Конспект урока по окружающему миру в 1 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе на тему :"Земная поверхность".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок Г.Н.Суриной. | 40.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация об авторе: Сурина Галина Николаевна
Конспект урока окружающего мира, проведенного в 1 классе на тему: «Земная поверхность»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» учитель начальных классов
Педстаж 30 лет. Стаж работы по системе Л.В.Занкова 6 лет
Учебник:
Окружающий мир 2 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков, 2015г.
301650 Тульская область, г. Новомосковск, ул. Олимпийская, д.4А, кв.3, тел.дом.8(48762)74-0-74, 8-9612653206. Эл.почта: 6000nikolaev@mail.ru
1.Дидактическое обоснование:
«Окружающий мир 1 класс» (1 часть) Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова».
2.Тема урока: «Земная поверхность».
3.Тип урока: урок-дискуссия
4. Цель: учить определять характер взаимоотношений человека и природы посредством изучения темы «Земная поверхность», представлять зависимость жизни людей от состояния природы.
5.Планируемые достижения:
Предметные:
знания: термины: почва, вещество, полезные ископаемые; состав почвы, её значение для человека, виды полезных ископаемых и их названия, их роль в жизни человека.
умения: умение характеризовать объекты (почву, полезные ископаемые);
умение различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
умение определять, из каких веществ сделаны те или иные предметы.
Метапредметные:
Выявлять связи между двумя объектами на основе наблюдений и собственных знаний;
Осуществлять выбор взаимосвязанных предметов;
Оценивать совместно с учителем результаты своих действий.
6.Методы обучения: эвристическая беседа.
7.Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная.
8.Средства обучения: учебник и печатная тетрадь, образцы почвы, средства ИКТ – планшетный компьютер.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Самоопределение к деятельности. | Настрой на работу. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни… - Дети, добавьте солнца! Улыбнитесь друг другу и мне. И в таком солнечном настроении мы начнем наш урок. | Подготовка класса к работе. Настрой на дальнейшую работу. | Личностные: самоопределение. Настрой на успех |
2.Актуализация знаний. Сообщение темы с мотивирующим приёмом «яркое пятно» | Выявляет уровень знаний. Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию. Вступительная беседа. - Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна весной, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. - Сказка это или не сказка? ( Выслушиваются мнения детей) -Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? - Верно, мы сегодня узнаем, что такое почва. - А вы хотите об этом узнать? Что вы хотите узнать ещё о почве? (Узнать, что такое почва, из чего состоит, зачем она нужна, что скрывает в себе земля) Попытаемся ответить на каждый ваш вопрос. А для того, чтобы удобно было работать, давайте составим план наших действий. План Понятие «почва». Состав почвы. Значение для человека. Недра земли. | Выдвигают гипотезы. Рассуждают на заданную проблему. Выводят решающую гипотезу О почве. Формулируют (уточняют) тему Учащиеся ставят для себя конкретные цели С помощью учителя составляют план работы. | Личностные: интерес к учебному материалу. Регулятивные: постановка целей и планирование работы с помощью учителя. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные: умение допускать существование различных точек зрения, строить понятные высказывания. Предметные: умение представлять зависимость жизни людей от состояния природы. |
3. Усвоение новых знаний и способов действий. | Организует учащихся на исследование проблемной ситуации. 1. Работа с учебником (с. 31) Рассмотрите внимательно иллюстрацию. Кто изображен на ней? (Мальчик на участке рыхлит почву.) - Зачем он это делает? - На экскурсии мы наблюдали, что у многих трав, кустарников, деревьев корни глубоко уходят в землю. Почему? ( Они извлекают оттуда питательные вещества, необходимые для роста и развития.) - Кто еще, кроме людей, может рыхлить почву? - А дождевые черви приносят пользу для растений? - А какое еще животное нарисовано в учебнике? (крот) Он полезен? Чем? (Тоже рыхлит почву, но повреждает своими действиями корни растений, и они могут погибнуть.) - Тогда скажите, что это - почва? Что в ней содержится такое, из-за чего всё цветет и растет? (Почва – верхний, рыхлый слой земли, на котором растут или могут расти растения.) -Найдите определение слова почва в ваших планшетных компьютерах на сайте http://ozhegov.info Итак, запишите ключевое слово нашего урока в «Заметки», проверьте друг друга (пишут – почва) 2.