить и понимать  время

12.01

35

Путешествуем с археологами

1

Комбини

рованный урок

По своим наблюдениям ученики рассказывают о том, кто такие археологи. Научатся описывать внешний вид археологических находок. Учитель расскажет сюжеты из древней истории человечества, соотнесут археологические находки с историческим временем.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

15.01

36

По страницам летописи.

1

Комбини

рованный урок

Повторяют материал прошлого урока по вопросам учебника. Чтение учителем отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Знакомятся с жизнью о древних племенах на территории нашей страны на материале «Повести временных лет».

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

19.01

37

Истоки Древней Руси

1

Комбинированный урок

 Ученики слушают стихотворение о Великом Новгороде. Читают текст на с.16-17 учебника. Самостоятельно читают статью «У истоков русской государственности» на с.18.Сформируют представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии.

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-различать родственные связи, уважать старших

22.01

38

 Мудрый выбор

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы в рубрике «Проверим себя».

Проводят эвристическую беседу о книгах.  Работают по учебнику с.20-21. Составят схему родственных связей княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава  Мудрого. Расскажут о крещении Руси князем Владимиром.

Текущий

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Познавательные

- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде

26.01

39

Наследница Киевской Руси

1

Комбини

рованный урок

Выполняют задания в карточках по прошлому материалу. Работают по учебнику  на с.25-26.Узнаюи о роли князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, фак

ты,составлять схему родственных связей древнерусских князей

29.01

40

Москва-преемница Владимира

1

Комбини

рованный урок

Ответы на вопросы рубрики «Проверим себя» Фронтальная работа.   Беседа о Руси и междоусобицах. Работа по учебнику и самостоятельная работа. С.29.Чтение статьи «В единстве – сила» с.29-31.Словарный диктант.

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

Познавательные

- анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

02.02

41

Начало Московского царства

1

Комбини

рованный урок

Индивидуальный опрос №2,4 (с.16-17) учащиеся презентуют страничку «Календаря памятных дат».  Чтение учебника на с.32.-33. Чтение статьи на с.34-35.Знакомство с эпохой укрепления и расширения Московского княжества, характеризуют  деятельность великого князя Ивана 3 и царя Ивана Грозного.

Текущий

Коммуникативные

-  отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Личностные

- освоение личностного смысла учения

05.02

42

Подвижники Руси и землепроходцы 

1

Комбинированный урок

Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с.35. Знакомятся с деянием наших соотечественников в 16-17 веках, с развитием самых разных направлений творчества людей (летописание, книгопечатанье, открытие новых земель, строительство новых городов). Объяснить понятия подвижник, землепроходец, праведник.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

09.02

43

На пути к единству

1

Комбини

рованный урок

Ученики знакомятся с представлением о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества. С ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков.

Текущий

. Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

12.02

44

Начало Российской империи

1

Комбини

рованный урок

Слушают стихотворение о Петербурге. Читают статью на с.44-47.Научатся характеризовать преобразования в эпоху Петра1,о необходимости формирования отечественной армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Личностные

- освоение личностного смысла учения

16.02

45

Жизнь -Отечеству, честь – никому.

1

Комбини

рованный урок

Учатся характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху, обосновывать значительность деятельности М.В.Ломоносова, А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Приводят примеры сохранения памяти о них в России.Стение текста рубрики «Календарь памятных дат» с.50-51.Работа в рабочей тетради на с.26 №2 и с.27 №3

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

Регулятивные

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

19.02

46

Отечественная война 1812 года

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление об Отечественной войне 1812 г., о её  народном характере, о значительности личности М.И.Кутузова как национального полководца, о сохранении памяти о войне 1812 года. Находят сведения в дополнительных источниках информации.

Текущий

. Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

26.02

47

Великий путь

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о Российской империи 19 века, развитии промышленности и торговли, строительстве первых железных дорог в России, отмечать даты строительства первых железных дорог в России на схеме «Река времени», называть некоторые движения России.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Личностные

- освоение личностного смысла учения

01.03

48

Золотой век театра и музыки

1

Комбини

рованный урок

 Повторяют материал прошедшего урока. Знакомятся с развитием театрального и музыкального искусства России 19-29 веков, с созданием Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, с культурными достижениями, признанными во всём мире(вокальная школа басов Ф.И.Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала 20 века.

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

 Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

04.03

49

Расцвет изобразительного искусства и литературы.

1

Комбини

рованный урок

Ученики рассматривают фотографий зданий Музея изобразительных искусств, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Русского музея. Проводят беседу по репродукциям картин . Работают по учебнику с.64-65.Читают статью на с.66-67. Выполняют задания в рабочей тетради №1 и №2 с.34. выполняют работу в карточках. Рассказывают о произведениях великих русских художников и писателей .Познакомятся с важнейшими хранилищами.

Текущий

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценкуКоммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

11.03

50

В поисках справедливости

1

Комбини

рованный урок

Отвечают на вопросы рубрики «Вспомним» на с.68. Слушают рассказ учителя о достижениях в науке и технике нашей страны в конце 19- начале 20 веков. Работают по учебнику с.68-69 со статьёй. Выполняют задания в рабочей тетради №1 с.36.Учатся характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, приводят примеры переиме нования городов и улиц в связи с изменениями в жизни страны.

Текущий

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

15.03

51

Век бед и побед

1

Комбини

рованный урок

Формируют представление о СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941-1945гг.. промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизации, ликвидации безграмотности и создание системы образования, создание письменности более чем для 40 народов, успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.

Текущий

Познавательные

- самостоятельно делать выводы

-познакомиться с историей своей страны в период до начала  Великой Отечественной войны

18.03

52-53

 «Вставай, страна огромная!»

