открытый урок по теме "Законы лесной жизни" Занков
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок-открытие нового знания по окружающему миру в з классе по системе развивающего обучения Л. В. Занкова
Автор учебника Н. Я. Дмитриева
Примечание: Перед данным уроком была изучена тема «Что такое природное сообщество». Были даны индивидуальные задания отдельным обучающимся о законах лесной жизни с использованием этой информации на данном уроке.
Цели: Образовательный аспект: Сформировать представления учащихся о лесе как о природном сообществе; познакомить с законами лесной жизни; систематизировать представления учащихся о видах леса и ярусности в них, о разнообразии лесных обитателей; развивать умения выделять отличительные признаки предметов и объединять их в группы по существенным признакам; формировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Развивающий аспект: Развивать умения добывать информацию из различных источников, используя ее для обогащения личного опыта; развивать познавательный интерес к окружающему миру, наглядно-образное мышление путем привлечения занимательного материала создания проблемных ситуаций, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания обучающихся; совершенствовать коммуникативные навыки- умения слушать другого человека.
Воспитательный аспект: Воспитывать бережное отношение к природе, любознательность, интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия; воспитывать взаимопомощь, взаимовыручку и уважительное отношение к труду своих одноклассников и ответственность за выполнение полученной работы.
Формировать УУД:
- Личностные: формировать учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
- Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, строить речевое высказывание в устной и письменной форме; устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
les.zakony_lesnoy_zhizni.pptx | 2.92 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 38.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Законы лесной жизни
ГРИБЫ подосиновик подберёзовик опята дубовик
Пищевые цепочки Семена шишек --- ___ ? ____---куница . . 2. __?__ --- заяц --- волк. 3. Трава --- лось --- ______ .
Пищевые цепочки Семена шишек --- ___ ? ____---куница . . 2. __?__ --- заяц --- волк. 3. Трава --- лось --- ______ .
В природе всё взаимосвязано, если гибнет одно звено цепи, то исчезает и следующее. Нарушение цепи питания причиняет вред природе или ведёт к её гибели.
Предварительный просмотр:
Автор: Ерицьян Е. В.
Технологическая карта урока
Предмет_____ Окружающий мир ______________________________________________
Класс_________3 «Д»______________________________________________________
Автор УМК_____Занков____________________________________________________
Тема урока___ Законы лесной жизни.____________________________________________
Тип урока_____урок-открытие нового знания______________________________________
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |
1.Организационный момент | - Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда? Отгадайте. Закройте, пожалуйста, глаза. МАГНИТОФОН (Звуки леса) -Какие звуки природы услышали? -Какое отношение эти звуки имеют к теме нашего урока? СЛАЙД № 1 ЛЕС | Слушание музыки | выдвижение гипотез и их обоснование | Дети закрывают глаза Ответы детей - Будем говорить о лесе. | Уметь использовать речь для регуляции своего действия | Настрой на учебную деятельность | Принимать и сохранять учебную задачу, |
2. Знакомство с новым материалом | На слайде открывается название темы. Тема: Законы лесной жизни.
Слайд 2.
На доске открывается план.
- Чем является лес для живых организмов? - А давайте создадим свой лесной дом. Что нам необходимо сначала сделать? Для этого поработаете в парах. У вас лежат на столах конверты №1. -Выберите только те растения, которые растут в вашем лесу. -Какие растения остались? Почему вы их не взяли для своей картины? Проверка - Что вы заметили? Как располагаются растения в лесу? (СЛАЙД № 3 Этажи леса) - А почему растения располагаются по ярусам? Лес называют «царством деревьев». Но лес невозможно представить себе без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов. Всем им для жизни нужны свет, влага, воздух, питательные вещества. Однако они приспособились жить рядом и не мешать друг другу. Как же им это удается? | Это закономерные сочетания растительного и животного мира, приспособленные к определенным условиям окружающей среды Домом Посадить растения Одна пара работает у доски, остальные на местах. Пальма, ковыль, тимофеевка Им не подходят условия обитания Лесенкой, этажами, Ярусами Приспосабливаются к условиям | сформировать представления о лесе, как о природном сообществе умение устанавливать причинно-следственные связи; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Работа в парах. | уметь использовать речь для регуляции своего действия уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности | Планирование деятельности Проверка работы. | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок |
3.Работа с учебником | - Оказывается, существуют законы лесной жизни. Об этом вы узнаете из учебника. Откройте учебник на странице 38. Прочитайте первый абзац. - Итак, если в лесу растет ель? Какие травянистые растения приживутся в хвойном лесу? Почему? - А если наше дерево береза? (СЛАЙД № 6 БЕРЕЗА) Какие травянистые растения приживутся в берёзовой роще? Почему? КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД? -Кроме деревьев, кустарников, травянистых растений, что ещё можно увидеть в лесу? Я вам предлагаю отправиться в лес за грибами. - Какие бывают грибы? - Какие грибы вы собирали? - А как правильно собирать грибы? Слайд 7. - Грибники хорошо знают где, под каким деревом искать определенные грибы. - Где мы будем искать подосиновик? - Подберезовик? - Опята? - Дубовик? -Какой мы можем сделать вывод? - А почему? Обратимся к нашему учебнику. Найдите в тексте (страница 39) и ответьте на вопрос: -Почему грибам нужны деревья? Давайте теперь поселим в наш лесной дом грибы. Откройте конверт № 2, выберите лесные грибы. - На какой вопрос плана мы уже ответили? | Выборочное чтение текста учебника Если это ель, то, отбрасывая тень, она подает сигнал тенелюбивым травам, кустам грибам и мхам, что здесь для них приготовлено место. А светолюбивые травы по этой тени поймут, что это место не для них. Ель, разрастаясь, закроет солнце, да еще засыплет отмершими иголками. Теневыносливые и тенелюбивые - А вот если наше деревце – береза, то ее тень не страшна ни травам, ни грибам. Легкая и прозрачная тень, она лишь смягчит жар, не лишая землю света. Светолюбивые Растения приспособились к разному освещению: есть светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые Грибы Съедобные и несъедобные Ответы детей. Под осиной Под берёзой На пнях Под дубом Грибы всегда рядом с деревьями Оказывается, грибы и деревья обмениваются органическими веществами 1.Что растет в лесу? + | осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы умение устанавливать причинно-следственные связи осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы | Ответы детей Распределение картинок грибов на своей работе | уметь контролировать действия партнера уметь формулировать собственное мнение и позицию адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | Планирование деятельности Прогно- зирование | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
4.Физминутка. | Ребята, мы достаточно времени путешествуем по лесу. Не пора ли нам отдохнуть. Вверх руки подняли и покачали - Это деревья в лесу. Низко присели, вниз посмотрели - Это жучок пьет росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Где они сядут, тоже покажем - Сели все дружно опять. | ||||||
5.Этап формирования нового знания (продолжение) | Проблемная ситуация на уроке. У: Ребята, покажите, какой замечательный у вас получился лес. Но представьте: в вашем лесу расплодились жуки-короеды и листогрызы. -Почему так случилось? -К чему это может привести? Лес может превратиться в то, что показано на слайде. Слайд 8. -Что мы можем сделать, чтобы помочь лесу? А вместе с птицами добавим и других животных, чтобы жизнь в лесу стала веселее. У каждой пары конверт № 3 с картинками животных. Выберите животных для своего леса. - На какой вопрос плана мы уже ответили? - Какие животные остались? - Почему эти животные не живут в нашем лесу? (Белый медведь, крокодил, жираф) Вывод: - Какой вывод мы сделаем? - Итак, лес – это природное сообщество, потому что все здесь приспособились к определенным условиям окружающей среды. А в любом природном сообществе складываются пищевые цепочки. - Давайте попробуем составить самостоятельно пищевые цепочки. На карточках, вставьте недостающие звенья. ПРОВЕРКА . (Ключ на слайде.) (СЛАЙД ПРАВИЛЬНЫЕ ЦЕПОЧКИ ПИТАНИЯ) Подумайте, что может произойти, если одно из звеньев пищевой цепочки исчезнет совсем? | Будет уничтожена большая часть древесной растительности. Лес начнет гибнуть. Мы должны добавить в наш лес птиц. Дети работают в парах на месте, а одна пара - у доски. Обсуждение ответов учащихся. 2.Кто живёт в лесу? + Нет условий в нашем лесу. Значит, животным, как и растениям, нужны определенные условия: питание, среда обитания.
1. Семена шишек ------(белка) -------куница. . 2. (Трава) - заяц - волк. 3. Трава – лось – (волк).