Практическая работа в паре. - Исследуйте кусочки почвы на ваших столах в коробочках. - Какого цвета почва? - Из чего она состоит? ( Остатки старых сухих листьев, маленькие палочки, веточки, остатки сухих насекомых) _- Прочитайте 2-ой вопрос в учебнике. Как мы будем далее работать? (в паре) - Как вы догадались? (значок в учебнике на это указывает) Вспомните правила работы в паре. - Ребята, а вы когда-нибудь работали на садовом участке или на даче? Расскажите, пожалуйста, об этом. 3.- Скажите, пожалуйста, а так ли необходима человеку почва? Может, мы как-нибудь обойдёмся и без неё? (не можем обойтись, если не будет почвы, то и ничего живого не будет на свете, деревья, травы берут питательные вещества из почвы, она даёт богатые урожаи для человека) -Расскажите, ребята, что больше всего удивило вас с начала урока? -Скажите, о какой чудесной кладовой мы говорили сейчас? | Составление высказываний по рисунку. Перечисляют правила работы в паре Рассказ о личных наблюдениях и впечатлениях Высказывают собственные предположения | Личностные: интерес к учебному материалу. Регулятивные: принимать учебную задачу Познавательные: осуществлять поиск нужной информации в учебнике, «считывать» информацию с рисунков, анализировать объекты представленные в рисунках; поиск информации с помощью технических средств; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; понимать знаки, приведённые в учебнике; Коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами. Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения. |
4.Физминутка | |||
5.Применение новых знаний. | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. Земля богата не только полезными веществами. Ещё её называют сокровищницей. В её недрах сокрыто множество несметных богатств. Хотите узнать, что это за богатства? - Посмотрите на эти предметы. Лампочка, хрустальная ваза, стакан. Что общего между этими предметами? (сделаны из стекла) -Какая связь существует между стаканом и речным песком? (песок – основа стекла) Удивлены? - А что общего между этими предметами? (ключи и молоток) - Откуда люди берут металл? - А что общего между бензином, тканью для протирания экрана айпада и резиновыми сапогами? Хотите узнать? - Все они сделаны из нефти. ( Показ учителем образца нефти) - Ученые считают, что нефть образовалась из остатков водорослей, мельчайших растений и животных. Это очень важное полезное ископаемое, без него трудно обойтись в современном мире. - А как вы понимаете выражение « полезное ископаемое»? -Где находят люди полезные ископаемые? (залегают в земле) - Отгадайте, что это такое: Миллиарды лет назад я был высоким, могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придется находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он всегда был здоров. Как же меня зовут? - Это каменный уголь. (Показ образца учителем) Рассмотрите его внимательно. Какого он цвета? Каменным углем отапливают жилье, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы делают лекарство. - Рассмотрите в фотогалерее в айпадах изображения полезных ископаемых. Попробуйте угадать название каждого из них. (каменный уголь, нефть, гранит, железная руда) - А в этой части урока что было для вас особенно интересным? | Мотивация к деятельности Знакомство с понятием «вещество». Определяют, из каких веществ сделаны предметы. Формулируют определение Высказывают предположения | Личностные: представления о ценности и уникальности природного мира. Регулятивные: принимать учебную задачу Познавательные: осуществлять операцию сравнения, выделять существенные признаки объектов, анализировать объекты представленные в рисунках; поиск информации с помощью технических средств; первоначальные представления о причинно-следственных связях (без названия связей); понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Предметные: умение приводить доказательство, используя результат наблюдения. |
6. Включение в систему знаний Закрепление. | Организует деятельность по применению новых знаний. 1. Игра « Что из чего?» - Давайте поиграем. Я называю предмет, а вы – полезное ископаемое, из которого он сделан. Оконное стекло – песок. Замок – металл. Чайный сервиз – глина. Синтетическая ткань – нефть. Таблетки – уголь, мел. Бензин – нефть. Шариковая ручка - пластмасса, нефть. Ножницы – железная руда. -Кому было трудно выполнять это задание? Кому показалось сложным устанавливать связь между предметом и полезным ископаемым? 