2

Комбини

рованный урок

Знакомятся с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. о внезапном нападении гитлеровской армии, об отступлении советских войск, о блокаде Ленинграда, об обороне Москвы, о Сталинградской битве, о Курской битве, о наступлении советских войск на запад, об освобождении Украины, Белоруссии, о взятии Берлина.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

22.03

25.03

54

Трудовой фронт России

1

Комбини

рованный урок

Повторяют пройденный материал. Учатся характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. раскроют понятие «трудовой  фронт», составят рассказ о жизни и труде в тылу врага членов своей семьи во время Великой Отечественной войны. Работают по учебникус.82-85. Выполняют задания по вариантам и в рабочей тетради с.46

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

05.04

55

«Нет в России семьи такой…»

1

Урок путешест

вие

Повторяют материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» на с. 85 учебника. Обсуждают значение семейных воспоминаний, сочувствуют человеческим переживаниям, отразившимся во фронтовых письмах и воспоминаниях, характеризуют документы  

Текущий

 Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

08.04

56

После великой войны.

1

Комбини

рованный урок

Слушают аудиозапись «Серёжка с Малой Бронной». Знакомятся с восстановлением разрушенного войной народного хозяйства, о масштабе разрушений военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и т.д.), о созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Расскажут о земляках- тружениках первой послевоенной пятилетки. Работают в рабочей тетради и по карточкам.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

12.04

57

Экскурсия в музей боевой славы.

1

Комбини

рованный урок

Организуют исследовательскую работу в группах по изучению истории своего края., составят страничку «Календаря памятных дат», посвящённой событиям истории своего края, оформят выставку «Мои земляки в годы великой Отечественной войны».

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

15.04

58

Достижения 1950-1970 гг.

1

Комбини

рованный урок

Знакомятся с достижениями СССР в науке и технике, промышленности и образования,. искусстве и спорте в 1950-1970 гг. познакомятся с именами наших соотечественников, прославивших страну своими успехами. Работают по учебнику с.96-99 читают текст о Курчатове, Капице, Королёве. Выполняют задания в рабочей тетради с.53 №4. Показ фрагмента художественного фильма или мультфильма.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

19.04

59

Итоговая промежуточная аттестация

1

Урок  проверки знаний и умений

Ученики учатся контролировать и оценивать свою работу, её результат, корректировать знания.

Итоговый

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

22.04

60

Обобщение по разделу

1

Урок обобщения и проверки знаний

Обобщение и проверка знаний и умений по разделу.  Ученики пишут тест.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

26.04

Мы строим будущее России

(10 ч.)

61

Современная Россия.

1

Комбини

рованный урок

 Беседа с учителем о разделе «Путешествие по реке времени». Знакомятся  с особенностями периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии 21 века, преобразования в экономической, политической, социальной жизни. Работают по учебнику с.102-103 .Знакомятся с успехами нашей страны, с учёным Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Выполняют задания в рабочей тетради.

Текущий

Коммуникативные

- понимать точку зрения другого;

- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

29.04

62

Хороша честь, когда есть, что есть.

1

Комбини

рованный урок

Читают пословицы и крылатые выражения на доске и объясняют их смысл.  Знакомятся с продовольственной безопасностью нашей страны –главной задачей современности. Положительном опыте регионов России в развитии современного сельского хозяйства, познакомятся с видами сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на экологию и здоровье людей. Выполняют задания в рабочей тетради с.58 №1 с.59 №2

Текущий

Личностные

- освоение личностного смысла учения

- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир»,

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

06.05

63

Умная сила России.

1

Комбини

рованный урок

 Ученики  читают пословицы, написанные на доске и объясняют их смысл. Работают по учебнику с.110-111. Знакомятся с сотрудничеством науки и техники, развитии городского хозяйства и гражданских инициатив в стране как важнейшей задаче нашего времени, приводят примеры такого сотрудничества .Объясняют значение понятия социальная ответственность, моделируют ситуацию, требующую знания социально ответственной позиции.

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

10.05

64

Светлая душа России.

1

Комбини

рованный урок

Читают и объясняют смысл пословиц написанных на доске. Знакомятся с выдающимися явлениями в современной культурной жизни России, их значении для нашего Отечества и стран мира, о творческой деятельности современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров традиционном наследии и новых направлениях в культурной жизни России.

Текущий

Познавательные

Узнать больше о культурных наследиях разных стран,  Стремиться к нравственному самовоспитанию

13.05

65

Начни с себя!

1

Комбини

рованный урок

Ученики читают пословицы , написанные на доске и объясняют их смысл. Концерт-презентация учащихся школы. Работа по учебнику с.118-120 . Чтение притчи на с.121. Выполнение заданий в рабочей тетради №1.2 с.64 и №3,4 с.64-65

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Коммуникативные

- отстаивать свою точку зрения

17.05

66

Обобщение по разделу.

1

Урок обобщения и проверки знаний

Ученики выполняют тест по данному разделу по вариантам.

Итоговый

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

20.05

67

68

Наши проекты.

За страницами учебника. Экскурсия.

1

   1

Комбини

рованный урок

Урок-экскурсия

Ученики научатся работать с дополнительным источником информации, приводят примеры достижений в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте жителей своего края, работают в группе, планируют свою работу, распределяют работу между членами группы.

Текущий

Текущий

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

24.05

27.05

69-70

Обобщение пройденного за год

Игра «Брейн-ринг»

2

Уроки  обобщения знаний

Ученики учатся при работе в группах аргументировать свою позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке общего решения; применяют знания и способы действий в изменённых условиях

Текущий

Познавательные

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;

- самостоятельно делать выводы

31.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...