Исчезнут и все другие | Формулирование проблемы выдвижение гипотез и их обоснование Самостоятельное создание способов решения проблем осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | Работа в парах Работа в парах | уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности лидерство и согласование действий с партнером | Самопроверка результата | Волевая само регу ляция осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату |
6. Закрепление изученного материала. | КАКОЙ МЫ СДЕЛАЕМ ВЫВОД? У:- Мы не напрасно говорим: сообщество, обмен информацией. Наше время люди называют веком информации. Для ее сбора, хранения, обработки созданы системы связи, изобретены компьютеры. Но оказывается, что люди ничего нового не изобрели. Объекты природных сообществ миллионы лет обмениваются информацией. К сожалению, человек пока еще плохо понимает лесной «язык». Поэтому он делает много ошибок, и главная из них – уничтожение леса. Вот какая однажды случилась история. На лес, вблизи которого находился детский лагерь, напали полчища гусениц. Дети уже не первый год приезжали в эти места, и никогда прежде ничего подобного не было. Лес погибал на глазах. Никто не знал, как ему помочь. А главное – никто не знал, почему это случилось. Дети были очень огорчены. Но если бы им сказали, что это они виноваты в гибели леса, они, наверное, удивились бы, а может быть, и возмутились. А произошло вот что. Каждый год ребята рвали цветы. И вокруг леса, и на лесных полянах. А на цветах жили, питались нектаром цветочные мухи – тахины. Их личинки, уничтожали гусениц, вредящих лесу. Но вот исчезли цветы, и не стало вблизи леса тахин. Некому стало уничтожать гусениц. Гусеницы набросились на лес, и он начал погибать. И всё потому, что дети нарушили равновесие в этом уголке природы, нарушили экологические законы. Ребята, о чём мы всегда должны помнить? На все ли пункты плана мы получили ответ на уроке? | Все обитатели лесного сообщества тесно связаны и зависят друг от друга О правилах поведения в лесу. Ответы детей. 1.Не ломай ветви деревьев и кустарников. 2. Не рви в лесу цветов. 3.Не вытаптывай травы. 4.Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. 5. Не разоряй птичьи гнезда. 6.Не разводи в лесу костёр. 7. Не убивай птиц, насекомых, зверей 8.Не засоряй мусором места отдыха. 3.Как связаны между собой в лесу растения и животные? + | осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | уметь формулировать собственное мнение и позицию | Читают пункты плана и соотносят их с полученным материалом | уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | |
8.Рефлексия | - У нас в классе появилось особое деревце. Оно пока без листиков.- Если вам урок понравился, и вы узнали много нового и интересного прикрепите к нашему деревцу зеленый листик, а если вам урок показался скучным и неинтересным, прикрепите желтый листик. (конверт № 4).- Какое замечательное у нас получилось деревце! Зеленое! А зеленый цвет – цвет жизни. Так пусть же нас окружают только зеленые леса. | Дети прикрепляют листочки на деревце. | уметь использовать речь для регуляции своего действия | различать способ и результат действия; |
- Что растет в лесу?
- Кто живёт в лесу?
- Как связаны между собой в лесу растения и животные?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Лесная школа"
На уроке я использовала ситуации, приближающиеся к реальным, отдельные элементы интенсивного метода, а также игры. Хорошо и быстро запоминается то, что интересно ребятам и вызывает у них эмоциональный...
Открытый урок "Март. Лесные новости"
Открытый урок по окружающему миру в 1 классе по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 век"....
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме «Лесные опасности" (УМК «Школа России», автор учебника Плешаков А.А.)
Открытый урок для учащихся 2 класса по Окружающему миру с использованием ИКТ по теме "Лесные опасности" (УМК "Школа России", автор учебника Плешаков А.А.)...
Конспект открытого урока по окружающему миру УМК Н. В. Виноградовой «Начальная школа XXI века». Тема: «Февраль – месяц метелей и вьюг. Лесные новости»
В игровой форме ученики 1 класса знакомятся с разнообразием живой природы в феврале....
В Лесной школе - викторина! Открытый урок в 3 классе
Цели:1. Развивающий компонент: развитие у учащихся интеллектуальной, информационной, коммуникативной культуры; развитие внимания, логического мышления, памяти, сообразительности, чув...
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру во 2 классе "Лесные опасности"
Технологическая карта открытого урока по окружающему миру во 2 классе "Лесные опасности" Цель: сформировать представления о лесных опасностяхЗадачи: сформировать правилах безопасного по...
Открытый урок по окружающему миру на тему "Лесные опасности" во 2 классе
Конспект урока + презентация к уроку окружающего мира на тему "Лесные опасности" во 2 классе по программе Школа России...