2. Работа в парах. Учебник стр.31 (работа в паре) -Отгадайте загадки, обсудив с соседом по парте, напишите отгадку в планшете, в «Заметках». -Проверим, какие отгадки вы записали. -Вспомните, какие вопросы вы ставили в начале урока? -Можете ли вы теперь самостоятельно ответить на эти вопросы? Опираясь на наш план, попробуйте составить небольшие рассказы о земной поверхности. -Давайте ответим на главный вопрос, зависит ли человек от природы? -Как мы, люди, связаны с почвой и с полезными ископаемыми? -Можно ли вообще нам без них обойтись? Почему? -Как люди должны относиться к почве и полезным ископаемым? -Какое правило для себя вы возьмете с сегодняшнего урока о земной поверхности? (бережно использовать почву и полезные ископаемые, сохранять, охранять) | Озвучивают вопросы, поставленные в начале урока. С помощью плана составляют мини-рассказы. Подводят итоги. Высказывают своё мнение | Личностные: представления о причинах успеха; представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране. Регулятивные: сохранять и принимать учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры; Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; самостоятельное выявление парных связей между двумя объектами; выбор взаимосвязанных объектов. Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
7. Домашнее задание | -Придумайте дома загадку о почве или о полезном ископаемом, нарисуйте отгадку. На следующем уроке мы проведем мини-турнир загадок о земной поверхности. | ||
8.Рефлексия деятельности. | Организует рефлексию. - О чем вы хотите меня спросить? - Что вам было интересно сегодня узнать? -Удалось ли нам ответить на все поставленные вопросы? Что осталось непонятным? - Как вы работали в паре? - Помните, я в начале урока говорила о солнечном настроении, которое поможет нам с пользой и интересно поработать на уроке? На ваших столах лежат изображения солнышка. Оцените свою работу на уроке. Если у вас все получилось, вы довольны своей работой – выбирайте улыбающееся солнышко. Если вы испытывали затруднения на уроке, но все же справились – солнышко с маленькой тучкой. Если вам было трудно на уроке, вы многое не поняли – это солнышко с дождевой тучкой. Прикрепите свой выбор на доску. На следующем уроке мы будем говорить о предмете, который по форме напоминает мяч. Заинтересовались? Ну, а это уже другая история. Урок закончен! | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы. | Личностные: способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности. Регулятивные: умение оценивать свою деятельность с помощью учителя; адекватно оценивать собственную деятельность, адекватно воспринимать оценку учителя |
Комментарий к уроку
В конце урока будут проверяться и оцениваться цели, которые в блоке целеполагания ставились в качестве основных.
В технологической карте в графе «Универсальные учебные действия» указаны умения, которые в конце урока не планируется проверять (они на данном уроке идут опросредованно), но их формирование является обязательным в структуре урока.
Личностные цели в блоке целеполагания отсутствуют. Поскольку достижение этих целей — дело не одного урока, то и формулировать эти цели при составлении плана не надо. Личностные результаты не подлежат проверке, значит, в конце урока мы не можем их проверить и оценить. Тем не менее, развитие личности осуществляется на каждом уроке, поэтому работа по достижению целей-ориентиров, которые в Стандарте заданы в виде требований к личностным результатам, является обязательным структурным элементом каждого урока.
При реализации технологии исследовательской деятельности учащегося необходимо ясно представлять главные отличия проекта от исследовательского.
Проект - слово иноязычное, происходит оно от «латинского» — projectus. Уже его прямой, буквальный перевод объясняет многое — «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых — совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых— это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение — какой-либо замысел или план.
В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно,творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Принципиальное отличие исследования от проектирования:
Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.
Исследование — это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Изучив материалы по данной теме, пришла к выводу, что ориентирована методика в большей степени на старшеклассников, чьи предметные интересы уже сформировались. А начальная школа всё-таки осталась немного в стороне, но ведь именно в начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.
Роль родителей в исследовательской деятельности ребёнка огромна уже с момента рождения малыша.Фундамент исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения. В основе поисковой активности — безусловный рефлекс, получивший от своего первооткрывателя И.П. Павлова наименование «ориентировочно-исследовательский рефлекс» или «рефлекс что такое?».
