Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа 21 века"
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с
- Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- примерной программы начального общего образования;
- авторской программы «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой, издательство М.: «Вентана-Граф», 2014 г, УМК «Начальная школа ХХI века»;
- требованиями ООП НОО МБОУ «Дарьевская СОШ»;
- положением о рабочей программе учебных курсов, предметов МБОУ «Дарьевская СОШ»;
- учебным и календарным графиком МБОУ «Дарьевская СОШ» на 2016-2017 уч. год
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Основная задачи обучения предмету Окружающий мир в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Дарьевская СОШ» предмет «Окружающий мир» изучается в 1 классе 2 часа в неделю. Согласно действующему в МБОУ «Дарьевская СОШ» расписанию на 2016-2017 уч. год общий объём учебного времени составляет 66 часов.
II. Планируемые результаты освоения курса окружающий мир
К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
– воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
– различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
– ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
– различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
– различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
– определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
– устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
– описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
– сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
– анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
– различать основные нравственно-этические понятия;
– рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
– участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Ш.Содержание учебного предмета.
Ты – первоклассник (10 ч.)
Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа.
Домашний адрес. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть, мостовая. Правила пользования транспортом.
Дорожные знаки: пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» др. Светофор.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Знакомство со школой: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы геля, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Как нужно относиться к друзьям: радоваться успехам, справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою.
Ты и здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости, кожи. Охрана зрения, слуха.
Солнце, воздух, вода - факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Мы и вещи (6 ч)
Труд людей, которые делают для нас вещи: одежду, обувь, книги. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (25 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4—5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4—5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (З—4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Родная страна (19 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии. Машины, помогающие трудиться. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник :.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
IV. Тематическое планирование.
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Ты – первоклассник. | 10 |
2. | Ты и здоровье. | 6 |
3. | Мы и вещи. | 6 |
4. | Родная природа. | 25 |
5. | Родная страна. | 19 |
V.Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Ты – первоклассник. Нас окружает удивительный мир (1 ч) | ||||
1. | Нас окружает удивительный мир. | 1 | ||
Знакомимся друг с другом и со школой (2 ч) | ||||
2. | Давай познакомимся. | 1 | ||
3. | Мы школьники. Правила поведения в школе. | 1 | ||
Родная природа. Сентябрь (3 ч) | ||||
4. | Сентябрь – первый месяц осени. | 1 | ||
5. | Что нам осень подарила. | 1 | ||
6. | Грибная пора. | 1 | ||
Семья (2 ч) | ||||
7. | Семья. О маме. | 1 | ||
8. | Любимые занятия. Воскресный день | 1 | ||
Труд людей (2 ч) | ||||
9. | Как из зерна получилась булка. | 1 | ||
10. | Человек и домашние животные. | 1 | ||
Ты и здоровье. Середина осени (2 ч) | ||||
11. | Октябрь уж наступил. Птицы осенью. | 1 | ||
12. | Явления природы | 1 | ||
Родной край (2 ч) | ||||
13. | Где ты живёшь? | 1 | ||
14. | Правила дорожного движения. | 1 | ||
Мы и вещи. Труд людей (1 ч) | ||||
15. | Ты и вещи. Кто работает ночью? | 1 | ||
Органы чувств человека (2 ч) | ||||
16. | Твои помощники – органы чувств. Правила гигиены. | 1 | ||
17. | О режиме дня. Урок в спортивном зале. | 1 | ||
Родная природа. Ноябрь (5 ч) | ||||
18. | Ноябрь – зиме родной брат. | 1 | ||
19. 20. | Дикие животные Звери – млекопитающие. | 1 | ||
21. 22. | Что мы знаем о птицах. | 2 | ||
Родной край (3 ч) | ||||
23. | Город-село. | 1 | ||
24. | Дом, в котором ты живешь. | 1 | ||
25. | Зачем люди трудятся. | 1 | ||
Родная природа. Декабрь (2 ч) | ||||
26. | В декабре, в декабре все деревья в серебре. | 1 | ||
27. 28. | Какая бывает вода? | 2 | ||
Мы и другие люди (3 ч) | ||||
29. | О дружбе. | 1 | ||
30. | Идем в гости. | 1 | ||
31. 32. | С Новым годом! | 2 | ||
Родная природа. Январь (3 ч) | ||||
33. | Январь – году начало, зиме – середина. | 1 | ||
34. | Хвойные деревья. | 1 | ||
35. | Жизнь птиц зимой. | 1 | ||
Родная страна (4 ч) | ||||
36. | Наша страна – Россия. | 1 | ||
37. | Богата природа России. | 1 | ||
38. | Мы – россияне. | 1 | ||
39. | Народная сказка. | 1 | ||
Родная природа. Февраль (4 ч) | ||||
40. | Февраль – месяц метелей и вьюг. | 1 | ||
41. | Звери – млекопитающие. | 1 | ||
42. | Наш живой уголок природы. | 1 | ||
43. | Растения уголка природы. | 1 | ||
Родная страна (3 ч) | ||||
44. | Мы – граждане России. | 1 | ||
45. | Правила поведения. | 1 | ||
46. | 23 февраля – День защитника Отечества. 8-е марта – праздник всех женщин. | 1 | ||
Родная природа. Март (2 ч) | ||||
47. | Март-капельник. | 1 | ||
48. | Птичьи разговоры. | 1 | ||
Твое здоровье (3 ч) | ||||
49. | Здоровая пища. | 1 | ||
50. | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | ||
51. | Какое бывает настроение. | 1 | ||
Родная природа. Апрель (3 ч) | ||||
52. | Апрель-водолей. | 1 | ||
53. 54. | Жизнь насекомых весной. | 2 | ||
Труд людей (6 ч) | ||||
55. 56. | Весенние работы | 2 | ||
57. 58. | День космонавтики. | 2 | ||
59. 60. | Кто работает на транспорте. | 2 | ||
Родная природа. Май (5 ч) | ||||
61. | Май весну завершает, лето начинает. | 1 | ||
62. | Жизнь земноводных весной. | 1 | ||
63. 64. | Животное – живое существо. | 2 | ||
65. | Природе нужны все! | 1 | ||
66. | Скоро лето! | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс программа "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по окружющему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф.Виноградовой ...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа по окружающему миру "Школа 21 века" 2 класс...
Рабочая программа по окружающему миру Школа 21 века 2 класс
Содержит пояснительную записку, тематическое планирование...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...