Самый естественный образ действий грудного ребёнка (как и далее) – это исследование (окружающей обстановки, звуков, предметов, возможностей своего тела, голоса, эмоциональных проявлений…). Если родители сумели поддержать интерес к этим исследованиям, откликнулись на призыв ребёнка к совместной деятельности, не оттолкнули его от себя, поделились, при необходимости, своим опытом, знаниями, оставляя приоритетными самостоятельные исследования детей, то такой ребёнок к школе разовьёт свой исследовательский интерес и будет готов отправиться в “путешествие за знаниями”. В предшкольный период почти все здоровые дети проявляют интерес ко всему, что видят и слышат (примером могут служить их бесконечные “как?”, “зачем?” и “почему?”). Умные родители не отталкивают детей (“отстань”, “не знаю!”, “как ты надоел со своими вопросами!”, “когда ты только помолчишь!”), но и не дают прямых ответов, а пытаются натолкнуть ребёнка на самостоятельные наблюдения, размышления, на формулирование интересующего их понятия, иногда показывая, как это нужно делать Это и есть начало формирования личности исследователя.
Приходя в школу, сталкиваясь с определенной умственной нагрузкой, непривычные к интеллектуальному труду ученики (или ученики с повышенной утомляемостью), быстро устают “думать” и начинают “экранировать” “лишние” знания, оставляя только необходимый минимум для себя (закон энергосбережения). Так формируются здоровые “середнячки”, которые не хотят знать больше того, о чем могут спросить завтра на уроке. Интеллектуально тренированным учащимся тех знаний и заданий, которые дают в школе, для полной нагрузки не хватает, они либо находят себе эту нагрузку дома (при помощи родителей), либо в кружках, либо начинают “тосковать”, постепенно теряют интерес к учёбе и переходят в разряд “шалунов” (им скучно на уроке, когда все задания выполнены), они отвлекают учителя и учеников, получают записи в дневник о плохом поведении и постепенно могут перейти в разряд даже не “хорошистов”, а “способных, но ленивых.
Поэтому с первого класса необходимо пытаться вовлекать учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы.
В первом и втором классе работы имеют коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
В третьем и четвёртом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
Что мне интересно больше всего?
Чем я хочу заниматься в первую очередь?
Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
О чём хотелось бы узнать как можно больше?
Чем я мог бы гордиться?
Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.
Тема может быть:
фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);
экспериментальной;
изобретательской;
теоретической.
Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
Ребята могут вести себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу.
При организации исследования предлагаю учащимся следующий план работы:
Тема исследовательской работы.Как будет называться мое исследование?
Введение.Актуальность проблемы. В чем необходимость моей работы?
Цель. Что я хочу исследовать?
Гипотеза исследования. Для чего я хочу провести исследование?
Задачи исследования.
Дата и место проведения моего исследования.
Методика работы. Каким образом я проводил исследование?
Описание работы.Мои результаты исследования.
Выводы.Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.
Использованная литература.
Обычно в исследовательской работе:
1/3 времени занимает правильная формулировка темы и цели исследования, а также выбор или отработка его методики;
1/3 времени затрачивается на сбор материала;
не менее 1/3 времени уходит на его обработку, обобщение, написание текста.
Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.
Алгоритм проектирования:
· выбор темы проекта;
· актуальность проекта, постановка цели, задач;
· анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
· формирование гипотезы;
· планирование и разработка исследовательских действий;
· сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;
· подготовка и написание работы;
· оценка проекта экспертами (практическая проверка);
· последействие – устранение недостатков в проекте, оформление;
· выступление, защита проекта.
Рассмотрим основные шаги написания проекта.
1. Выбор темы проекта.
В подготовительный период рекомендуется собрать как можно больше информации о предмете изучения путем знакомства с литературой или обсуждения темы со специалистами. Важнейшее основание для выбора темы исследования – наличие какого-либо противоречия или отсутствия объективных данных.
Формулировка темы и содержания проекта должны предполагать:
интеграцию наук и различных областей практической деятельности;
практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;
предметно-объектный принцип исследования;
практическую значимость результатов проекта.
2. Постановка цели и задач.
Успех любой работы в первую очередь зависит от того, насколько ясно сформулированы её цель и задачи. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной,
чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Цель должна быть доступна для конкретного исследования. Не следует рассматривать глобальные проблемы, нужно вести работу в узком направлении.
Следует различать, что цель и задача – не одно и тоже: цель – существенно шире задачи. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методик исследования, знакомство с объектом и т.п. Цель работы вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Формулировка задач исследования тоже довольно сложное и трудоёмкое дело. Исследователю необходимо четко сформулировать, для чего делается работа, что надо наблюдать и выяснить, что хотелось бы узнать. Вопросы, которые ставятся в задачах, должны предполагать однозначный ответ. Условно возможные задачи (по задаваемым вопросам) можно подразделить на следующие типы:
– количественные задачи (отвечающие на вопрос “Сколько?”);
– количественные задачи на выявление связей между явлениями (“Какова связь?”);
– качественные задачи (отвечающие на вопрос “Есть ли?”);
– функциональные задачи (отвечающие на вопросы “Для чего?” или “Зачем?”);
– задачи на выявление механизмов (отвечающие на вопрос “Как?”);
– задачи на выявление причин явлений (отвечающие на вопрос “Почему?”).
После того, как цель и задачи обсуждены, сформулированы и приняты, выбирается объект исследования. Необходимо, чтобы характеристики объекта соответствовали поставленным задачам, а ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.
3. Анализ литературы.
Следующий шаг в работе – анализ литературы по проблеме, включая детальное знакомство с объектом исследования. Подборка литературы для анализа – задача руководителя. Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителями работы. Литературный обзор позволяет школьникам познакомиться с состоянием проблемы. При анализе литературных данных обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы.
Настало время сформулировать гипотезу, иными словами, определить предполагаемый результат.
4. Методика исследования.
Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат, тогда как любые другие приемы могут привести к ошибочным результатам. Выбранные методы работы (наблюдение, эксперимент, работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников. Методически работу следует организовать таким образом, чтобы число наблюдений было достаточно велико. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:
– интервью,
– опросы,
– обработка статистических и опытных данных.
На этом этапе выполняются основные действия, направленные на решение проектной задачи:
– поисковая и исследовательская работа по выбранным направлениям,
– сбор информации,
– решение промежуточных задач,
– анализ собранной информации.
Сбор научных фактов требует выполнения некоторых определённых правил:
– Записи наблюдений делаются в специальных журналах или в полевом дневнике безотлагательно, как бы наблюдатель не надеялся на свою память. Чтобы избежать путаницы, записи должны быть полными. Допустимы лишь общепринятые в науке сокращения и условные знаки.
– Всякое исследование, по возможности, документируется не только записями, но и вещественными образцами. Это могут быть гербарий, коллекции, фото или видео изображение.
– Результаты каждого наблюдения, опыта или эксперимента должны быть воспроизводимыми, т.е. при повторении любого из проведенных экспериментов должны получиться сходные результаты.
– Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования.
5. Сбор материала и принципы работы с ним.
Основной метод получения научных выводов – сравнение результатов наблюдений, опытов и экспериментов. Нельзя сравнивать данные наблюдений, проведенных в разных местах и в разные сезоны. Опыты, как правило, ставятся не менее, чем в двух вариантах. При этом тот из них, в котором условия остаются естественными или обычными, является контрольным. Чем сложнее характер условий, в которых протекает опыт (или ведутся наблюдения), тем больше повторностей должно быть. Если материал или площадь исследуемого объекта велики, пользуются методом проб или выборки материала. Выбор проб должен быть либо совершенно независим от исследователя, либо подчинен математической закономерности.
При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов и т.д.) необходимо как можно более полно сравнивать полученные данные. Сведение их в таблицы или представление в графиках и диаграммах – самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Все результаты, подлежащие обсуждению, должны отражать только собственные наблюдения и опыты. Сравнивать их можно (а иногда и необходимо) с данными, содержащимися в литературе с обязательной ссылкой на используемые источники.
После того, как собранные материалы обработаны, проведено обсуждение полученных результатов, полезно вернуться к поставленным задачам и посмотреть решены ли они.
Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, – это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных исследований. Формулируя выводы, необходимо помнить, что отрицательный результат – тоже результат, и его также следует отметить в выводах.
Отчет о научно-исследовательской работе строится по тому же плану, что и научная статья. В изложении следует добиваться точности и общедоступности. Не следует злоупотреблять научными терминами, тем более, нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен.
Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличие от “взрослой” конференции, здесь необходимо создать “ситуацию успеха” для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребенку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Презентация результатов работы над проектом готовится в виде своеобразного шоу, поэтому должна быть заранее продумана и спланирована. При подготовке и проведении презентации важно предусмотреть использование аудиовизуальных средств, продумать организацию пространства и способы активизации восприятия аудитории. Чаще других в настоящее время используется мультимедиапроектор. Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты – ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов. Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.
Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.
Использование исследовательского метода в практике преподавания и организации процесса познания младшего школьника имеет большое значение, т.к. позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются основой для последующего их осознания, обогащения, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире. В ходе реализации исследовательского метода на уроках младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
В любой области познавательной активности можно найти тему для будущего исследования. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы и т.п. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель. Часто учителя предлагают детям готовые темы и даже названия. Для учебного исследования это может подойти. Хорошо, если такая тема представляет реальный интерес для ученика. Но если это не так, то вся работа над исследованием, а иногда это длительная работа, превратится в тяжкую повинность. В этом случае мы можем не только не получить развитие познавательного потенциала, но и отбить охоту к исследовательской деятельности вообще. При этом надо иметь в виду, что и для учителя метод исследовательской деятельности является довольно трудоемкой технологией. Поэтому желательно не предлагать детям готовых тем исследования. Лучше предложить какую-либо проблему в самых общих чертах и дать детям возможность обсудить ее и домыслить, может быть, переформулировать или даже самостоятельно выбрать проблему, над которой им было бы интересно работать.
Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Причем только проблема, имеющая личностную окраску, вызывающая интерес, вспышку любопытства заставляет человека действовать.
Всякое исследование начинается с постановки проблемы. Деятельность по обнаружению проблем связана с самой сутью творческого мышления. В ходе развития познавательного процесса непрерывно возникают все новые и новые проблемные ситуации. Истоком, началом и причиной нового знания является незнание, проблема. До тех пор, пока не поставлена в ясной форме проблема, не может быть сознательной поисковой деятельности по преодолению указанных отрицательных моментов.
Среди проблемных ситуаций можно различать стандартные (рутинные) и нестандартные (оригинальные, творческие). Суть первых заключается в том, что они дают знание, принципиально не отличающееся от имеющегося знания, а кроме того, в существующем арсенале науки имеются средства и методы разрешения проблем, порожденных этими ситуациями.
Нестандартные проблемные ситуации характеризуются иными, противоположными признаками. Они проблематичны в двух отношениях. Во-первых, они содержат в себе какую-либо когнитивную проблему, т.е. проблему, относящуюся к самому объекту исследования, а во-вторых, проблемой для исследователя являются способы, методы и средства решения когнитивных проблем. Таким образом, ученый оказывается в ситуации неопределенности как по отношению к исследуемому объекту, так и по отношению к познавательным действиям с этим объектом.
Проблемные ситуации чаще всего существуют в виде противоречий между теми или иными элементами знания, в виде парадоксов, антиномий, дилемм, в форме необъясненных фактов, выступают в качестве противоречий между потребностью в решении какой-либо проблемы и ограниченными возможностями наличного знания.
Научиться выявлять противоречия можно с помощью игр. Мы, взрослые, часто из лучших побуждений уводим детей от разрешения противоречий и конфликтов. Этим мы, с одной стороны, щадим и оберегаем нежную психику ребенка от стрессов, трудностей и комплексов, но, с другой стороны, мы лишаем его самостоятельности, возможности самовыражения, самоутверждения, самодвижения. Психологи считают это результатом педагогической безграмотности родителей и называют такое явление "гиперопекой".
Итак, начнем подведение детей к пониманию противоречия и к развитию мышления противоречиями серией игр "Наоборот".
Наоборот - это с противоположной стороны, это противоположное утверждение, противоположности. Надо заметить, что "наоборот", не обязательно "против". Антонимы - это слова с противоположными значениями (бедный - богатый, горячо - холодно).
Что может быть наоборот? По каким признакам наоборот?
· По свойствам (мягкое - твердое).
· По размерам (большой - маленький).
· По функции:. Функция – антифункция , действие - антидействие (зажечь - погасить).
· По носителю функции и антифункции. Система - антисистема (мел - тряпка, лампа - штора, якорь - паруса).
· По характеру, по чувствам (грустный - радостный).
В результате игр "НАОБОРОТ" ребенок должен понять, что любое слово, любое понятие, любое свойство имеет хотя бы одно противоположное значение. Эти игры позволят приучить детей относиться к противоположностям, а потом и к противоречиям, спокойно, не бояться их. Теперь перечислим некоторые игровые упражнения:
1.Назови противоположное свойство.Иначе это упражнение можно назвать - "Свойство - антисвойство".
2. Назови предметы с противоположными свойствами.
3. Назови противоположную функцию (функция-антифункция).
4. Назови предметы, выполняющие противоположные функции.
5. Совмести предметы по антифункциям.
6. Кто больше придумает антонимов самостоятельно.
7. Назови предметы по заданному антониму.
8.Назови антонимы по заданному предмету.
9. Разрешение противоречий в сказках .(Читая детям сказки, акцентируйте внимание детей на том, как герои сказок выходят из затруднительных положений с волшебством и без волшебства).
10. Игра "Хорошо - плохо"( Составление противоречий).
Ребенку задают серию наводящих вопросов, отвечая на которые, он САМОСТОЯТЕЛЬНО добивается понимания или решения задачи.
Например,такая серия вопросов:
1. Назовите предмет или действие (процесс), который Вы хотели бы улучшить. (Пусть дети назвали - "Рукавичка").
· Назовите хорошие(плохие) свойства рукавички.
· Почему одни свойства Вы назвали хорошими, а другие плохими?
Скажите, есть что-то плохое в хороших качествах рукавички? Что плохого в том, что она теплая?
А как сказать одной фразой, что теплая рукавичка в одних условиях хорошо, а в других - плохо?
Это трудный "переломный" момент. Если дети скажут: "Теплая рукавичка, это хорошо, потому что рука не мерзнет в морозы, но плохо, потому что жарко руке весной", - это значит, что Вы их далеко продвинули в понимании противоречия и плодотворно поиграли в игры "Хорошо - плохо". Поздравьте себя и детей, и возьмите с полки пирожок.
Если дети откажутся искать в хорошем плохое, то напомните им основное условие игры: "Во всем хорошем есть плохое, но и во всем плохом есть хорошее". Так что всё не так-то уж и безнадежно.
Итак, не останавливайтесь и закрепляйте успех:
· Что плохого в том, что рукавичка мягкая?
Скажи это одной фразой.
2. Называйте предмет или событие и попросите детей ответить на следующие вопросы:
· Какую функцию он предназначен выполнять?
· Какое противоречие он разрешает?
· Как еще можно разрешить это противоречие?
Е.А. Резник предлагает следующую методику обучения детей - формулировать противоречия по "классической" форме: воспитатель называет одно состояние рассматриваемого объекта при его изменении и просит детей объяснить, что при этом хорошо, а что - плохо. Затем называется противоположное состояние того же объекта и опять - что хорошо, что плохо.
Например:
выбираем объект - "ШКАФ".
· "Если шкаф большой, то это хорошо потому, что..., но одновременно плохо потому, что...".
Дети продолжают:
· "Хорошо потому, что можно в нем прятаться от мамы".
· "Хорошо потому, что в нём помещается много разных вещей".
· "Плохо потому, что ничего в нём не найдешь". И т.д.
· "Если шкаф маленький, то это хорошо потому, что ..., но одновременно плохо потому, что... ".
Дети продолжают:
· "Хорошо потому, что с ним можно играть".
· "Хорошо потому, что он занимает мало места в комнате".
· "Плохо потому, что в нём мало полок и ящиков".
Постановка вопросов в такой форме заставляет детей думать, свободно выражать свои мысли вслух, учит общению. Не забудьте детишек похваливать, это и для Вас не простая работа, а для детей тем более.
Играйте в эту игру почаще. Помните? - "Учусь, уча". Создайте мотивацию и для детей.
Для развития исследовательской деятельности важно формировать умение задавать вопросы, ,умение классифицировать(по разным основаниям ,находить ошибки и давать их обоснование) давать определения понятиям(на основе работы с трудными словами ,с кроссвордами).На уроках надо применять задачи на развитиенаблюдательности(общей и целевой).
Обучение основам исследовательской работы на начальном этапе позволяет переориентировать процесс развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка на процесс саморазвития и предполагает развитие познавательных потребностей и способностей учеников, обучение школьников специальным знаниям для проведения самостоятельного исследования и проектирования, формирование у учеников и педагогов представления об исследовании как одном из ведущих способов учебной деятельности.
Литература:
1. Федоровская Е.О. «Исследовательская деятельность учащихся как методика развития универсальных учебных умений»
2. Кулик Е.Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...